Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»
Урок русского языка
Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи - ши».
Цели:
Создать условия для закрепления правилаправописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий.
Способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки.
Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, мышление, речь учащихся.
- Девизом нашего урока будут следующие слова. Прочитайте их.
Ум и сердце в работу вложи.
Каждой минутой своей дорожи!
III. Каллиграфическая работа.
- Отгадайте букву, которую мы будем сегодня писать. Её вы найдёте в нескольких словах нашего девиза. Она обозначает согласный, звонкий парный, всегда твёрдый звук. Что это за буква? (Буква ж)
- Произнесите звук, который обозначает эта буква. С каким звуком он образует пару, и по какому признаку? (Со [ш] – по звонкости - глухости) - Что ещё объединяет эти звуки? (Орфограмма жи - ши).
- Какая буква пишется после шипящих [ж] и [ш] в словах?
- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Правописание слов с сочетаниями жи - ши).
- Вспомните и назовите слова с этой орфограммой.
- Напишите строчку сочетаний жи – ши, затем строчку слова с этой орфограммой - животные.
IV. Орфографическая работа. ( картинный диктант)
- Сегодня мы много будем говорить о животных, сейчас я буду показывать картинку животного, а вы запишите слово его название.
(появляются – жираф, мыши, ежи, моржи, ужи.)
ребенок выполняет задание на закрытой доске, обозначаем орфограммы, проверка коллективная с доски.
V. работа по учебнику. (по вариантам, самостоятельно)
- А где в городе можно увидеть диких животных? (в зоопарке).
- Откройте учебник на с. ______Работать будем по вариантам - 1 вариант выписывает слова с орфограммой жи, а 2 вариант с орфограммой ши. Обозначьте орфограмму.
(Взаимопроверка) - поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа поставьте отметку.
- Кто готов проанализировать работу соседа?
- Поменяйтесь тетрадями, проанализируйте свою работу.
VI Физкультминутка
- Давайте немного отдохнем. Я называю слова, если есть сочетание жи - ши, вы хлопаете в ладоши, если нет – поднимаете руки вверх.
Вершина, пружина, пушинка, хлопок.
Шишка, бычок, машинка, носорог.
(Медвежий, верблюжий, шипучий, ловкий, животный.)
VII.работа в парах над деформированным текстом.
В городе за животными мы наблюдаем в зоопарке, а где еще можно встретить диких животных? (В лесу.)
У вас на столах лежат карточки желтого цвета с текстом «В лесу», но в них перепутались предложения, определите порядок предложений, вставьте пропущенные буквы, запишите в тетрадь исправленный текст. Работаем в парах.
( В лесу.
Белка в дупле грызет ш..шки.
Тиш..на в лесу.
В норе спит еж..к.
Пуш..стые снеж..нки кружатся в танце.)
Обозначьте орфограмму жи – ши.
Проверка коллективная (несколько человек зачитывают свои варианты) и после самопроверка - вывожу вариант текста.
В лесу.
Тишина в лесу. Пушистые снежинки кружатся в танце. Белка в дупле грызет шишки. В норе спит ежик.
VIII. творческая работа.
- А чем человек отличается от животных? (разумом, умом, мудростью)
- Веками человеческая мудрость передается из поколения в поколение в пословицах.
- Возьмите конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте оттуда слова и соберите из них пословицы. Работаем в парах.
ряд – Жизнь прожить – не поле перейти.
2 ряд – Дерево держится корнями, а человек - друзьями.
3 ряд – Век - живи, век – учись.
Проверка коллективная с объяснением значений пословиц.
Где вы встретили нашу орфограмму в пословицах?
IX. Домашнее задание.
Следуя пословице «Век – живи, век – учись», я предлагаю вам дома еще потрудиться и выполнить задание с
X. Итог урока.
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
- Возьмите карандаш и на полях в своей тетрадочке поставьте букву «О» - если вы хотите, чтобы я оценила вашу работу или букву «Т», если вы в чем – то неуверенны и только тренируетесь. Сдайте тетрадочки.
XI. Рефлексия.
- Вспомните, о чем мы говорили на уроке, подумайте и ответьте на вопрос: