Урок русского языка в 6 классе
Тема: Диалектные слова.
Цели урока: знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка;
Развитие интереса к живой народной речи, фольклору.
Знакомство со сферами использования диалектной лексики.
Оборудование : диалектологическая карта русского языка, «Словарь пермских говоров», словарь В.И. Даля, сборник «Великорусские сказки Пермской губернии», копии сказки « Заяц и лисица»:
Ход урока.
Звучит народная музыка.
- Актуализация.
Учитель читает странную записку:
Санька, после обрядов выходи, будем по суметам лазить и с угоров кататься. Колька.
Ребята, кто мне поможет понять, что это значит?
Выясняется значение слов обряды, суметы, угоры.
- Почему не сразу удалось понять смысл записки?
- Какое название, по- вашему, имеют подобные слова?
(Эти слова областные или диалектные._
11. Работа с ключевыми словами.
Диалект – разновидность общенародного языка. Работа с картой диалектных говоров.
Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка
Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия - южное и северное.
Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково: [акно], [карова]. Так говорят в Курской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы. В северных областях произносят [окно], [ корова].
- Посмотрите на карту, где находится Пермская область по отношению к этим областям?
- Работа в парах: какие особенности речи мы можем отметить у наших земляков? (защита мнений)
Ообщение:
Регионы, расположенные между северными и южными областями используют среднерусские говоры, среди которых встречается и оканье и аканье. В некоторых говорах не « акают» и не « окают», а употребляют редуцированные звуки.
Диалекты, свойственные той или иной области называют говорами. Пермские говоры - синтез диалектных элементов различных северно - русских и среднерусских говоров.Существенной чертой пермских говоров является активное усвоение ими элементов языка основных обитателей края в прошлом – предков современных коми-пермяков.
Народные говоры- свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда.
III. Знакомство со словарями В.И Даля., «Словарем пермских говоров» ( издан в 2000 году. В словарь включены диалектизмы 9 населенных пунктов Чусовского района).
IУ. Используя словарь, переведите отрывок:
Мать вышла из кути, вытерла руки о край запона, взглянула в окольницу и сказала Саньке: « Надень катанки и сходь в ограду. Там в большой плетенке обнова тебя дожидается – новые катанки. Ланись отец пообещал тебе, вот и справили». Санька сбросил ряднину и пулей в ограду!
УI. Сообщения «Одежда наших предков», « Чем питались наши предки»
У.Диалектные слова копалинской округи. Работа в тетради.
Соотнесите слова и распределите слова в два столбика: 1- общеупотребительные, 2 – местного диалекта.
Яма-погреб
Обабок – подберезовик
Голбец- подполье
Утирка – полотенце
Красноголовик – подосиновик
Вышка – чердак
Синявка - сыроежка
Обабок – подберезовик
Рябушки - веснушки
Запишите литературные аналоги диалектных форм:
Евонная лопата - его
Ейная кофта - её
Поити с ей - с ней
Остаться с имя - с ними
УII. Д\з. Собрать диалекты, употребляемые в вашей семье.
УIII. Чтение сказки « Заяц и лисица» Ксерокопии на партах. Найдите в сказке диалектные слова или формы слов.
Итог урока:
- Что ты расскажешь другу о пермских говорах?
- С точки зрения современного русского языка, диалектизмы – прогрессивное явление?
- Чем интересны нам диалекты?
- Где использование диалектизмов может быть оправдано?
Бугрина В.Ю., учитель русского языка и литературы
МОУ « Копалинская СОШ»