kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Общеупотребительные и необщеупотребительные слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»

Цели урока :

1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления

2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно

3) Воспитательная: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку

Формы работы – индивидуальная.

Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ

Группы формируемых компетенций: интеллектуальные, коммуникативные, информационные

Роль учителя – организация учебной деятельности школьника, проблемного диалога.

Оборудование: ссылка на словари и энциклопедии, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.).

Конспект урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуй, Рамеш. Как твоё самочувствие? Надеюсь, что урок у нас пройдёт плодотворно и организованно.

  1. Проверка домашнего задания.

Составить 5-6 предложений по картине А.М.Герасимова «После дождя».

  • Рамеш, перед тобой картина А.М.Герасимова .

  • Как она называется?

  • Ты составил 5-6 предложений?

(Если ответ положительный ученик читает свой рассказ под аудиозапись шума дождя и раскатов грома. Если ответ отрицательный , то под сопровождением аудиозаписи ученик должен устно придумать 4-5 предложения по картине )

Словарная работа :терраса , перила.

Слова написаны с пропуском букв (Т..(Р,РР)АСА , П...РИЛА)

Ученик должен объяснить лексическое значение слов.

Объяснить какие гласные вставляем.

Далее идёт лексическая работа над синонимами: ЧАСТЫЙ, ПЛОТНЫЙ, ГУСТОЙ.

Даны словарные статьи данных синонимом.

Ученик вспоминает как называют слова, если они имеют много значений.(многозначными)

2 Новая тема.

В разделе лексикология слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные.

Многие слова русского языка известны всему народу .Эти слова являются общеупотребительными, их знают все.Например: вода, земля, небо,птица.

Но есть в русском языке слова, которые знают и используют не все. Например: слово ЯРУГА( ОВРАГ) употребляется в речи жителей некоторых мест; ШАМОТ( огнеупорная глина) — в речи металлургов. Это необщеупотребительные слова.

3.Практическая часть.

Работа с учебником.

Упражнение 107.

  • Разделите тетрадь пополам. В левой части запишеи общеупотребительные слова, а в правой части необщеупотребительные.

Учитель читает предложение.

Ребёнок выписывает общеупотребительные слова.

Необщеупотребительные в учебнике слова со звёздочкой.

  • Рамеш, если слово со звёздочкой, то нужно обратиться к толковому словарю в конце учебника.

  • Как размещены слова в толковом словаре?

  • В алфавитном порядке.

  • Правильно. Хорошо.

(далее ученик находит слово, читает его лексическое значение)

Некоторые необщеупотребительные слова сопровождаются иллюстрациями.

Учитель обращает внимание на орфографию и орфоэпию, когда ученик записывает необщеупотребительные слова.

  • сделайте вывод о том , какие слова общеупотребительные , а какие необщеупотребительные.

4.Знакомство с группами необщеупотребительных слов с профессионализмами и диалектизмами.

  • Ребята , необщеупотребительные слова делятся на несколько групп. Сегодня мы познакомимся с двумя группами таких слов.

Первая группа -это профессионализмы.

  • От какого слова образовалось это слово?

  • Профессия.

  • Правильно. Молодцы! Профессионализмы -слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

Профессионализмы (иначе специальные слова) разъясняются в особых словарях — справочниках, в энциклопедиях. Наиболее употребительные слова даются в толковых словарях. Возле слова ставится помета СПЕЦ.(что значит специальное); другие пометы указывают, с какими специальностями связано слово, например: техн. (техническое), морск.( морское).

Многозначные слова могут иметь ,помимо общеупотребительных значений , и профессиональные.

5.Работа на закрепление.

  • Давайте разберём упражнение 111.

  • Художника попросили сделать иллюстрацию к данным предложениям.

(Учитель объясняет лексическое значение слов ИЛЛЮСТРАЦИЯ и ЭКСКАВАТОР)

Далее ученик записывает эти новые словарные слова.

  • Поставьте ударение . Подчеркните орфограммы.

Далее рассматривают иллюстрации к двум предложениям.

  1. Экскаваторщик высыпает грунт из ковша.

2. Рабочий положил башмак под колесо вагона.

  • Что перепутал художник?

  • Какие ошибки он допустил?

  • Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные?

  1. Работа в интернете.

http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p/ толковый словарь

По ссылке «Словари и энциклопедии» ученик и учитель находят слова

« Ковш», «Башмак». Смотрят, что слова многозначные.

Читают значения этих слов.

-учитель — Рамеш, сделай ,пожалуйста, вывод. Так какие слова художник имел в виду :общеупотребительные или профессионализмы ?

- Напиши понравившееся предложение и подчеркни в нём профессионализм.

И ещё мы познакомимся с диалектизмами (от слова диалект).

Это слова ,употребляемые только в той или иной местности.

Учитель читает диалог бабушки и внука.

-Сходи -ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.

-Чего принести ,бабушка?

-Бураков.-

-Ну это у нас так свёклу называют.

Учитель : Почему мальчик не понял бабушку?

  • Слово свёкла общеупотребительное. Слово бурак используется только в речи жителей определённой местности. Это диалектное слово(диалектизм).

  • Выпиши слова свёкла ,а рядом через тире напиши бурак. И над диалектизмом поставь букву Д.

7. Домашнее задание.

  • Дома надо будет прочитать упражнение 117. И выписать из него слова диалектизмы, т. е. Как в той или иной местности люди называют общеупотребительное для всех слово ВЕТЕР.

8.Рефлексия.

Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги.

Как называются слова, которые знает каждый из нас?( общеупотребительные)

Как называются слова , которые знают и используют не все?( необщеупотребительные)

Какие две группы слов необщеупотребительных слов вы узнали? ( профессионализмы и диалектизмы).

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Общеупотребительные и необщеупотребительные слова". »

Урок русского языка в 6 классе по теме:

«Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»

Цели урока :

1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления

2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно

3) Воспитательная: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку

Формы работы – фронтальная, парная, работа по вариантам, индивидуальная.

Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ

Группы формируемых компетенций: интеллектуальные, коммуникативные, информационные

Роль учителя – организация учебной деятельности школьника, проблемного диалога.

Оборудование: ссылка на словари и энциклопедии, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.).


Конспект урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуй Рамеш. Как твоё самочувствие? Надеюсь, что урок у нас пройдёт плодотворно и организованно.

  1. Проверка домашнего задания.

Составить 5-6 предложений по картине А.М.Герасимова «После дождя».

  • рамеш, перед тобой картина А.М.Герасимова .

  • Как она называется?

  • Ты составил 5-6 предложений?

(Если ответ положительный ученик читает свой рассказ под аудиозапись шума дождя и раскатов грома. Если ответ отрицательный , то под сопровождением аудиозаписи ученик должен устно придумать 4-5 предложения по картине )

Словарная работа :терраса , перила.

Слова написаны с пропуском букв (Т..(Р,РР)АСА , П...РИЛА)

Ученик должен объяснить лексическое значение слов.

Объяснить какие гласные вставляем.


Далее идёт лексическая работа над синонимами: ЧАСТЫЙ, ПЛОТНЫЙ, ГУСТОЙ.

Даны словарные статьи данных синонимом.

Ученик вспоминает как называют слова, если они имеют много значений.(многозначными)


2 Новая тема.


В разделе лексикология слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные.

Многие слова русского языка известны всему народу .Эти слова являются общеупотребительными, их знают все.Например: вода, земля, небо,птица.


Но есть в русском языке слова, которые знают и используют не все. Например: слово ЯРУГА( ОВРАГ) употребляется в речи жителей некоторых мест; ШАМОТ( огнеупорная глина) — в речи металлургов. Это необщеупотребительные слова.


  1. Практическая часть.

Работа с учебником.

Упражнение 107.

  • Разделите тетрадь пополам. В левой части запишеи общеупотребительные слова, а в правой части необщеупотребительные.

Учитель читает предложение.

Ребёнок выписывает общеупотребительные слова.

Необщеупотребительные в учебнике слова со звёздочкой.

  • Рамеш, если слово со звёздочкой, то нужно обратиться к толковому словарю в конце учебника.

  • Как размещены слова в толковом словаре?

  • В алфавитном порядке.

  • Правильно. Хорошо.

(далее ученик находит слово, читает его лексическое значение)

Некоторые необщеупотребительные слова сопровождаются иллюстрациями.


Учитель обращает внимание на орфографию и орфоэпию, когда ученик записывает необщеупотребительные слова.

  • сделайте вывод о том , какие слова общеупотребительные , а какие необщеупотребительные.


  1. Знакомство с группами необщеупотребительных слов с профессионализмами и диалектизмами.

  • Ребята , необщеупотребительные слова делятся на несколько групп. Сегодня мы познакомимся с двумя группами таких слов.

Первая группа -это профессионализмы.

  • От какого слова образовалось это слово?

  • Профессия.

  • Правильно. Молодцы! Профессионализмы -слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

Профессионализмы (иначе специальные слова) разъясняются в особых словарях — справочниках, в энциклопедиях. Наиболее употребительные слова даются в толковых словарях. Возле слова ставится помета СПЕЦ.(что значит специальное); другие пометы указывают, с какими специальностями связано слово, например: техн. (техническое), морск.( морское).

Многозначные слова могут иметь ,помимо общеупотребительных значений , и профессиональные.


  1. Работа на закрепление.

  • Давайте разберём упражнение 111.

  • Художника попросили сделать иллюстрацию к данным предложениям.

(Учитель объясняет лексическое значение слов ИЛЛЮСТРАЦИЯ и ЭКСКАВАТОР)

Далее ученик записывает эти новые словарные слова.

  • Поставьте ударение . Подчеркните орфограммы.

Далее рассматривают иллюстрации к двум предложениям.

  1. Экскаваторщик высыпает грунт из ковша.

2. Рабочий положил башмак под колесо вагона.

  • Что перепутал художник?

  • Какие ошибки он допустил?

  • Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные?

  1. Работа в интернете.


http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p/ толковый словарь

По ссылке «Словари и энциклопедии» ученик и учитель находят слова

« Ковш», «Башмак». Смотрят, что слова многозначные.

Читают значения этих слов.

-учитель — Рамеш, сделай ,пожалуйста, вывод. Так какие слова художник имел в виду :общеупотребительные или профессионализмы ?

- Напиши понравившееся предложение и подчеркни в нём профессионализм.


И ещё мы познакомимся с диалектизмами (от слова диалект).

Это слова ,употребляемые только в той или иной местности.

Учитель читает диалог бабушки и внука.


  • Сходи -ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.

  • Чего принести ,бабушка?

  • Бураков.

  • А это что такое?

  • Ну это у нас так свёклу называют.

  • учитель : Почему мальчик не понял бабушку?

  • Слово свёкла общеупотребительное. Слово бурак используется только в речи жителей определённой местности. Это диалектное слово(диалектизм).

  • Выпиши слова свёкла ,а рядом через тире напиши бурак. И над диалектизмом поставь букву Д.

7. Домашнее задание.

  • Дома надо будет прочитать упражнение 117. И выписать из него слова диалектизмы, т. е. Как в той или иной местности люди называют общеупотребительное для всех слово ВЕТЕР.


8.

Рефлексия.


Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги.

Как называются слова, которые знает каждый из нас?( общеупотребительные)

Как называются слова , которые знают и используют не все?( необщеупотребительные)

Какие две группы слов необщеупотребительных слов вы узнали? ( профессионализмы и диалектизмы).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Общеупотребительные и необщеупотребительные слова".

Автор: Бондарчук Оксана Павловна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134126

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по теме: "Лексика. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lieksika-obshchieupotriebitiel-nyie-slova-profiessionalizmy-dialiektizmy"
    ["file_id"] => string(6) "250054"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447006815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства