kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся второго класса. Очень актуальная тема.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Рабочая тетрадь

по русскому языку

для учащихся 5 класса

«Секреты русского языка ».



«МОГУЧИЙ - РУССКИЙ ЯЗЫК »







Рабочая тетрадь.

«Секреты русского языка».

Пояснительная записка.

Тетрадь по русскому языку предназначена для организации самостоятельной работы пятиклассников. Задания в них расположены в соответствии с программой «Секреты русского языка . 5 класс», однако тетрадь можно использовать и при работе по другим учебникам, так как в них представлена система разнообразных тренировочных и развивающих упражнений, раскрывающих все основные вопросы первого года обучения русского языка в пятых классах. Тетрадь могут использоваться как на уроке, так и для домашней работы. Печатная основа тетрадей позволяет значительно сократить время на выполнение заданий. Тетради также создают условия для формирования навыков письма букв и выполнения других прописных записей.

Включённые в тетрадь приёмы развивают у детей логическое мышление, эмоции, интерес к учению, внимание, память, интеллект, содействуют развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных вопросов, формируют положительное отношение к учению, интересов, способностей.

Рабочая тетрадь используется как дополнение к программе курса «Секреты русского языка » для 5-го класса.

Дорогой друг!

Ты держишь в руках тетрадь, которая поможет тебе познакомиться с миром русского языка, узнать разнообразные упражнения, творческие задания по развитию речи могут быть использованы учителем для работы в классе в качестве материала для домашних заданий. А также во внеклассной работе.

Желаю тебе успехов и быстрого развития, в твоих распознавательных способностей!

Шимаровой Рима Шемуровны Учитель русского языка СШ №13 с. Масанчи.

2019год.





Содержание

Занятие 1. Фонетика…………………................................6-10

Занятие 2. ..Словообразование......................................11-23

Занятие 3. Проверь себя. Тест.......................................24-26

Занятие 4. Лексика…………. ...........................................27-32

Занятие 5. Морфология……………………......................33-42

Занятие 6. Имя прилагательное. ………………………..43-51

Занятие 7. Глагол.............................................................52-60

Занятие 8. Синтаксис........................................................61-66



Рабочая тетрадь по русскому языку разработана по разделам «Фонетика, Лексика, Словообразование, Морфология, Синтаксис » для учащихся 5 класса казахской школы.

Задания, предложенные в рабочей тетради, рассчитаны на учеников с различным уровнем языковой подготовки, однако это не значит, что определённую группу упражнений выполняют одни и те же школьники.



Введение

Один из путей совершенствования обучения языку – применение различных способов структурирования учебного материала, в первую очередь, его укрупнение.

Использование данной рабочей тетради повышает продуктивность работы пятиклассников по усвоению теоретического материала, закреплению практических умений и навыков.

Задания, предложенные в рабочей тетради, рассчитаны на учеников с различным уровнем языковой подготовки, однако это не значит, что определённую группу упражнений выполняют одни и те же школьники. Кроме того учащимся предлагается самостоятельно выбирать задания, заранее оговаривая оценку за правильность выполнения. Такая работа не только способствует активизации деятельности учащихся, но и учит их реально оценивать свои возможности.

Задания и упражнения «Рабочей тетради» могут быть использованы , также как дидактический материал при подготовке к урокам.







Фонетика

1. Отгадай мультфильмы

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?

 2. Фонетический творческий диктант

Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.

1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ... .

2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ... .

3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .

 3. Странное письмо

Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить. Бока. Сахар

 4. Ж или Ш

Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

5. З или С

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.



6. Альпинисты

Представьте себе такую ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву.



7. Помоги Незнайке

Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!





 8. Буратино пишет диктант

Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.

Для начинки на пирог
Приготовили ... (творо_)

Тигр по улицам идет,
Разбегается ... (наро_)

Кот под лавку уволок
Вкусный праздничный ... (пиро_)

Как на улицу пойдешь?
На дворе закапал ... (до_ _ь)

Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал ... (зу_)

 

9. Олимпийские игры

Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!

10. Вставь буквы

Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.

1. Как ни старался, я не мо[к]----
Доесть с капустою пиро[к].------

2. На кусок моей колба[с]к-----
Мурка хитро щурит гла[с]---ки.

3. Оглянулся, – чудный ви[т]---:
Старый ключ прошиб грани[т].----

А.Фет

4. Повар готовил обе[т],---
А тут отключили све[т].---
Повар леща берет
И опускает в компо[т]...---

О.Григорьев

5. На помощь! В большой водопа[т]---
Упал молодой леопар[т].----



Словообразование

1. Прочитайте сказку. Скажите, почему графство Слово без окончания будет испытывать затруднения? Какую роль играет в слове окончание?

За тремя горами, за тремя лесами в одном прекрасном и богатом государстве Грамматика в графстве Слово жил да был добрый граф Корень со своею женою - графиней Основой. И было у них двое детей: дочь Приставка и маленький сын по имени Суффикс. Дочь графа Приставка была очень капризной и своевольной: любила она везде быть первой. И в графстве Слово была она первой красавицей. А маленький сын графа Суффикс очень любил своего отца графа Корня и постоянно ходил за ним.

А ещё жила во дворце графа его любимая старшая дочь - Окончание. Невзлюбила графиня Основа свою падчерицу и всегда старалась, чтобы ей доставалось все похуже:


и платье старенькое, и место последнее. И рассказывая на балах о графстве Слово, она всегда говорила, что живут они вчетвером: Приставка, Корень, Суффикс и она - графиня Основа.

Но все умные люди в том государстве понимали, что графству Слово без скромной трудолюбивой падчерицы Окончание будет очень трудно.



2. Прочитай стихотворение.

«Слово делится на части», - говорили в школе Насте.

Так давайте поскорей строить слово из частей!

Чтоб построить нам слова,

Части слова знать пора!

Первым делом окончание найдём, его в рамочку возьмём.

Корень слова мы найдём, и тогда Однокоренные подберём слова.

Где приставка, мы вам скажем,

В слове суффикс всем покажем.

Вот и знаем слова части.

Ах, какое это счастье!

Так давайте веселей Строить слово из частей!

(Л. Шалданова.)



3. На какие части делится слово?

Прочитай сказку.

Сказка

Поспорили между собой Корень дерева и Корень слова.

- Говорят, ты, Корень слова, считаешь себя лучше всех. И древнее меня, Корня дерева, знат-нее и богаче.

- О богатстве спорить не хочу, но о древно¬сти моего рода могу поспорить. - Корень слова был уверен, что род его самый древний, и он стоял на своём.

Обиженный Корень дерева обратился в суд. Судья был строг. Он зачитал приговор:

  • Сначала был мир, в котором росли де¬ревья. Затем появились люди. Они трудились. Появился язык. Словом корень был назван Ко¬рень растений, а с развитием науки появился Корень слова. Значит, Корень дерева происхо¬дит из самого древнего рода.

Тут Корень слова обиделся. Но судья сказал, что Корень слова, несмотря на это, есть во всех словах. Без него не обойдётся ни наука, ни куль-тура, ни сама жизнь вообще. Корни, из которых растут растения, улучшают природу, кормят лю-дей. Корни, из которых можно вырастить новые

слова, украшают нашу речь, делают её богаче, наполняют смысл жизни новым содержанием. Оба Корня остались довольны решением суда.

(Т. Кульгилъдинова.)



4. Назови другие слова с корнем –езд. Образуйте слова по схемам.



Допиши буквы, корнем из сказки, чтобы получились слова.



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образуй слова с



О б ______________________________

о т ______________________________

п о______________________________

5. Прочитай. Шарады.







Корнем - с дорогой роднится,

В сборе приставка таится. Суффикс как в слове дневник. Целым же - в космос проник.

Мой корень - родственник сраженью, Приставка - в слове заявленье.

В наборщике есть суффикс мой,

А весь - тружусь я под землёй.

Мой корень в просьбе заключён (В ней он озвучен и смягчён).

Приставка - в воплощенье где-то,

На целое - все ждут ответа.



6. «Кто чужой?»



Найди чужака, пришедшего к «словам- родственникам»:

  1. смешной, смешить, смешинка, смешать;

  2. побелка, белка, белить, белый;

  3. шипы, шиповник, шипеть;

  4. вода, водица, водитель, подводник;

  5. лето, летать, летательный, лётчик;

  6. ночка, ночной, ноченька, одиночка.



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







7. Прочитай. Однокоренные ли эти слова:

    1. прислонился, слон;

    2. грабитель, грабли;

3) кузнец, кузнечик.



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



8. Корень

(Сказка)

Расскажу я вам, ребята, сказку. Много - много лет назад появилось на свете слово воз. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое, красивое дерево».

Посадили люди слово воз, и стало оно расти.

Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от слова воз. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть — воз. Решили тогда люди общую часть этих слов назвать корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

Задания

I. Прочитайте сказку, перескажите её.

II. Образуйте слова от корней дом, земля, космос.



9. Выполни задание.

1. Преврати большой дом в маленький.

2. Преврати большую табуретку в маленькую.

3. Назови глупого человека ласково.

4. Преврати слово «тракторист» в машину.

5. Преврати слово «стол» в комнату.

6. Преврати слово «рыба» в человека.

7. Преврати маленький хвостик в большой.



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







































10. «Составь слово».

К каждому слову подбери однокоренное по схем.

























11. Запишите данные глаголы с приставками за-, про-, пере-, по-.

Составьте словосочетания, выделите приставки.

Писать, читать, учить, бежать, ползти, вести, ходить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



12. Сколько приставок в каждом слове?



Безразличный, беспроигрышный, бессодержательный, перевыполнение, переустройство, переподготовка, перерасход, присоединить, расспрашивать.



___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









13. Талантливые актёры

В цирке премьера. На арене знаменитый волшебник Мягкий Знак со своими; ассистентами —частями речи.

— Смотрите,—говорит Мягкий Знак,—как только я приближаюсь к какому-нибудь слову, оно становится другим: глаголы ел, был, дал, стал изменяются в существительные ель, быль, даль, сталь, а существительные мел, кров, хор, полка изменяют своё значение, превращаются в мель, кровь, хорь и полька; (длинный) шест — в числительное шесть; угол (вдруг, без пожара) — в уголь.

На арену выбегают буквы ё, и, ю, я, встают рядом с твёрдыми согласными. И опять слова становятся неузнаваемыми: существительное пыл в один миг превращается в глагол пил, прилагательное лысый изменяется в лисий, а существительные пальцы,, лук, нос, воз — в пяльцы, люк, нёс, вёз.

Гремят аплодисменты.

Ребята, вы, конечно, догадались, что секрет фокуса в том, что буквы ь,'и, е, ё, ю, я обозначают мягкость согласных, после которых стоят. А какие согласные не поддаются фокусникам и читаются всегда одинаково? Присмотритесь к словам нож и рожь, шов и шёл, цыплёнок и цирк.





14. Четвёртый лишний (ъ и ь)



вьюга

вьюн

вьюк

въезд



шифоньер

курьер

подъезд ~

барьер





съехать

съесть

сузить

съездить



бульон

подъезд

объезд

съёмка





______________________________________________________________________________________









15. Ответь!

1. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с за¬острёнными концами?

2. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

3. В каком слове семь букв Я и один мягкий знак?





16. Прочитай, вставь нужные предлоги

Топ, топ,

Топ - мячик мой, Скачешь ты как заводной, ... ступенькам, ... доро... ке, А потом ... мостовой! Ой ...

Слышишь, мяч, Звенит трамвай, Далеко не убегай. Ай ...

Я бегу ... тобой, А ... мною - постовой.

Мяч,

Куда ты мчишься вскачь! Даже глазом не моргнёшь, Под колёса попадёшь! Ох...

Непослушный мячик мой, Ну-ка, марш скорей домой.

(А. Дуйсенбиев.)







17. Прочитай басню. Вставь нужные предлоги.

- Где ты был, мой белый котик?

- Был я, барин, ... охоте ... бору, бору сыром.

- Как посмел ты, кот ... усами, ... бор ходить, когда мышами ... того кишит весь дом!

- Не ... мышками ходил я... Там, ... бору, волков ловил я!

- Много ль ты поймал волков?

- Сосчитать хотел их было, но ... лапках не хватило коготков.

(Н. Толоконников.)





18. Разделите на составные части следующие слова:

Переходной, прилетят, лет, летчики, летучка, полет, стрелок, выстрел, стрельба, перестрелка, приход, проходчики, восхождение, выхаживать, перегруппировка, объявление, заявка, распространение, перераспределение, обезвредить.

Основа слова


Приставка

Корень

. Суффикс

Окончание

пере

ход

Н

ой

































  1. Проверь себя

ТЕСТ

  1. Какое слово состоит из корня?

А) наготове В) южнее С) ложе

О) драже Е) весна

  1. В каком слове есть приставка за- ?

    1. забавный В) заботливый

    2. забывчивый Е) замочный

    3. законченный

  2. Какое слово является неоднокоренным с остальными?

    1. водный

    2. подводник

    3. обводить

О) наводнение

Е) водопад

  1. Найдите слово, имеющее окончание?

    1. верхний В) вершок С) верхом

    2. орешек Е) внизу

  2. Укажите слово, образованное от имени прилагательного?

А) продавец

В) беженец

С) мудрец

О) горец

Е) певец

  1. Укажите глагол, который образован суффиксальным способом?

А) перечитать В) входить

С) бледнеть О) приклеить

Е) выходить

  1. Определить способ образования слова бездна?

    1. приставочный

    2. приставочно - суффиксальный

    3. суффиксальный

    4. сложение

Е) бессуффиксный

  1. Какое значение придают суффиксы словам: глазищи, долина, духотища?

    1. уменьшительности

    2. пренебрежительности

    3. ласкательности

    4. увеличительности

Е) уменьшительно - ласкательности

  1. В каком слове приставка над.?

    1. Надрессированный

    2. надраенный

Д) надрезать

Е) надавать

    1. надробить

  1. Слова какой пары не являются однокоренными ?

    1. краски - крашеный

    2. носовой -нос

    3. плести – переплетчик

    4. носильщик - носит

Е) перегореть - предгорье

  1. Какой из слов является неоднокоренным ?

А) носилки

В) носовой

С) носитель

Э) носильщик

Е) носит

  1. Какое слово образовано приставочно- суффиксальным способом ?

А) украшение

В) укротитель

С) узаконить

О) укрытие

Е) уличный

  1. Определите, какая часть слова выделена: доплыть

А) корень

В) суффикс

С) основа

Б) окончание

Е) приставка

  1. Укажите способ образования слова: перекати - поле

    1. суффиксальный

    2. приставочный

    3. сложение

Б) бессуффиксный

Е) приставочно – суффиксальный



  1. Укажите неоднокоренное слово

А) проводы

В) проводник

С) водила

О)водяной

Е)водить



  1. Определите сложное существительное с соединительной гласной.

    1. вперёдсмотрящий

    2. сорвиголова

    3. долгоиграющий

Е) высокочтимый

    1. новостройка

  1. Часть слова без окончания.

А) корень

В) суффикс

С) основа

Э) приставка

Е) окончание



ЛЕКСИКА

Совокупность всех слов языка составляет лексику. Слово как основная единица языка имеет разные стороны: фонетическую/звучание/, лексическую /смысловую/ и грамматическую.

Со стороны смысловой каждое слово характеризуется определённым лексическим значением. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Лексическое значение слова разъясняется в толковых словарях.

Например: ПОГОДА. Состояние атмосферы в данном месте, в данное время. Чудесная погода. Тёплая погода. Перемена погоды. Какая сегодня погода?

Слово погода употребляется и в переносном значении.

Например: Делать погоду- определять ход, течение чего-нибудь, оказывать или иметь решающее значение в каком-нибудь деле. Ждать у моря погоды- рассчитывать, надеяться на что- нибудь, не принимая ничего, оставаясь пассивным.



Сущ., ж.; погоды,-е; только ед.

Прилаг. Погодный. Погодные условия.

(Толковый словарь русского языка/ под ред. М.И. Махмутова,

А.В. Текучёва, Н.М.Шанского.Л., 1981).



Кроме лексического, слово имеет и грамматические значения. Например, у существительного можно определить род, падеж,число; у глаголов- время,лицо и число.



1* Прочитайте текст. Составьте его план, по которому перескажите содержание текста. Свой ответ дополните сведениями о том ,какие типы словарей вы знаете, какими словарями вы пользовались.

Словарь на вашем столе



Существуют разные типы словарей. Имеются словари специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по- разному они будут располагаться и объясняться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как им пользоваться.

Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю. В толковых словарях, помимо объяснений значений слов, вы также найдёте сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. В толковых словарях значение слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно- популярной и другой литературы.

(В.Н.Сергеев)







План

1.________________________________________________________________

2________________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________..





2.Прочитайте словарные статьи к словам стадо, стая. В чём отличие этих слов?

Стадо- группа животных одного вида, а также пасущийся вместе скот.

Стая- группа животных одного вида, держащихся вместе, преимущественно птиц, рыб.

Выразительно прочитайте стихотворение.



Стая и стадо

Чем отличается стадо от стаи? А стадо гусей ковыляет на луг.

Стадо пасётся. А стая летает. В этом- отличие стаи от стада.

Стая гусей улетает на юг. Это запомнить как следует надо!



Раскройте скобки и запишите словосочетания.

Стадо или стая? (журавли, коровы, лебеди, воробьи, волки, олени) _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выберите нужные слова и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в толковом словаре.

Цветастый, цветной (платок, телевизор); сытый, сытный (обед, человек); дипломат, дипломант (конкурса скрипачей, опытный).



  1. Подберите синонимы к выражению хвататься за живот, к слову огорчать

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .



5. Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях. Как называются такие слова?

Корень _______________________________________________________________

_________________________________________________________________

Мягкий _______________________________________________________________

_________________________________________________________________

Ходить ________________________________________________________________





6. Продолжите ряд синонимов.

Интересный, занимательный ,____________________________________________________

Большой, громадный ,____________________________________________________

Хороший , славный, _____________________________________________________.

7. Напишите эссе на тему: «Моя мечта ». Для того, чтобы ваш рассказ был более выразительным и убедительным, советуем вам использовать синонимы. При желании воспользуйтесь предложенным рядом синонимов.

1) Хотеть, ждать . 2) Стремиться, тянуться, устремлять, стараться. 3) Заветная, сокровенная, заповедная. 4) Думать, размышлять, мыслить, раздумывать, помышлять. 5) Думаю, полагаю, считаю.



8. Запишите пословицы, в которых встречаются попарно соединённые здесь слова.

Как называются такие слова? Укажите их название с помощью обозначения.

  1. Дело – безделье _______________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Посеешь – пожнёшь _______________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Труд – лень _______________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Свет – тьма _______________________________________________________________

_________________________________________________________________



  1. Дело – потеха ________________________________________________________

_______________________________________________________________

9.Прочитайте словосочетания. Укажите, используя условные обозначения,

какие слова употреблены в прямом , а какие- в переносном значении.

Плачущая берёза, плачущий ребёнок; дремлет лес, дремлет собака;

разыгравшиеся воды, разыгравшиеся дети; спят цветы, спят дети;



10.Образуйте антонимические пары от слов.

Близко - ______________________Мир_-_______________________

Низкий -_______________________Утро_-_______________________

Трудные-______________________Начать-_______________________

Вперёд-_______________________ Смеяться-_____________________ .

























МОРФОЛОГИЯ



Имя существительное





  1. Подбери к глаголам подходящие по смыслу имена существительные по образцу.

Лечит _______________ готовит _____________

Сторожит_____________ учит ________________

Красит_______________ красит _______________

  1. Вспомни и запиши все самостоятельные части речи, которые ты знаешь.

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

6._____________________________________________



  1. Выпишите из слов самостоятельные части речи по порядку:

    1. Имена существительные.

    2. Имена прилагательные.

    3. Глаголы.

    4. Местоимения.

Я, мой, смотреть, красивая, страна, большие, десять, город, ехать,

широкие, улицы, ты, у, кино, подморозит, капают, театр, вы, завод, новое,

они, театрал, заводит.



  1. Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные.

Выпишите в два столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Птицы прощаются



Наступил конец сентября. Для птиц это месяц прощания. Они улетают в тёплые края. Сильно поредела листва на берёзах. Ветер тихонько качает старый скворечник.

Жильцы покидают свой дворец .

Вдруг пара скворцов вернулась. Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры. Скворец сел на ветку, поглядел по сторонам и затянул грустную песенку.

Замолчал певец. Подруга вылетела из жилища.

Скорей в стаю! Пора в далёкий путь! Впереди нелёгкий перелёт.





КТО! ЧТО?



__________________ _______________

__________________ _________________

__________________ _________________



  1. Как ты думаешь, по какому признаку можно распределить имена существительные? Запиши.



Осень, холод, небо, туча, облако, дождик, иней, пороша, грусть, ненастье, снежок, серебро.



_____________ _________________ _______________

_____________ _________________ _______________

_____________ _________________ _______________

_____________ ________________ _______________



6..Найди и выпиши имена собственные.



Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

(С. Михалков)

________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________



7. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни неодушевлённые имена существительные. Определи их род и число.



Предмайское утро. Всё з…ленеет – тр…ва, д…ревья.

На горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется.

Так всё идёт правильно: март – свет, апрель- вода, май- цвет.

Лес не одет, пахнет к…рой и берёзовым соком.

(М.Пришвин)



8. Просклоняйте имена существительные. Обозначьте окончания.



КТО?

И.п. Коля ___________сестра_________дядя________Вера________

Р.п. _______________________________________________________

Д.п. ______________________________________________________

В.п. _______________________________________________________

Т.п. _______________________________________________________

П.п. _______________________________________________________





ЧТО?



И.п. страна___________земля________опушка________аллея______

Р.п. _______________________________________________________

Д.п. ______________________________________________________

В.п. _______________________________________________________

Т.п. _______________________________________________________

П.п. _______________________________________________________

9. Вставь пропущенные окончания в словосочетаниях. Обозначь их. Определи склонение и падеж.



На крыш… избушк.., от площад.. до перекрёстк…, по улиц… на машин…,

на ветк… сирен…, под стол… на палас…, в овраг… с кра…, на фон… неб…,

в сара… на полк…, перед дом… на берёз…, с кроват… на подушк….



10.Спиши предложения. Слова в скобках поставь в нужном падеже.

Обозначь окончания. Определи род и падеж.

Всюду пахло черёмухой: на (улица), в (переулок), в (дом).

___________________________________________________

___________________________________________________

Ещё в (молодость) Антон дал клятву – читать много книг.

____________________________________________________

____________________________________________________

Вертолёт быстро добрался до горной (деревушка), сел на небольшой (площадь).

_____________________________________________________

______________________________________________________



Девочка получила подарок от (тётя Оля) и (дядя Игорь).

_______________________________________________________

_______________________________________________________

11. Поставь имена существительные множественного числа в родительный падеж. Запиши их. Обозначь окончания.

__Крыши -__________________________________

__Столицы-_________________________________

__Рукавицы -________________________________

__Рощи -____________________________________

__Задачи -___________________________________

__Лужи -____________________________________



12. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные окончания. Подчеркните существительные во множественном числе. Определи их падеж. Сделай синтаксический разбор выделенного слова.

Кончаеся грибная пора. Редко найдешь одинокий крупный подосиновик. Только многочисленные чернушк.., волнушк.., белянк.., краснушк.., ещё продолжают расти из холодной земли. Под сосн.. и ел.. попадаются целые сем… серых говорушек и фиолетовых рядовок.

(По В. Гудкову)



13. О живом предмете мы спрашиваем кто? А о частях этогопредмета спрашиваем Что?

Угадай предмет по его частям. В скобках поставь вопрос к каждому существительному.

(что?) клюв ,(что?) крыло - (кто?) ворона.



(____?) хвост, (____?) хобот - (____?) __________________

(____?) панцирь, (____?)голова - (____?) ________________

(____?) плавник, (____?) туловище - (____?) ____________

(____?) жало, (____?)брюшко - (____?) _________________

(____?) бородка, (____?) гребешок - (____?) _____________

(____?) горб, (____?) копыто - (____?) __________________



14.От неодушевлённых имён существительных образуй одущевлённые по образцу.

Что? Кто? Что? Кто?

Река - ___речник_____ Хоккей- хоккеист__________

пожар- ______________ футбол - _________________

лыжи - ______________ баян - __________________

грибы - ______________ машина - ________________





15. Употреби существительные во множественном числе. Запиши их в таблицу правописания.

Брат, уж, поле, колесо, стул, слон, лужа, крыша, снег, клин, сук, звено, мышь, груша, море.



Жи - ши

Разделительный Ь

Безударная гласная в корне


















16. «Неразлучная пара». Перечисли предметы, которые считают парами. Запиши эти имена существительные.

Чулки,________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  • Выдели окончания существительных множественного числа



17. Прочитай названия животных. Заполни таблицу по образцу.

Женский род (она , моя)

Мужской род (он , мой)

Корова

бык

Свинья


Овца


Лошадь


Кошка


собака


18. Подбери к данным словам близкие по смыслу. Укажи род существительных.



Пламя (ср.р.) - ____________(______)__ воин (___) - ____________(_____)_

Ручей (____) - ____________ (______)__ изба (____) - ___________(____)__

Учебник (____) - ___________ (_____)__ пилот (___) - ___________(____)__

Метла (____) - ____________(______)__ флаг (___) - ____________(_____)__



19.Прочитай стихотворение . Сделай выбор букв. «Лишнюю» зачеркни.

Почему?

Во дв_а_рах, в квартирох жить

о а

Надоело кошком,

а

Надоело им хадить

о

Только по дорожком.

а











20. Что ты узнал об имени существительном?



Сделай грамматический разбор существительных. Допиши окончания.



Существительное

Начальная форма

Одуш/

неодуш.

число

род

падеж

склонение

1

На уроке

урок

неодуш.

Ед.

М.р.

П.п.

2-е

2

с Олег…м







3

в золот…







4

без радост…







5

у доск…







6

о птичк…







7

в печал…







8

над мор…м







9

у олен…й







10

от старост…







11

в чашк…х







12

почк…ми







13

по Сибир…







14

с укроп…м









































Имя прилагательное



1. Подумай и продолжи ряды имён прилагательных. Запиши.



Поля (какие?) бескрайние, __________________________________________________

Лес (какой?) тёмный, _______________________________________________________

Утро (какое?) раннее, _______________________________________________________

Весна (какая?) долгожданная , ________________________________________________



2. Разгадай шараду. Определи число имён прилагательных.



Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение-

И превращусь в конфету я.

(И----с)

3. Найди и выпиши сочетания слов во множественном числе.

В зимний холод, тёплые ветры, лёгкие облака, пасмурный день, холодная вода, проворные ручейки, яркое солнышко, отвесные горы.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________



4.Вставь пропущенные буквы. Найди имена прилагательные определи их род, число и падеж.

1. Тонкий зап..х и ч..десный вку.. у л..сной з..мляники. 2. В..сной утреннее солнце мало греет. 3. В лес вела у..кая тр..пинка. 4. Г..ворливый ручеёк всё время п..ёт свою песенку.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________







5. Образуй прилагательные от указанных ниже слов, подбери к ним существительные. Запиши.

Белка, птица, улица, город.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________



6. Просклоняйте имена прилагательные. Обозначьте окончания.



Какая?

И.п. красивая синяя ____________________

Р.п. _______________________________________________________

Д.п. ______________________________________________________

В.п. _______________________________________________________

Т.п. _______________________________________________________

П.п. _______________________________________________________

Какой?



И.п. большой___________огромный________синий_____________

Р.п. _______________________________________________________

Д.п. ______________________________________________________

В.п. _______________________________________________________

Т.п. _______________________________________________________

П.п. _______________________________________________________

Какое?



И.п. большое___________________синее_______________________

Р.п. _______________________________________________________

Д.п. ______________________________________________________

В.п. _______________________________________________________

Т.п. _______________________________________________________

П.п. _______________________________________________________

Какие?



И.п. большие__________ _огромные__________________________

Р.п. _______________________________________________________

Д.п. ______________________________________________________

В.п. _______________________________________________________

Т.п. _______________________________________________________

П.п. _______________________________________________________

7. Найди и подчеркни имена существительные и прилагательные в данных предложениях как члены предложения.



1. Наступила тёплая весна.

2.Из жарких стран летят птицы.

3.Прилетели перелётные птицы.

4.Показались ранние весенние цветочки.

5.Сегодня день будет дождливым.

8. В пословицах подчеркни имена прилагательные. Обозначь окончание. Определи род, число и падеж.



Хвощ – деревенский овощ. Беззаботна та мышь, которая одну лазейку знает. Из пустых хором летит либо сыч, либо сова.



9. Сделай морфологический разбор выделенного слова.

На добрый привет добрый ответ.

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________



10.

  • .Разбейте это предложение на простые предложения, запишите их.

  • Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

  • Определите их род, число и падеж.

Дул сильный ветер летела пыль вывески раскачивались и скрежетали шляпы срывались с голов и катились под колёса прыгающих экипажей.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________





11. Спиши словосочетания . Вставь пропущенные окончания имён прилагательных.

Со сладк….. конфетами, по быстр…. реке, в глубок… море, за дальн… аулами, в последн….время, о счастлив…. людях. громк… стуки, пахуч…. роза.



  1. Подберите к данным именам прилагательным имена существительные.

Ясное __________________________________________________________

Летний _________________________________________________________

Крупный________________________________________________________

Дождливая______________________________________________________



13.Прочитай. Подумай , что говорят о зиме снегирь, синичка, собака, медведь.

Какая бывает зима

Спросили однажды животных, какая бывает зима.

- Зима бывает ___________ , ___________ , - ответил снегирь.

Синичка добавила: «Очень уж ___________ зима ».

- ______________, ______________, - пролаяла собака. А медведь подумал и сказал: «Зима _____________, тянется всего одну ночь».

  • Вставь прилагательные: длинная, короткая, трудная, голодная, снежная, морозная.

  1. Прочитай. Угадай, о чём говорится в тексте. Отгадку напиши как заглавие.

___________________

Над соседн…. лесом показался его румян….. краешек. Оно чуть помедлило, словно запуталось в пушист…. ветвях, и вдруг выкатилось на простор золот…. колесом с огненн…. спицами. Луг весь засверкал, слепя глаза миллионами разноцветн….. огоньков.

(По З. Воскресенской)

  • Допиши окончания прилагательных.

15.Из предложения выпиши прилагательные. Сделай их грамматический разбор в соответствии с таблицей.

1) Дождь в лесу зелёном прошумел по стройным клёнам.



Прилагательное

Относится к существительному

род

число

Падеж с вопросом
















2) Песня соловьиная звучит в ночной тиши.



Прилагательное

Относится к существительному

род

число

Падеж с вопросом
















16.К началу пословиц подбери конец. Вставь пропущенные гласные в окончания прилагательных.

1) Кратк…ю речь слушать хорошо, _______________________________________



2) Ласков…й язык голубит,_______________________________________________



3) Редк…го гостя милости просят,_________________________________________



Словосочетания для вставок: а част…го гостя еле выносят; зл…й язык губит;

под долг…ю речь думать хорошо.

17. «Сделай выбор». Какой вопрос нужно поставить от существительного к прилагательному? Ненужный вопрос зачеркни.

1) Летел над морем ( каком?/каким?) Чёрным; шторм на море (каком? / каким?) чёрном.

2) Праздник в селе (каком?/ каким?) Вольном; дружить с ветром (каком?/ каким?) вольным.

3) Пройти бульваром (каком?/ каким?) Садовым; трудиться на участке (каком? / каким?) садовом.

  • Почему некоторые прилагательные написаны с заглавной буквы?

18. Вставь окончания – ое, -ее в прилагательные среднего рода.

Мама – любим….. слово. Камень – весом…..слово.

Пламя – горяч….. слово. Знамя - набатн…..слово.

Школьник – прилежн…. слово. Друг – задушевн….. слово.

Ветер – летуч…..слово. Родина – лучш….. слово.

  • Напиши своё любимое слово: _________________________ .

19.Прочитай отрывок об одном пареньке.

Борька был главным заводилой на нашей улице. Это был плечистый паренёк с крепкой фигурой.Ребята сразу признали Борьку атаманом, так как он был сильным и ловким. Кроме того, он поражал своей находчивостью и смелой выдумкой.

  • Напиши словосочетания существительных с прилагательными, которые рисуют

  1. Борькин портрет____________________________________________

___________________________________________________________

  1. Характер __________________________________________________

__________________________________________________________.

20. Составь рассказ по его началу.

Поучительная экскурсия

Ребята пошли на экскурсию в берёзовую рощу. Много интересного они увидели.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________









ГЛАГОЛ



1. Отгадайте загадку.

Под землёю он живёт,

Червяков, жуков жуёт.

Перерыл весь огород!

Этот зверь зовётся ….

(С.Маршак)



Задания:

1. Найдите и выпишите глаголы.

2. Определите время глаголов.



____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________



2. Запиши данные глаголы в неопределённой форме.

Отвечу, отвечаю; подбирали, подобрали; очищают, очистят; приближаем,

приблизим.

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________



3. Найдите глаголы. Определите их время, род.



Первый ветерок



Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела

первая бабочка.

Думал, в глазах это порябило , а это показался первый цветок.

(М.Пришвин)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________



4. Перепиши, используя глаголы в скобках в форме настоящего времени.

Вот уж снег последний в поле (таять),

Тёплый пар (восходить) от земли,

И кувшинчик синий (расцветает),

И (звать) друг друга журавли.

(А. Толстой)



5.«Заставь предметы действовать». Подбери к существительным несколько подходящих по смыслу глаголов. Запиши их.

Воробей - __________________________________________________

Рыба - _____________________________________________________

Цветок - ___________________________________________________

Мяч - ______________________________________________________

Самолёт - ___________________________________________________

Солнышко - _________________________________________________

Старик - ____________________________________________________.

  1. Соедини глаголы стрелками только с теми словами, с которыми их можно употребить в речи.

Костюм хозяйка

рассказ брюки

ученик пёсик

П ересказывает хорошо Стирает девочка Грустит

чисто часто

быстро машина

платье бельё

правильно осень





  1. Прочитай стихотворение. Подчеркни глаголы. (Их шесть).

Белые страницы

Старый год уже не возвратится…

Новый год приветить поспеши!

Разложил Январь свои страницы.

Сколько хочешь, столько и пиши.

(А. Крат)

  • Выпиши глаголы. О каждой глагольной форме запиши всё, что знаешь.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. «Допиши словечко» Выбери его из скобок.

  1. Где никто не ссорится, там и дело ______________ .(спорится, спориться)

  2. Божья коровка о саде заботится.

Целыми днями за тлями _________________ . (охотится, охотиться)

  1. Трудные дни наступили для птицы, нужно синице помочь___________________. (прокормится, прокормиться)

  2. Маленький кораблик в гавани ютится.

Плавать не умеет- не хотел _____________ . (учиться, учится)

9. Прочитай текст. Выбери из текста слова с шипящей на конце. Запиши их в таблицу.

Идёт Иванушка по лесу дремучему. Уж и ночь опустилась на землю. Захотелось ему разжечь костёр. Снял с плеч катомку, достал ржаной калач. Откусил кусочек, а остаток решил сберечь для дедушки.

Сущ. ж.р.

Сущ. м.р.

Сущ. Р.п. мн.ч.

Неопред.форма глагола
















10.Прочитай слова. Какой частью речи они являются?

Помощь, стрижка, росток, чистка, печка, метла, схватка, груз,цветок.

  • Подбери родственные этим существительным глаголы. Запиши их в неопределённой форме.

-ть

-ти

-чь












11. «Оживи» картину глаголами.

За берёзовой рощицей ________________ избы деревенские. Огоньки в окнах _________________. Корова ________________ в хлеву. Овцы __________ в тёплом

загоне. Бабы у колодца______________ . Мужик топором звонко __________ сани налаживает.

Не спит ещё деревня.



12.Заполни таблицу временных форм глагола.

Что делать?

______________?


________________?

______________?

Начальная форма

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

красить




не спать




говорить




ходить




служить




не бить




варить




носить




хвалить






13.Подумай, какие предметы так звучат. Подбери к каждому глаголу подходящие по смыслу существительные.

Журчит- _______________________________________________________

Шелестит - _____________________________________________________

Булькает - ______________________________________________________

Гремит - _______________________________________________________

Скрипит - ______________________________________________________

Звенит -________________________________________________________



  1. «Кто как голос подаёт».

Петух ____________ голубь ______________

Ворона ___________ кукушка ____________

Курица ___________ утка _______________

Гусь _____________ свинья ______________

15.Заполни таблицу глаголами петь, лежать.



число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Ед.







Мн.









16. Произведи морфологический разбор глагола по образцу (пришел, наступит).

План разбора

І. Часть речи. Общее значение.

ІІ.Морфологическое признаки: начальная форма (неопределённая форма); лицо и число (для глаголов в настоящем илибудущем времени), род и число (для глаголов в прошедшем времени).

ІІІ.Синтаксическая роль.

____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________



17. «Сделай правильный выбор». Подумай, в каком числе нужно употребить глаголы 3-го лица. Поставь нужную букву в окончании глагола.

Осенью над островами Карибского моря пронос…тся разрушительные ураганы.

Набега…т чёрные тучи, которые вместе с ветром образу…т вертящийся столб. Смерч пляш…т, вырыва…т деревья и швыряя…т их через крыши домов. От бешеной пляски каменные здания рассыпа…тся, как карточные домики. Люди и животные улета…т в небо и приземля…тся за многие километры от места старта. Волны бушующего моря обрушива…тся на улицы городов.



18. Вспомни, какой мухомор красивый, яркий. А вот ещё одно небольшое описание этого красавчика.

Стоит мухомор, как гномик лесной. На голове красный колпачок, крапинки белеют. На ноге кружевные панталончики. Вот-вот зашевелится, поклонится и заговорит.



Имя существительное

(кто? что?)

Имя прилагательное

(какой? какие?)

Глагол(что делает?)

мухомор

лесной

стоит
















19.Вставь в тексте пропущенные окончания. Произведи разбор выделенного предложения, по членам предложения и по частям речи.

Леший

Лесная тропинка манит вглубь. Дятел постучал по берёз….. Кукушка пропел… на верхушк… ел…. Выбрался из дупла старый леший, захохотал, захлопал в ладоши. Скрылась в укромн…м местечке мелоч…лесная. Ведь леший – владыка леса. Жив…т он в глухой чащ… Характер у него проказливый. Завед…т путника в глушь, закрич…т страшным голосом.

(По Р. Ионайтис)

20. «Упражняйся в речевом этикете ». Поменяй неприятные для окружающих реплики на вежливую форму. Используй вежливые слова: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны.

«Посторонись!» - _____________________________________________________

«Дай выйти!» - _______________________________________________________

«пробей билет!» - _____________________________________________________.























СИНТАКСИС



1.Прочитай стихотворение. Какие предложения по цели высказывания употреблены в данном стихотворении.

Почему не посмеяться,

Если нам смешно?

Почему не веселиться,

Если повезло?

Почему не покружиться

Под старинный вальс,

Почему нам не пуститься

В русский перепляс?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.Вставь пропущенные буквы и знаки препинания, Подчеркните главные члены предложения.

На свете самое б..льшое б..га..ство это труд. С..астье человека это уменье труди…ся Сила воли ценнейшее кач…ство человека.



3.Заполни таблицу по теме: «Главные члены предложения».

Главные члены предложения

вопросы

подлежащее

сказуемое

1.Что обозначает?




2. На какие вопросы

отвечает?



3.Чем выражается?










4.Запиши и подчеркни грамматическую основу.

Зимой ребята играют в хоккей. Зимой ребята катаются на санках и лыжах. Летом ребята любят загорать на солнышке. Летом ребята любят купаться в речке.

5. 3.Заполни таблицу по теме: «Главные члены предложения».

Второстепенные члены предложения

вопросы

дополнение

обстоятельство

определение

1.Что обозначает?





2. На какие вопросы

отвечает?




3.Чем выражается?











6.Произведи синтаксический разбор предложений.

Я брожу в берёзовом перелеске. Надо мной струятся ветви берёз.



7.Прочитай простые предложения и запиши его схему.

Чайки вились у самой воды. (________________ )

К ночи дождь перестал.(____________________)

8.Разберите по частям речи и членам предложения данное предложение.



Ласковое солнце согревает землю своим теплом.



9.Прочитай текст. Найди и подчеркни подлежащее в данных предложениях.

1. Наступила тёплая весна.

2. Из жарких стран летят птицы.

3. Грачи вьют гнёзда на деревьях.

4. В рощах скоро засвищут соловьи.

5. Показались ранние весенние цветочки.



10.Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни главные члены предложения. Обозначь, чем они выражены.

Старый за..ц сено косит,

А лиса сгр..бает.

Муха сено к возу носит,

А комар к…дает.

(С. Маршак)

11.Придумай и запиши три предложения, используя данные слова. Найди в них и подчеркни главные члены предложения.

Ребята, садить, деревья, расти, сад, вырасти.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните второстепенные члены предложения.

Листья

Ос..нь. Многие д..ревья т..ряют л..ству. Обл..тает л..ства у липы, клёна, рябины, дуба. Другие д..ревья сохр..няют зел..нь всю зиму. Это хвойные д..ревья.

(По Е.Нефёдовой)

13.Выполни синтаксический разбор предложения.

Сидит дятел, держит в клюве сосновую шишку.

(Г.Скребицкий)



14.Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни сочетания слов с переносным значением. Сделай синтаксический разбор выделенного предложения.



Раннее вес..ннее утро. В небе ни облака. Выплыло со..нце.

Весь ст..пной пр..стор кажется осыпанным тонкой з..лотой пыл..ю. В густой тр..ве др..жат, перел..ваются капли крупной р..сы.

Скромно с..неет колокольчик. Тол..ко в глубок..х и у..ких балках лежат с..неватые тени.



15. Прочитай текст. Выпиши и подчеркни, какие члены предложения соединяют союзы.

В конце апреля лес оживёт и обретёт зелёный наряд. Деревья и кустарники будут спешить обзавестись обновами. Весна пройдётся и внизу. Она пробудит задорное племя трав. (По А. Стрижёву)



16. В каждом предложении подчеркни сказуемое.

Я сидел в садике и читал газету. Вдруг на зеленеющем газоне я увидел змею. Она медленно сползла на асфальтовую дорожку и устремилась к проезжей части улицы.

Я не без труда поймал быструю змею и отнёс её в зоопарк.

(С. Артюшенко)

17.Подчеркни восклицательное предложение.

Поганки



У съедобных грибов главный – белый. У поганок – бледная поганка. Берегитесь её!

В ней находится самый сильный из всех грибных ядов.



18. Составьте предложения со словом голубь. Слово голубь должно быть

Употреблено в предложении дополнением, определением, обстоятельством.

19. Придумай и напиши два предложения со сказуемыми соскучился, вспоминал

(о ком? о чём?). Подчеркни имена существительные, поясняющие сказуемые.

20. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните определения и определяемые слова.

Я живу в (большой город). В школу я иду пешком, но возвращаюсь на (школьный автобус). Из (городской транспорт) мне нравится трамвай, едешь в нём словно в (пассажирски,й поезд).















Составитель: Шимарова Рима Шемуровна

Учитель русского языка

СШ №13 с. Масанчи.

Кордайского района, Жамбылской области.

2019год.



















































53



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок русского языка

Автор: Шимарова Рима Шемуровна

Дата: 22.12.2020

Номер свидетельства: 568186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiiepoznavatielnoghointieriesanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455552385"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Методическая разработка урока русского языка  Тема: «Исконно русские и заимствованные слова» (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-tiema-iskonno-russkiie-i-zaimstvovannyie-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "241007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445167827"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства