kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока "Учимся работать со словарем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет русский язык

Программа

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа по русскому языку. 5-9  классы.

         Класс 6

         учебник

Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Простенцова и др.; научный ред. Н.М. Шанский, - 26 изд., - М.: Просвещение, 2005.

Тема: Лексика

Название урока: Учимся работать со словарем

Цель урока:

1. Закрепить знания учащихся по теме «Лексика»: что изучает лексикология определения диал., проф., устар., исконно русских и заимствованных слов.

2. Закрепить умение пользоваться толковым словарем (С.И. Ожегова, современный толковый словарь русского языка), школьными словарями синонимов, антонимов, иностранных слов.

3. Формировать привычку добросовестного отношения к выполнению задания группы.

4. Развитие творческих способностей (сочинение на заданную тему).

5. Пробудить любознательность, интерес к предмету.

Оборудование:

1. Запись на уроке названия урока, эпиграфа «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс).

2. Словари кабинета:

- Современный толковый словарь русского языка. 90 000 слов / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2005;

- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 23 изд. М.: Русский язык, 1990;

- Словарь иностранных слов. – 15 изд. – М.: Русский язык, 1988;

- Фразеологический словарь рус. яз. / Сост. Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков. – 3 изд. М.: Русский яз., 1978.

- Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 2004;

- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1978;

- Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. – М., Айрис-пресс, 2004.

- Школьный словарь синонимов;

- Школьный словарь антонимов;

- Школьный словарь амонимов.

3. Дидактический материал к уроку (см. приложение).

4. Запись на доске заданий (разноуровневых) к практикуму (см. приложение).

Задания к практической работе

I уровень

1. Прочитайте предложения. Выпишите слова с неясным значением. Обратись за разъяснением (толкованием слова) к словарю.

Запиши значение каждого.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил, весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

М.Ю. Лермонтов

2. Вы наверняка знаете, что такое Интернет. Это новое слово, неологизм. А сможешь ли ты дать точное определение? Узнай из современного толкового словаря русского языка его значение, дополни предложение:

Интернет – это…

II уровень

ПАСПОРТ

слова русского языка

Слово аршин

Значение 1__________________2_______________________

Возраст устар., неологизм

Откуда родом иск. русское, заимств._(___)

Где работает общеупотребительное

                     диалектное  

                     профессиональное

                     жаргонизм

Пример употребления

Заполни паспорт словам: милосердие, аршин, негатив.

III уровень

Сочини сказку о слове «добро» или «вежливость», используй материал из словарных статей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Устар. – устаревшее,

обл. – диалектное (областное),

перен. – переносное значение,

спец. – профессионализм (специальное),

иск.-рус. – исконно русское,

фр., ит., греч. – заимствованное.

2. Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,711 м.

Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия.

Откуда родом исконно-русское?

Где работает общеупотребительное?

3. Сочинение «Два брата»

Жили-были два брата, два слова «Ведать», похожи были как две капли воды. Все знали, все ведали. Жили-поживали, печали не знали.

Отправились они однажды путешествовать. Шли они, шли и увидели большой камень лежит там, где дорога расходилась. Одна из них прямая, ровная, а другая – с кочками да рытвинами. А на камне надпись: «Вправо пойдешь – невежей станешь, влево пойдешь – вежливым будешь». Не знали братья, что это такое. Один Ведать кричал, ругался, обзывался, требовал идти прямой дорогой вправо. А другой Ведать сказал: «Пожалуйста, пойдем в разные стороны». И разошлись, только они уже не похожи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока "Учимся работать со словарем" »


Проект

урока русского языка

«Учимся работать со словарем»



Выполнил:

учитель русского языка и литературы

МОУ «Косолаповская СОШ»

Михайлова Ирина Александровна.

















Предмет русский язык

Программа

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа по русскому языку. 5-9 классы.

Класс 6

учебник

Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Простенцова и др.; научный ред. Н.М. Шанский, - 26 изд., - М.: Просвещение, 2005.

Тема: Лексика

Название урока: Учимся работать со словарем

Цель урока:

1. Закрепить знания учащихся по теме «Лексика»: что изучает лексикология определения диал., проф., устар., исконно русских и заимствованных слов.

2. Закрепить умение пользоваться толковым словарем (С.И. Ожегова, современный толковый словарь русского языка), школьными словарями синонимов, антонимов, иностранных слов.

3. Формировать привычку добросовестного отношения к выполнению задания группы.

4. Развитие творческих способностей (сочинение на заданную тему).

5. Пробудить любознательность, интерес к предмету.

Оборудование:

1. Запись на уроке названия урока, эпиграфа «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс).

2. Словари кабинета:

- Современный толковый словарь русского языка. 90 000 слов / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2005;

- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 23 изд. М.: Русский язык, 1990;

- Словарь иностранных слов. – 15 изд. – М.: Русский язык, 1988;

- Фразеологический словарь рус. яз. / Сост. Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков. – 3 изд. М.: Русский яз., 1978.

- Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 2004;

- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1978;

- Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. – М., Айрис-пресс, 2004.

- Школьный словарь синонимов;

- Школьный словарь антонимов;

- Школьный словарь амонимов.

3. Дидактический материал к уроку (см. приложение).

4. Запись на доске заданий (разноуровневых) к практикуму (см. приложение).














Задания к практической работе

I уровень

1. Прочитайте предложения. Выпишите слова с неясным значением. Обратись за разъяснением (толкованием слова) к словарю.

Запиши значение каждого.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил, весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

М.Ю. Лермонтов

2. Вы наверняка знаете, что такое Интернет. Это новое слово, неологизм. А сможешь ли ты дать точное определение? Узнай из современного толкового словаря русского языка его значение, дополни предложение:

Интернет – это…

II уровень

ПАСПОРТ

слова русского языка

Слово аршин

Значение 1__________________2_______________________

Возраст устар., неологизм

Откуда родом иск. русское, заимств._(___)

Где работает общеупотребительное

диалектное

профессиональное

жаргонизм

Пример употребления

Заполни паспорт словам: милосердие, аршин, негатив.



III уровень

Сочини сказку о слове «добро» или «вежливость», используй материал из словарных статей.

ПРИЛОЖЕНИЕ


1. Устар. – устаревшее,

обл. – диалектное (областное),

перен. – переносное значение,

спец. – профессионализм (специальное),

иск.-рус. – исконно русское,

фр., ит., греч. – заимствованное.

2. Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,711 м.

Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия.

Откуда родом исконно-русское?

Где работает общеупотребительное?

3. Сочинение «Два брата»

Жили-были два брата, два слова «Ведать», похожи были как две капли воды. Все знали, все ведали. Жили-поживали, печали не знали.

Отправились они однажды путешествовать. Шли они, шли и увидели большой камень лежит там, где дорога расходилась. Одна из них прямая, ровная, а другая – с кочками да рытвинами. А на камне надпись: «Вправо пойдешь – невежей станешь, влево пойдешь – вежливым будешь». Не знали братья, что это такое. Один Ведать кричал, ругался, обзывался, требовал идти прямой дорогой вправо. А другой Ведать сказал: «Пожалуйста, пойдем в разные стороны». И разошлись, только они уже не похожи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Проект урока "Учимся работать со словарем"

Автор: Михайлова Ирина Александровна.

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока  изобразительного искусства « Растительный орнамент. Какие бывают орнаменты?». "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-rastitiel-nyi-ornamient-kakiie-byvaiut-ornamienty"
    ["file_id"] => string(6) "164580"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422650232"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Календарно-тематическое планирование уроков ИЗО"
    ["seo_title"] => string(53) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-izo"
    ["file_id"] => string(6) "258172"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448458907"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Дидактический проект урока -исследования по русскому языку по теме "Корень " "
    ["seo_title"] => string(80) "didaktichieskii-proiekt-uroka-issliedovaniia-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "137437"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417352555"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока по теме " Проект «Семья слов»". "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-tiemie-proiekt-siem-ia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "139771"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417791430"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Творческий проект «Пословицы и поговорки»"
    ["seo_title"] => string(44) "tvorchieskii-proiekt-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "273730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452263433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства