kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарный план урока русского языка "Слитное и раздельное написание не с причастиями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока русского языка: "Слитное и раздельное написание не  с причастиями" Цели урока: развивающие, образовательные, воспитательные. Развивающая цель: соедействовать формированию умения аргументировать свои ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли; оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнера, развивать диалогическую и монологическую речь
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока русского языка "Слитное и раздельное написание не с причастиями" »

МБОУ «Нижне-Солотинская основная общеобразовательная школа»





















Сценарный план урока

по русскому языку в 7 классе



Тема урока: «Слитное и раздельное

написание не с причастиями» 

Подготовила: учитель Локтионова

Наталия Анатольевна











с.Нижнее Солотино

ноябрь 2014 г.



Триединая дидактическая цель:

обучающая:

создать условия для формирования языковой компетенции учащихся через освоение правила написания не с причастиями, формирование навыков написания частицы и приставки Не в причастии; умения использовать ЭОР для усвоения и закрепления новых знаний;

развивающая:

содействовать формированию умения аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли; оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнёра; развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.

воспитывающая:

содействовать развитию познавательного интереса к предмету, ответственности за результаты своего труда создать условия для повышения самооценки, самостоятельности; воспитания умения контролирования своих эмоций

УУД:

1) регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию;

2)познавательные- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

3) коммуникативные- умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР, первый по теме.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  • Компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, программа-тренажёр «Фраза», программа «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 7 класс»

  • Ресурсы www.fcior.edu.ru, www.school-collection.edu.ru

Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений"  М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова  и  др., М.:"Просвещение", 2014 г.






Ход урока

  1. Организационный этап.

(Слайды 1,2,3)

Доброе утро! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от учебной деятельности и подарили себе успех. Полагаю, мы готовы к совместной творческой работе. Присаживайтесь.

(Слайды 4,5,6,7,8)

Каждое выполненное на уроке задание вы будете оценивать сами, зарабатывая таланты. Если в вашей работе будет допущено 3-4 ошибки, вы получаете 3 таланта; допустите 1-2 ошибки – 4 таланта; безошибочная работа оценивается 5 талантами. Если ошибок больше, то талант вы не получаете. Получив таланты, вы заносите данные в лист самооценки. Ваша задача быть предельно внимательными и заработать как можно больше талантов, так как у нас будет действовать накопительная система отметки. Если в течение урока вы заработаете 45 - 50 талантов, то ваша итоговая отметка – «пять», талантов от 35 до 44 - вы получаете отметку «четыре», талантов 20-34 – отметка «три».

Сегодня на уроке мы будем изучать новое, но чтобы новое изучать, нужно прошлый материал повторять. С этого мы и начнем наше занятие.

Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

Отлично! А теперь поднимите левую руку те, кто готов сегодня отвечать на вопросы по изученным на предыдущих уроках темам…

Молодцы! Настрой на урок хороший, а это значит, что он пройдёт с интересом и лёгкостью. 

II.Актуализация опорных знаний о причастии.

Итак, начинаем наш урок.

Послушайте стихотворение – загадку и отгадайте, о какой части речи говорится:

(Слайд 9)

Вот свойство моё обязательное-

                       Склоняюсь я, как прилагательное.

                        На все вопросы его отвечаю,

                        Глагол по значению напоминаю.

                                                  (П. Чесноков)

1 задание «Игра на внимание» (Слайд 10)

 - Предлагаю вам размяться. Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы назвать правильный ответ.

1. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию.

2. Причастие имеет признаки наречия и существительного; А признаки, каких частей речи?

3. Причастия бывают полными и краткими;

4. Краткие причастия в предложении являются сказуемым;

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем?

6. Причастия бывают действительными и страдательными?

7. В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем- и -им- пишется: буква и, если причастие образовано от глагола I спряжения; А какая ? (буква е, увлекаемый)

8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов вш и ш.

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;

10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом.

А когда обособляется причастный оборот?

III. Целеполагание, мотивация учебной деятельности , формулирование темы, составление плана действий на уроке

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать причастие. (Слайд 11)

Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.  Оставьте одну строчку для записи темы урока. Ее вы попробуете сформулировать сами.

(Слайды 12, 13) 20 ноября – Всемирный день философии. Философия является элитарной формой культуры. Философия – это учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Термин «философия» в переводе с греческого языка обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию.

