kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка


 1.ФИО                           Савченкова Светлана  Власовна
2.Место работы        МБОУ "Кантемировский лицей"
3.Должность              учитель
4.Предмет                   русский язык
5.Класс                         3
6.Тема и номер урока в теме : Состав слова.  Корень и  суффикс
 Употребление наречий в речи.(1 урок)
7.Базовый учебник  Русский язык. Часть II, 4 класс. Автор: Н.В. Нечаева,С.Г.Яковлева
 (развивающая система Л.В.Занкова). Издательство:  "Учебная литература"Издательский
 дом "Фёдоров", 2012 год

Цель   урока: ввести понятие суффикса, как части слова, стоящей  за корнем, учить умению определять суффикс в слове

Оборудование: снежинка, лимон, картинки, грамзапись  музыки, карточки
                            с предложениями и словами, учебник для 4 класса « Русский
                            язык», автор – С.В.Иванов и др., магнитофон.
• Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
• Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
• Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.


                                            Ход урока
I Организационный  момент
Учитель: Стоит  чудесное  зимнее  утро.
И поэтому  я предлагаю  совершить   заочную зимнюю  прогулку и насладиться  свежим  воздухом. А  чтобы вы смогли это  почувствовать, я  предлагаю вам  обвести  глазками   снежинку и прочитать   текст на ней.
                                                    
А теперь мы по узору быстро,
Словно  стрелочка   часов,
Проведём   глазами  дружно.
Ну а дальше – будь здоров!

   На доске узор в виде  снежинки, а на нём  написаны предложения:                                                                                                                                  
           
                               Давно   живу я в мире  этом,
                               Даю названия  предметам.                                                                                                              
                                        
 О чём пойдёт   речь на сегодняшнем  уроке?
Учитель: - Я держу в руках      известный вам предмет. Опишите его  признаки.
Дети: Он жёлтый, кислый.
Учитель:- Какие ещё признаки  вы можете назвать?
Учитель:- А  как вы думаете,  он полезный или нет?
- Для чего  мы его употребляем в пищу?
( Он помогает нам  быть здоровыми.)
Учитель: – К  какой  части речи относится это слово?
- Вспомните и расскажите всё, что вам известно об имени существительном.
-  В какой  столбик мы отнесём  это слово?

                     Кто?                                       Что?
                       …                                          …
- Прочитайте слова с доски и продолжите:
             Лимон, лук, чеснок,   девочка,  морковь, капуста,   мальчик,  яблоко, груша.

- Выберите  те, которые  необходимо употреблять  в зимнее  время.  Во время  зимы организм   ощущает  недостаток  тепла, солнечного  света, витаминов.  Овощи и фрукты – полезные  продукты. Они  принесут нам здоровье и особенно  зимой.
- Что обозначают записанные вами слова?
- Как называются имена   существительные, отвечающие  на вопрос кто? что?
                 
2. Работа с однокоренными словами.
Учитель: А как ещё ласково можно назвать зиму? ( Зимушка.)
- К какому роду  относятся  данные  слова? ( К женскому.).
- Почитайте предложение с доски:
Февраль – последний  месяц  зимы.
- Объясните орфограммы.
- Назовите  имена существительные и определите  их род.
3. Каллиграфическая   минутка
  *  *  * а *** я
Вьюги  да  метели    под  февраль   налетели.
- В  февральскую стужу  замёрзли ушки.
II  Физкультминутка «Согреем  ушки» ( точечный  массаж.)

III Погружение в тему урока
1. На доске:
                          студент (м.р.)-
                          учитель (м.р.)-
                          массажист (м.р.)-
                         оса (ж. р.)-
- К данным существительным   запишите пару  по роду. Укажите род.
- Ко всем ли  словам подобрали пару? Почему?
- Ребята, а кто такой  массажист?
( Беседа о роли  массажа  для человека.).
2.Выполнение  упражнения   3 (устно) – учебник, с.15.
- Можно ли сказать, что имена  существительные  в парах  различаются только по родам? Почему?
- С помощью каких суффиксов  образуются имена  существительные женского рода, а с помощью каких -  имена существительные  мужского рода?

Машинист – машинистка, матрос- матроска, электрик- электричка.
- Посмотрите на доску и запомните эти  суффиксы:

- тель  - ,  - чик, - ниц, - ( - а), - ость-, - к-, - ик –
- Докажите, устно приводя свои примеры.
Суффиксы – ниц-, -а-. ость-, -к- образуют имена существительные  женского рода.
Суффиксы –тель-, -чик-, - ик-  образуют имена существительные   мужского рода., а суффиксы –оват-  и –чив- образуют имена прилагательные.
- Какова же тема нашего урока?
IVСообщение темы и цели урока

1.Прочитайте тему урока в учебнике. Давайте проверим наши предложения.
Итак, ваш вывод ……
2.Продолжим наблюдение над  суффиксами   в упр.309
3.Чтение правил на стр. 32
 2. Работа в парах.
- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выполнить упражнение в рабочей  тетради.
- Какой вывод вы можете  сделать?
     Существительные  в парах различаются не только по родам, но и лексическим  значением.
VI   Работа по учебнику. (стр. 30-32)
1.Работа с рубрикой  « Путешествие в прошлое»
Учитель:- Прочитайте  текст рубрики. Интересно?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка


1.ФИО Савченкова Светлана Власовна

2.Место работы МБОУ "Кантемировский лицей"

3.Должность учитель

4.Предмет русский язык

5.Класс 3

6.Тема и номер урока в теме : Состав слова. Корень и суффикс

Употребление наречий в речи.(1 урок)

7.Базовый учебник Русский язык. Часть II, 4 класс. Автор: Н.В. Нечаева,С.Г.Яковлева

(развивающая система Л.В.Занкова). Издательство: "Учебная литература"Издательский

дом "Фёдоров", 2012 год


Цель урока: ввести понятие суффикса, как части слова, стоящей за корнем, учить умению определять суффикс в слове


Оборудование: снежинка, лимон, картинки, грамзапись музыки, карточки

с предложениями и словами, учебник для 4 класса « Русский

язык», автор – С.В.Иванов и др., магнитофон.

  • Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

  • Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

  • Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.

  • Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.



Ход урока

I Организационный момент

Учитель: Стоит чудесное зимнее утро.

И поэтому я предлагаю совершить заочную зимнюю прогулку и насладиться свежим воздухом. А чтобы вы смогли это почувствовать, я предлагаю вам обвести глазками снежинку и прочитать текст на ней.

А теперь мы по узору быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно.

Ну а дальше – будь здоров!


На доске узор в виде снежинки, а на нём написаны предложения:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Учитель: - Я держу в руках известный вам предмет. Опишите его признаки.

Дети: Он жёлтый, кислый.

Учитель:- Какие ещё признаки вы можете назвать?

Учитель:- А как вы думаете, он полезный или нет?

- Для чего мы его употребляем в пищу?

( Он помогает нам быть здоровыми.)

Учитель: – К какой части речи относится это слово?

- Вспомните и расскажите всё, что вам известно об имени существительном.

- В какой столбик мы отнесём это слово?


Кто? Что?

… …

- Прочитайте слова с доски и продолжите:

Лимон, лук, чеснок, девочка, морковь, капуста, мальчик, яблоко, груша.


- Выберите те, которые необходимо употреблять в зимнее время. Во время зимы организм ощущает недостаток тепла, солнечного света, витаминов. Овощи и фрукты – полезные продукты. Они принесут нам здоровье и особенно зимой.

- Что обозначают записанные вами слова?

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? что?

2. Работа с однокоренными словами.

Учитель: А как ещё ласково можно назвать зиму? ( Зимушка.)

- К какому роду относятся данные слова? ( К женскому.).

- Почитайте предложение с доски:

Февраль – последний месяц зимы.

- Объясните орфограммы.

- Назовите имена существительные и определите их род.

3. Каллиграфическая минутка

* * * а *** я

Вьюги да метели под февраль налетели.

- В февральскую стужу замёрзли ушки.

II Физкультминутка «Согреем ушки» ( точечный массаж.)


III Погружение в тему урока

1. На доске:

студент (м.р.)-

учитель (м.р.)-

массажист (м.р.)-

оса (ж. р.)-

- К данным существительным запишите пару по роду. Укажите род.

- Ко всем ли словам подобрали пару? Почему?

- Ребята, а кто такой массажист?

( Беседа о роли массажа для человека.).

2.Выполнение упражнения 3 (устно) – учебник, с.15.

- Можно ли сказать, что имена существительные в парах различаются только по родам? Почему?

- С помощью каких суффиксов образуются имена существительные женского рода, а с помощью каких - имена существительные мужского рода?


Машинист – машинистка, матрос- матроска, электрик- электричка.

- Посмотрите на доску и запомните эти суффиксы:


- тель - , - чик, - ниц, - ( - а), - ость-, - к-, - ик –

- Докажите, устно приводя свои примеры.

Суффиксы – ниц-, -а-. ость-, -к- образуют имена существительные женского рода.

Суффиксы –тель-, -чик-, - ик- образуют имена существительные мужского рода., а суффиксы –оват- и –чив- образуют имена прилагательные.

- Какова же тема нашего урока?

IVСообщение темы и цели урока


1.Прочитайте тему урока в учебнике. Давайте проверим наши предложения.

Итак, ваш вывод ……

2.Продолжим наблюдение над суффиксами в упр.309

3.Чтение правил на стр. 32

2. Работа в парах.

- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах и выполнить упражнение в рабочей тетради.

- Какой вывод вы можете сделать?

Существительные в парах различаются не только по родам, но и лексическим значением.

VI Работа по учебнику. (стр. 30-32)

1.Работа с рубрикой « Путешествие в прошлое»

Учитель:- Прочитайте текст рубрики. Интересно?

- А знаете ли вы, что означает ваше имя?

Учитель: - Найдите в библиотеке ответ на этот вопрос.

Славянские имена.

Людмила- милая людям; Светлана – светлая. Некоторые мужские славянские имена имеют второй корень слав, что значит « слава»: Владислав – владеет славой, Вячеслав – более славный, Ростислав - растущая слава, Святослав – святая слава, Станислав – становится славным.

Эта рубрика поможет вам узнать о происхождении вашего имени. Кого она заинтересовала, вы можете дома побольше узнать о происхождении, истории и значении имён людей.

Учитель:- Пока мы с вами путешествовали, на улице произошло много необычного. Сильная метель замела даже границы этих предложений.

( Учитель открывает запись на доске.).

На дворе стоит суровый февраль трещат морозы дуют сильные ветры, но ребятишки не боятся зимы они построили горку и весело катаются.

Учитель:- Давайте коллективно определим границы предложений.

- Сколько здесь предложений? Что можно сказать обо всех предложениях?

( По цели высказывания предложения повествовательные, по интонации – невосклицательные; простые, так как каждое имеет одну основу.).

Учитель:- Разберите первое предложение по членам предложения и надпишите над словами части речи.

Учитель:- Какой частью речи здесь выражено подлежащее? Определите род.


VII Музыкальная физкультминутка « На горке».

- Ребята, а вы любите кататься с горки зимой? А полезно это для здоровья или вредно?

( Дети имитируют движение спуск на лыжах, подъём, восстанавливают дыхание: дышат медленно – быстро- медленно.

VIII Воспроизведение знаний об имени существительном.

- Расскажите всё, что знаете об имени существительном горку.

-Сколько родов есть в русском языке?

- Как определить род имени существительного?


IX Закрепление полученных знаний

1. Выполнение упражнения 4, с.15

- Рассмотрите таблицу.



1-?

2-?

3-?

-а, -я

…и мужской род

-?, -?, -?

Мужской род

Средний род

Женский род

Семья

Никита

дядя

крот

село

поле


- Так какой же признак имени существительного иллюстрирует эта таблица? Устно дополните таблицу.

« Давайте подумаем» - чтение рубрики и ответ на вопрос.

Учитель:- Можно ли утверждать, что все имена существительные, которые заканчиваются на гласную о или е, относятся к среднему роду?

Вывод: утверждение неверно, так как фламинго, шимпанзе, кофе – м.р.; какао – ср.р.).


- Определите род записанных слов и проиллюстрируйте ими свой ответ:


Фламинго шимпанзе кофе какао


Учитель: Зима – это прекрасное время года. Свежий воздух, катание на санках и лыжах, а ещё и игра в снежки, которые укрепляют всем нам здоровье. Поэтому предлагаю отдохнуть и поиграть в снежки.

XI Физкультминутка для рук « Лепим снежки»

( Имитация лепки снежка, броска.).

XII Домашнее задание: по выбору: с.15, № 5 или № 4 – дополнить таблицу.

XIII Итог урока

- Вот и подошла к концу наша зимняя прогулка. Что нового вы на ней узнали? Какое было у вас настроение? ( Дети оценивают урок с помощью рисунков солнышка или тучки). Вы сегодня замечательно работали, поэтому мне хочется закончить урок словами, которые можно сказать и мальчикам, и девочкам. Какие это слова?

- Молодец! Умница!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс"

Автор: Савченкова Светлана Власовна

Дата: 08.07.2014

Номер свидетельства: 109613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект урока русского языка на тему "Суффикс" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "142218"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418235410"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок русского языка 3 класс.Тема:"Состав слова с позиции его значимых частей" "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-tiema-sostav-slova-s-pozitsii-iegho-znachimykh-chastiei"
    ["file_id"] => string(6) "154096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421097311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства