Организационная информация: |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тема | Тире между подлежащим и сказуемым |
Образовательная программа по предмету (автор) | УМК В. В. Бабайцева, А. Ю. Купалова, Е. И. Никитина, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Келемен Марина Александровна |
Образовательное учреждение | МАОУ СОШ № 45 г. Тюмень |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Уральский Федеральный округ |
Республика/край | Тюменская область |
Город/поселение | Тюмень |
Описание урока: |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Время реализации урока | 45 минут |
Цели урока | Определить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. |
Задачи урока | Совершенствовать умения определять способы выражения подлежащего и сказуемого; познакомить с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым»; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки обучающихся. |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) | Предметные: Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым Уметь ставить тире, где необходимо, объяснять выбор знака устно и графически Личностные: анализировать постановку тире между подлежащим и сказуемым Метапредметные: владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим). |
УУД | Личностные УУД: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения Регулятивные УУД: Высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать проблему урока. Коммуникативные УУД: Свободно излагать свои мысли в устной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных видах (текст, таблица), преобразовывать ее из одной формы в другую (план, рисунок, схема, ключевые слова, алгоритм), соотносить информацию, представленную в разных формах; владеть приемами отбора и систематизации материала |
|
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | 1 этап урока: Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих | | | | | | | 2 этап урока: Языковая разминка | – «Рассыпалось» предложение, составьте его из словосочетаний: стоит в лесу; живёт в нём; тесовый дом; весёлый гном. – Добавьте в предложение союз а. Ученики проговаривают варианты предложения, затем записывают авторский вариант: Стоит в лесу тесовый дом, а в нём живёт весёлый гном. (Ю. Мориц) 1) Подчёркивание орфограмм, графическое обозначение выбора написаний. 2) Синтаксический разбор предложения, составление его схемы. 3) Морфологический разбор слова (в) лесу. 4) Фонетический разбор слова стоит. 5) Разбор по составу слов тесовый и весёлый. | 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Адекватно понимать информацию устного сообщения. 3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. Ставится отметка 1 ученику, если были дополнения, то и дополняющим отметки. | | | | | | 3 этап урока: Введение в тему и постановка проблемы урока. | – Отгадайте загадку: Ляжет палочкой На строчку, – Проходите По листочку. (А. Шибаев) – Где нам встречался этот знак препинания? (В предложениях с прямой речью, в диалоге, при обобщающих словах.) – Сегодня мы узнаем ещё одну «тайну» этого знака – тире. – Откройте учебники (§ 17) и прочитайте тему урока. – Какие вопросы возникают? (Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?) 2)Упр. 234 – уточнение основного вопроса урока, постановка проблемы. – Подчеркните подлежащее и сказуемое в учебнике. – Чем они выражены? – Как называется такое сказуемое? – Какое противоречие в постановке тире вы обнаружили? – Уточните учебную проблему урока. (Когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными?) |
Оцениваются ответы всех учащихся (похвала, положительный отзыв)
Словесная оценка ответов | | | | 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. | | 4 этап урока: Открытие нового знания. Поиск решения. | 1. стр. 72 – извлечение новой информации на основе таблицы. – Какое главное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым? (Оба главных члена должны быть выражены именами существительными в И.п.) – Как оно обозначено в таблице? (Стрелками.) – Как вы думаете, почему стрелки двойные? (Оба слова связаны между собой, нет главного и зависимого, оба главные.) – Какое условие противоречит общему правилу? (Частица не.) – Сделайте вывод: при каких условиях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым, а при каких – не нужно. – Заполните примерами второй столбик таблицы. 2. Чтение текста в рамке после упр. 233. – Что можно добавить к вашим выводам? (Тире – знак разделения.) – Что разделяет тире? (Подлежащее и сказуемое.) – Прочитайте предложения, в которых ставится тире. – Какая подсказка есть в устной речи? (Пауза между подлежащим и сказуемым.) – Изобразите в виде рисунка постановку тире с помощью частиц. – Составьте план рассказа о постановке тире (правила) в виде схемы. | 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (текст, таблица), преобразовывать ее из одной формы в другую (план, рисунок, схема, ключевые слова, алгоритм), соотносить информацию, представленную в разных формах.
Ставится отметка
Оцениваются ответы всех учащихся (похвала, положительный отзыв)
Ставятся отметки нескольким обучающимся (самые оригинальные решения) |
Оцениваются ответы всех учащихся (похвала, положительный отзыв)
| 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. | | 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| | 5 этап урока: Развитие пунктуационных умений | 1.Комментированный диктант. – Запишите предложения под диктовку, подчерните грамматические основы предложений, поставьте, где нужно, знаки препинания. Первые три предложения выполняются на доске, остальные самостоятельно в тетрадях. Сатурн – планета. Чтение – вот лучшее учение. Слово не стрела, но острей стрелы. Книга – это история народов Земли. Птицы – наши друзья. Язык – это богатство народа. Солнце не планета, а звезда. Лес – вот наше спасение от засух. Гранит – очень прочный камень. Самопроверка с помощью компьютера (предложения с подчёркнутыми главными членами, выделенными частицами, необходимыми знаками представлены на слайде). 2. Работа в группах (на группу раздаются карточки с заданием). – Спишите текст, расставьте знаки, объясните графически постановку тире. Андерсен великий датский сказочник. Герда и Кай герои его сказки «Снежная королева». Герда смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы. После выполнения работы. Учитель: Нельзя коекак, положась на удачу, Усвоить тему, решить задачу, Правильно сшить костюм без примерки. Каждое дело «просит» проверки. Взаимопроверка работы между группами. | 1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы. 2. Владеть приемами отбора и систематизации материала. Ставится отметка
Самооценка
Отметка за выполненное задание
Оценка работы в группах | | 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль). | | | | 6 этап урока: Итог урока | – Что нового узнали? – Чему учились? – Найдите ошибки в схемах: 1) [сущ. в И.п. – сущ. в И.п.]; 2) [сущ. в И.п. – это сущ. в И.п.]; 3) [сущ. в И.п. – не сущ. в И.п.]; 4) [сущ. в И.п. вот сущ. в И.п.]. Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. |
Самооценка Подведение итогов полученных отметок в течение урока (выставление в электронный журнал) | | | | 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | | 7 этап урока: Домашнее задание | 1.Уметь представить правило в виде схемы. 2. Найти в учебниках по разным предметам примеры предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым | | | | | | |
|
Дополнительная информация |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС? | На уроке учащиеся будут формировать: коммуникативные УУД (владение видами речевой деятельности; построение продуктивного речевого взаимодействия; восприятие и создание письменной и устной речи; точное, правильное и логичное изложение своей позиции по поставленной проблеме; соблюдение в процессе коммуникации основных норм письменной и устной речи); познавательные УУД (формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждения, приведение аргументов; применение методов информационного поиска (включая компьютерные средства), извлечение необходимой информации, анализ, систематизация и предъявление ее разными способами); регулятивные УУД (адекватно ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль). |
Ресурсы, оборудование и материалы | Компьютер, проектор, компьютерная презентация. |
Список учебной и дополнительной литературы | Русский язык. Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2012 г. - 319 с. Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А. Ю. Купаловой.– М.: Дрофа, 2012. – 270 с. Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал по русскому языку», 5 класс. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Е.Н. Воронова, А.Т. Грязнова, Н.А. Исаева. Методические рекомендации по русскому языку. Пособие для учителя, 5 класс. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
|
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ |
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Педагогические технология: Технология дифференцированного обучения Методы и приемы: Вопросно – ответная форма коммуникации, словесные (беседа, объяснение, проблемный диалог), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение. Индивидуальная, групповая, фронтальная работа. |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений |
|
Дополнительная необходимая информация |
|