Накануне этого праздника я предлагаю вам поработать с предложением, которое вы видите на экране. (Слайд 14)

Человек, (не)желающий мыслить, закрывает вход в будущее.

Объясните, как вы понимаете смысл этого предложения.

 - В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?

 - Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы раскрыть скобки, сделав это безошибочно? Почему ?

(ответы детей)

-Да, действительно, нам не хватает знаний (не знаем условий, при которых не пишется слитно, при каких раздельно и т.д.)

Сформулируйте тему урока.

Слитное и раздельное написание не с причастиями. (Слайд 15)

Запишите тему в тетрадь

Итак, что надо знать, чтобы правильно написать это причастие?

Какими могут быть цели и задачи нашего урока, сформулируйте их, используя опорные слова: (Слайд 16)

Знать: условия____________________

Уметь: применять_____________________, различать__________

(Слайд 17) Знать: условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

Уметь: применять правило на практике, различать частицу НЕ,

приставку НЕ-, НЕ- как составную часть корня.

- Вместе с вами мы обозначили проблему, над которой будем работать.

Каким способом мы можем достигнуть поставленных целей? Составим план действий.

Учитель раздает на листочках распечатанный план (Слайд 18)

На экране тоже демонстрируется следующий план :

1. Выполни тренировочные задания.

2.Познакомься с правилом написания НЕ с причастиями.

3.Проведи наблюдения, исследование, сделай вывод о том, как пишутся причастия с НЕ.

4.Оцени степень усвоения тобой материала, если есть вопросы, обратись за помощью к учителю или товарищам.

-Как вы считаете, поможет ли такой план эффективно работать на уроке?

Отвечают ученики.

-Нет, некоторые пункты нужно расположить в другой последовательности.

- Обдумайте порядок расположения пунктов плана, советуясь с соседом по парте. (Работа в парах)

Зачитайте, пожалуйста, ваш план, по которому мы будем работать на уроке.

1. Проведи наблюдения, исследование, сделай вывод о том, как пишутся причастия с НЕ.

2.Познакомься с правилом написания НЕ с причастиями.

3. Выполни тренировочные задания и упражнения.

4.Оцени степень усвоения тобой материала, если есть вопросы, обратись за помощью к учителю или товарищам. (Слайд 19)

- Хорошо, и мы приступаем к выполнению первого пункта плана.

IV. Изучение новой темы

  1. Творческая практическая деятельность по реализации плана

Проведем с вами небольшое исследование, в ходе которого рассмотрим возможные варианты, ответим на вопросы, сделаем записи и в результате сформулируем правило написания не с причастиями.
Я раздаю вам листочки, разделенные на два столбика. (Слайд 20)

В первом столбике написано «слитно», а во 2-ом – «раздельно». Мы должны заполнить графы этой таблицы

Производится наблюдение

(Слайд 21) 1. Несорванные цветы – цветы не сорваны

- В чем особенность этого причастия? (Оно краткое)
Каким членом предложения оно является? (Сказуемым)
Какой вывод можно сделать? Краткие причастия пишутся с не раздельно. (Слайд 22)
Запишите: с краткими причастиями (во второй столбик)

(Слайд 23) 2. Несорванные цветы – не сорванные вчера цветы

- Есть ли у причастия зависимые слова, т.е. образует ли он причастный оборот?
Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот), то пишется с не раздельно. (Слайд 24)
Запишите: причастие имеет зависимые слова (образует причастный оборот) (во второй столбик). (Слайд 25)

3. Несорванные цветы – не сорванные, а срезанные цветы

- Постарайтесь найти причину раздельного написания не с причастием.
Какой вывод можно сделать? Если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно. (Слайд 26)
Запишите: 1. Причастие имеет противопоставление (во второй столбик)

(Слайд 27) 4. Негодующий взгляд, ненавистный тон

- От каких слов образованы причастия? (от глаголов негодовать, ненавидеть).
- Возможно ли употребление этих глаголов и образованных от них причастий без не. (Невозможно).
Какой вывод можно сделать? Если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.
Запишите: 1. Причастие без не не употребляется ( в первый столбик)

в) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Отгадайте загадку: (Слайд 28)

Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней. (Книга, учебник)

(Слайд 29) -Теперь обратимся к учебнику: параграф 36, стр.68 и сопоставим результаты нашего исследования, отраженные в таблице, с правилом, помещенным в учебнике. Мы верно решили нашу небольшую исследовательскую задачу?

(Слайд 30) -Также предлагаю вашему вниманию алгоритм написания не с причастиями. (Слайд 31) Алгоритм демонстрируется на экране, раздаются листочки с алгоритмом

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(Слайд 32) Великому немецкому мыслителю и поэту Иоганну Вольфгангу Гёте принадлежат слова: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет».

(Слайд 33) И от теории мы переходим к выполнению тренировочных задач и упражнений, как это предусмотрено в третьем пункте нашего плана. (Слайды 34, 35) При выполнении всех заданий вы можете пользоваться составленной вами таблицей и алгоритмом.
Упражнение 1. (Слайд 37)

Спишите, изменяя словосочетания по образцу.

Образец. Непрочитанная книга — книга не прочитана.

(не) скошенные травы —

(не) написанная сказка —

(не) распаханный луг —

(не) созданный прибор —

(не) изученный параграф —

(не) вырытая яма —

(не) посеянные цветы —

(не) обработанное поле —

Самопроверка, самооценка. (Слайд 38)

(Слайд 39) Физкультминутка.

(Слайд 40) Мы выполним упражнения на развитие мозгового межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, позитивного эмоционального настроя

(Слайд 41) Упражнение 2.

Спишите, раскрывая скобки. Распространите причастия зависимыми словами. Запишите по образцу. (Слайд 42)

Образец. Непрочитанная книга — не прочитанная мною книга

(Слайд 43)

(не) выполненная работа —

(не) выспавшийся ребёнок —

(не) опубликованный очерк —

(не) состоявшееся выступление —

(не) греющее солнце —

(не) замерзающий ручей —

(не) выполненное задание —

(не) построенный дом —

(не) прочитанное письмо —

Взаимопроверка, взаимооценка. (Слайд 44)

Упражнение 3. (Слайды 45,46)

Спишите, вставляя вместо звёздочек антонимы.

Образец. (Не)спускающийся, а *** лифт. — Не спускающийся, а поднимающийся лифт. (Слайд 47)

(Не) расцветающие, а ********* растения.

(Не) уменьшенные, а ********* числа.

(Не) собранные, а ********* игрушки.

(Не) затемнённая, а ********* сцена.

(Не) удаляющийся, а ********* поезд.

Самопроверка, самооценка. (Слайд 48)

Упражнение 4. (Слайды 49,50) Для того чтобы "собрать яблоки", необходимо навести курсор мыши на анимационную картинку "яблоко". Действие осуществляется при однократном щелчке левой кнопкой мыши.

-Соберите в корзинку под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить.

негодующий

недоумевающий

ненавидевший

невзлюбивший

незамерзающий

нераспустившийся

непроверяемые

некрашеный

нерассказанная

непогасший

Проверка компьютером. Самооценка

(Слайды 51,52)Упражнение 5. Тестовое задание (приложение№ __)

Объясните написание НЕ с причастием

  1. Трава НЕ скошена

А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;

Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.

2. Ничем НЕ нарушаемая тишина

А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;

Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.

3. Нескошенный луг

А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;

Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов

4. НЕ сжатая вовремя рожь

А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;

Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.

Самопроверка, самооценивание (Слайд 53)

Лингвофизминутка (Слайд 54)

- Сейчас вам необходимо продолжить мое выражение, при этом поднять руки вверх и потянуться, вставая на носочки, если это слово «слитно», затем присесть. А если это слово «раздельно», то встать и руки развести в стороны, присесть.

-НЕ с краткими причастиями напишем…. (раздельно) (Руки в стороны)

-Одиночное причастие с Не- пишется …….. (слитно)(руки вверх)

-Причастный оборот с НЕ будем писать …..(раздельно) (руки в стороны)

-Без не слово не употребляется – пишем……( слитно) (руки вверх)

-Есть противопоставление с союзом а - раздельно (руки в стороны).

Молодцы! Замечательно.

Упражнение №6 (Слайд 55) - А сейчас мы обратимся к компьютерным программам «Фраза» и «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и выполним задания.

Выполнение заданий на компьютере с программой «Фраза» и «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» (урок 08) 13. Часть 2 слайд 5 (3-5 мин), 14. часть 2 слайд 6 (1-2 минуты)

Отметка выставляется компьютером.

Упражнение 7. (Слайд 56)

(Слайд 57) Перепиши, раскрывая скобки.

Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает.

Осенью идут (не)прекращающиеся  дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхают за рекой.

(Слайд 58) Взаимопроверка, взаимооценивание.

(Слайд 59) Физминутка с гимнастикой для глаз

Упражнение 8 (Слайды 60,61)

Распредели примеры по графам таблицы

Причастие с не пишется слитно

Причастие с не пишется раздельно



(Не)укротимая ярость;

(не)причесанные, а растрепанные волосы;

статья (не)написана;

(не)годующий из-за пустяка прохожий;

(не)приспособленный к жизни человек;

(не)домогающий ребенок;

задание (не)приготовлено.

(Слайд 62) Самопроверка, самооценивание.

VI. Включение в систему знаний и повторение. Подведение итогов урока.

(Слайд 63) Итак, подведем итоги урока.

 - Можем ли мы без ошибки написать то предложение, которое прозвучало в начале урока? Объясните.

Человек, не желающий мыслить, закрывает вход в будущее.

(Не с причастием желающий пишется раздельно, потому что есть зависимое слово мыслить, т.е. причастный оборот) (Слайды 64, 65)

- Еще раз обратитесь к теме урока, какие цели вы ставили перед собой?

Проговаривают тему урока, озвучивают цели.

- Смогли ли вы достичь их?

-Все ли пункты плана удалось реализовать в ходе урока?

(Слайд 66) Ответьте на вопросы. Слайд

1). Как пишется не с краткими причастиями?

2). Как пишется не с полными причастиями, имеющими зависимые слова?

3). Как пишется причастие с не, если есть противопоставление с союзом а ?

(Слайд 67) Ответьте на вопросы

1). Как пишется причастие с не, если без не оно не употребляется?

2). Как пишется причастие с не, если нет противопоставления с союзом а ?

3). Как пишется причастие с не, если нет зависимых слов?

(Слайд 68) Работа с иллюстрацией презентации.

- Рассмотрите рисунок и подскажите всаднику НЕ, в какой усадьбе ему будут рады, объясните почему. Работаете в парах.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайды 69, 70)

Работа с листом самооценки. Выставление отметок за урок.

- А сейчас поработаем с листом самооценки, подсчитайте заработанные в течение урока таланты. Заполните графу «итого» и поставьте себе итоговую отметку, заработанную на уроке.

- Заполните рефлексивную карту, состоящую из трёх листов, оценив работу на уроке по трём критериям. Поставьте в квадратике напротив утверждения, которое соответствует вашему, любой знак: галочку, крестик, черточку и т.д.

(Слайд 71) Лист 1 . Степень усвоения нового материала.

(Слайд 72) Лист 2. Активность на уроке

(Слайд 73) Лист 3. Настроение

VIII. Домашнее задание (учитель раздает на листочках) (Слайд 74)

ВСЕМ: §26 , стр.68. Выучить правило написания НЕ с причастиями.

ВЫБИРАЙ:

Задание с правом выбора(одно из предложенных):

1) упражнение 155 (письменно);

2) составить или найти в художественных произведениях примеры, иллюстрирующие орфограмму «Правописание НЕ с причастиями». Записать их в тетрадь, обозначив условия выбора написания;

3) составить предложения с парами слов. Указать условия написания НЕ с причастиями.

1)      незамеченный  -  не замеченный

2)      неокрашенный – не окрашенный

3)      неоттаявшая – не оттаявшая

4)      неизбалованный – не избалованный

 4) Творческие натуры могут сочинить свою историю о НЕ с причастием.

Заключительное слово учителя

(Слайд 75) Мы сегодня работали с предложением: «Человек, не желающий мыслить, закрывает вход в будущее».

Я хочу познакомить вас с выражением великого французского философа-просветителя Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Чтобы у вас был открыт вход в будущее, я призываю вас как можно больше внимания уделять чтению.

(Слайды 76, 77)

Ребята, наш урок подходит к концу. Мне думается, вы эффективно поработали, проявили ум и смекалку. Вы молодцы, я поздравляю вас с победой в знаниях и умениях. На следующем уроке мы будем продолжать изучение этой темы, потому что с малого открытия начинается большое.

(Слайд 78) Спасибо за работу на уроке!

В век инноваций, новизны

Светитесь от улыбок и любви!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарный план урока русского языка "Слитное и раздельное написание не с причастиями"

Автор: Локтионова Наталия Анатольевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133015


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства