3.Открытие нового знания Цель этапа: выявить тему урока, поставить учебные задачи. Решить проблемную ситуацию, активизировать работу в парах. “Знаешь ли ты что…” | (Слайд 2) - Ребята, помните я вам загадывала загадку, а вы её не отгадали и я вам сказала, что мы к ней скоро вернёмся, так, о чём идёт речь? Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять! - Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке. Послушайте отрывок из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти? Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка. - Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик? - А вы знаете, что значит «собаку съел(а)»? - Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.), значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём - либо, стал мастером в каком - либо деле. Выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение «Мастер своего дела». Итак, как называются подобные сочетания слов? Фразеологизмы. Запишите её в тетради. А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цели нашего урока: (СЛАЙД 3) Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию. Узнать, как называется........ о языке, в котором изучаются.......... Выяснить, где узнать лексическое значение........ Выяснить роль .......... в речи. Я уверена, что вы, готовя проект по данной теме к этому уроку достаточное долгое время, тоже съели на нём собаку. И сейчас я прошу выступить с защитой вашего коллективного проекта ваших лидеров. | Осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя.Высказывают свои предполагаемые ответы. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, осознанно строят речевые высказывания. Собаку съела. Высказывают свои предположения. Ученики пишут тему урока в тетрадях. Формулируют цель урока и дополняют предложения. Высказывают свои предположения (детская презентация, выступают 2 человека) | - управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность (Р) - работа с информацией, умение структурировать знания, выполнение логических операций сравнения, обобщения, классификации (П) - речевая деятельность, навыки сотрудничества (К) |
4.Первичная проверка понимания “Мозговой штурм” Динамическая пауза | Что же такое фразеологизмы? (СЛАЙД 4)-понятие фразеологизма А что об этом говорит этимологический словарь (СЛАЙД 5)-этимологическая справка Учитель демонстрирует и другие фразеологические словари Какой вывод о структуре фразеологизма можно сделать? Подберите к каждому слову фразеологизм (СЛАЙД 6)- -Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их. Голоден, как … (волк). Хитёр, как …(лиса). Труслив, как … (заяц). Надут, как … (индюк). Неповоротлив, как … (медведь). Упрям, как …(осёл). Здоров, как … ( бык). Колюч, как … (ёж). (СЛАЙД 7)- динамическая пауза | Дети отвечают, потом высвечивается информация на слайде Находят информацию в словаре, читают вслух Фразеологизмы равны по значению либо одному слову, либо целому предложению. Фронтальная устная работа Изображают зверей мимикой | Целеполагание, оценка (Р) Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
6.Выполнение упражнений на закрепление изученного материала. Цель – выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала. Проверка!!! На слайдах | Вам понравилась динамическая пауза? Ребят, скажите, а если не употреблять в своей речи эти устойчивые выражения, что-то изменится, сильно пострадает наша речь или нет? Так какую роль играют фразеологизмы в нашей речи? -А вы хотите, чтобы ваша речь была образной и выразительной? Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где вы сможете применить, полученные знания. ( СЛАЙД 9)- Укажите фразеологизмы со значением: 1 столбик - «бездельничать»; 2 столбик - «обманывать»; 3 столбик - «быстро». Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног. - Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок. Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. Слова для справок: Неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился. По определению отгадать фразеологизмы: Умышленно , намеренно не замечать чего-либо (закрывать глаза на что-либо), Очень худой, измождённый (кожа да кости), Днём, у всех на виду (среди бела дня), Неохотно, принудив себя к чему-либо (скрепя сердце) Написать мини-сочинение «Что я люблю (или не люблю)» используя следующие фразеологизмы: Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду Итак, давайте проверим результаты Ваших творений - Молодцы, ребята! А сейчас пришло время нам сделать ещё один вывод: Могут ли фразеологические обороты иметь синонимы и антонимы? Приведите примеры: фразеологизмы-синонимы: два сапога пара (одного поля ягода), перековать мячи на орала (вложить меч в ножны). фразеологизмы-антонимы: засучив рукава (спустя рукава), заварить кашу (расхлёбывать кашу), тяжёл на подъём (лёгок на подъём). | Участвуют в диалоге - Фразеологизмы придают речи образность, выразительность. ( СЛАЙД 8)- 1 группа (самая слабая) работая с карточкой и фразеологическим словарём, делит фразеологизмы на 3 группы 2 группа (посильнее)-Конструирование Выполняют практическое задание. 3 группа- более сильная (на карточках) 4 группа – самая сильная 1 группа - СЛАЙД 10 2 группа- (СЛАЙД 11) 3 группа-(СЛАЙД 12) 4 группа- зачитывают сочинение СЛАЙД 13) Приводят примеры, если затрудняются , учитель демонстрирует на слайде СЛАЙД 14) | Самоопределение (Л) Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества (К) |
7.Рефлексия деятельности
Цель – самооценка достигнутых результатов. | Вам понравился наш урок? - Оцените, как вы работали сегодня на уроке (СЛАЙД 15): не покладая рук, ни шатко ни валко, через пень колоду, засучив рукава, тяп да ляп, в поте лица. - Молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица. Спасибо за урок!!! | Самооценка знаний. Отвечают на вопросы, оценивают результат своей деятельности. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) |