Работа со словом: на доске: заморозки Зима зимородок зима объясните значение слов. Почему слово зима написано с заглавной буквы? И 2 раза? Зима́ — город в России, Иркутской области. Расположен в 230 км на северо-запад от областного центра г. Иркутска, на левом берегу реки Оки. Зимородок - это удивительно красивая птица. Он немного крупнее воробья с необычайно ярким оперением. Верх тела его зеленовато-голубой, брюшко же - огненно-рыжее. Гнездится зимородок по береговым обрывам в норах глубиной до 2 м. Пищу - мелких рыбёшек, головастиков, лягушат добывает птица исключительно в воде, подкарауливая добычу на какой-нибудь ветке, откуда камнем падает в воду, тут же выныривает и взлетает. Не зря зимородка называют “синим рыболовом” или “рыбачком”. Зимородки улетают в августе—сентябре, но отдельных птиц иногда наблюдают и в октябре — перед самым ледоставом. А вот в европейской части России зимородков можно увидеть и в студеную пору — возле незамерзающих речных родников и стремнин, где пернатые рыболовы, подобно оляпкам, остаются на зиму. За́морозки - легкие утренние морозы осенью или весной. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка») - Что заметили? Разделите слова на группы. - Какие слова называются однокоренными? - Что общего? Признаки какой части речи называли? - Что вы знаете об именах существительных? - Подчеркните опасные буквы в словах. - Как проверить опасные буквы в слове заморозки? Подобрать проверочные слова. - Какую букву нельзя проверить? - Как называются слова написание надо запомнить? (словарные слова) - Запишите слова.
- Подберите однокоренные слова к слову заморозки. Мороз, заморозка, мороженое, морозец, морозилка, морозильник, Морозко, морозная. - Что знаете о частях слова? Корень — это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - IV. Проблемная ситуация
- Так какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? А в какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу? Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). - Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке Слово по составу верно разбирай: Первым, окончание всегда выделяй, На основу внимательно смотри, Корень, поскорее, ты у нее найди, Приставку и суффикс в конце определи - Зрительный диктант.
На дереве висит кормушка. На ветку села синичка. Над елкой закружила стайка дроздов. - Прочитайте предложения. - Запишите предложение под диктовку. - Найдите, подчеркните опасные буквы в предложениях. - Найдите грамматическую основу предложения. Определите части речи в предложениях. - IX. Творческая работа.
- Какое время года трудное для животных? Почему? Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Действительно, зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть больше, чем летом. ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. (Александр Яшин) - Подберите к существительному зима подходящие прилагательные. Зима, какая? (Холодная, морозная, сказочная, суровая, снежная, вьюжная, студеная, белая и т.д.) Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |