Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»
Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.
Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»
Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание.Связь слов в словосочетании»
Учитель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Актуализация знаний.
Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Итак, обобщим имеющиеся знания.
Индивидуальная работа.
Учитель: Ребята, у каждого из вас на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 3 минуты.
Работа в паре.
Учитель: Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.
Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.
Учитель: Коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.
Ученики:
1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное.
СИНТАКСИС
СТРОЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД
Проверка (слайд)
главное слово зависимое слово
СИНТАКСИС
СТРОЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД
именное глагольное наречное согласование управление примыкание)
Обобщение и систематизация знаний.
Проблемная ситуация. Работа в паре.
Учитель: Мы повторили изученное.
Найдите закономерность в построении словосочетаний.
Малые реки
Подробности жизни
Очень хорошая Верят в любовь
Уехал вовремя
Слишком громко
Очень весело
Ученики: В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания. Подведем итог.
По характеру главного слова словосочетания делятся
на именные, глагольные и наречные
ИМЕННЫЕ
x
Волк бурый
x
Обращение к людям
Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным
ГЛАГОЛЬНЫЕ
x
Служит верно
x
Обратиться смело
Главное слово выражено глаголом
НАРЕЧНЫЕ
x
Слишком громко
x
Очень понятно
Главное слово выражено наречием
Виды именных словосочетаний
x x
Существительное+ Прилагательное – волк бурый
x x
Существительное + существительное – обращение к людям
Виды глагольных словосочетаний
x x
Глагол + существительное – служит верно
x x
Глагол + наречие – обратиться смело
Виды наречных словосочетаний
x x
Наречие + наречие – слишком громко
Игра «Ромашка»
Учитель: Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре. Задание с использованием национально-регионального компонента (отрывки из стихотворений якутского советского писателя, учёного-филолога и общественного деятеля, основоположника якутской советской литературы: Каждая пара сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишет из него все возможные словосочетания, определите способ связи.
1-ый лепесток:
Оз…рен звездой рассвета Необъятный отчий край. Чтобы тучи зла развеять, - Смелым, сильным выр…стай. («Благословение отца» Платон Алексеевич Ойунский)
Коммунизм – общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства, при которой ставится целью построение бесклассового общества, полное социальное равенство всех членов общества и осуществление принципа «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям»
5-ый лепесток:
Пришла пора
Зажечь неуг…симые костры
Пламенной св…боды.
По всем тернистым тропкам
Бедственной жизни земли. (Платон Алексеевич Ойунский)
Ученик: Согласование: неугасимые костры, по тернистым тропкам, по всем тропкам, бедственной жизни, управление: жизни земли
Тестовая индивидуальная работа (из открытого банка заданий ЕГЭ)
1). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТАКОГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ в предложении «Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.»
2). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ИСКРЕННЕ УБЕЖДЕНЫ в предложении «Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей»
3). Из предложений «Ничего не случится с вашим зверьём. Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу»
выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
4). Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ
– Лето ведь – мясо испортится!
– Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.
5). Из предложения "Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод»" выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
8). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РОБКО ШЕВЕЛИЛИСЬ в предложении «Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни»
Ключи: 1) согласование, 2) примыкание, 3) теперь глядят, 4) третий год, 5) немножко подпираем, 6) примыкание.
IV. Закрепление материала.
Разминка «Веришь ли ты?»
Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.
Веришь ли ты, что…
Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание?
Ученики: Нет, это согласование.
Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?
Ученики: Да.
Учитель: Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление.
Ученики: Нет, грамматическая основа предложения.
Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?
Ученики: Да.
V. Итог урока.
1. Беседа. Алгоритмизация.
Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?
Ученики:
1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.
2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.
Учитель: На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?
Ученики: По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .
VI. Дифференцированное творческое домашнее задание: рассмотрите картину В.М.Васнецова . Для слабых учащихся – задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.
Для остальных учащихся – задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.
VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся.
VIII. Рефлексия урока.
Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
Ученики: У меня настроение приподнятое: все получилось, урок прошел интересно.
Ученики: А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, и у меня все получилось.
Ученики: У меня настроение веселое: я получила «5».
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком?
Ученики: Для меня счастье, быть умным и образованным.
Ученики:Ответы учащихся. (Слайд фотографии счастливых людей)
Учитель: Быть счастливым – значит быть умным и образованным, поэтому учитесь и будьте счастливы.
Вот настал момент прощанья, Будет краткой моя речь, Говорю я: «До свиданья! До счастливых новых встреч!»
Домашнее задание:
Рассмотрите одну картину В.М.Васнецова . Задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.