kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по русскому языку для 10 класса с казахским языком обучения на тему "Деепричастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

сы v

Темы последовательных уроков

Основные цели обучения

Методы, применяемые в обучении

Ожидаемые результаты

Оценивание в обучении

   Вовлечение всех учеников

 (ОТ и ОУ)

Ресурсы и оборудование

1

Деепричастие как часть речи

  Знание определение деепричастия; понимание учащихся с грамматическими особенностями деепричастия; умение определить место и роль деепричастия в предложениях.

Объяснение, педагогическое наблюдение, вопросы, диалог

Все знают, что обозначает деепричастие;

Многие понимают грамматические особенности деепричастия;

Некоторые умеют определить место и роль деепричастия в предложениях;

ОдО2-3, 

Лист оценивания

 Ментальная карта

Тестовые задания

Учебник, проектор, экран

2

Деепричастия несовершенного и совершенного вида

Понимание       учащихся со способами образования деепричастий несовершенного и совершенного вида; умение обозначить в деепричастиях морфемы; определение деепричастный оборот в тексте

 Педагогическое наблюдение, сравнение,

Диалог

Все понимают, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вид;

Многие умеют обозначить в деепричастиях морфемы;

Некоторые способны определять деепричастный оборот в тексте через обсуждение в парах.

 ОдО-1,2,5,

"Две звезды, одно пожелание"

СО

словесное оценивание

Расширенное задание, таксономия Блума

Учебник,

Раздаточный материал, видеопроектор

3

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Ознакомление учащихся с деепричастным оборотом; формирование навыка нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми

Объяснение, диалог, анализ,

педагогическое наблюдение

вопросы высокого уровня

Все знают, что такое деепричастный оборот;

Многие понимают, что деепричастный оборот выделяется на письме запятыми;

Некоторые умеют строить предложения с деепричастным оборотом

 ОдО1-3, ОдО5,

Ролевые игры,

таксономия Блума,

Учебник

Ресурсы (теоретический материал по теме)

Проектор, экран

4

Морфологический разбор деепричастия.

Ознакомление учащихся с порядком морфологического разбора деепричастия;

Сравнение, вопросы – ответы

Все знают порядок разбора деепричастия;

Некоторые могут самостоятельно делать устный и письменный разбор деепричастия.

 ОдО, обратная связь

Расширенное задание

Эссе

Учебник, проектор, экран, порядок разбора деепричастия

Просмотр содержимого документа
«среднесрочное планирование серии последовательных уроков по русскому языку для 10 класса с казахским языком обучения на тему "Деепричастие" »

СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ

Предмет: Русский язык Класс: 10 ОГН

Темы последовательных уроков

Основные цели обучения

Методы, применяемые в обучении

Ожидаемые результаты

Оценивание в обучении

Вовлечение всех учеников

(ОТ и ОУ)


Ресурсы и оборудование

1

Деепричастие как часть речи

Знание определение деепричастия; понимание учащихся с грамматическими особенностями деепричастия; умение определить место и роль деепричастия в предложениях.

Объяснение, педагогическое наблюдение, вопросы, диалог


Все знают, что обозначает деепричастие;

Многие понимают грамматические особенности деепричастия;

Некоторые умеют определить место и роль деепричастия в предложениях;

ОдО2-3,

Лист оценивания

Ментальная карта

Тестовые задания

Учебник, проектор, экран

2

Деепричастия несовершенного и совершенного вида

Понимание учащихся со способами образования деепричастий несовершенного и совершенного вида; умение обозначить в деепричастиях морфемы; определение деепричастный оборот в тексте

Педагогическое наблюдение, сравнение,

Диалог

Все понимают, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вид;

Многие умеют обозначить в деепричастиях морфемы;

Некоторые способны определять деепричастный оборот в тексте через обсуждение в парах.

ОдО-1,2,5,

"Две звезды, одно пожелание"

СО

словесное оценивание

Расширенное задание, таксономия Блума

Учебник,

Раздаточный материал, видеопроектор





3

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Ознакомление учащихся с деепричастным оборотом; формирование навыка нахождения деепричастного оборота и выделения его запятыми

Объяснение, диалог, анализ,

педагогическое наблюдение

вопросы высокого уровня

Все знают, что такое деепричастный оборот;

Многие понимают, что деепричастный оборот выделяется на письме запятыми;

Некоторые умеют строить предложения с деепричастным оборотом

ОдО1-3, ОдО5,


Ролевые игры,

таксономия Блума,


Учебник

Ресурсы (теоретический материал по теме)

Проектор, экран

4

Морфологический разбор деепричастия.

Ознакомление учащихся с порядком морфологического разбора деепричастия;


Сравнение, вопросы – ответы

Все знают порядок разбора деепричастия;

Некоторые могут самостоятельно делать устный и письменный разбор деепричастия.

ОдО, обратная связь

Расширенное задание

Эссе

Учебник, проектор, экран, порядок разбора деепричастия


 Учитель

Заирова Мария Азимовна

Наименование занятия

Деепричастие как часть речи

Класс

10 «А»

Ссылка

Методическое руководство для учителя, руководство для учителя, дидактические материалы

Общие цели



Цели обучения

познакомить учащихся с грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастий; научить находить деепричастия и отличать их от остальных частей речи; закрепить полученные знания на практике; развивать речевые и коммуникативные умения, креативное мышление, внимание, навыки самооценки;

воспитывать способность видеть красоту мира, любовь к родной земле, интерес к предмету воспитывать способность видеть красоту мира, любовь к родному селу, интерес к предмету

Ожидаемые результаты обучения

многие понимают грамматические особенности деепричастия; некоторые умеют определить место и роль деепричастия в предложениях; способны находить деепричастия и отличать их от остальных частей речи; закрепить полученные знания на практике;


Основные идеи, отработанные на занятии

Знакомство с деепричастием, дать оценку учащимися, используя текст учебника. Вовлечение учащихся в индивидуальные, парные, групповые работы дает возможность повышения мотивации и качества обучения.

Источники, оснащение и оборудование

Методическое руководство, презентация, таблицы, компьютер, интерактивная доска, маркеры, тестовые задания, слайды, постеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный момент

Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Психологический настрой на урок.

Учащиеся приветствуют. Называют отсутствующих.

(2 мин)


Объявление целей и результатов обучения

Цели нашего урока:

Ознакомление грамматическими особенностями деепричастия, местом и ролью деепричастий; нахождение деепричастия и отличать их от остальных частей речи; закрепление полученные знания на практике; развитие речевые и коммуникативные умения, креативное мышление, внимание, навыки самооценки;


К концу урока вы должны:

понимать грамматические особенности деепричастия; уметь определить место и роль деепричастия в предложениях; находить деепричастия и отличать их от остальных частей речи; закрепить полученные знания на практике.

И самое главное, давайте вспомним наши правила поведения.


Внимательно слушают учителя

Актуализация полученных знаний

















Новый материал















Закрепление








Рефлексия




Домашнее задание

Игра «Крестики/нолики»

Х- да, согласен О – нет, не согласен

Учитель читает утверждения, ученики отмечают ответы в тетради. Затем по бланку ответов сами проверяют и оценивают свою работу.

1.Причастие – особая форма глагола.

2.Причастие совмещает в себе признаки глагола и наречии.

3.Причастие образуется от глаголов с помощью специальных суффиксов –ущ,-ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-, -вш-, -ш, -енн-, -нн, -т-.

4.Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

5.Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

6. Деепричастие имеет признаки глагола и прилагательного.

Бланк ответов

1

2

3

4

5

6

Х

О

Х

Х

Х

О

-Сколько баллов вы набрали? Какие вопросы оказались сложными для вас?

Ученики отмечают ответы в тетради.













По бланку ответов сами проверяют и оценивают.

- Ребята, я вам дала опережающее задание, разделив вас на группы. Сейчас группы смогут представить свои работы.

Задача каждого из вас – взять у групп подготовленную информацию, оставив записи в тетради. Также вы должны устно оценить выступающих по следующим критериям:

  • Умение преподносить учебный материал;

  • Умение составлять схемы и создавать слайды;

Выступающие должны соблюдать регламент – 5 минут.

Выступление 1-й группы:

Составить ментальную карту, отражающую их (слайд);

опираясь на схему, рассказать о морфологических признаках причастии, синтаксическая роль

Выступление 2- й группы:

Составить ментальную, отражающую их (слайд);

опираясь на схему, рассказать о морфологических признаках деепричастий, синтаксическая роль.

Работа с учебником (каждый ученик получает разноуровневые задания)

Задание: упр.359, стр.218. Сравните два предложения. Найдите грамматические основы предложений. В каком из предложений выделенные слова обозначают однородные действия, а в каком – неоднородные: одно основное, а другое добавочное действие.


Тестовые задания по теме «Деепричастие как часть речи»


Что мы узнали сегодня на уроке?

Достигли ли цели, поставленные в начале урока?

А какое значение для вас имеет полученные знания?


Упр.363., стр.219. Какие выделенные слова обозначают основные действия, а какие – добавочное? Перепишите, подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастия. Найдите предложение с причастным оборотом.

Упр.364., стр.219. Рассмотрите схему предложения от какого слова зависит деепричастие в предложении? Действие какого предмета обозначает деепричастие? Как это показано в схеме?












Ученики выступают и оценивают друг друга.

ОдО2-3 по критериям


ОдО2-3 по критериям





В парах выполняют задание

Самопроверка

Учащиеся сами выделяют, где основное и добавочное действие.

Учащиеся выполняют тест

Учащиеся сравнивают свои ответы с ключом


Учащиеся пишут свои мнения и вывешивают на доске.

Запись учителя

Заметки по пройденному уроку







Общая оценка

Какие два метода были удачными (обучение и применение)

Какие два метода требуют дополнения? (обучение и применение)
















































Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деяте  развивать речевые и коммуникативные умения, креативное мышление, внимание, навыки самооценки;

 воспитывать способность видеть красоту мира, любовь к родному селу, интерес к предмету льность ученика

Ресурсы

1 мин

Мотивация учебной деятельности. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок.

Приветствие. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи сегодня на уроке

Желают удачи на уроке друг другу


























10 мин












Операционный



1.Начало урока

Метод "Думай, объединяйся, делись" (индивид, пары, группа)

- Запишите все, что вы знаете о деепричастии, сначала индивидуальная работа.

- Парная работа. Зачитайте товарищу по парте, сидящему рядом, все, что записали. При возникновении разногласий – обсуждение аргументов с целью прихода к единому мнению или вынесение спорного положения на обсуждение всем классом.

- Проверка работы с одновременным заполнением в тетрадях таблицы

Знаю (З)

хочу узнать (Х)

Узнал (У)


Таблица оценивания ЗХУ (индивид), (цель: учащиеся актуализируют имеющиеся у них знания о деепричастии, что обозначает деепричастие, о признаках деепричастий)

- Исходя из темы сегодняшнего урока, определите, что вы хотите узнать? Поставьте перед собой цель урока.

Какие задачи мы будем решать на уроке?

2.Изучение нового: групповая работа; Метод «Ментальная карта» (учебник стр.217,219 §42)

Задание: изучите материал параграфа и составьте ментальную карту.

Защита Ментальных карт.


Оценивание ментальных карт стикерами между группами.

ВВУ: 1. Какие признаки имеет деепричастие?

2. Сможете ли вы определить какие суффиксы имеют деепричастия как особая форма глагола? Как?

3.Деепричастие при основном действии обозначает какое действие?


3.Закрепление: тренировочные упражнения (парная работа или индивидуальная)

Слайд 1. Задание: Сравните два предложения. Найдите грамматические основы предложений. В каком из предложений выделенные слова обозначают однородные действия, а в каком – неоднородные: одно основное, а другое добавочное? Определите слово, которое обозначает добавочное действие.

Слайд 2. Проверьте себя!

Перепишите, подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастия.



Ученики работают самостоятельно, затем объединяются в пары и группы.












Заполняют таблицу З (знаю), Х (хочу узнать), У (узнал)

Могут определять суффиксы деепричастия







Я хочу узнать … (что такое деепричастие).

Я хочу научиться … (находить деепричастие среди других частей речи).

Я хочу выяснить … (какова роль деепричастий в речи).

Я хочу уметь … (пользоваться причастиями в собственных высказываниях).





Сможете ли вы определить какие суффиксы имеют деепричастия как особая форма глагола? Как?



Читают материал учебника, обсуждают в группе и составляют ментальную карту



Спикер группы защищает свою ментальную карту. Группы дополняют ответы друг друга, задают вопросы по выступлению спикера


Каждый учащийся пишет свой отзыв о ментальной карте другой группы на стикере


Деепричастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость)




В парах выполняют задание





Самопроверка


Учащиеся сами выделяют, где основное и добавочное действие.



Проектор

Экран

Тетради








Учебник

листы А-3

маркеры






таблица самооценивания

















Листы А-3

Маркеры

Учебник







Стикеры

5 мин


Тест по теме "Деепричастие как особая форма глагола»


Учащиеся выполняют тест

Учащиеся сравнивают свои ответы с ключом, проводят самооценивание и ставят себе отметку за весь этап работы.

Тест

Ключ ответов

3 мин

Рефлексия

Учитель предлагает написать, что учащиеся узнали по данной теме, задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Обратимся к таблицы "ЗХУ"

Учащиеся пишут, что они узнали нового и задают один вопрос, на который они не узнали ответа на уроке


Таблица ЗХУ

1 мин

Дом. задание

Учитель записывает на доске:

§ 42, стр. 219, упр. 364. Рассмотрите схему предложения. От какого слова зависит деепричастие в предложении? Действие какого предмета обозначает деепричастие? Как это показано в схеме?

Учащиеся записывают домашнее задание



































































1 урок

2 урок

3 урок

4 урок

Тема

Деепричастие как особая форма глагола

Деепричастия несовершенного и совершенного вида

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Морфологический разбор деепричастия

Основные цели обучения

Цель учителя: познакомить учащихся с деепричастием, включить деепричастия в их активный словарный запас;

развивать речевые и коммуникативные умения, креативное мышление, внимание, навыки самооценки;

воспитывать способность видеть красоту мира, любовь к родному городу, интерес к предмету.

Цель ученика:

  1. я знаю, что такое деепричастие?;

  2. я могу определить деепричастие в предложении

3) я сумею объяснить какие признаки имеет деепричастие.

Цель учителя: ознакомить учеников со способами образования деепричастий несовершенного и совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Цель ученика:

  1. я знаю, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида

  2. я могу обозначить в деепричастиях морфемы. 3) я сумею образовывать деепричастия несовершенного и совершенного вида


Цель учителя:

Формулировать и систематизировать знания

о деепричастий и деепричастном обороте

Цель с позиции ученика:

Научиться быстро и самостоятельно принимать решения в процессе поисковой деятельности

Учиться определять деепричастный оборот в тексте через обсуждение в парах

Учиться объективно оценивать свою и групповую деятельность одноклассников

Развивать умения учащихся конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Учиться проводить рефлексию в своей деятельности



Активные формы обучения на уроке

1.Начало урока

* Метод "Думай, объединяйся, делись" (индивид, пары, группа).

* Таблица оценивания "ЗХУ" (индивид)

(цель: учащиеся актуализируют имеющиеся у них знания о дееричастий, его признаки по ранее изученному материалу

(ОдО"таблица оценивания")


2.Изучение нового:

* групповая работа; Метод «Ментальная карта» (учебник стр.217, §42)

Вопрос высокого уровня (ВВУ): сможете ли вы определить какие суффиксы имеют деепричастия как особая форма глагола? Как?


3.Закрепление: тренировочные упражнения (парная работа или индивидуальная) (результаты выполнения фиксируются в таблице оценивания)

1.Начало урока.

* Групповая работа; прием «Горячий стул» (цель: учащиеся актуализируют имеющиеся знания одеепричастии, по теме прошлого урока) Вопросы задают учащиеся класса

(Рефлексия: Как вы себя чувствовали?)

2. Изучение нового

Групповая работа по теме «Деепричастие несовершенного и совершенного вида»; составление КЛАСТЕРА ; прием «Карусель» (оценивание других и улучшение своей работы) Оценивание "Две звезды - одно пожелание"

(теоретический материал предоставить)


Вопрос высокого уровня: как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?

3. Тренировочные упражнения

Задания по уровням (индивид.), парная работа (взаимопроверка)

1. Начало урока. Метод "Взаимоопрос" (заранее заготовить вопросы на случай). Цель: актуализировать знания по теме "Деепричастие" по предыдущим двум урокам"



2. Изучение нового. Метод "Каждый учит каждого" ( у каждого своя информация, изучив ее, учащиеся передвигаются, делятся ею и фиксируют главное)


3. Тренировочные упражнения

(Групповая работа, самопроверка)



Результаты обучения

1) Я знаю, что такое деепричастие? (С)

2) Я могу определить деепричастие в предложении (В)

3) Я сумею объяснить какие признаки имеет деепричастие (А)


1)Я знаю, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида (С)

2)я могу обозначить в деепричастиях морфемы.(В)

3)Я сумею образовывать деепричастия несовершенного и совершенного вида (А)

Знает, как определять деепричастный оборот в тексте через обсуждение в парах (С)

Умеет объективно оценивать свою и групповую деятельность одноклассников (В)

Развивает умения учащихся конструировать предложения с деепричастными оборотами. (А)



Оценивание на уроке, включая оценивание для обучения

1. ОдО, прием ЗХУ

Таблица оценивания


Оценивание стикерами между группами ментальных карт

1.ОдО, прием «Горячий стул»

2.ОдО, оценивание кластеров групп "Две звезды, одно пожелание"(прокомментировать)

3.СО (взаимопроверка)

4. словесное оценивание

1. ОдО, взаимоопрос

2. "Лист самооценивания в группе"

3. Самопроверка


Включенность всех учеников в урок

1.Консультирование по целям индивид, парной и групповой работы

2.Использование карточек-поддержек для самостоятельной работы

3. пошаговые инструкции для заданий

4. Поддержка менее успешных (наводящие вопросы)

1.Использование карточек-поддержек для выполнения тренировочных упражнений;

2. Алгоритм для выполнения первичного контроля;

3.Консультирование учителя по составлению кластера и целям групповой и парной работы

5. Наводящие вопросы


1. Консультирование по целям индивидуальной , парной и групповой работы.

2. Подготовка вопросов, на случай, если учащиеся не смогут задать вопрос

3. Инструкции по изучению нового методом "Каждый учит каждого"


Ресурсы урока

Учебник, проектор, экран, лист А3, стикеры, Таблица оценивания, ЗХУ, маркеры

беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками; словарная работа, задания по занимательной лингвистике.

Проектор, экран,

дополнительные материалы

Листы А3, маркеры, листы А5

Учебник

Ресурсы (теоретический материал по теме)

Проектор, экран




КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема исследования: Как влияет работа в паре и группе на развитие речевых навыков учащихся 10 класса на уроках русского языка

Тема урока №1: Деепричастие как особая форма глагола

Цель урока: : познакомить учащихся с деепричастием, включить деепричастия в их активный словарный запас;

развивать речевые и коммуникативные умения, креативное мышление, внимание, навыки самооценки;

воспитывать способность видеть красоту мира, любовь к родному городу, интерес к предмету.



Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

1 мин

Мотивационный. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок.

Приветствие. "Ледокол". Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи сегодня на уроке

Желают удачи на уроке друг другу



10 мин



































5 мин
























10 мин












Операционный



1.Начало урока

Метод "Думай, объединяйся, делись" (индивид, пары, группа)

- Запишите все, что вы знаете о деепричастии, сначала индивидуальная работа.

- Парная работа. Зачитайте товарищу по парте, сидящему рядом, все, что записали. При возникновении разногласий – обсуждение аргументов с целью прихода к единому мнению или вынесение спорного положения на обсуждение всем классом.

- Проверка работы с одновременным заполнением в тетрадях таблицы

Знаю (З)

хочу узнать (Х)

Узнал (У)


Таблица оценивания ЗХУ (индивид), (цель: учащиеся актуализируют имеющиеся у них знания о деепричастии, что обозначает деепричастие, о признаках деепричастий)

- Исходя из темы сегодняшнего урока, определите, что вы хотите узнать? Поставьте перед собой цель урока.

Какие задачи мы будем решать на уроке?

2.Изучение нового: групповая работа; Метод «Ментальная карта» (учебник стр.217,219 §42)

Задание: изучите материал параграфа и составьте ментальную карту.

Защита Ментальных карт.


Оценивание ментальных карт стикерами между группами.

ВВУ: 1. Какие признаки имеет деепричастие?

2. Сможете ли вы определить какие суффиксы имеют деепричастия как особая форма глагола? Как?

3.Деепричастие при основном действии обозначает какое действие?


3.Закрепление: тренировочные упражнения (парная работа или индивидуальная)

Слайд 1. Задание: Сравните два предложения. Найдите грамматические основы предложений. В каком из предложений выделенные слова обозначают однородные действия, а в каком – неоднородные: одно основное, а другое добавочное? Определите слово, которое обозначает добавочное действие.

Слайд 2. Проверьте себя!

Перепишите, подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастия.



Ученики работают самостоятельно, затем объединяются в пары и группы.












Заполняют таблицу З (знаю), Х (хочу узнать), У (узнал)

Могут определять суффиксы деепричастия







Я хочу узнать … (что такое деепричастие).

Я хочу научиться … (находить деепричастие среди других частей речи).

Я хочу выяснить … (какова роль деепричастий в речи).

Я хочу уметь … (пользоваться причастиями в собственных высказываниях).





Сможете ли вы определить какие суффиксы имеют деепричастия как особая форма глагола? Как?



Читают материал учебника, обсуждают в группе и составляют ментальную карту



Спикер группы защищает свою ментальную карту. Группы дополняют ответы друг друга, задают вопросы по выступлению спикера


Каждый учащийся пишет свой отзыв о ментальной карте другой группы на стикере


Деепричастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность и др.) и наречия (неизменяемость)




В парах выполняют задание





Самопроверка


Учащиеся сами выделяют, где основное и добавочное действие.



Проектор

Экран

Тетради








Учебник

листы А-3

маркеры






таблица самооценивания

















Листы А-3

Маркеры

Учебник







Стикеры

5 мин


Тест по теме "Деепричастие как особая форма глагола»


Учащиеся выполняют тест

Учащиеся сравнивают свои ответы с ключом, проводят самооценивание и ставят себе отметку за весь этап работы.

Тест

Ключ ответов

3 мин

Рефлексия

Учитель предлагает написать, что учащиеся узнали по данной теме, задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Обратимся к таблицы "ЗХУ"

Учащиеся пишут, что они узнали нового и задают один вопрос, на который они не узнали ответа на уроке


Таблица ЗХУ

1 мин

Дом. задание

Учитель записывает на доске:

§ 42, стр. 219, упр. 364. Рассмотрите схему предложения. От какого слова зависит деепричастие в предложении? Действие какого предмета обозначает деепричастие? Как это показано в схеме?

Учащиеся записывают домашнее задание


























КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема исследования: Как влияет работа в паре и группе на развитие речевых навыков учащихся 8 класса на уроках русского языка

Тема №2: Виды словосочетаний по характеру главного слова: именные, глагольные, наречные.

Цель урока: Познакомить учащихся с видами словосочетаний по характеру главного слова, научить определять виды словосочетаний


Вре-

мя

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

1 мин

Мотивационный. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок.

Приветствие. Настраивает учащихся на урок (эмоциональный настрой)

Показывают пальцами, какое у них настроение ( поднятый вверх большой палец – настроение отличное, вниз – плохое, в сторону - нормальное) Стратегия «Большой палец»










10 мин








15 мин


















15 мин



Операционный

1.Начало урока.

  1. Слово учителя.

- Сегодня мы продолжим работу по теме «Словосочетание», рассмотрим виды словосочетаний по главному слову, отработаем умения определять эти виды. Откройте тетради, запишите тему урока: «Виды словосочетаний по характеру главного слова».


Групповая работа; прием «Горячий стул» (цель: учащиеся актуализируют имеющиеся знания о словосочетании, по теме прошлого урока) Вопросы задают учащиеся класса

(Рефлексия: Как вы себя чувствовали?)


2. Изучение нового

Групповая работа по теме «Виды словосочетаний по характеру главного слова»; составление КЛАСТЕРА ; прием «Карусель» (оценивание других и улучшение своей работы) Оценивание "Две звезды - одно пожелание"

(Ресурс «Виды словосочетаний по характеру главного слова» предоставить)




Защита Кластеров



Вопрос высокого уровня: каким образом определить вид словосочетания по характеру главного слова?




3. Тренировочные упражнения (индивидуальная работа), парная работа (взаимопроверка)

Задания по уровням.(пометы цветом)

Розовым - задания высокого уровня

Зеленым - задания среднего уровня

Желтым - задания низкого уровня

(приложение №1)










Учащиеся по очереди садятся на стул, а все остальные задают ему вопросы по теме прошлого урока



Учащиеся комментируют свое состояние на стуле.


Учащиеся изучают предоставленный теоретический материал, составляют кластер

После завершения работы, меняются кластерами , чтобы оценить работу друг друга с целью дополнения своей.

На листах А5 отмечают, что было хорошего в кластере другой группы (две звезды) и что можно было бы улучшить (одно пожелание)


Спикер группы защищает свой кластер



- Необходимо в словосочетании найти главное слово, задать от него вопрос. Определить какой частью речи выражено главное слово в словосочетании. Если оно выражено глаголом, то словосочетание глагольное, если наречием – наречное, а если сущ, прил, числит, местоимен. – именное



Учащиеся работают самостоятельно, выбирая задания по уровню сложности.










Расставить стулья полукругом, один - центре, напротив



Лист А3

маркеры

стикеры

ресурсы по теме





2 мин


Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

1. Отвечал на вопросы

2. Работа в группе, паре

3. Знание

4. Понимание темы

(приложение №2)

Самооценивание по критериям


Листы самооценки

2 мин

Дом. задание

Учитель записывает на доске: §7 стр.23 упр. 46, составить кроссворд по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову"

Учащиеся записывают в дневник

Учебник,


Приложение №1

Задание: Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания: Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом. 

Задание: Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).
Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.

Задание: Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.

Задание:  Образуйте словосочетания разных видов связи с:

1) наречиями                                       
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными

Задание: Спишите словосочетания, укажите какие они - именные или глагольные? С двумя словосочетаниями придумайте простое и сложное предложения.

рассчитать конструкцию

вагоноремонтный завод

ткацкий станок

работать по-новому

преодолеть препятствие

неизгладимое впечатление

претворять в жизнь

произвести расчет

составить расписание

 

Приложение №2



Критерии

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

1. Ответы

Отвечал на вопросы учителя очень часто

Отвечал часто

Отвечал редко

Работа в группе, паре

Был активным, обсуждал, предлагал идеи, помогал другим

Был активным, участвовал в обсуждении

В основном слушал, мало участвовал в обсуждении

3. Знание

Знаю виды словосочетаний по характеру главного слова и без ошибок могу их определять

Знаю виды словосочетаний по характеру главного слова, но могу допускать ошибки в их определении

Знаю виды словосочетаний по характеру главного слова, но плохо определяю виды

4. Понимание темы

Могу определять вид словосочетания по характеру главного слова, распределять словосочетания по группам

Умею составить предложение из словосочетаний по заданной теме

Могу не всегда правильно определять вид словосочетания по характеру главного слова, могу не полностью распределить словосочетания по группам

Не всегда могу определить вид словосочетания по характеру главного слова, затрудняюсь распределять словосочетания по группам и с трудом составлять предложения из словосочетаний по заданной теме



КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема исследования: Как влияет работа в паре и группе на развитие речевых навыков учащихся 8 класса на уроках русского языка

Тема урока (№3) : Способы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)

Цель урока: ознакомить учащихся со способами подчинительной связи слов в словосочетании, формировать умения определять способы связи слов в словосочетании


Вре-

мя

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

3 мин

Мотивационный. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок.

Приветствие. Прием "Путаница"

Протягивают одну руку одному, а вторую руку другому. После того, как все соединят руки, необходимо распутаться


5 мин






7 мин


















10 мин







5 мин























13 мин








Операционный




1. Начало урока. Метод "Взаимоопрос" (заранее заготовить вопросы 3-х уровней на случай). Цель: актуализировать знания по теме "Словосочетание" по предыдущим двум урокам"


2. Выход на тему рока

Обсудите в группе данные словосочетания. Запишите их, объединив в блоки.

- Сколько блоков вы получили?

- По каким признакам можно было объединить словосочетания? (по главному слову и по зависимому слову)

- Над каким вариантом мы уже работала, а какой нам не знаком?

- Что будет объектом нашего изучения?

- На какие вопросы мы будем искать ответы? (как называется связь с зависимым словом СУЩ. ; ПРИЛ; НАРЕЧИЕМ)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Типы связи слов в словосочетании)




2. Изучение нового. Метод "Каждый учит каждого" ( у каждого своя информация, изучив ее, учащиеся передвигаются, делятся ею и фиксируют главное)




Блиц-опрос:

1. Какой способ связи называется согласованием? (Зависимое слово находится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное).
2. Какие части речи согласуются, включаясь в словосочетание? Приведите примеры. (Прилагательное, причастие, порядковое числительное и местоимение, по форме сходное с ними.)
3. Какой способ связи называется управлением? (Зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа).
4. Какой способ связи называется примыканием? (Неизменяемое слово присоединяется к главному только по смыслу).
5. Какими частями речи являются зависимые слова при примыкании? Что общего у зависимых слов? Приведите примеры.(Наречием, деепричастием, глаголом неопределенной формы- все они неизменяемые слова).

3. Тренировочные упражнения

- Упр.58 пользуясь алгоритмом распределите по таблице (Групповая работа)

- Самостоятельная работа с пошаговой самопроверкой


Учащиеся опрашивают друг друга






Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выходят на тему урока
















Каждый учащийся получает ресурс по теме урока, изучает его, делая опорные схемы, записи. После индивидуального изучения, свободно передвигаясь по классу, учащиеся делятся своей информацией, обучают других.



Отвечают на вопросы учителя
























В группах выполняют задание


Самостоятельна работа с пошаговой самопроверкой


Презентация урока





















Ресурсы по теме урока































Алгоритм (приложение 1)

Учебник

Приложение 2


2 мин

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке



Оценивают свою работу на уроке

Лист самооценки

2 мин

Дом. задание

Учитель записывает на доске:

§ 8 учебника, упр 59; составить вопросы по Блуму по теме "Словосочетание"

Учащиеся записывают в дневник

Учебник


КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема исследования: Как влияет работа в паре и группе на развитие речевых навыков учащихся 8 класса на уроках русского языка

Тема урока (№4): Способы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)

Цель урока: Закрепить изученный материал, отработать умения  и навыки  в определении способов связи слов в словосочетании, использование разных видов словосочетаний в речи

Вре-

мя

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

3 мин

Мотивационный. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок.

Прием "Дерево достижений"

Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании

- А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?



Стратегия "Займи позицию" "Знаю, 50/50, ничего не знаю"







-Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание)


Учащиеся на стикерах пишут свои имена и прикрепляют к выбранной позиции на плакате


Плакат "Дерево достижений"









Плакат "Займи позицию"

10 мин



7 мин













5 мин





























10 мин




7 мин












Операционный




1. Начало урока. Групповая работа, прием "Горячий стул". Цель: актуализировать имеющиеся знания

2. Определи способ связи, исправив ошибки, объясни. Распредели словосочетания в таблицу

согласование

управление

Примыкание




Желтеющие листья - согл,  падают вниз - упр, срезать грибы - упр, идти с братом - согл, тяжелая корзина - согл, трещит впереди - прим, добросовестные труженики - упр, легко дышится - упр, владеть речью - прим, уверенность в будущем - согл,  пестрый ковер - прим, помогать по-соседски - упр.

Способ проверки – взаимопроверка.


3. «Лови ошибку»

Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

Верно ли, что…

- Верино ли, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

- Верно ли, что сочетание «длинная шея» – примыкание?

- Верно ли, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?.

- Верно ли, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

- Верно ли, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

- Верно ли, что сочетание «Вода журчит» - управление.

- Верно ли, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?


4. Творческая работа Составьте лингвистическую сказку о словосочетаниях с разными видами связи


5. Тестирование


1). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании такого е случается в предложении «Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: мы делаем неверные шаги.»

2). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании искренне убеждены в предложении «Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей»

3). Из предложений «Ничего не случится с вашим зверьём. Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу» выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

4). Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

– Лето ведь – мясо испортится!

– Мне  не  мясо,  мне  рога  нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

5). Из предложения "Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод»" выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. 

8). Укажите тип подчинительной связи в словосочетании робко шевелились в предложении«Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни»

Ключ: 1) согласование, 2) примыкание, 3) теперь глядят, 4) третий год, 5) немножко подпираем, 6) примыкание.

Учащиеся по очереди занимают место на стуле и отвечают на вопросы друг друга.




Индивидуально распределяют словосочетания по видам связи, находят ошибки, объясняют




















-ДА




- Нет, это согласование.


Да




Да



Да


Нет, грамматическая основа предложения.


Да



Учащиеся пишут лингвистическую сказку







































Взаимопроверка по ключу





Проектор

Экран















Карточки зеленого и желтого цвета






























Ресурсы с тестами

1 мин

Рефлексия

Самооценивание


Стикеры, повешенные под надписями в начале урока, перевешивают по позициям

Плакат "Займи позицию"

2 мин

Дом. задание

Учитель записывает на доске:

§ 8 учебника, из трагедии Шекспира "Гамлет" выписать 10 словосочетаний и определить их виды, составить презентацию, включив все, что вы узнали о словосочетании

Учащиеся записывают в дневник

Учебник



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Заирова Мария Азимовна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181380

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства