Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»
Урок русского языка в 9 классе.
учитель русского языка и литературы
Аюпова Т А
Повторение и обобщение изученного по теме
«Сложносочиненное предложение».
Цель:
1)знать отличительные признаки сложносочинённого предложения, понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;
2)отрабатывать навыки пунктуационного и синтаксического разбора ССП, лингвистического анализа текста, в том числе с точки зрения синтаксиса ССП;
3)развивать умения в создании устных и письменных монологических высказываний на нравственно-этические темы с использованием ССП;
4) воспитывать чувства художественного вкуса, уважения и любви к родной природе, умение слушать и слышать чужое мнение.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, распечатки текстов, .рабочие листы
Ход урока:
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя
Доброе утро, ребята! .На календаре последние осенние деньки.. Я хочу начать урок со строчек из стихотворения Сергея .Есенина:
(Слайд 2) Просмотр презентации с музыкальным сопровождением Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Стою один среди равнины голой, А журавлей уносит ветер вдаль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
О чем говорится в стихотворении? Какова тематика этого стихотворения? ( Тема: осень) Не каждому человеку дано оценить ту красоту, которая нас окружает. Но для поэта, художника природа - источник радости и вдохновения. А для наших уроков художественные произведения – практический материал для работы.
Есть ли в этих строчках сложносочиненные предложения? Найдите их.
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. ( союз и)
Стою один среди равнины голой, А журавлей уносит ветер вдаль, ( союз а)
Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. ( союз но)
Какие это предложения? ( ССП)
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
. Попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. (Постановка целей урока самими учащимися).
Сегодня урок повторения и обобщения знаний по изученной теме ( слайд 1)
Откроем тетради и запишем тему урока « Повторение и обобщение знаний по теме
« Сложносочиненное предложение»
Задачи урока.- вспомнить виды сложных предложений, каковы признаки сложносочиненного предложения, средства связи между частями сложносочиненного предложения. ( слайд 4)
Учитель:
У вас есть возможность показать свои знания, умение работать в коллективе, подготовиться к основному государственному экзамену в тестовой части.
2. Работа по теме урока.
- Расскажите об основных видах сложных предложений. (Слайд 6)
1. Сложносочиненные предложения
2. Сложноподчиненные предложения
3 Бессоюзные предложения
Перед вами слайд с предложениями. Определите вид сложного предложения. Обоснуйте свой ответ. Запишем сложносочиненное предложение, выделим основу, составим схему,укажем значение союза.
А) Луна сияла, сентябрьская ночь была тиха, изредка поднимался ветерок, легкий шорох пробегал по всему лесу.
Б) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.
В) Высоко на вершинах деревьев кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.
Г) Скромно вошла осень в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг оделось в золотой наряд.
- Расскажите о группах сочинительных союзов. (Слайд 10)
( слайд 7)
Вы видите на слайде простые предложения. Нужно составить из них сложносочиненные предложения с союзами разных групп. Указать значение союза.
А) В лесу тихо-тихо. Пахнет грибами и прелой хвоей.
- Продолжаем работать с предложениями. Нужно перестроить простые предложения с однородными членами в сложносочиненные предложения. (Слайд 5)
1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.
2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
3. Месяц светил в окно и заливал комнату холодным светом.
- Всегда ли между частями сложносочиненного предложения стоит запятая? (Слайд 8)
Из предложенных сложносочиненных предложений вам нужно выбрать то, в котором запятая между частями не ставится. (Знаки препинания не расставлены).
А) Начался сильный дождь и все вокруг быстро намокло.
Б) В это время года горные реки коварны и вода в них особенно холодна и прозрачна.
( синтаксический разбор)- на доске и в тетрадях
В) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.
Г) Вода сбыла и мостовая открылась когда закончились дожди.
Все-фонетический
Намокло-морфемный
Попробуйте составить сами такое сложносочиненное предложение, в котором запятая между частями не ставится. Кто запишет предложение на доске? Выходит и записывает и схему
- Мы с вами готовимся к итоговой аттестации. Напомню алгоритм выполнения задания по русскому языку, которое проверяет ваши знания по теме ССП. Перед вами рабочие листы
1 задание Алгоритм выполнения:
Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:
Найди сочинительные союзы
Определи вид предложения (простое или сложное)
Обрати внимание на знаки препинания.
Посмотри, что связывают сочинительные союзы.
Напиши цифру или цифры.( окошечко)
1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос. (____)
2. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Ребята ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо;(2) баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть.( ______)
2 задание
Нужно данные предложения распределить на 3 группы по видам союзов:
1 ряд находит предложения с соединительными союзами,
2 ряд – с разделительными союзами,
3 ряд – с противительными союзами
Впишите в окошечко букву (с,р,п)
1.Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески.
2.Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.
3.Иван Петрович ушёл, а я остался.
4.Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
5.Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
6.Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о нём.
7.Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое.
8.Я ничего не ел, но голода не чувствовал.
9.То ли на него подействовала тишина, то ли он вдруг
взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку.
3 задание
- Самостоятельная работа с текстом.
Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.
«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она.
Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь.
Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии
Михайловне, а она по-видимому, не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку.
Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превратилось в удовольствие.
(По В. Распутину)
Задания.
1.Определите тему и идею текста, тип и стиль. ( Текст о трудностях изучения французского языка. Идея в том, что постепенно наказание превратилось в удовольствие. Тип речи - повествование, стиль художественный).
2.Найдите ССП в тексте, подчеркните грамматические их основы, укажите значение союзов..
3 Выполните синтаксический разбор любого сложносочиненного предложения. Начертите схему.
4 задание
Творческое задание.
Запишите сложносочиненные предложения с разными союзами, используя данные слова и словосочетания. Постарайтесь, чтобы у вас получился текст. Из всех слов вы выбираете те, что будут соответствовать теме вашего текста.
Итог урока. Вот закончился урок. Подвести нужно итог.
Давайте вспомним о чем мы говорили на уроке?
Какие предложения называются ССП
Чем присоединяются простые предложения в составе сложного в ССП
Мы выяснили -особенности сложносочинённого предложения;
-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
Мы весь урок учились
- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,
- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Спасибо за урок!
Рабочий лист _______________
12шт Алгоритм:
Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:
Цифру или цифры,
Между частями ССП!
Найди сочинительные союзы
Определи вид предложения (простое или сложное)
Обрати внимание на знаки препинания.
Посмотри, что связывают сочинительные союзы.
Напиши цифру или цифры.
1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.
2. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Ребята ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо;(2) баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть.
Нужно данные предложения распределить на 3 группы по видам союзов:
1 ряд находит предложения с соединительными союзами,
2 ряд – с противительными союзами,
3 ряд – с противительными союзами
1.Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески.
2.Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.
3.Иван Петрович ушёл, а я остался.
4.Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
5.Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
6.Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о нём.
7.Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое.
8.Я ничего не ел, но голода не чувствовал.
9.То ли на него подействовала тишина, то ли он вдруг
взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку.
- Самостоятельная работа с текстом.
Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.
«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она.
Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь.
Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии
Михайловне, а она по-видимому, не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку.
Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превратилось в удовольствие (По В. Распутину)
Задания.
1.Определите тему и идею текста, тип и стиль. ( Текст о трудностях изучения французского языка. Идея в том, что постепенно наказание превратилось в удовольствие. Тип речи - повествование, стиль художественный).
2.Найдите ССП в тексте, подчеркните грамматические их основы, укажите значение союзов..
3. . Выполните его синтаксический разбор. Начертите его схему.
Алгоритм:
Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:
Цифру или цифры,
Между частями ССП!
Найди сочинительные союзы
Определи вид предложения (простое или сложное)
Обрати внимание на знаки препинания.
Посмотри, что связывают сочинительные союзы.
Напиши цифру или цифры.
1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.
2. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Ребята ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо;(2) баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть.
Алгоритм:
Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:
Цифру или цифры,
Между частями ССП!
Найди сочинительные союзы
Определи вид предложения (простое или сложное)
Обрати внимание на знаки препинания.
Посмотри, что связывают сочинительные союзы.
Напиши цифру или цифры.
1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.
2. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Ребята ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо;(2) баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть.