Урок русского языка в 6 классе по теме:
«Общеупотребительные и необщеупотребительные слова»
Цели урока :
1) Обучающая: узнать новое о сферах употребления слов в нашей речи; научиться различать слова по сфере их употребления: общеупотребительные и слова ограниченного употребления
2) Развивающая: развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно
3) Воспитательная: воспитывать внимание к слову, повышать культуру речи, прививать любовь к русскому языку
Формы работы – индивидуальная.
Методы: проблемный диалог, беседа, рассказ
Группы формируемых компетенций: интеллектуальные, коммуникативные, информационные
Роль учителя – организация учебной деятельности школьника, проблемного диалога.
Оборудование: ссылка на словари и энциклопедии, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.).
Конспект урока.
-
Организационный момент.
Здравствуй, Рамеш. Как твоё самочувствие? Надеюсь, что урок у нас пройдёт плодотворно и организованно.
-
Проверка домашнего задания.
Составить 5-6 предложений по картине А.М.Герасимова «После дождя».
-
Рамеш, перед тобой картина А.М.Герасимова .
-
Как она называется?
-
Ты составил 5-6 предложений?
(Если ответ положительный ученик читает свой рассказ под аудиозапись шума дождя и раскатов грома. Если ответ отрицательный , то под сопровождением аудиозаписи ученик должен устно придумать 4-5 предложения по картине )
Словарная работа :терраса , перила.
Слова написаны с пропуском букв (Т..(Р,РР)АСА , П...РИЛА)
Ученик должен объяснить лексическое значение слов.
Объяснить какие гласные вставляем.
Далее идёт лексическая работа над синонимами: ЧАСТЫЙ, ПЛОТНЫЙ, ГУСТОЙ.
Даны словарные статьи данных синонимом.
Ученик вспоминает как называют слова, если они имеют много значений.(многозначными)
2 Новая тема.
В разделе лексикология слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные.
Многие слова русского языка известны всему народу .Эти слова являются общеупотребительными, их знают все.Например: вода, земля, небо,птица.
Но есть в русском языке слова, которые знают и используют не все. Например: слово ЯРУГА( ОВРАГ) употребляется в речи жителей некоторых мест; ШАМОТ( огнеупорная глина) — в речи металлургов. Это необщеупотребительные слова.
3.Практическая часть.
Работа с учебником.
Упражнение 107.
-
Разделите тетрадь пополам. В левой части запишеи общеупотребительные слова, а в правой части необщеупотребительные.
Учитель читает предложение.
Ребёнок выписывает общеупотребительные слова.
Необщеупотребительные в учебнике слова со звёздочкой.
-
Рамеш, если слово со звёздочкой, то нужно обратиться к толковому словарю в конце учебника.
-
Как размещены слова в толковом словаре?
-
В алфавитном порядке.
-
Правильно. Хорошо.
(далее ученик находит слово, читает его лексическое значение)
Некоторые необщеупотребительные слова сопровождаются иллюстрациями.
Учитель обращает внимание на орфографию и орфоэпию, когда ученик записывает необщеупотребительные слова.
-
сделайте вывод о том , какие слова общеупотребительные , а какие необщеупотребительные.
4.Знакомство с группами необщеупотребительных слов с профессионализмами и диалектизмами.
-
Ребята , необщеупотребительные слова делятся на несколько групп. Сегодня мы познакомимся с двумя группами таких слов.
Первая группа -это профессионализмы.
-
От какого слова образовалось это слово?
-
Профессия.
-
Правильно. Молодцы! Профессионализмы -слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
Профессионализмы (иначе специальные слова) разъясняются в особых словарях — справочниках, в энциклопедиях. Наиболее употребительные слова даются в толковых словарях. Возле слова ставится помета СПЕЦ.(что значит специальное); другие пометы указывают, с какими специальностями связано слово, например: техн. (техническое), морск.( морское).
Многозначные слова могут иметь ,помимо общеупотребительных значений , и профессиональные.
5.Работа на закрепление.
-
Давайте разберём упражнение 111.
-
Художника попросили сделать иллюстрацию к данным предложениям.
(Учитель объясняет лексическое значение слов ИЛЛЮСТРАЦИЯ и ЭКСКАВАТОР)
Далее ученик записывает эти новые словарные слова.
-
Поставьте ударение . Подчеркните орфограммы.
Далее рассматривают иллюстрации к двум предложениям.
-
Экскаваторщик высыпает грунт из ковша.
2. Рабочий положил башмак под колесо вагона.
-
Что перепутал художник?
-
Какие ошибки он допустил?
-
Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные?
-
Работа в интернете.
http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p/ толковый словарь
По ссылке «Словари и энциклопедии» ученик и учитель находят слова
« Ковш», «Башмак». Смотрят, что слова многозначные.
Читают значения этих слов.
-учитель — Рамеш, сделай ,пожалуйста, вывод. Так какие слова художник имел в виду :общеупотребительные или профессионализмы ?
- Напиши понравившееся предложение и подчеркни в нём профессионализм.
И ещё мы познакомимся с диалектизмами (от слова диалект).
Это слова ,употребляемые только в той или иной местности.
Учитель читает диалог бабушки и внука.
-Сходи -ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.
-Чего принести ,бабушка?
-Бураков.-
-Ну это у нас так свёклу называют.
Учитель : Почему мальчик не понял бабушку?
-
Слово свёкла общеупотребительное. Слово бурак используется только в речи жителей определённой местности. Это диалектное слово(диалектизм).
-
Выпиши слова свёкла ,а рядом через тире напиши бурак. И над диалектизмом поставь букву Д.
7. Домашнее задание.
-
Дома надо будет прочитать упражнение 117. И выписать из него слова диалектизмы, т. е. Как в той или иной местности люди называют общеупотребительное для всех слово ВЕТЕР.
8.Рефлексия.
Учитель: Что же мы узнали сегодня на уроке, что запомнили? Подведём итоги.
Как называются слова, которые знает каждый из нас?( общеупотребительные)
Как называются слова , которые знают и используют не все?( необщеупотребительные)
Какие две группы слов необщеупотребительных слов вы узнали? ( профессионализмы и диалектизмы).