kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Лексика. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: ЛЕКСИКА.  Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы.

Цель:  - повторить сведения по теме «Лексика» из 5 класса, - познакомить с понятиями общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы.

- отрабатывать ЗУН учащихся, полученные по теме;

- развивать интеллектуальные явления как мыслительные операции (сравнения, сопоставления, умение сделать вывод, обобщить);

- содействовать воспитанию интереса, активности, целеустремлённости.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: - презентация; - флипчарты; - сценка; - раздаточный материал; - словарь В.И.Даля; - структурная карта урока.

Ход урока

  1. Оргмомент. 

Тренинг « Комплимент». Смайликом выразите свой настроение.

2. Проверка Д/З.

Заполните перфокарту: Е или И. ПОЧЕМУ? (работа в парах)

  1. Пр.винтить
  2. Пр.усадебный
  3.  Пр.скучный
  4. Пр.лечь
  5. Пр.бежать
  6. Пр.катиться
  7. Пр.грустный
  8. Пр.ломить
  9. Пр.сесть
  10. Пр.лететь.

- Индивидуально (по карточкам у доски). В чём особенность данных слов?

1 карточка.                              2 карточка

Привет                                      президент

Пример                                    преданность

Приключение                        примадонна

Природа                                  прелюдия

Препятствие                           премьера   

 Вывод:  - написание И- Е зависит от значения приставки.   

               -  есть слова, в которых нельзя определить значение приставки при- пре-.

               - есть слова, в которых нельзя выделить эту приставку, т. к. она приросла к корню.

Учитель: - где можно узнать, что обозначают слова прелюдия, примадонна и др.?

                - в толковом словаре.

                - Что такое толковый словарь?

               - Книга, в которой слова расположены в алфавитном порядке.

Запишите число.

Классная работа.

  1. Целеполагание. Закончи предложение и узнаешь тему урока.

- Наша речь состоит из … (предложений)

- Предложения состоят из … (слов)

Тема:

  1. Актуализация знаний.

Терминологический словарный диктант.

1. Как называются все слова языка? (лексика)

2. Как называется словарный запас одного человека? (лексикон)

3. Раздел лингвистики, изучающий лексику? (лексикология)

4.Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (омонимы)

5.Слова одной части речи, разные по написанию и звучанию, но близкие по лексическому значению (синонимы)

6.Слова одной части речи с противоположным лексическим значением (антонимы)

7. Слова, имеющие одно значение, называются.? (однозначные)

8. Слова, имеющие несколько  значений, называются.?(многозначные)

9. В каких словарях можно узнать значение слов? (толковых)

10.Что такое лексическое значение слова? (это то, что обозначает слово)

Примеры каких лингвистических явлений мы наблюдаем в этих примерах? (Взаимооценивание. Самооценивание)

1гр. 1.Зябнет осинка,

   Дрожит на ветру,

  Стынет на солнышке,

  Мёрзнет в жару.

2гр. Возвращаясь под вечер с поля,

    Потеряла серёжку Поля.

   Ту серёжку нашёл Серёжка.

   Прибежал, постучал в окошко:

  «Отыскалась твоя серёжка!»

3гр. Корень учения горек, а плод его ….

    Ласточка день начинает, а соловей ….

   Ученье – свет, а неученье - ….

4гр."Служить бы рад - прислуживаться тошно!" (А.С. Грибоедов)

"Одно дело - слушать. А другое - слышать." ( М. Цветаева)

Вывод: русский язык богат словами. И вот как об этом говорил писатель Шефнер, послушайте:  … Есть много слов на земле.

Словом можно убить, словом можно спасти,

словом можно полки за собой повести,

Но словам всем слова в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Учитель: - почему эти слова автор бережёт? (Они особенные, значимые.  Ими разбрасываться не стоит)

  1. Беседа по теме

Учитель: - можете ли вы сказать, когда появились первые слова?

Ученик:  - очень-очень давно, много столетий назад.

Задание: - прочитайте текст 18 века  из свода правил этикета «Юности честное зерцало».

                   Какое наставление детям давала эта книга? Расскажите.

Во - первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать…

… Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво…

…Когда родители или кто другой их спросят, то должны они к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос услышат. А потом сказать: что изволите, государь батюшко или государыня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так, — что, чего, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвечать.

…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах; на руку не драчлив,

Вопросы: - Почему нам понятен смысл этих высказываний?

                - потому что слова 18 века, как-то: юность, родитель, матушка, говорить, вежливо, учтиво, дело – живут века, они понятны всем, говорящим на русском языке.

Учитель: - как назовём слова,  которые всем понятны и всегда? (Общеупотребительными) –

Работа в справочнике. Составляем кластер.    Лексика

                      Общеупотребительная                                  необщеупотребительная

                                                           Профессиональная                     Диалектная                      

Учитель: - посмотрите сценку и определите, кем работают данные люди.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Лексика. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы"»

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учитель: Бычкова Н.М.

Тема: ЛЕКСИКА. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы.

Цель: - повторить сведения по теме «Лексика» из 5 класса, - познакомить с понятиями общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы.

- отрабатывать ЗУН учащихся, полученные по теме;

- развивать интеллектуальные явления как мыслительные операции (сравнения, сопоставления, умение сделать вывод, обобщить);

- содействовать воспитанию интереса, активности, целеустремлённости.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: - презентация; - флипчарты; - сценка; - раздаточный материал; - словарь В.И.Даля; - структурная карта урока.


Ход урока

  1. Оргмомент.

Тренинг « Комплимент». Смайликом выразите свой настроение.


2. Проверка Д/З.

Заполните перфокарту: Е или И . ПОЧЕМУ? (работа в парах)

  1. Пр..винтить

  2. Пр..усадебный

  3. Пр..скучный

  4. Пр..лечь

  5. Пр..бежать

  6. Пр..катиться

  7. Пр..грустный

  8. Пр..ломить

  9. Пр..сесть

  10. Пр..лететь.

- Индивидуально (по карточкам у доски). В чём особенность данных слов?

1 карточка. 2 карточка

Привет президент

Пример преданность

Приключение примадонна

Природа прелюдия

Препятствие премьера

Вывод: - написание И- Е зависит от значения приставки.

- есть слова, в которых нельзя определить значение приставки при- пре-.

- есть слова, в которых нельзя выделить эту приставку, т. к. она приросла к корню.

Учитель: - где можно узнать, что обозначают слова прелюдия, примадонна и др.?

- в толковом словаре.

- Что такое толковый словарь?

- Книга, в которой слова расположены в алфавитном порядке.

Запишите число.

Классная работа.

  1. Целеполагание. Закончи предложение и узнаешь тему урока.


- Наша речь состоит из … (предложений)

- Предложения состоят из … (слов)

Тема:


  1. Актуализация знаний.

  2. Терминологический словарный диктант.

  1. 1. Как называются все слова языка? (лексика)

  2. 2. Как называется словарный запас одного человека? (лексикон)

  3. 3. Раздел лингвистики, изучающий лексику? (лексикология)

  4. 4.Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (омонимы)

  5. 5.Слова одной части речи, разные по написанию и звучанию, но близкие по лексическому значению (синонимы)

  6. 6.Слова одной части речи с противоположным лексическим значением (антонимы)

  7. 7. Слова, имеющие одно значение, называются..? (однозначные)

  8. 8. Слова, имеющие несколько значений, называются..?(многозначные)

  9. 9. В каких словарях можно узнать значение слов? (толковых)

  10. 10 .Что такое лексическое значение слова? (это то, что обозначает слово)

  11. Примеры каких лингвистических явлений мы наблюдаем в этих примерах? (Взаимооценивание. Самооценивание)

  12. 1гр. 1.Зябнет осинка,

  13. Дрожит на ветру,

  14. Стынет на солнышке,

  15. Мёрзнет в жару.

  16. 2гр. Возвращаясь под вечер с поля,

  17. Потеряла серёжку Поля.

  18. Ту серёжку нашёл Серёжка.

  19. Прибежал, постучал в окошко:

  20. «Отыскалась твоя серёжка!»

  21. 3гр.. Корень учения горек, а плод его … .

  22. Ласточка день начинает, а соловей … .

  23. Ученье – свет, а неученье - … .

  24. 4гр."Служить бы рад - прислуживаться тошно!" (А.С. Грибоедов)

  25. "Одно дело - слушать. А другое - слышать." ( М. Цветаева)

  26. Вывод: русский язык богат словами. И вот как об этом говорил писатель Шефнер, послушайте: … Есть много слов на земле..

  27. Словом можно убить, словом можно спасти,

  28. словом можно полки за собой повести,

  29. Но словам всем слова в языке у нас есть:

  30. Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

  31. Повторять их не смею на каждом шагу, -

  32. Как знамена в чехле, их в душе берегу.

  33. Учитель: - почему эти слова автор бережёт? (Они особенные, значимые. Ими разбрасываться не стоит)

  1. Беседа по теме

  1. Учитель: - можете ли вы сказать, когда появились первые слова?

  2. Ученик: - очень-очень давно, много столетий назад.

  3. Задание: - прочитайте текст 18 века из свода правил этикета «Юности честное зерцало».

  4. Какое наставление детям давала эта книга? Расскажите.

  5. Во - первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать…

  6. Дети не имеют без именного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бычкова Нина Маркияновна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 250054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства