kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка " ОХ уж эти Фразеологизмы!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах встала особенно остро, когда выпускники 11-х классов стали сдавать ЕГЭ. Оказалось многие из старшеклассников с больши трудом находят фразеологические обороты, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " ОХ уж эти Фразеологизмы!"»

Ох уж эти Фразеологизмы!”

Дата

28.11.2018

Класс

6

УМК

Учебник «Русский язык 6 класс», авторы: М.Т.Баранов, Т.М. Ладыженская, Л.А. Тростенцова; под редакцией Н.М. Шанского

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема урока

Фразеологизмы

Цель

Формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.

Задачи


Воспитательная: прививать любовь к родному языку, формировать у обучающихся чувство языка.

Образовательная: закрепить и расширить знания о фразеологизмах, показать многообразие, разновидность фразеологизмов и определить возможные пути их классификации.

Развивающая: уметь находить фразеологизмы; объяснять их значение; правильно употреблять в речи; развивать культуру речи, самостоятельное мышление, творческие и исследовательские умения.

Основные термины, понятия

Устойчивые сочетания слов, синонимы, антонимы, фразеологический оборот.

Оборудование, техническое оснащение

Презентация, компьютер, проектор, учебник русского языка для 6 класса, раздаточный материал, карточки с заданиями, толковые и фразеологические словари.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и групповая.









Предметные умения:

- объяснять значения устойчивых сочетаний - фразеологизмов;

- сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;

- находить значение фразеологизмов в словаре;


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;


Познавательные УУД:

- использовать приобретённые знания при объяснении значения фразеологизмов.

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.


Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.








Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке. Запишите в тетради число и классная работа.

Приветствуют учителя. Подготовка класса к работе.

-осуществлять самоконтроль (Р)


- слушать и понимать речь других (К)

2.Мотивация учебной деятельности обучающегося

Цель этапа:

Побуждение к работе с новой информацией.

- Начинаем наш урок Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!

- Моё приветствие удивило вас? О каком явлении русского языка пойдёт сегодня речь?

Воспринимают информацию учителя.

Обучающиеся предлагают варианты содержания урока.


-высказывать свое предположение (Р)


-точно и полно выражать свои мысли (К)

3.Открытие нового знания

Цель этапа: выявить тему урока, поставить учебные задачи. Решить проблемную ситуацию, активизировать работу в парах.



















“Знаешь ли ты что…”

(Слайд 2)

- Ребята, помните я вам загадывала загадку, а вы её не отгадали и я вам сказала, что мы к ней скоро вернёмся, так, о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!


- Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

Послушайте отрывок из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

- А вы знаете, что значит «собаку съел(а)»?

- Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.), значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём - либо, стал мастером в каком - либо деле.

Выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение «Мастер своего дела».

Итак, как называются подобные сочетания слов? Фразеологизмы. Запишите её в тетради.

А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цели нашего урока:

(СЛАЙД 3)

Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию.

  • Узнать, как называется........ о языке, в котором изучаются..........

  • Выяснить, где узнать лексическое значение........

  • Выяснить роль .......... в речи.


Я уверена, что вы, готовя проект по данной теме к этому уроку достаточное долгое время, тоже съели на нём собаку.


И сейчас я прошу выступить с защитой вашего коллективного проекта ваших лидеров.

Осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя.Высказывают свои предполагаемые ответы. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, осознанно строят речевые высказывания.
















Собаку съела.


Высказывают свои предположения.


















Ученики пишут тему урока в тетрадях.


Формулируют цель урока и дополняют предложения.














Высказывают свои предположения





(детская презентация, выступают 2 человека)

- управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность (Р)

- работа с информацией, умение структурировать знания, выполнение логических операций сравнения, обобщения, классификации (П)

- речевая деятельность, навыки сотрудничества (К)

4.Первичная проверка понимания














Мозговой штурм”



Динамическая пауза











Что же такое фразеологизмы?

(СЛАЙД 4)-понятие фразеологизма

А что об этом говорит этимологический словарь

(СЛАЙД 5)-этимологическая справка

Учитель демонстрирует и другие фразеологические словари


Какой вывод о структуре фразеологизма можно сделать?



Подберите к каждому слову фразеологизм

(СЛАЙД 6)-


-Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).

(СЛАЙД 7)- динамическая пауза

Дети отвечают, потом высвечивается информация на слайде


Находят информацию в словаре, читают вслух







Фразеологизмы равны по значению либо одному слову, либо целому предложению.


Фронтальная устная работа



Изображают зверей мимикой









Целеполагание, оценка (Р)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

6.Выполнение упражнений на закрепление изученного материала.

Цель – выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала.











































































Проверка!!!

На слайдах

Вам понравилась динамическая пауза?

Ребят, скажите, а если не употреблять в своей речи эти устойчивые выражения, что-то изменится, сильно пострадает наша речь или нет?

Так какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?

-А вы хотите, чтобы ваша речь была образной и выразительной?

Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где вы сможете применить, полученные знания. ( СЛАЙД 9)-


Укажите фразеологизмы со значением:
1 столбик - «бездельничать»;
2 столбик - «обманывать»;
3 столбик - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.


- Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.


Слова для справок:

Неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.


По определению отгадать фразеологизмы:

Умышленно , намеренно не замечать чего-либо (закрывать глаза на что-либо),

Очень худой, измождённый (кожа да кости),

Днём, у всех на виду (среди бела дня),

Неохотно, принудив себя к чему-либо (скрепя сердце)


Написать мини-сочинение

«Что я люблю (или не люблю)» используя следующие фразеологизмы:

Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду



Итак, давайте проверим результаты Ваших творений



- Молодцы, ребята! А сейчас пришло время нам сделать ещё один вывод:

Могут ли фразеологические обороты иметь синонимы и антонимы? Приведите примеры:

фразеологизмы-синонимы: два сапога пара (одного поля ягода), перековать мячи на орала (вложить меч в ножны).


фразеологизмы-антонимы: засучив рукава (спустя рукава), заварить кашу (расхлёбывать кашу), тяжёл на подъём (лёгок на подъём).

Участвуют в диалоге

- Фразеологизмы придают речи образность, выразительность.

( СЛАЙД 8)-











1 группа (самая слабая) работая с карточкой и фразеологическим словарём, делит фразеологизмы на 3 группы









2 группа (посильнее)-Конструирование


Выполняют практическое задание.




















3 группа- более сильная (на карточках)













4 группа – самая сильная

















1 группа - СЛАЙД 10

2 группа- (СЛАЙД 11)


3 группа-(СЛАЙД 12)


4 группа- зачитывают сочинение СЛАЙД 13)




Приводят примеры, если затрудняются , учитель демонстрирует на слайде

СЛАЙД 14)



Самоопределение (Л)

Целеполагание (Р)

Планирование учебного сотрудничества (К)

7.Рефлексия деятельности



Цель – самооценка достигнутых результатов.


Вам понравился наш урок?

- Оцените, как вы работали сегодня на уроке

(СЛАЙД 15): не покладая рук, ни шатко ни валко, через пень колоду, засучив рукава, тяп да ляп, в поте лица.


- Молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица.

Спасибо за урок!!!

Самооценка знаний. Отвечают на вопросы, оценивают результат своей деятельности.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

8.Домашнее задание

Задания рабочим группам:

1 группа- провести соц. опрос среди взрослого состава нашей школы на знание устойчивых выражений

2 группа- проведёт классные часы в начальной школе по фразеологическим оборотам

3 группа- проведёт исследование по вопросу, какие фразеологизмы чаще всего люди употребляют в своей речи у нас в Ставропольском крае

4 группа будет оказывать помощь и содействие каждой группе и возьмёт на себя обобщение и оформление собранного материала




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка " ОХ уж эти Фразеологизмы!"

Автор: Омарова Ирина Георгиевна

Дата: 26.11.2018

Номер свидетельства: 487569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Интегрированный урок русского языка и литературы на тему   «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» "
    ["seo_title"] => string(109) "intieghrirovannyi-urok-russkogho-iazyka-i-litieratury-na-tiemu-frazieologhizmy-krylatyie-slova-i-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420471439"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка по теме " Устойчивые выражения""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekturokarusskoghoiazykapotiemieustoichivyievyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "283652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453869974"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок  русского языка "Богатство русской лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-russkogho-iazyka-boghatstvo-russkoi-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "103352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402580951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства