Цели урока: научить различать слова русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления); знать нормы употребления диалектной лексики;
сформировать умение пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова; определять уместность-неуместность использования диалектных и общеупотребительных слов в обиходной речи, в художественном произведении;
воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, словари
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку.
2. Эмоциональная разминка.
Отсроченная отгадка (ответ учащиеся должны дать в конце урока).
«Бабушка и внучка».
-Внученька, поищи-ка вереньку: что-то я никак её не найду…Ой, да вот ведь она, веренька-то! А теперь возьми жичину да прогони канок с огорода. Не знаешь, что такое жичина?! И про канок тоже не слышала?
Б) многозначные слова – это лова, имеющие два значения.
В) Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, близкие по лексическому значению.
Г) Коса – это сельскохозяйственное орудие.
Д) диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
- Почему вы затрудняетесь согласиться или не согласиться с последним утверждением?
Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам в основном понятен язык старинных сказок, былин. Такие слова, как юность, родители, матушка, вежливо, учтиво, слово, дело, живут века, они понятны всем говорящим на русском языке. Но в русском языке есть такие слова, которые понятны не всем.
4. Постановка учебной цели, создание ситуации "вызова".
- Давайте с вами определим тему и цель нашего урока.
Чтение материала учебника о диалектных словах с. 32.
Учащимся сообщается, что в словарных статьях слова имеют особую пометку — обл. (областное)
— Послушайте, как объяснял В. И. Даль появление диалектных слов.
Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где он родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие - понятные всякому человеку на Руси, а были местные — их знали и понимали жители одного края. (В. Порудоминский.)
В Сибири есть такие слова, которые известны только сибирякам. Человек, приехавший из Москвы или Рязани, их не поймет. Какие это слова? Пахарь – тракторист, глезка – суп с клёцками, курник – круглый пирог с курятиной или другим мясом.
Вот такие слова и называются диалектизмами.
Диалектизмом является и слово ГОЛОС. В русских говорах Кузбасса оно означает, во-первых, “напев, мелодия” (вот песня та, а послушаешь – голос не тот); во-вторых, “произношение, говор.”
Задача учащихся – написать диалектизм напротив того общеупотребительного слова, которое составит с ним синонимичную пару.
Б) Выполнение упражнений.
Упр. 72 ( по заданию); упр.73.
В) Найдите в рассказе диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.
– Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?
ЛИТОВКА
Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.
Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:
– Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.
Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:
– Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина – литовец, а женщина – литовка.
– Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят.
– Вот чудеса! – удивился Тема.
6. Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
- Давайте сочиним синквейн или рифмовку по теме урока.
(пример:
Диалектизмы
Таинственные, живые
Обескураживают, интригуют, завораживают.
Мне очень нравятся, хотя они
Необщеупотребительные.
- Понравился ли вам урок?
- Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?
- А вот как считают ученые.
Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.
...Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях. (Г. Мельниченко)
7. Домашнее задание. Ученики получают разноуровневое домашнее задание
1 уровень ("обязательный") – выучить определение § 16, выполнить упр. 74(списать, подчеркнуть диалектное слово, объяснить его значение)
2 уровень ("понятийный") – выучить определение § 16, найти в словаре учебника диалектные слова, составить с ними предложения.
3 уровень ("творческий") – выучить определение § 16, написать сказку об общеупотребительных и диалектных словах.
Урок 22 (4)
Тема: Профессионализмы.
Цель:
знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления); нормы употребления профессиональной лексики;
понимать сферу использования профессионализмов;
уметь пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова. Уметь использовать профессионализмы в речи.
воспитывать интерес к предмету.
Этап урока
название , цель
Педагогические приёмы
I.
Начало урока: введение, «разогрев учебной группы».
Цель: создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу
«Погружение».
– Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словам «нормально»?
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..
– Как живешь? – спрашиваю.
– Нормально, – отвечает.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»
– Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?
– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?
– Как это можно делать?
– Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?
II
Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. Цель: «уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала
«Лови ошибку».
1. лексика – это раздел науки о языке, в котором изучаются правила постановки знаков препинания.
2. Слова бывают однозначные и многозначные.
3. слово – единица лексики.
4. слова русского языка делятся на общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
5. диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
III
Постановка учебной цели, «вызов». Цель: интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний .
1. «Цель и цели»
- Почему вы не согласились с последним моим утверждением?
- Какую тему мы с вами будем сегодня изучать?
- Чему должны научиться?
2. работа с учебником § 15.
Материал для наблюдений. Ответы на вопросы.
- Какие слова называются профессионализмами?
- Как их можно найти в словаре?
IV
Сотворчество.
поддержка активности, интереса, усилий Сведение усилий и находок в совокупное знание
1. «Кластер».
- Давайте составим в тетрадях кластер
2. Наблюдение над языковым материалом
- Прочитайте текст на распечатках. (Один ученик зачитывает вслух, остальные следят).
Тимсон, будучи человеком практичным, осведомился, сколько пассажиров может влезть на баркас за один раз, а также как будет насчёт кухни и коек, если, например, случится идти в далёкий поход. Сташук не преминул на это заметить, что на судах бывает не кухня, а камбуз, по койкам же судят о госпиталях, а не о кораблях, и приличные люди в плавании спят на рундуках. (Л. Кассиль.)
- Почему можем сказать, что перед вами текст? (Предложения связаны одной темой, можно озаглавить)
- Почему Тимсона поправляют в его речи? (потому что есть слова, обязательные к употреблению работниками той или иной специальности)
- Найдите в этом тексте слова, которыми пользуются моряки. (баркас, камбуз, рундук) Это профессионализмы.
3. Откройте страницу 248 словаря и найдите на ней профессионализмы и их толкование.
- Перечислите эти слова. (табло, тубус)
- Докажите, что это профессионализмы. (Перед определением слова есть помета «спец.»)
4. Работа с толковым словарем. Развитие речи.
- Выполним упражнение учебника № 66. Выберите в «Толковом словаре» учебника 3—4 профессиональных слова и составьте с ними распространённые предложения. На работу вам 3 минуты.
- Прочитай свои предложения. (Проверка у 2-3 учеников)
- Сложно ли было составлять предложения с профессионализмами? Почему? (Да, сложно, нужно хорошо понимать значение профессионального слова и правильно его употреблять).
2. Исправление ошибок художника.
- С ошибкой в употреблении профессионального слова мы и столкнёмся в упражнении 67.
- Что перепутал художник? Какие ошибки он допустил? Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные? (Он имел в виду общеупотребительные слова)
- Верно, запомните, зачастую профессионализмами являются обычные слова, которые мы используем каждый день, но в определённых профессиях эти слова несут иное значение.
- Найдите в толковом словаре нужные нам определения общеупотребительных слов «ковш» и «башмак». (ковш – приспособление в различных механизмах для зачерпывания, захвата жидких, сыпучих веществ;
башмак – приспособление, которое накладывается на рельс для торможения вагонов)
3. Роль профессионализмов в художественном тексте.
- Молодцы, теперь закройте учебники и прочитайте стихотворение на раздаточном материале.
(Зачерпну я солнце жесткой кистью,
Киноварь и охру всполошу
И на глянец шелестящих листьев
Сочными мазками положу,
Чтобы клёны золотом червонным
Осыпалась под ноги влюбленным. (Б. Попов. )
- Угадайте, о какой профессии идёт речь? (художник)
- Какие слова на это указывают напрямую? (Кисть, киноварь и охра – краски, мазок – способ нанесения краски)
- Какие по употреблению все другие слова? (общеупотребительные)
Какая была военная специальность у тракториста? (Тральщик – капитан рыболовного судна)
По какому словарю вы это узнали? (толковому)
Это общеупотребительное слово или нет? (нет, это профессионализм)
Какие слова называют профессиональными?
2. Работа с эпиграфом. Синтаксическая пятиминутка. Чтение, расстановка знаков препинания.
«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих мыслей»К. И. Чуковский.
II
Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. Цель: «уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала
«Повтор с расширением»
Скажите, что означает термин «лексика»?
(Это весь словарный состав языка)
- На какие две группы делятся все слова русского языка?
- Почему общеупотребительные слова так называются?
(Эти слова называются общеупотребительными, потому что их использует большинство людей)
- А как называются слова, которые не употребляются всеми без исключения?
(Необщеупотребительные слова)
- На какие группы их можно разделить? (Профессиональные, диалектные)
III
Постановка учебной цели, «вызов». Цель: интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний .
«Цель и цели»
1. - Как вы думаете, почему именно такой эпиграф выбран мною к уроку?
- Что мы с вами должны узнать?
2. Чтение предложений: Сережа перебежал улицу, встал возле светофора и начал останавливать машины. «Водила, подвези», - кричал он вслед проезжавшим мимо автомобилям.
- Скажите, пожалуйста, какое слово, известное нам употреблено в необычном варианте? (водила)
Слова подобного рода, т.е. те, которые ограничены в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой называют жаргонизмами.
3. Закрепление материала: (чтение слов, если слово общеупотребительное - дети поднимут одну руку, если жаргонизм – две руки).
4. Упражнение №78. (выписать не употребляемые в наше время жаргонизмы). Мен (парень), найки (кроссовки фирмы «Найк»)
Составьте предложение с однородными членами с одним из этих слов.
Мен торопился к выходу, оглядывался по сторонам
( предложение повеств; невоскл; простое; распр; ослож. однор. сказ.)
5. Упражнение № 79 (запись в исправленном варианте)
Эй, водитель, подвези. Я восхищаюсь битловской музыкой, ты хорошо развлеклась вчера на дискотеке? Я получаю удовольствие от роликов. Мне вчера купили отличный видеомагнитофон. У Сережи тачка лучше, чем у Максима.
Какие же слова относят к жаргонизмам?
Какая лексика считается общеупотребительной, какая необщеупотребительной?
6. Чтение §18.
- Какие слова называются эмоционально – окрашенными?
Упр. 81 (устно), упр.83 (устно)
IV.
Сотворчество.
поддержка активности, интереса, усилий Сведение усилий и находок в совокупное знание
«Кластер»
V
Рефлексия.
осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.
«Возврат к началу»: вернитесь к эпиграфу нашего урока: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих мыслей»К. И. Чуковский.
- Почему именно такой эпиграф был выбран к уроку?
«Три уровня домашнего задания»
Домашнее задание:1) выучить определение на стр. 35, упр.82 (по заданию)
2) выучить определение на стр. 35, упр. №77.
3) выучить определение на стр. 35, упр.80.
УРОК 26. ТЕМА: Устаревшие слова. Неологизмы.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с неологизмами и устаревшими словами, с причинами их исчезновения и появления, развивать умение работать со словарями, воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
Этап урока
название, цель
Педагогические приёмы
I.
Начало урока: введение, «разогрев учебной группы». Цель: создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу
«Эпиграф».
– Прочитайте эпиграф к уроку.
В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь)
– В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?
II
Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. Цель: «уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала
Принесёшь бураков для борша, славный осенний сиверко, поласкать ребёнка, лузгать семечки, проявить негатив, работать на камбузе, жить в общаге, водрузить знамя, жаждать реванша.
- какие слова называются диалектизмами? Жаргонизмами? Профессионализмами? эмоционально – окрашенными словами.
Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.
Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке.
Новые слова.
1.
2.
3.
4.
5.
(В выделенных клетках-название единицы языка, изучаемой в «Лексике».)
III
Постановка учебной цели, «вызов». Цель: интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний .
«Цель и цели».
- Какое слово вы не смогли разгадать?
Работа с термином.
– Рассмотрите формулу:
новый + слово = новое слово
– Что означает термин «неологизм»?
– На стр. 41 учебника прочитайте о причине появления новых слов.
Но тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы».
Работа с учебником. Стр. 38-39.
- Как называются слова, называющие предметы, изображенные на стр. 38, – историзмы или архаизмы? Почему?
Упражнение 84(устно)
Работа с текстом.
– Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки.
Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:
– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!
– Да, – соглашается второй.
– Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый.
А второй говорит:
– И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.
Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.
(Ученики зачитывают записанные слова.)
– Что это за слова – историзмы или архаизмы?
– Что они обозначают?
Выполнение упр. 86,88
IV.
Сотворчество.
поддержка активности, интереса, усилий Сведение усилий и находок в совокупное знание
Сочините рифмовку или синквейн.
Пример:
Нео + логос
Неологизм.
Новое слово
Вошло в нашу жизнь.
V
Рефлексия.
осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.
«Итоги»
– Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?
– Для чего нужны неологизмы?
– Можем ли мы остановить процесс образования новых слов?
Домашнее задание: выучить определения стр.39, 41; выполнить упр.89