Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»
Тема: Перенос слов
Цели:
образовательные: познакомить учащихся с правилами переноса слов; формировать умение переносить слова с учётом их особенностей; Развивающие: развивать умение видеть разные по количеству слогов слова , память, внимание; развивать навыки грамотного письма, мышление, речь, орфографическую зоркость.
Воспитывающие: воспитывать интерес к изучению русского языка , доброту, аккуратность, умение слушать и слышать. воспитывать внимательность, усидчивость, делать выводы, воспитывать культуру общения в группе и парах.
Методы:
частично-поисковый
проблемный
репродуктивный
работа с книгой, тетрадью.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, тетради, карточки с заданиями, карточки на доске
Планируемые результаты:
научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую; определять способы переноса; переносить слова по слогам;
получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов
Ход урока:
Ι.Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, На уроке не зевать, А работать и писать.
- На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все…(видят.)
На дворе февраль, последний месяц зимы. И пока ещё лежит снег, давайте в последний раз слепим снеговика. Конечно, он будет не из снега, а из бумаги, но зато никогда не растает! И, глядя на него, мы будем вспоминать весёлые зимние деньки, новогодние праздники и развлечения.
Для снеговика нам понадобятся пять снежных комьев: 3 для туловища, 2 для рук. Как вы уже догадались, каждый ком представляет собой задание.
Итак , начнём?
Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
ΙΙ.Проверка домашнего задания.
С. 60 упр.3
Е-ли, ва-реж-ки, го-рой, ёл-кам.
ΙΙΙ. Минутка чистописания.
- На уроках русского языка мы учимся красиво и правильно писать и сегодня мы с вами повторим написание еще некоторых букв. А каких, вам нужно догадаться, ответив на мой вопрос.
- Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова (ь, ъ, ы).
- Верно, это ь, ъ, ы.
- Сейчас мы повторим написание особенных букв русского алфавита.
Почему особенных?(Не могут стоять в начале слова. У них нет заглавных букв).
- Напишите буквы по образцу, обратите внимание на одинаковые элементы в написании букв. Отметьте нижнее соединение.
Посмотрите первый ком готов! Нижняя часть снеговика!
Работаем дальше!
Умеете ли вы отгадывать загадки, и какие знания нужны вам при написании отгадок.
ΙѴ. Словарно-орфографическая работа
- Отгадайте загадки и запишите отгадки.
Маленький мальчишка в сереньком пальтишке По дворам шныряет, крохи подбирает, По ночам кочует - коноплю ворует.(Воробей)
Есть копыта и рога, Летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, Молоко дают ...( Корова)
Летом шубку серую,
А зимой белую
Носит попрыгайчик —
Боязливый… (заяц)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
- Давайте запишем, проговаривая вслух.
- Поставьте ударение и подчеркните безударный гласный, его написание надо запомнить.
Ѵ.Актуализация (работа со словами).
- Прочитайте слова про себя. Читайте слова по заданию:
Прочитайте слово, в котором ь – разделительный (платье)
Слово, в котором ь указывает на мягкость согласного звука (моль)
Слова, в которых есть «хитрые» буквы (платье, съел, объявил). почему «хитрые»?
Слово состоит из 3-х слогов (объявил)
Слова, в которых 2 слога (платье, рыбы).
- Какие знания понадобились? (деление слов на слоги, про букву ь, про буквы, которые обозначают 2 звука).
- Как проверить, правильно ли посчитали слоги? Обозначим буквы гласных звуков. Разделите вертикальной линией слова на слоги. Проверьте правильность выполнения.
ѴΙ.Постановка проблемного вопроса.
- Составьте предложение из слов, записанных на карточках.
- Какое предложение у вас получилось? (Дети любят читать сказки).
- Теперь проверьте мое предложение. Что заметили? (Не дописано слово).
- Я могу объяснить, почему я не дописала. У меня последнее слово не помещается на строке. Что посоветуете? (Перенести слово).
- А что значит перенести слово? (Часть слова оставить, а другую записать на новой строке).
- А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?
- Да, по правилу. Кто догадался, о чем же мы будем говорить на уроке? Чему должны научиться?
- Тема урока «Перенос слов». Будем учиться переносить слова с одной строки на другую.
Вот и готов ещё один ком! Средняя часть снеговика!
ѴΙΙ.Знакомство с новым материалом.
- Запишите составленное предложение к себе в тетрадь. Какое правило нам надо вспомнить, чтобы написать предложение правильно? (заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения).
- Молодцы, справились с работой! Проверьте!
- Разделите каждое слово на слоги.
- Как проверить, правильно ли разделили на слоги? Обозначьте буквы гласных звуков. Какое правило мы сейчас вспомнили? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
- А теперь посмотрите.Что изменилось в моем предложении?
- Знак переноса я обозначила черточкой.
- Как надо переносить слова? (по частям, по слогам).
- Какие знания и умения мне понадобились, чтобы перенести слово сказки ? (знать буквы гласных звуков, уметь делить слово на слоги).
Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
- Запомните правило:
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
-Но помните, что одну букву, даже если она составляет слог, на строке оставлять или переносить нельзя!
Физкульминутка.
Не боимся мы пороши – Ловим снег. Хлопок в ладоши! Руки в стороны, по швам – Снега хватит нам и вам! Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, Проложу себе дорогу! Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку, тронет нос, Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть.
А теперь и третий ком слепили! Третья деталь-голова с глазками, ртом, носом и ведром!
ѴΙΙΙ.Составление алгоритма работы.
- Давайте составим план, как мы будем делить слова для переноса.
- Что будем делать сначала? А потом? А дальше?
1) нахожу буквы гласных звуков
2) делю слово на слоги
3) делю слово для переноса.
ΙΧ.Закрепление
Чтение правила на с.61
С.61 упр.5
-Сравнить пары. Слова для переноса.
Слова разделены на слоги.
Добавим ещё один ком! Следующая деталь - рука снеговика!
- Пишу слово дорога
- Нахожу буквы гласных звуков. В слове их 3, значит в слове 3 слога. Делю слово для переноса до-рога
- Возможен другой вариант? Доро-га
- Что интересного узнали? (Одно и тоже слово можно переносить по-разному).
Разбирается слово класс, змей нельзя переносить? Почему?
- Что сейчас нового узнали про перенос слов? (Слова из 1 слога переносить нельзя).
- Кто успел слово олень разделить для переноса , поделитесь с нами (Одну букву нельзя переносить на другую строку и нельзя оставлять одну на строке).
Физкульминутка.
Музыкальная физминутка
Головою покиваем
Носиками помотаем…
Самостоятельная работа.
Слова деньки, подъезд, зайка, осина, группа разделены знаком переноса разными способами.
Выберите и подчеркните в каждой строчке одно слово с правильным переносом.
1) деньк-и день-ки де-ньки
2) подъе-зд под-ъезд подъ-езд
3) зайк-а за-йка зай-ка
4) о-си-на оси-на осин-а
5) групп-а груп-па гру-ппа
Как же правильно переносить слова. (Повторение правил)
Слова надо переносить по слогам.
Буквы Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку.
Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву.
Наконец последний ком готов! Последняя деталь снеговика!
Вот какой замечательный снеговичок у нас получился!
Снеговик, снежная баба –это один из символов зимы. Давайте попрощаемся
с ним, ведь, прощаясь со снеговиком, мы прощаемся и с нынешней, уже уходящей, зимой. Кто хочет обратиться к снеговику с прощальным словом, проститься до следующей зимы, поблагодарить за что-либо, пожелать что-нибудь?
Χ.Итог урока.
Как переносятся слова?
Можно ли переносить одну букву?
Оставлять одну букву на строчке?
Пригодятся ли вам в жизни, полученные на уроке знания?
Как ты оценишь свою работу на уроке?
А кто хочет себя похвалить за урок? За что?
Вы сегодня молодцы. Спасибо за урок!
ΧΙ. Домашнее задание с.61 упр.6 ,выучить правило на с. 61
Слова деньки, подъезд, зайка, осина, группа разделены знаком переноса разными способами.
Выберите и подчеркните в каждой строчке одно слово с правильным переносом.
1) деньк-и день-ки де-ньки
2) подъе-зд под-ъезд подъ-езд
3) зайк-а за-йка зай-ка
4) о-си-на оси-на осин-а
Слова деньки, подъезд, зайка, осина, группа разделены знаком переноса разными способами.
Выберите и подчеркните в каждой строчке одно слово с правильным переносом.
1) деньк-и день-ки де-ньки
2) подъе-зд под-ъезд подъ-езд
3) зайк-а за-йка зай-ка
4) о-си-на оси-на осин-а
Слова деньки, подъезд, зайка, осина, группа разделены знаком переноса разными способами.
Выберите и подчеркните в каждой строчке одно слово с правильным переносом.
1) деньк-и день-ки де-ньки
2) подъе-зд под-ъезд подъ-езд
3) зайк-а за-йка зай-ка
4) о-си-на оси-на осин-а
Слова деньки, подъезд, зайка, осина, группа разделены знаком переноса разными способами.
Выберите и подчеркните в каждой строчке одно слово с правильным переносом.
1) деньк-и день-ки де-ньки
2) подъе-зд под-ъезд подъ-езд
3) зайк-а за-йка зай-ка
4) о-си-на оси-на осин-а
Слова надо переносить по слогам.
Буквы Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку.
Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву.
Делю слово для переноса - дорога
Одно и тоже слово можно переносить по-разному
до-рога
доро-га
Слова из 1 слога переносить нельзя.
класс, змей,олень
Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.