Урок русского языка
Тема: Богатство русской лексики
Чу Светлана Владимировна, учитель русского языка
Цели урока:
1. Образовательные:
- повторение и углубление сведений о лексике русского языка
- формирование умения определять вид фразеологизмов
- проверка понимания и степени усвоения материала по теме
2. Развивающие:
- развитие мыслительной деятельности учащихся
- развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников
3. Воспитательные:
- воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
- воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей
- воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи
Оборудование: словари, альбомные листы, фломастеры.
Ход урока
- Организационный момент. Постановка целей урока
- II. Разминка.
– Кто у нас сегодня проводит разминку? (Один из учеников подготовил скороговорку.)
Напоминаю, что начинаем мы все хором в медленном темпе, постепенно его увеличивая. (Нескольких спросить отдельно.)
III. Блиц-опрос.
У меня сегодня что-то все валится из рук, кто мне поможет восстановить нашу схему? (У доски работаю двое учащихся: один собирает схему, другой ищет пары для синонимов.)
лес
горе
стужа
хотеть
потёмки
почтение
разрешать
искрящийся
бор
беда
мороз
желать
сумерки
уважение
позволять
сверкающий
А пока ребята разбираются со своим заданием, давайте вспомним все, что мы уже с вами знаем.
– Что изучает лексика?
– Какие слова бывают?
– При помощи чего создается богатство лексики?
– Что такое синонимы? Приведите примеры.
– Какие бывают омонимы? (Омографы, омофоны, омоформы.)
– Что помогает нам определить какое слово перед нами – однозначное или многозначное? (Толковый словарь.)
IV. 1.Иногда бывает, что подобрать слово-синоним или антоним, омоним очень сложно и в этом случае нам на помощь приходят специальные словари. (Показ словарей.)
2. – Что такое слово-термин?
– Раскройте мне понятие слов-терминов “глагол”, “имя существительное”, “имя прилагательное”.
– Что такое антонимы? Приведите примеры.
Я сейчас вам почитаю рассказ, а вы поможете мне в этом. Ваша задача помочь одному из героев подобрать нужные слова.
Петя и Коля.
Живут в нашем доме два одноклассника Петя и Коля. Они давно дружат, хотя мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, веселый, а Коля, наоборот, …?
Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамейку.
– Как тепло сегодня! – сказал Коля.
– Нет, – возразил Петя.
– Сегодня вовсе не тепло, а …?
Помолчали, потом Петя снова заговорил:
– Смотри: облака высоко поднялись; наверное, и завтра будет сухая погода.
– А мне кажется, – засомневался Коля, – что завтра погода будет …?
Приятели опять помолчали, потом Петя предложи:
– Пойдем к ребятам на спортивную площадку. Сегодня там интересная игра.
– Нет, – отказался Коля, – не пойду. Эта игра вовсе не интересная, а …?
Физкультминутка.
4. – А что представляют из себя фразеологизмы?
На прошлом уроке мы с вами составляли рассказы с использованием фразеологических оборотов. А сегодня вы должны были принести бумагу и фломастеры.
Итак, задание: придумать свое объявление на основе данного вам образца.
(Ребята составляют объявления, и оценивают друг друга.)
5. Давайте с вами подумаем, откуда же пришли к нам фразеологизмы. Рассмотрим из каких источников к нам пришли фразеологизмы. (работа по схемам.)
И опять же, чтобы узнать из какого источника пришли к нам фразеологизмы, нужно обраться к специальному словарю (демонстрация фразеологических словарей)
– С чем нельзя путать фразеологизмы? (Со словосочетаниями.)
Подскажите где на доске фразеологизмы, а где просты словосочетания?
V. Итог урока. Учащиеся рассказывают, чем им запомнился урок, что интересного для себя они узнали.
VI. Домашнее задание. Для того, чтобы получить хорошую отметку, нужно будет провести исследовательскую работу при помощи словарей. (Дети получают индивидуальные карточки с заданием.)
- Объясните лексическое значение слов с помощью подбора синонимов:
каскад, материк, кручина, исполин, деликатес. - Продолжите ряд синонимов: Отчизна, родная земля… Определите, какой из синонимов имеет стилистическую окраску.
- Приведите примеры пословиц содержащих антонимы.
- Найти как можно больше фразеологизмов со словом вода.
- К данным фразеологизмам подберите синонимы: в два счета; во весь дух; ни рыба, ни мясо.
- Найдите к приведенным выражениям фразеологизмы-антонимы: выходить из себя, в первую голову, капля в море.
- Объяснить, что означают фразеологизмы: голова идет кругом, ни жив, ни мертв, сквозь землю провалиться.
- Сочините сказку, где большую роль играют омонимы.