kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему

  «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»

 

 5 класс  

Продолжительность урока 45 мин.                          

 

                  Представленный материал - это интегрированный урок русского языка и литературы. На материале творчества И.А. Крылова изучаются такие лингвистические понятия, как «фразеологизм», «крылатое выражение», «афоризм». Одной из задач урока является пробуждение интереса к творчеству И.А. Крылова. Проводится работа с текстом, инсценированием басен, используются аудиозаписи басен. Обучающиеся  работают с художественным текстом. На уроке разграничиваются понятия «фразеологизм», «крылатое слово», «крылатое выражение», «афоризм». Учитель подчеркивает сходство и различие этих явлений. Рассматриваются крылатые выражения из басен И.А. Крылова.

                                                  

Цели: познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения» ; расширить

            представления учащихся  об истории фразеологизмов; обучить навыкам нахождения

            фразеологизмов в художественном тексте и употребления в речи; развивать навыки

            выразительного чтения; пробудить интерес к личности И.А.Крылова

 

Задачи: повторить состав слова; развивать навыки учащихся самостоятельно находить

               афоризмы в художественном тексте; производить синонимическую замену

               фразеологизмов; тренировать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

               развивать кругозор учащихся; пропагандировать культуру речи.

 

Тип урока: объяснение нового

 

Формы и методы: монологическое высказывание по опорной таблице; фронтальный опрос;  

                 нахождение языкового явления; фразеологические упражнения;

                 пунктуационный разбор; орфографическая работа; подбор синонимов; игровая   работа

 

Приёмы: повторение пройденного; объяснение учителя; беседа по вопросам; словарная работа;

                 тренировочные упражнения; работа над культурой  речи;

                 реализация  межпредметных связей

 

Оборудование: доска, портрет И.А.Крылова,  иллюстрации учащихся,

                стенд с  книгами, схема морфемного состава слова   <Приложение 1 >, 

                 задание    «Расшифруй пословицу» <Приложение 2 >.                                                            

 

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

     1. Лингвистическая разминка (синтаксический разбор предложения)

         И.А.Крылов – т…лан…ливый рус…кий б…снописец.

   

     2. Задание «Расшифруй пословицу» < Приложение  2>.

        

     Учитель. Ребята! А сейчас мы проверим, как вы знаете части слова. Вам необходимо «собрать»

     известное выражение и объяснить его значение.

     3. Работа с классом по схеме морфемного состава слова < Приложение 1 >.

        Ответ ученика по схеме.

     Проверка работающего у доски над заданием «Расшифруй пословицу».

     Учитель. Итак, какое выражение зашифровано на доске?

     Дети. У сильного всегда бессильный виноват.

     У. Какие условные знаки помогли определить нужную последовательность карточек?

     Д. Правильно «собрать» это предложение мне помогли символы, обозначающие морфемы слова.

     У. Как вы понимаете её смысл?

     Д.  Очень часто те, кто сильнее, винят  и обижают тех, кто слабее и беспомощнее их.

     У.  А как называется такое выражение?

     Д. Это крылатое выражение.

     У. Кому принадлежат эти слова?

     Д. Это строки из знаменитой басни И.А. Крылова «Волк и Ягнёнок»

                ( переход к теме урока)

Ш. Объяснение нового материала

      1. Слово учителя.

        У.  Сегодня у нас необычный урок, когда взаимодействуют два предмета. Сегодня от вас потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение.

Ведь тема урока – «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения». А помогут нам знаменитые басни И.А.Крылова, подарившие русскому народу несметное богатство –  фразеологизмы и крылатые выражения.

      На уроке мы не только расширим ваши знания о фразеологизмах и крылатых выражениях, но и

обратимся к истории некоторых из них, внимательно вчитаемся в прекрасные строки крыловских басен и научимся правильно употреблять в речи эти устойчивые выражения.

   

  Запись темы урока и эпиграфа (слайд 1)

 

2. Понятие об устойчивых сочетаниях слов ( фразеологизмах ).

      У. Сравните сочетания слов в левой и правой колонке  < слайд 2>

          В какой колонке записаны свободные сочетания, а в какой – несвободные?

      Д.  В сочетаниях второй колонки слова потеряли своё прямое значение. Такое сочетание имеет особое значение, и его можно заменить одним словом: вешать голову – огорчаться; гонять лодыря – бездельничать; клевать носом – дремать. Это и есть несвободные сочетания.

      У. Устойчивые (или несвободные) сочетания называются фразеологизмами.

      

   Словарная работа. ( слайд 3)

      Фразеология ( гр. phrasis – выражение и logos – учение ) – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

       А какие вы знаете фразеологизмы?                                                                              

      Д. Бить баклуши, ломать голову, зарубить на носу и т.д.

     

У. Русский язык богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её яркой и выразительной. А теперь давайте немножко поиграем (слайд 4;  5 и 6- объяснить правильно ).

  

    Работа на доске. Замена фразеологизмов синонимичным словом.

На краю света - …,

намылить шею - …,

зарубить на носу - …,

бить баклуши - …,

два сапога - …,

зуб на зуб не попадает - …

   

      Работа с фразеологизмами на карточке (карточка раздаётся каждому ученику).

Крокодил в мешке, как с совы вода, утиная песня, тигриная доля, конское упрямство, стрелянный петух, подложить барана, барсучья услуга.

                  Задание: записать в тетрадь правильное употребление 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Волобуева В.И.»

Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения.   Поэт и мудрец слились  в нём воедино.  Н.В.Гоголь

Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения. Поэт и мудрец слились в нём воедино. Н.В.Гоголь

Сравните сочетания слов в левой и правой колонке вешать голову клевать носом гонять лодыря вешать картину клевать зерно гонять голубей  В какой колонке записаны свободные сочетания, а в какой – несвободные?

Сравните сочетания слов в левой и правой колонке

  • вешать голову
  • клевать носом
  • гонять лодыря
  • вешать картину
  • клевать зерно
  • гонять голубей

В какой колонке записаны свободные сочетания, а в какой – несвободные?

Словарная работа  ФРАЗЕОЛОГИЯ   (ГР. PHRASIS- ВЫРАЖЕНИЕ И LOGOS - УЧЕНИЕ ) –  РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, ИЗУЧАЮЩИЙ УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Словарная работа

ФРАЗЕОЛОГИЯ (ГР. PHRASIS- ВЫРАЖЕНИЕ И LOGOS - УЧЕНИЕ ) – РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, ИЗУЧАЮЩИЙ УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ

Верно ли рисунки показывают значение фразеологизмов?

Верно ли рисунки показывают значение фразеологизмов?

Словарная работа А Ф О Р И З М Ы –   ЭТО ОБРАЗНЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Словарная работа

А Ф О Р И З М Ы – ЭТО ОБРАЗНЫЕ ЦИТАТЫ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Д/з.: используя материалы урока и тексты басен  И.А. Крылова, написать творческую работу  «Мой школьный день», используя не менее  7 афоризмов.

Д/з.: используя материалы урока и тексты басен И.А. Крылова, написать творческую работу «Мой школьный день», используя не менее 7 афоризмов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Волобуева Валентина Ивановна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150378


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства