kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка 2 класс по теме "Части слова. Корень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Школа России» по теме Части слова. Корень

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс по теме "Части слова. Корень"»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Школа России»

учитель начальных классов МКОУ СОШ №4 с.Киевка

Федьо Наталья Анатольевна

Тема: Части слова. Корень.

Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.

Задачи:

  • Развить умение находить однокоренные слова;

  • Развивать уменние выделять в однокоренных словах корень;

  • Понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них.

Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии;

Сформируется базовый уровень умений:

– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

– Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).



Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

  • Представлять информацию в виде схемы.

  • Выявлять сущность, особенности объектов.

  • На основе анализа объектов делать выводы.

  • Обобщать и классифицировать по признакам.

  • Ориентироваться на развороте учебника.

  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Умение работать в паре.

Личностные:

  • Выполнять правила этикета.

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

ІОрганизационный

момент

- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.

Приветствуют учителя стоя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.



Личностные

Регулятивные











II

Актуализация знаний.


– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед

упр. 116.

– Чему удивился Петя Зайцев?

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова кореньнам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.)



Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения.

















Выясняет, что дети знают по теме урока.









Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.



Открывают тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.













Отвечают на вопросы учителя.



Высказывают собственное мнение.





Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.








Регулятивные











Коммуникативные













Познавательные











Личностные














III

Формулирование проблемы, планирование деятельности


– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.



После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.



– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)



Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.




Формулируют тему урока, составляют общий план работы.



Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.









Коммуникативные



Регулятивные



Познавательные











IV



Развитие умений – применение знаний

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня

Работа на доске.

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.



На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова:сад, садик, посадитьпосадка, садовник, садовый.



Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

(Е. Измайлов)



– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)

– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)

– Выделите корень значком.

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол«присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)



– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)

– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.

– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.

– От него образуются («растут») другие слова.

Учитель может добавить:

– Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами(словообразовательными гнёздами.)

– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.

– Что для вас было новым? Непонятным?

2. Работа по учебнику

Упр. 116

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь?

Упр. 117

3. Работа в Рабочей тетради

Задание № 2, тема 9.

– Назовите проверочное слово к слову л…пить.

– Какую букву нужно написать в этом слове?

– Какие слова являются проверочными для слова?

– Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?

(Лепка, лепится.)

4. Работа в группах

– Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет

I группе – слово лес;

II группе – слово дом.

Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.

5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.



Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.



– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)











Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь.





























Выявляет имеющиеся знания.









Побуждает к самостоятельным действиям.

















Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов.











Тренирует детей в выделении корня слова.























Побуждает к высказыванию собственного мнения.















Побуждает к самоконтролю.

























Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.



Побуждает к выполнению самостоятельной работы.



Развивает умение находить общую часть однокоренных слов.



Развивает умение находить корень и обозначать его в

Словах, специальным знаком.





















Организует работу в микрогруппах.







Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов.



Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.



Побуждает обучающегося к проведению самоанализа.







Побуждает к высказыванию собственного мнения.











Закрепляет умение делать вывод.






























Наблюдают за работой на доске.























Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь.









Выслушивают иное мнение.







Тактично высказывают собственное мнение.

















Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы, с использованием филологических терминов.







































































Самостоятельно сравнивают свой вывод с источником информации (учебником).









Находят в тексте информацию, понятие











Самостоятельно работают в тетрадях на печатной основе.







Подбирают проверочные слова, опираясь на ранее полученные знания.







Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным.

Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями.



Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы.

















Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение.







Делают общий вывод.









Познавательные















Регулятивные



























Коммуникативные





















Личностные



V

Итог урока


– Найдите правильное определение корня.

Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».



– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?



Организует самостоятельную работу по нахождению нужной информации.

Побуждает к умозаключениям по теме урока.





Побуждает к анализу урока, к самоанализу.





Высказывают собственное мнение











Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке









Познавательные





Регулятивные







Личностные




Домашнее задание


1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради.

2. Упр. 100

П. Придумайте сказку про корень. (По желанию.)



Организует и контролирует запись Д/З



Самостоятельно записывают Д/З в дневник



Регулятивные










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка 2 класс по теме "Части слова. Корень"

Автор: Федьо Наталья Анатольевна

Дата: 09.02.2019

Номер свидетельства: 499058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "243355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445702276"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка по теме: "Составление  слова по схемам.Разбор слова по составу" "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sostavlieniie-slova-po-skhiemam-razbor-slova-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "122628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414317490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку по теме « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "236684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444139635"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект к уроку русского языка  по теме "Разбор слова по составу" " класс УМК "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-razbor-slova-po-sostavu-klass-umk-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "226926"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440521214"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства