kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка"Диалектные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок русского языка в 6 классе

Тема: Диалектные слова.

Цели урока: знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка;

Развитие  интереса к  живой народной речи, фольклору.

Знакомство со сферами использования диалектной лексики.

Оборудование : диалектологическая  карта русского языка,  «Словарь пермских говоров», словарь В.И. Даля, сборник «Великорусские сказки Пермской губернии», копии сказки  « Заяц и лисица»:

Ход урока.

Звучит народная музыка.

  1. Актуализация.

Учитель читает странную записку:

Санька, после обрядов выходи, будем по суметам лазить и с угоров  кататься. Колька.

Ребята, кто  мне поможет понять, что это значит?

Выясняется значение слов обряды, суметы, угоры.

  • Почему не сразу удалось понять смысл записки?
  • Какое название, по- вашему, имеют подобные слова?

(Эти слова областные или диалектные._

11.   Работа с ключевыми словами.

Диалект – разновидность общенародного языка. Работа с картой диалектных говоров.

Говор мельчайшая единица диалектного деления языка

Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия - южное и северное.

Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку свойственно акающее произношение: а и о  в безударном слоге звучат одинаково: [акно],  [карова]. Так говорят в Курской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы.  В северных областях произносят [окно],   [ корова].

  • Посмотрите на  карту, где находится Пермская область по отношению к этим областям?
  • Работа в парах: какие особенности речи мы можем отметить у наших земляков? (защита мнений)

 Ообщение:

Регионы, расположенные между северными и южными областями используют среднерусские говоры, среди которых встречается и оканье и аканье. В некоторых говорах  не « акают» и не « окают», а употребляют редуцированные звуки.

Диалекты, свойственные той или иной области называют говорами.  Пермские говоры - синтез диалектных элементов  различных северно - русских   и среднерусских говоров.Существенной чертой пермских говоров является активное усвоение ими  элементов языка  основных обитателей края в прошлом – предков современных коми-пермяков.

Народные говоры- свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда.

III.  Знакомство со  словарями В.И Даля., «Словарем пермских говоров»        ( издан в 2000 году. В словарь включены  диалектизмы 9 населенных пунктов Чусовского района).

IУ. Используя словарь, переведите отрывок:

Мать вышла из кути, вытерла руки о край запона, взглянула в окольницу и сказала Саньке: « Надень катанки и сходь в ограду. Там в большой плетенке  обнова тебя дожидается – новые катанки. Ланись отец пообещал тебе, вот и справили». Санька сбросил ряднину и пулей в ограду!

УI.  Сообщения «Одежда наших предков», « Чем питались наши предки»

У.Диалектные слова копалинской округи.  Работа в тетради.

Соотнесите слова и распределите слова в  два столбика: 1- общеупотребительные, 2 – местного диалекта.

Яма-погреб

Обабок – подберезовик

Голбец- подполье

Утирка – полотенце

Красноголовик – подосиновик

Вышка – чердак

Синявка - сыроежка

Обабок – подберезовик

Рябушки - веснушки

Запишите литературные аналоги   диалектных  форм:

Евонная лопата - его

Ейная кофта -  её

Поити с ей      -  с ней

Остаться с имя -  с ними

УII.  Д\з. Собрать диалекты, употребляемые в вашей семье.

УIII. Чтение сказки « Заяц и лисица» Ксерокопии на партах. Найдите в сказке диалектные слова или формы слов.

  Итог урока:

  • Что ты расскажешь другу  о пермских говорах?
  • С точки зрения современного русского языка, диалектизмы – прогрессивное явление?
  • Чем интересны нам диалекты?
  • Где  использование диалектизмов может быть оправдано?

Бугрина В.Ю., учитель русского языка и литературы

МОУ « Копалинская СОШ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка"Диалектные слова" »


Урок русского языка в 6 классе


Тема: Диалектные слова.

Цели урока: знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка;

Развитие интереса к живой народной речи, фольклору.

Знакомство со сферами использования диалектной лексики.


Оборудование : диалектологическая карта русского языка, «Словарь пермских говоров», словарь В.И. Даля, сборник «Великорусские сказки Пермской губернии», копии сказки « Заяц и лисица»:



Ход урока.

Звучит народная музыка.

  1. Актуализация.

Учитель читает странную записку:

Санька, после обрядов выходи, будем по суметам лазить и с угоров кататься . Колька.

Ребята, кто мне поможет понять, что это значит?

Выясняется значение слов обряды, суметы, угоры.

  • Почему не сразу удалось понять смысл записки?

  • Какое название, по- вашему, имеют подобные слова?

(Эти слова областные или диалектные._

11. Работа с ключевыми словами..

Диалект – разновидность общенародного языка. Работа с картой диалектных говоров.

Говор мельчайшая единица диалектного деления языка

Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия - южное и северное.

Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково: [акно], [карова]. Так говорят в Курской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы. В северных областях произносят [окно], [ корова].

  • Посмотрите на карту, где находится Пермская область по отношению к этим областям?

  • Работа в парах: какие особенности речи мы можем отметить у наших земляков? (защита мнений)


Обобщение:

Регионы, расположенные между северными и южными областями используют среднерусские говоры, среди которых встречается и оканье и аканье. В некоторых говорах не « акают» и не « окают», а употребляют редуцированные звуки.

Диалекты, свойственные той или иной области называют говорами. Пермские говоры - синтез диалектных элементов различных северно - русских и среднерусских говоров .Существенной чертой пермских говоров является активное усвоение ими элементов языка основных обитателей края в прошлом – предков современных коми-пермяков.


Народные говоры- свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда.


III. Знакомство со словарями В.И Даля., «Словарем пермских говоров» ( издан в 2000 году. В словарь включены диалектизмы 9 населенных пунктов Чусовского района).

IУ. Используя словарь, переведите отрывок:

Мать вышла из кути, вытерла руки о край запона, взглянула в окольницу и сказала Саньке: « Надень катанки и сходь в ограду. Там в большой плетенке обнова тебя дожидается – новые катанки. Ланись отец пообещал тебе, вот и справили». Санька сбросил ряднину и пулей в ограду!


УI. Сообщения «Одежда наших предков», « Чем питались наши предки»


У.Диалектные слова копалинской округи. Работа в тетради.

Соотнесите слова и распределите слова в два столбика: 1- общеупотребительные, 2 – местного диалекта.

Яма-погреб

Обабок – подберезовик

Голбец- подполье

Утирка – полотенце

Красноголовик – подосиновик

Вышка – чердак

Синявка - сыроежка

Обабок – подберезовик

Рябушки - веснушки


Запишите литературные аналоги диалектных форм:

Евонная лопата - его

Ейная кофта - её

Поити с ей - с ней

Остаться с имя - с ними





УII. Д\з. Собрать диалекты, употребляемые в вашей семье.


УIII. Чтение сказки « Заяц и лисица» Ксерокопии на партах. Найдите в сказке диалектные слова или формы слов.



Итог урока:

  • Что ты расскажешь другу о пермских говорах?

  • С точки зрения современного русского языка, диалектизмы – прогрессивное явление?

  • Чем интересны нам диалекты?

  • Где использование диалектизмов может быть оправдано?



Бугрина В.Ю. , учитель русского языка и литературы

МОУ « Копалинская СОШ»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок русского языка"Диалектные слова"

Автор: Бугрина Валентина Юрьевна

Дата: 20.06.2015

Номер свидетельства: 220750


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства