kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме " Устойчивые выражения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать представление о стилистическом значении и возможности использования в речи устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Планируемые результаты:

метапредметные:

Личностные

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Регулятивные

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать учебную деятельность

Познавательные

развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные

развивать умения работать в группе, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

предметные

·         понимать выразительные возможности фразеологических оборотов;

·         объяснять значение фразеологических оборотов;

·         использовать фразеологизмы в собственной речи.

Тип вводимого знания: изучение нового.

Ход урока.

1)Организационный этап.

Самоопределение учебной деятельности.

Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на занятие, провожу игру, мотивирующую  учащихся на работу.

– Добрый день!

 Встаньте правильно, красиво. Дайте, я вами полюбуюсь. Посмотрите друг на друга и полюбуйтесь друг другом.

 Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

 – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

 – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

 – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

 – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

Свою работу на уроке будете оценивать по следующим критериям: задание  выполнено без ошибок – улыбающийся смайлик, встретились ошибки – грустный смайлик. Рисовать смайлики будете в картах оценивания – напротив каждого выполненного задания. Листы на партах. Критерий на доске.

Сядьте  правильно.

- Ответьте на вопрос:

- С чего начнём наш урок?

Откройте тетради, расположите их на столе правильно, соблюдайте правила посадки. Запишите число, классная работа.

2) Минутка чистописания.

 На слайде написание буквы.

-Пропишите показ. Подчеркните наиболее правильное написание.

- Для чего мы повторяем написание разных букв или их соединений на каждом уроке?

- Посмотрите на образец, оцените свою работу.

3) Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Предлагаю выполнить тест. Подвожу к теме предстоящего урока. Организую проверку теста по эталону.

Тест

1.Найди пары синонимов и соедини их линиями.

Приятель                            воин

Противник                          друг

Солдат                                  враг

2.Подбери антонимы к словам.

Горе –

Конец -

Жара –

3. Найдите в тексте фразеологизмы, подчеркните  и расшифруйте их.

Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы.  Они считают ворон и витают в облаках. Они иногда играют у меня на нервах.

Выполните проверку по эталону первых двух заданий.

-Что такое синонимы? (Близкие)

- Что такое антонимы?  (противоположные)

В 3 задании:  

Кто нашёл? Какие? Кому было трудно?

В каком задании у вас возникло затруднение? Почему?

Оцените 1 и 2 задания. К 3 заданию вернемся позже.

4) Постановка учебной проблемы.

Выдвигаю проблему. Организую формулирование целей и темы урока учащимися. Организую постановку учебной задачи.

Уточняю понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Почему не получилось выполнить третье задание?

Перед нами проблема.

Как устранить данную проблему?

Узнать что такое фразеологизмы.

Научиться их находить в тексте и расшифровывать.

Это и будут цели нашего урока. На доске.

Цели:

Узнать что такое фразеологизмы.

Научиться их находить в тексте и расшифровывать.   

  Согласны с этими целями?

Назовите  тему сегодняшнего урока?

Согласны, с темой урока?

Тема: « Фразеологизмы.( Устойчивые выражения)».Тема на доске.

- Для достижения целей урока предлагаю составить план. Посовещайтесь в парах и продолжите план.

1)Узнать, что такое ………………………. фразеологизм (устойчивое выражение).
2) Познакомиться…………………………. со словарем  устойчивых выражений.
3) Потренироваться в …………………….нахождении и объяснении  устойчивых выражений.

- Выскажите свои мысли. План на доске.

Согласны работать по этому плану?

 

5) Решение учебной проблемы

Ребята, вы сегодня работайте хорошо. Не ударьте в грязь лицом.

Кто понял, что я имела в виду, когда сказала

 «не ударьте в грязь лицом»?

Показ картинки:

Может быть это то, что изображено на картинке?

Ударить - это стукнуть.

Лицо – это часть тела человека.

 Грязь – это земля, растворенная в воде.

Я права?

Нет.

«Не ударить в грязь лицом» - это значит не опозориться, сделать все правильно. СЛОВАРЬ распечатанный

А я таких выражений много знаю. - По иллюстрации догадайтесь, какое устойчивое выражение здесь скрыто.

В ПАРЕ со словарём

По мере работы над фразеологизмом на доске появляются соответствующие картинки.

«Вешать лапшу на уши»,

Обманывать

«Писать как курица лапой»,

Не красиво, не аккуратно.   САМООЦЕНКА

- Откройте учебник на странице 113, найдите упражнение 103. Прочитайте предложение и найдите в нём устойчивое выражение.

 

Пятёрок у него в дневнике – кот наплакал.

 

- Как вы понимаете смысл выражения «кот наплакал»: пятёрок много или мало.  словарь в учебнике

- А почему появилось такое выражение?

- Представьте, если бы кот смог наплакать, слёз у него было бы много или мало?

- При этом помните, мы не можем переделывать устойчивое выражение по своему желанию. Нельзя сказать «пёс наплакал», «кошка наплакала» только «кот наплакал».

Такие выражения в русском языке называются – фразеологизмы, или устойчивые выражения.

- Как вы думаете, зачем нужно знать фразеологизмы, для чего они нужны в нашей речи?

Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль.

6) Словарная работа.

- А теперь запишите выражение:

Не в своей тарелке.

 - Как вы понимаете смысл этого выражения?

 Читают из словаря:

Быть не в обычном для себя состоянии, когда чувствуешь себя не так как всегда.

Например: Выступая на сцене, Петя чувствовал себя не в своей тарелке.

- Составьте своё предложение с этим выражением.

- Попробуйте заменить в этом выражении слово тарелка на слова, например, чашка, тазик, ведро.

 

 - В таком виде выражение не используется, мы не можем заменить слово. Это устойчивое выражение. Его мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости

- А какое слово по вашему мнению будет из словаря?

- Запишите в словарик ТАРЕЛКА.

- Обозначьте ударение, подчеркните букву, написание которой нужно запомнить.

7) Первичное закрепление новых знаний.

Выпишите из словаря любые 2 - 5 фразеологизмов с объяснением. Запомните их.

Какие фразеологизмы вы выписали? Зачитайте. Оцените работу.

  1. Работа в парах

Заменить словосочетание устойчивым выражением – проведите ниточку.

Очень дружно

Лететь стрелой

Сильно устать

Душа в душу

Сильно перепугаться

Валиться с ног

Быстро бежать

Ни жив, ни мёртв

Эталон на доске. Самопроверка. Оцените работу.

Групповая  работа  с самопроверкой

Я предлагаю поработать в группе.

Давайте прочитаем правила работы в группе.

1.Говорим вежливо.

2.Называем собеседника по имени.

3.Не перебиваем друг друга.

4.Работаем дружно.

Мы с вами должны создать «Фразеологический зверинец».

Задания находится в конверте.

 Приступайте к работе.

Вместо (…) вклей подходящую по смыслу картинку животного.

Голоден как…

Хитер как…

Труслив как…

Колючий как…

Нем как…

Упрям как…

Доложите о своей работе. К доске выходят представители нескольких групп и читают получившиеся фразеологизмы.

Оцените свою работу в группе.

8) Включение нового в систему знаний и повторение.

Ребята, а теперь вы сможете справиться с 3 заданием теста?

Работайте.

Сверьте свои работы с образцом. Оцените.

9) Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

- Над какой новой темой сегодня работали?

- Для чего нужны фразеологизмы? 

Оценивание работы на уроке.

1.      - У кого все смайлики улыбаются в вашей карте оценивания? Почему? Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

 

2.       - У кого есть грустные смайлики? Что вам не удалось? Что показалось вам сегодня трудным?  Что себе пожелаете?

3.    Какую пользу вы извлекли из этого урока?

 

10) Д/З

На карточках подчеркнуть предложение, где употребляются устойчивые выражения.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил себе язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

.

  • Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали.

Никто не ударил в грязь лицом и не сел в калошу. Я решила  наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, видеокамера, цифровой фотоаппарат, автомобиль ВМW и другие, любезно предоставленные фирмой «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет.

  • Попались на удочку?
  • А если серьёзно, то вас ожидает приз «Пальчики оближешь». Смотрите язык не проглотите.
  • Спасибо за работу на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме " Устойчивые выражения"»

Урок русского языка.

Класс: 3 «В»

Тема урока: «Устойчивые выражения».

Цель: сформировать представление о стилистическом значении и возможности использования в речи устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Планируемые результаты:

метапредметные:

Личностные

формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.




Регулятивные

формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать учебную деятельность


Познавательные

развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.



Коммуникативные

развивать умения работать в группе, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




предметные

  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов;

  • объяснять значение фразеологических оборотов;

  • использовать фразеологизмы в собственной речи.


Тип вводимого знания: изучение нового.



Ход урока.

1)Организационный этап.

Самоопределение учебной деятельности.

Приветствую учащихся, проверяю готовность к уроку, создаю эмоциональный настрой на занятие, провожу игру, мотивирующую учащихся на работу.

– Добрый день!

Встаньте правильно, красиво. Дайте, я вами полюбуюсь. Посмотрите друг на друга и полюбуйтесь друг другом.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

 – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

 – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

 – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

 – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…



Свою работу на уроке будете оценивать по следующим критериям: задание выполнено без ошибок – улыбающийся смайлик, встретились ошибки – грустный смайлик. Рисовать смайлики будете в картах оценивания – напротив каждого выполненного задания. Листы на партах. Критерий на доске.

Сядьте правильно.

- Ответьте на вопрос:

- С чего начнём наш урок?

Откройте тетради, расположите их на столе правильно, соблюдайте правила посадки. Запишите число, классная работа.

2) Минутка чистописания.

На слайде написание буквы.

-Пропишите показ. Подчеркните наиболее правильное написание.

- Для чего мы повторяем написание разных букв или их соединений на каждом уроке?

- Посмотрите на образец, оцените свою работу.

3) Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Предлагаю выполнить тест. Подвожу к теме предстоящего урока. Организую проверку теста по эталону.

Тест

1.Найди пары синонимов и соедини их линиями.

Приятель воин

Противник друг

Солдат враг

2.Подбери антонимы к словам.

Горе –

Конец -

Жара –

3. Найдите в тексте фразеологизмы, подчеркните и расшифруйте их.

Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. Они считают ворон и витают в облаках. Они иногда играют у меня на нервах.

Выполните проверку по эталону первых двух заданий.

-Что такое синонимы? (Близкие)

- Что такое антонимы? (противоположные)

В 3 задании:

Кто нашёл? Какие? Кому было трудно?

В каком задании у вас возникло затруднение? Почему?

Оцените 1 и 2 задания. К 3 заданию вернемся позже.

4) Постановка учебной проблемы.

Выдвигаю проблему. Организую формулирование целей и темы урока учащимися. Организую постановку учебной задачи.

Уточняю понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Почему не получилось выполнить третье задание?

Перед нами проблема.

Как устранить данную проблему?

Узнать что такое фразеологизмы.

Научиться их находить в тексте и расшифровывать.

Это и будут цели нашего урока. На доске.

Цели:

Узнать что такое фразеологизмы.

Научиться их находить в тексте и расшифровывать.

Согласны с этими целями?



Назовите тему сегодняшнего урока?

Согласны, с темой урока?

Тема: « Фразеологизмы.( Устойчивые выражения)».Тема на доске.

- Для достижения целей урока предлагаю составить план. Посовещайтесь в парах и продолжите план.

1)Узнать, что такое ………………………. фразеологизм (устойчивое выражение).
2) Познакомиться…………………………. со словарем устойчивых выражений.
3) Потренироваться в ……………………..нахождении и объяснении устойчивых выражений.

- Выскажите свои мысли. План на доске.

Согласны работать по этому плану?



5) Решение учебной проблемы

Ребята, вы сегодня работайте хорошо. Не ударьте в грязь лицом.

Кто понял, что я имела в виду, когда сказала

«не ударьте в грязь лицом»?

Показ картинки:





Может быть это то, что изображено на картинке?

Ударить - это стукнуть.

Лицо – это часть тела человека.

Грязь – это земля, растворенная в воде.

Я права?

Нет.

«Не ударить в грязь лицом» - это значит не опозориться, сделать все правильно. СЛОВАРЬ распечатанный

А я таких выражений много знаю. - По иллюстрации догадайтесь, какое устойчивое выражение здесь скрыто.

В ПАРЕ со словарём

По мере работы над фразеологизмом на доске появляются соответствующие картинки.

«Вешать лапшу на уши»,



Обманывать

«Писать как курица лапой»,

Не красиво, не аккуратно. САМООЦЕНКА

- Откройте учебник на странице 113, найдите упражнение 103. Прочитайте предложение и найдите в нём устойчивое выражение.



Пятёрок у него в дневнике – кот наплакал.



- Как вы понимаете смысл выражения «кот наплакал»: пятёрок много или мало. словарь в учебнике

- А почему появилось такое выражение?

- Представьте, если бы кот смог наплакать, слёз у него было бы много или мало?

- При этом помните, мы не можем переделывать устойчивое выражение по своему желанию. Нельзя сказать «пёс наплакал», «кошка наплакала» только «кот наплакал».

Такие выражения в русском языке называются – фразеологизмы, или устойчивые выражения.

- Как вы думаете, зачем нужно знать фразеологизмы, для чего они нужны в нашей речи?

Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль.

6) Словарная работа.

- А теперь запишите выражение:

Не в своей тарелке.

- Как вы понимаете смысл этого выражения?

Читают из словаря:

Быть не в обычном для себя состоянии, когда чувствуешь себя не так как всегда.

Например: Выступая на сцене, Петя чувствовал себя не в своей тарелке.

- Составьте своё предложение с этим выражением.

- Попробуйте заменить в этом выражении слово тарелка на слова, например, чашка, тазик, ведро.



- В таком виде выражение не используется, мы не можем заменить слово. Это устойчивое выражение. Его мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости

- А какое слово по вашему мнению будет из словаря?

- Запишите в словарик ТАРЕЛКА.

- Обозначьте ударение, подчеркните букву, написание которой нужно запомнить.



7) Первичное закрепление новых знаний.

Выпишите из словаря любые 2 - 5 фразеологизмов с объяснением. Запомните их.

Какие фразеологизмы вы выписали? Зачитайте. Оцените работу.

  • Работа в парах

Заменить словосочетание устойчивым выражением – проведите ниточку.

Очень дружно

Лететь стрелой

Сильно устать

Душа в душу

Сильно перепугаться

Валиться с ног

Быстро бежать

Ни жив, ни мёртв



Эталон на доске. Самопроверка. Оцените работу.

Групповая работа с самопроверкой

Я предлагаю поработать в группе.

Давайте прочитаем правила работы в группе.

1.Говорим вежливо.

2.Называем собеседника по имени.

3.Не перебиваем друг друга.

4.Работаем дружно.

Мы с вами должны создать «Фразеологический зверинец».

Задания находится в конверте.

Приступайте к работе.

Вместо (…) вклей подходящую по смыслу картинку животного.

Голоден как…

Хитер как…

Труслив как…

Колючий как…

Нем как…

Упрям как…

Доложите о своей работе. К доске выходят представители нескольких групп и читают получившиеся фразеологизмы.

Оцените свою работу в группе.

8) Включение нового в систему знаний и повторение.

Ребята, а теперь вы сможете справиться с 3 заданием теста?

Работайте.

Сверьте свои работы с образцом. Оцените.

9) Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

- Над какой новой темой сегодня работали?

- Для чего нужны фразеологизмы?

Оценивание работы на уроке.

  1. - У кого все смайлики улыбаются в вашей карте оценивания? Почему? Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?



  1. - У кого есть грустные смайлики? Что вам не удалось? Что показалось вам сегодня трудным? Что себе пожелаете?

  2. Какую пользу вы извлекли из этого урока?



10) Д/З

На карточках подчеркнуть предложение, где употребляются устойчивые выражения.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил себе язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

.

  • Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали.

Никто не ударил в грязь лицом и не сел в калошу. Я решила наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, видеокамера, цифровой фотоаппарат, автомобиль ВМW и другие, любезно предоставленные фирмой «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет.

  • Попались на удочку?

  • А если серьёзно, то вас ожидает приз «Пальчики оближешь». Смотрите язык не проглотите.

  • Спасибо за работу на уроке.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме " Устойчивые выражения"

Автор: Родионова Любовь Викторовна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка по программе ПНШ на тему: "Устойчивые выражения" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-proghrammie-pnsh-na-tiemu-ustoichivyie-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419858686"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе" "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imion-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "105484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402856023"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства