Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"»
Тема: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Цели:дать понятие о деепричастном обороте; показать необходимость выделения деепричастных оборотов и деепричастий в предложениях; закрепить знания о морфологии деепричастия.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический I разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений.
Оборудование: слайды, учебник
Ход урока
I.Лингвистическая разминка
Игра «Четвертый лишний»
Зависевший, умывшись, подействовав, играя. {Зависевший - причастие, остальные слова - деепричастия.) Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив. {Углубляясь - деепричастие несовершенного вида, остальные -; совершенного вида.)
II.Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала:
- Охарактеризуйте деепричастие как часть речи.
- Какие глагольные признаки имеет деепричастие?
- Назовите наречные признаки деепричастия.
- Какова синтаксическая роль деепричастия?
2. Чтение предложений, содержащих деепричастия, определение видов деепричастий.
[ III. Объяснение темы «Деепричастный оборот»
1. Слово учителя.
При объяснении темы «Деепричастие как часть речи» нам уже встречались деепричастия с зависимыми словами. Нетрудно догадаться, что это и есть деепричастный оборот. Подобно причастному обороту, он выделяется запятыми. Но если причастный оборот выделяется лишь в том случае, когда он стоит после определяемого слова, то для деепричастного оборота местоположение в предложении неважно. Он в любом случае выделяется запятыми. Главное - правильно определить его границы.
Подобно тому как причастный оборот является в предложении одним членом (определением), деепричастный оборот тоже рассматривается как один член предложения - обстоятельство.
2. Примеры для синтаксического разбора, построение схем (см. с. 77).
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклевки.
(Из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро».)
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 162: комментированное письмо.
2. Упражнение 163: устный разбор.
Комментарий. Тип речи - рассуждение. Стиль текста - научный.
Дополнительный вопрос:
- Какая наука изучает действие силы? (Физика.)
Примерный вопросный план текста:
I. От чего зависит результат действия силы?
II. Почему, надев лыжи, человек не проваливается в снег?