kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме:

«Однокоренные слова».

4 класс

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

  • Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.
  • Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.
  • Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.
  • Развивать речь учащихся, мышление, внимание.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Познавательные умения:

  •  раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово» и использовать их в активном словаре;

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя правило;
  • выполнять взаимопроверку при работе в паре.

Коммуникативные умения:

  •  адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

  • рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;
  • классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу слов, выделяя графически корень в каждом слове;
  • выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом слове;
  • образовывать и писать однокоренные слова;
  •  разбирать слова по составу;
  • подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя графически корень в каждом слове;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" »

Урок русского языка по теме:

«Однокоренные слова».

4 класс


Тип урока: закрепление изученного материала.


Цели урока:

  • Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.

  • Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.

  • Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.

  • Развивать речь учащихся, мышление, внимание.

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка.


Познавательные умения:

  •  раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово» и использовать их в активном словаре;

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание, используя правило;

  • выполнять взаимопроверку при работе в паре.

Коммуникативные умения:

  •  адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

  • рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;

  • классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу слов, выделяя графически корень в каждом слове;

  • выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом слове;

  • образовывать и писать однокоренные слова;

  •  разбирать слова по составу;

  • подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя графически корень в каждом слове;


Оборудование:

  • Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык». Учебник для 4 класса.

  • Смарт-доска, таблички со словами сад, берёза, море, дом

Ход урока.



I. Организационный момент.

Все готовы? Все в порядке?

Начинаем наш урок

Ручки книжки и тетрадки

Положи на уголок.

II. Чистописание.

Девятое декабря.

Классная работа

Орех

Колесо

-Слова с какой орфограммой написали?

III. Целеполагание.

- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. (Учитель пишет на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми. Дети записывают слова в тетради.)

Назовите одним словом сочетание:

Небольшая, мелкая рыба (рыбка, рыбешка).

Рыбная ловля (рыбалка).

Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак).

Ловить рыбу (рыбачить).

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока «Однокоренные слова».)

- Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

Цели:

1. вспомнить, … … ОС;

2. уточнить … ОС;

3. учиться …ОС ….

(Цели урока: вспомнить, что такое однокоренные слова; уточнить признаки однокоренных слов; учиться распознавать однокоренные слова в тексте.)

V. Работа по теме.

1) – Может кто из вас знает, какие слова мы называем однокоренными? Выделите графически корень у этих слов.

Смарт – доска. Разбить слова на группы. (холодный, холодильник, морозный, холодок, гора, гористая, горка, горевать)

- Почему остались невыбранными слова горевать, морозный? (Слово горевать имеет другое значение, а слово морозный – другой корень.)

2) - Какие же слова называются однокоренными? (Работа с правилом.)СИНГЛ РАУНД РОБИН

- Запишите любую группу однокоренных слов, выделите корень. Определите «лишнее» слово в вашей группе и обоснуйте правильность выбора. (Гористый, холодный - прилагательные, остальные – существительные.)

3) Поможем пауку сплести паутину. (Работа на смарт –доске. Соединить однокоренные слова)

VI. Физкультминутка. КOНЭРС

Сейчас немножко отдохнём. Можно пойти в сад, в берёзовую рощу, к морю, домой. Образуйте с этим корнем однокоренные слова. Отвечает тот, кто стоит в списке впереди других. (какое из этих слов является проверочным)

VII. Закрепление учебного материала.

  1. Упражнение в распознавании однокоренных слов.

  1. Зимовье, зимний, зимник, зимушка.

  2. Сладкий, сладок, сладостный.

  3. Колесо, колёсный.

  4. Вечера, вечерний.

  5. Лень, ленивый, лентяй.

  6. Садовник, садовод, посадить

  7. Перелётные, лететь, перелёт.

Зимовье -место, помещение, где зимуют люди  

место, где проводят зиму животные, в том числе рыбы.

зимник -автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замёрзшему льду рек и озёр.

Разбор по составу 1 группу слов самостоятельно, с последующей взаимопроверкой по смарт-доске.

Послушайте историю. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.

У. Кто оказался чужаком?

Д. Водитель.

- Назовите однокоренные слова к слову водитель.


V. Домашнее задание. Упр. 174, с.102. Разобрать по составу.

.

VIII. Итог урока.

- Какие слова мы называем однокоренными?





- В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

 Лес – лесник

 Река – по реке

Стена – стенами

Кот – котик

Поле - полюшко

 Гриб – грибной


1. Подберите и напишите к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя прилагательное), выделите графически корень в каждом слове:

Мина, …, …, … .

Смена, …, …, … .

Мир, …, …, … .

Мерка, …, …, … .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка по теме "Однокоренные слова"

Автор: Ввншина Эльмира Гилемзяновна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок русского языкана тему:"Состав слова" "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-russkogho-iazykana-tiemu-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "181476"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425361176"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок русского языка во 2 классе "Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(55) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "273796"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452270279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "презентация на тему однокоренные слова "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-na-tiemu-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "161867"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422282727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Однокоренные слова конспект урока "
    ["seo_title"] => string(36) "odnokoriennyie-slova-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "161851"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422281546"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тема: «Состав слова» (2-й класс)"
    ["seo_title"] => string(28) "tiema-sostav-slova-2-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "314922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459789108"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства