Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.
Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.
Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.
Развивать речь учащихся, мышление, внимание.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово» и использовать их в активном словаре;
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя правило;
выполнять взаимопроверку при работе в паре.
Коммуникативные умения:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Предметные умения:
рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;
классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу слов, выделяя графически корень в каждом слове;
выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом слове;
образовывать и писать однокоренные слова;
разбирать слова по составу;
подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя графически корень в каждом слове;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" »
Урок русского языка по теме:
«Однокоренные слова».
4 класс
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели урока:
Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.
Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.
Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.
Развивать речь учащихся, мышление, внимание.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово» и использовать их в активном словаре;
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя правило;
выполнять взаимопроверку при работе в паре.
Коммуникативные умения:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Предметные умения:
рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;
классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу слов, выделяя графически корень в каждом слове;
выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом слове;
образовывать и писать однокоренные слова;
разбирать слова по составу;
подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя графически корень в каждом слове;
Оборудование:
Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина «Русский язык». Учебник для 4 класса.
Смарт-доска, таблички со словами сад, берёза, море, дом
Ход урока.
I. Организационный момент.
Все готовы? Все в порядке?
Начинаем наш урок
Ручки книжки и тетрадки
Положи на уголок.
II. Чистописание.
Девятое декабря.
Классная работа
Орех
Колесо
-Слова с какой орфограммой написали?
III. Целеполагание.
- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. (Учитель пишет на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми. Дети записывают слова в тетради.)
Назовите одним словом сочетание:
Небольшая, мелкая рыба (рыбка, рыбешка).
Рыбная ловля (рыбалка).
Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак).
Ловить рыбу (рыбачить).
IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.
- Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока «Однокоренные слова».)
- Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
Цели:
1. вспомнить, … … ОС;
2. уточнить … ОС;
3. учиться …ОС ….
(Цели урока: вспомнить, что такое однокоренные слова; уточнить признаки однокоренных слов; учиться распознавать однокоренные слова в тексте.)
V. Работа по теме.
1) – Может кто из вас знает, какие слова мы называем однокоренными? Выделите графически корень у этих слов.
Смарт – доска. Разбить слова на группы. (холодный, холодильник, морозный, холодок, гора, гористая, горка, горевать)
- Почему остались невыбранными слова горевать, морозный? (Слово гореватьимеет другое значение, а слово морозный – другой корень.)
2) - Какие же слова называются однокоренными? (Работа с правилом.)СИНГЛ РАУНД РОБИН
- Запишите любую группу однокоренных слов, выделите корень. Определите «лишнее» слово в вашей группе и обоснуйте правильность выбора. (Гористый, холодный - прилагательные, остальные – существительные.)
Сейчас немножко отдохнём. Можно пойти в сад, в берёзовую рощу, к морю, домой. Образуйте с этим корнем однокоренные слова. Отвечает тот, кто стоит в списке впереди других. (какое из этих слов является проверочным)
VII. Закрепление учебного материала.
Упражнение в распознавании однокоренных слов.
Зимовье, зимний, зимник, зимушка.
Сладкий, сладок, сладостный.
Колесо, колёсный.
Вечера, вечерний.
Лень, ленивый, лентяй.
Садовник, садовод, посадить
Перелётные, лететь, перелёт.
Зимовье -место, помещение, где зимуют люди
место, где проводят зиму животные, в том числе рыбы.
зимник -автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замёрзшему льду рек и озёр.
Разбор по составу 1 группу слов самостоятельно, с последующей взаимопроверкой по смарт-доске.
Послушайте историю. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.
У. Кто оказался чужаком?
Д. Водитель.
- Назовите однокоренные слова к слову водитель.
V. Домашнее задание. Упр. 174, с.102. Разобрать по составу.
.
VIII. Итог урока.
- Какие слова мы называем однокоренными?
- В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
Лес – лесник
Река – по реке
Стена – стенами
Кот – котик
Поле - полюшко
Гриб – грибной
1. Подберите и напишите к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя прилагательное), выделите графически корень в каждом слове: