М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа по русскому языку. 5-9 классы.
Класс 6
учебник
Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Простенцова и др.; научный ред. Н.М. Шанский, - 26 изд., - М.: Просвещение, 2005.
Тема: Лексика
Название урока: Учимся работать со словарем
Цель урока:
1. Закрепить знания учащихся по теме «Лексика»: что изучает лексикология определения диал., проф., устар., исконно русских и заимствованных слов.
2. Закрепить умение пользоваться толковым словарем (С.И. Ожегова, современный толковый словарь русского языка), школьными словарями синонимов, антонимов, иностранных слов.
3. Формировать привычку добросовестного отношения к выполнению задания группы.
4. Развитие творческих способностей (сочинение на заданную тему).
5. Пробудить любознательность, интерес к предмету.
Оборудование:
1. Запись на уроке названия урока, эпиграфа «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс).
2. Словари кабинета:
- Современный толковый словарь русского языка. 90 000 слов / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2005;
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 23 изд. М.: Русский язык, 1990;
- Словарь иностранных слов. – 15 изд. – М.: Русский язык, 1988;
- Фразеологический словарь рус. яз. / Сост. Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков. – 3 изд. М.: Русский яз., 1978.
- Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 2004;
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1978;
- Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. – М., Айрис-пресс, 2004.
- Школьный словарь синонимов;
- Школьный словарь антонимов;
- Школьный словарь амонимов.
3. Дидактический материал к уроку (см. приложение).
4. Запись на доске заданий (разноуровневых) к практикуму (см. приложение).
Задания к практической работе
I уровень
1. Прочитайте предложения. Выпишите слова с неясным значением. Обратись за разъяснением (толкованием слова) к словарю.
Запиши значение каждого.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил, весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
М.Ю. Лермонтов
2. Вы наверняка знаете, что такое Интернет. Это новое слово, неологизм. А сможешь ли ты дать точное определение? Узнай из современного толкового словаря русского языка его значение, дополни предложение:
Интернет – это…
II уровень
ПАСПОРТ
слова русского языка
Слово аршин
Значение 1__________________2_______________________
Сочини сказку о слове «добро» или «вежливость», используй материал из словарных статей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Устар. – устаревшее,
обл. – диалектное (областное),
перен. – переносное значение,
спец. – профессионализм (специальное),
иск.-рус. – исконно русское,
фр., ит., греч. – заимствованное.
2. Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,711 м.
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия.
Откуда родом исконно-русское?
Где работает общеупотребительное?
3. Сочинение «Два брата»
Жили-были два брата, два слова «Ведать», похожи были как две капли воды. Все знали, все ведали. Жили-поживали, печали не знали.
Отправились они однажды путешествовать. Шли они, шли и увидели большой камень лежит там, где дорога расходилась. Одна из них прямая, ровная, а другая – с кочками да рытвинами. А на камне надпись: «Вправо пойдешь – невежей станешь, влево пойдешь – вежливым будешь». Не знали братья, что это такое. Один Ведать кричал, ругался, обзывался, требовал идти прямой дорогой вправо. А другой Ведать сказал: «Пожалуйста, пойдем в разные стороны». И разошлись, только они уже не похожи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект урока "Учимся работать со словарем" »
Проект
урока русского языка
«Учимся работать со словарем»
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
МОУ «Косолаповская СОШ»
Михайлова Ирина Александровна.
Предмет русский язык
Программа
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа по русскому языку. 5-9 классы.
Класс 6
учебник
Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Простенцова и др.; научный ред. Н.М. Шанский, - 26 изд., - М.: Просвещение, 2005.
Тема: Лексика
Название урока: Учимся работать со словарем
Цель урока:
1. Закрепить знания учащихся по теме «Лексика»: что изучает лексикология определения диал., проф., устар., исконно русских и заимствованных слов.
2. Закрепить умение пользоваться толковым словарем (С.И. Ожегова, современный толковый словарь русского языка), школьными словарями синонимов, антонимов, иностранных слов.
3. Формировать привычку добросовестного отношения к выполнению задания группы.
4. Развитие творческих способностей (сочинение на заданную тему).
5. Пробудить любознательность, интерес к предмету.
Оборудование:
1. Запись на уроке названия урока, эпиграфа «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс).
2. Словари кабинета:
- Современный толковый словарь русского языка. 90 000 слов / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2005;
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 23 изд. М.: Русский язык, 1990;
- Словарь иностранных слов. – 15 изд. – М.: Русский язык, 1988;
- Фразеологический словарь рус. яз. / Сост. Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков. – 3 изд. М.: Русский яз., 1978.
- Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 2004;
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1978;
- Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. – М., Айрис-пресс, 2004.
- Школьный словарь синонимов;
- Школьный словарь антонимов;
- Школьный словарь амонимов.
3. Дидактический материал к уроку (см. приложение).
4. Запись на доске заданий (разноуровневых) к практикуму (см. приложение).
Задания к практической работе
I уровень
1. Прочитайте предложения. Выпишите слова с неясным значением. Обратись за разъяснением (толкованием слова) к словарю.
Запиши значение каждого.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил, весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
М.Ю. Лермонтов
2. Вы наверняка знаете, что такое Интернет. Это новое слово, неологизм. А сможешь ли ты дать точное определение? Узнай из современного толкового словаря русского языка его значение, дополни предложение:
Интернет – это…
II уровень
ПАСПОРТ
слова русского языка
Слово аршин
Значение 1__________________2_______________________
Сочини сказку о слове «добро» или «вежливость», используй материал из словарных статей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Устар. – устаревшее,
обл. – диалектное (областное),
перен. – переносное значение,
спец. – профессионализм (специальное),
иск.-рус. – исконно русское,
фр., ит., греч. – заимствованное.
2. Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,711 м.
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия.
Откуда родом исконно-русское?
Где работает общеупотребительное?
3. Сочинение «Два брата»
Жили-были два брата, два слова «Ведать», похожи были как две капли воды. Все знали, все ведали. Жили-поживали, печали не знали.
Отправились они однажды путешествовать. Шли они, шли и увидели большой камень лежит там, где дорога расходилась. Одна из них прямая, ровная, а другая – с кочками да рытвинами. А на камне надпись: «Вправо пойдешь – невежей станешь, влево пойдешь – вежливым будешь». Не знали братья, что это такое. Один Ведать кричал, ругался, обзывался, требовал идти прямой дорогой вправо. А другой Ведать сказал: «Пожалуйста, пойдем в разные стороны». И разошлись, только они уже не похожи.