kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема курса:          « Язык в сферах общения»

Автор программы:  Калекеева Айна Нугимановна

учитель русского языка и литературы

в средней школе № 8 имени П.Д. Осипенко

учитель первой категории

Предмет:    русский язык

Тема курса: « Язык в сферах общения»

Пояснительная записка.

Концепция модернизации  казахстанского образования, определяя цели общего образования на современном этапе, подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Содержание курса предусматривает дальнейшее развитие у школьников  коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать ее богаче, выразительнее, развить их творческие способности.

В общеобразовательных школах количество часов на изучение русского языка как « живого», обслуживающего жизнь человека в реальных жизненных ситуациях недостаточно, учащиеся воспринимают предмет как нечто, оторванное от их повседневной жизни, как свод правил, необходимых лишь при выполнении  упражнений на уроках. Поэтому так проблемно для них создание обычного  школьного сочинения и сочинения в рамках предметных олимпиад. Очень часто даже взрослые люди, имеющие высшее образование, умеют пользоваться языком в ограниченном числе речевых ситуаций, затрудняются в написании обычного письма, объявления, заявления, докладной записки, живая устная речь не нормативна, изобилует этическими, коммуникативными ошибками. Темы, связанные с использованием языка в ситуациях речевого общения, ограниченно представлены в наиболее часто используемых в школе программах, это приводит к тому, что учащиеся приходят к окончанию школы недостаточно подготовленными в области речеведения.

     Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных. Он решает важную задачу филологического образования в школе – формирование навыков грамотной устной и письменной речи. В курсе  « Язык в сферах общения»  приводятся  в систему  и дополняются знания учащихся,  полученные при изучении  речеведческих тем в 5-9 классах, что способствует постижению языка на  основе анализа его функционирования в речи,  получению дополнительных знаний, умений и навыков по русскому языку,  переосмыслению целей преподавания русского языка от  обучения « в грамматическом духе»  к обучению  « в риторическом духе».

   Курс является предметно-, позиционно- и смысло- ориентированным, вопросы, рассматриваемые в нем, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Курс направлен на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения надпредметными умениями и навыками, которые позволяет им  лучше адаптироваться  в дальнейшей жизни.

    Курс рассчитан на 34 часа, может быть использован в 10-11 классах общеобразовательных школ, классах с углубленным   изучением русского языка.

Цели элективного курса:

- обобщить речеведческие знания учащихся;

- закрепить навыки грамотной ситуативной речи;

- активизировать внимание учащихся к собственной устной и письменной речи;

- преодолеть психологические трудности по отношению к языку в различных сферах общения.

Требования к уровню освоения содержания курса.

На занятиях элективного курса « Язык в сферах общения» рекомендованы формы работы, расширяющие традиционную классно- урочную  систему: лекция, практикум, семинар, самостоятельная работа по теме, посик информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, дискуссия, написание проектных и  исследовательских работ.

Модель изучения тем  курса.

  1. Справочно – ознакомительный этап: лекция учителя, самостоятельная работа по теме, поиск  информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ.
  2. Тренировочный этап: практикум, семинар, дискуссия, ролевая и ситуационная игра.
  3. Контролирующий этап: написание проектных и исследовательских работ докладов рефератов.

Содержание обучения.

Введение ( 1 час)

Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации. Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически – нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная,  книжная,  разговорная, просторечная лексика. Общенародная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу распространения.

Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях ( 16 часов)

Тема 1. Этикетные формулы общения. – 1 час

«Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия.

Тема 2. Способы организации бесконфликтной сферы общения – 1 час.

Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора.

Тема 3.  Язык общения с аудиторией. (3 часа)

Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи.

Тема 4. Сфера эпистолярного общения. ( 2 часа)

Структура письма. Выделение видов писем по стилистике: деловые,  частные, письма в газету;  по цели высказывания: дружеские, любовные, письма – поздравления, письма- пожелания, письма - информация.                         Жанр публицистики – письмо Д. Лихачева « Письма о добром и вечном».

Тема 5. Язык СМИ ( 1 час)

Язык рекламы.

Тема 6. Сфера молодежного общения. ( 2 часа)

Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке.

Тема 7. Культура общения по телефону. (2 часа)

Культура SMS –сообщений. Мобильный этикет.

Тема 8. Коммуникация в компьютерных сетях. ( 2 часа)

Маскарадная коммуникация в сети. Компьютерный жаргон.

Тема 9. Решение речевых задач. ( 3 часа)

Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс – конференция, договор,  приказ. ( 3 часа)

Тема 11. Сфера делового общения: автобиография, резюме. ( 2 часа)

Тема 12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление. ( 1 час)

Тема 13. Язык профессиональной сферы общения. ( 1 час)

Тема 14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи. ( 1 час)

Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в различной среде вероисповеданий. ( 2 часа)

Заключение ( 3 часа)

Смешение речевых средств в различных  сфер общения как недостаток речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов»

Средняя школа № 8 имени П.Д. Осипенко






Авторская программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов



Тема курса: « Язык в сферах общения»

Автор программы: Калекеева Айна Нугимановна











Кызылорда, 2016 год

Автор программы: Калекеева Айна Нугимановна

учитель русского языка и литературы

в средней школе № 8 имени П.Д. Осипенко

учитель первой категории


Предмет: русский язык


Тема курса: « Язык в сферах общения»


Пояснительная записка.


Концепция модернизации казахстанского образования, определяя цели общего образования на современном этапе, подчеркивает необходимость ориентации учащихся средней школы на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности, обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Содержание курса предусматривает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать ее богаче, выразительнее, развить их творческие способности.

В общеобразовательных школах количество часов на изучение русского языка как « живого», обслуживающего жизнь человека в реальных жизненных ситуациях недостаточно, учащиеся воспринимают предмет как нечто, оторванное от их повседневной жизни, как свод правил, необходимых лишь при выполнении упражнений на уроках. Поэтому так проблемно для них создание обычного школьного сочинения и сочинения в рамках предметных олимпиад. Очень часто даже взрослые люди, имеющие высшее образование, умеют пользоваться языком в ограниченном числе речевых ситуаций, затрудняются в написании обычного письма, объявления, заявления, докладной записки, живая устная речь не нормативна, изобилует этическими, коммуникативными ошибками. Темы, связанные с использованием языка в ситуациях речевого общения, ограниченно представлены в наиболее часто используемых в школе программах, это приводит к тому, что учащиеся приходят к окончанию школы недостаточно подготовленными в области речеведения.

Данный элективный курс направлен на формирование, кроме коммуникативных, важных учебных компетенций учащихся, организационных, социальных. Он решает важную задачу филологического образования в школе – формирование навыков грамотной устной и письменной речи. В курсе « Язык в сферах общения» приводятся в систему и дополняются знания учащихся, полученные при изучении речеведческих тем в 5-9 классах, что способствует постижению языка на основе анализа его функционирования в речи, получению дополнительных знаний, умений и навыков по русскому языку, переосмыслению целей преподавания русского языка от обучения « в грамматическом духе» к обучению « в риторическом духе».

Курс является предметно-, позиционно- и смысло- ориентированным, вопросы, рассматриваемые в нем, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Курс направлен на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения надпредметными умениями и навыками, которые позволяет им лучше адаптироваться в дальнейшей жизни.

Курс рассчитан на 34 часа, может быть использован в 10-11 классах общеобразовательных школ, классах с углубленным изучением русского языка.



Цели элективного курса:


- обобщить речеведческие знания учащихся;

- закрепить навыки грамотной ситуативной речи;

- активизировать внимание учащихся к собственной устной и письменной речи;

- преодолеть психологические трудности по отношению к языку в различных сферах общения.



Требования к уровню освоения содержания курса.


На занятиях элективного курса « Язык в сферах общения» рекомендованы формы работы, расширяющие традиционную классно- урочную систему: лекция, практикум, семинар, самостоятельная работа по теме, посик информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ.



Модель изучения тем курса.


  1. Справочно – ознакомительный этап: лекция учителя, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ.

  2. Тренировочный этап: практикум, семинар, дискуссия, ролевая и ситуационная игра.

  3. Контролирующий этап: написание проектных и исследовательских работ докладов рефератов.


Содержание обучения.


Введение ( 1 час)

Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации. Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически – нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная, книжная, разговорная, просторечная лексика. Общенародная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу распространения.


Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях ( 16 часов)


Тема 1. Этикетные формулы общения. – 1 час

«Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия.


Тема 2. Способы организации бесконфликтной сферы общения – 1 час.

Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора.


Тема 3. Язык общения с аудиторией. (3 часа)

Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи.


Тема 4. Сфера эпистолярного общения. ( 2 часа)

Структура письма. Выделение видов писем по стилистике: деловые, частные, письма в газету; по цели высказывания: дружеские, любовные, письма – поздравления, письма- пожелания, письма - информация. Жанр публицистики – письмо Д. Лихачева « Письма о добром и вечном».


Тема 5. Язык СМИ ( 1 час)

Язык рекламы.


Тема 6. Сфера молодежного общения. ( 2 часа)

Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке.


Тема 7. Культура общения по телефону. (2 часа)

Культура SMS –сообщений. Мобильный этикет.


Тема 8. Коммуникация в компьютерных сетях. ( 2 часа)

Маскарадная коммуникация в сети. Компьютерный жаргон.


Тема 9. Решение речевых задач. ( 3 часа)


Тема 10. Сфера делового общения: совещание, пресс – конференция, договор, приказ. ( 3 часа)


Тема 11. Сфера делового общения: автобиография, резюме. ( 2 часа)


Тема 12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление. ( 1 час)


Тема 13. Язык профессиональной сферы общения. ( 1 час)


Тема 14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи. ( 1 час)


Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств в различной среде вероисповеданий. ( 2 часа)


Заключение ( 3 часа)

Смешение речевых средств в различных сфер общения как недостаток речи.


Тематическое планирование курса ( 34 часа)


Наименование тем курса

Количество часов всего

Количество часов по теме

Форма занятий


Введение

1 час



1

Зависимость выбора языковых средств от сферы общения и речевой ситуации


Функциональные стили речи. Типы речи. Эмоционально-экспрессивная окраска слов: стилистически-нейтральная, сниженная, высокая лексика. Общеупотребительная,книжная, разговорная, просторечная лексика.


Общенародная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу распространения.


1 час

Лекция, доклады


Язык в различных сферах общения и речевых ситуациях.

31часов



2

Тема 1. Этикетные формулы общения. « Вежливые» слова. Русский речевой этикет – приветствия.


2 часа

Лекция, ролевая и ситуационная игра.

3

Тема 2. Способы организации бесконфликтной сферы общения.


Толерантное общение. Учимся вести переговоры, переговоры без поражения. Теория и практика спора.


2 часа

Лекция, дискуссия, ролевая и ситуационная игра

4

Тема 3.Язык общения с аудиторией.


Приемы ораторского искусства. Правила публичного выступления. Энергетика речи.


2 часа

Лекция, доклады. Ролевая и ситуационная игра.

5

Тема 4. Сфера эпистолярного общения. Структура письма.


Выделение видов писем по стилистике: деловые, частные, письма в газету;

По цели высказывания: дружеские, любовные, письма-поздравления, письма-пожелания, письма- информация.


Жанр публицистики – письмо Д. Лихачева « Письма о добром и вечном»


2 часа

Лекция, практикум

6

Тема 5. Язык СМИ. Язык рекламы.


2 часа

Лекция, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников, доклады.

7.

Тема 6. Сфера молодежного общения.


Жаргонизмы в молодежной среде. Школьный сленг. Недопустимость использования жаргонизмов в литературном языке.


2 часа

Лекция, дискуссия, написание проектных и исследовательских работ, рефераты.

8

Тема 7. Культура общения по телефону. Культура SMS – сообщений. Мобильный этикет.


2 часа

Лекция, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, доклады.

9

Тема 8. Коммуникация компьютерных сетях.


Маскарадная коммуникация сети. Компьютерный жаргон.


2 часа

Лекция, поиск информации из разных источников, занятие с использованием ИКТ, доклады.

10

Тема 9. Сфера делового общения: совещание, пресс – конференция, договор, приказ


2 часа

лекция

11

Тема 10. Решение речевых задач


2 часа

Практикум, ролевая и ситуационная игра.

12

Тема 11. Сфера делового общения: автобиография, резюме


2 часа

лекция

13

Тема 12. Сфера делового общения: деловая переписка, заявление, объявление.


2 часа

практикум

14

Тема 13. Язык профессиональной сферы общения.


2 часа

Лекция, поиск информации из разных источников, доклады

15

Тема 14. Употребление диалектизмов. Преодоление диалектных ошибок в речи.


2 часа

Лекция, самостоятельная работа по теме

16

Тема 15. Этикетные формулы и правила выбора речевых средств, в различной среде вероисповеданий.


2 часа

лекция


Заключение

2 час



17

Смешение речевых средств различных сфер общения как недостаток речи.


2 часа

Семинар, написание проектных и исследовательских работ, докладов, рефератов.



Литература

  1. Антонова Е. «Тайна текста, но не тайна методики». – газета

« Русский язык» приложение к газете « Первое сентября» № 11,2003 год

  1. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. Москва., «Просвещение»

  2. Божко Н.М. Учение с увлечением: элективный курс по основам языкознания. 2006 год

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителей. 2011 год

  4. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. Москва, 2001 год

  5. Ермакова О.П. Источники пополнения жаргона. Газета « Русский язык» № 40, 2012 год

  6. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. М.,2006 год

  7. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. Книга для учителей. М., 2013 год

  8. Лихолитов П.В. Компьютерный жаргон. Журнал « Русская речь» № 3,2004 год

  9. Петрановская Л. Учимся вести переговоры. Газета « Русский язык» № 30,2001 год

  10. Поварнин С. О теории и практике спора. Газета « Русский язык» № 30,2001 год

  11. Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. М., Издательство МГУ, 1988 год

  12. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: учебное пособие для общеобразовательных заведений. М., Дрофа, 1996 год

  13. Степанов С.С. Как говорит современный подросток. Газета « Русский язык» № 20, 2007 год

  14. Сорвин К. Мысль изреченная, или несколько бесед об ораторском искусстве. Газета « Русский язык» № 28, 2007 год

























Разработка урока в 11 классе

11 класс


Тема: Способы организации бесконфликтной сферы общения


Цели и задачи урока:


- создать в группе атмосферу доброжелательности, снизить эмоциональное напряжение

- познакомить с этапами коммуникативного процесса и факторами, влияющими на продолжительность контакта

- рассмотреть факторы, которые препятствуют эффективной коммуникации и условия, которые необходимо соблюдать, чтобы преодолеть барьеры общения

- сформировать навыки распознавания невербальных компонентов общения

- научить замечать и конструктивно реагировать на «помехи» в общении.


Оборудование урока:

Слайд – презентация на тему, раздаточный материал для работы в группах.


Методы: поисковый, ситуативный, проблемный, тренинг


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово о задаче урока.


- Сегодня мы с вами познакомимся со следующей темой нашего элективного курса « Способы организации бесконфликтной сферы общения». Каждый день в человеческой жизни происходят различного рода конфликты. Конфликты в любом роде деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между людьми. Вызывают у людей глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность собой, своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в работе зависит от поведения людей, от взаимоотношений между ними.

Начать наш урока я хочу словами английского поэта, литературного критика, публициста Чарльза Лэма: « Из двух спорщиков, горячиться тот, кто не прав»





Задание 1: « Буквы моего Я»

Учащимся предлагается на каждую букву своего имени написать прилагательное, характеризующего его как человека.


Например: Айна – активная, интересная, неугомонная, актуальная



Что такое конфликт в вашем понимании? ( выслушиваются выборочно ответы учащихся)



А теперь обратите внимание на слайд- 1. Какое определение к слову «конфликт» дают нам психологи.


Конфликт – одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее целей.



Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных, существенно значимых ,для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.


Конфликт- это столкновение противоположных интересов на почве соперничества при отсутствии взаимопонимания, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Это, безусловно, чрезвычайно сложное и противоречивое явление, имеющее как позитивную, так и негативную составляющие.



Слайд -2


Существуют несколько видов конфликтов:


- внутри-личностный конфликт

- межличностный конфликт

- конфликт между личностью и группой

- межгрупповой конфликт

- конструктивный

- деструктивный

- реалистические конфликты

- нереалистические конфликты


Слайд -3


В психологии существует такое понятие как « конфликтоген». Что же это такое?


«Конфликтоген» - «рождающий конфликты»


Это любое слово или действие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт.


Конфликтоген – это провокативный фактор.



Слайд -4


Основными словами- конфликтогенами в общении являются:


- слова, выражающие недоверие

- слова-оскорбления

- слова-угрозы

- слова-насмешки

- слова-сравнения

- слова, выражающие отрицательное отношение

- слова-долженствования

- слова-обвинения


Слайд -5


Что нарушает контакт, способствует возникновению конфликта


  1. Перебивание собеседника

  2. Принижение собеседника

  3. Выведение собеседника из состояния равновесия: негативными оценками в отношении собеседника, его слов, поступков; мелочными придирками; непонимание собеседника; избегание контакта глаз.

  4. Нападение: нападение на собеседника, защищаете себя; оскорбляете собеседника; реагируете с сильной отрицательной эмоцией.

  5. Двойственность: говорите, что понимаете собеседника, соглашаетесь с ним, а на самом деле ни понимания, ни согласия нет.

Слайд -6


Что мешает пониманию проблем, интересов, мотивов и позиции собеседника.


  1. Игнорирование: не обращаете внимания, не учитываете интересы, точку зрения, позицию, мотивы и чувства собеседника.

  2. Эгоцентризм: пытаетесь найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют вас

  3. Натиск: первыми же своими вопросами собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию

  4. Пренебрежение: проявляете неуважение, недооцениваете собеседника

  5. Ложное толкование: неверно истолковываете слова собеседника, его мотивы, интересы.



Слайд – 7


Упражнение « Телефон сломался».


Цель: показать значимость полного понимания услышанного в процессе общения; насколько искажается информация услышанная и переданная нами


Процесс игры: несколько человек выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий читает ему несложный текст. Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый входящий выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник,, и передает следующему. После последнего участника, ведущий повторяет текст.


Обсуждение: почему исказился текст? И как это влияет на дальнейшие взаимоотношения.









Ваши ассоциации к конфликту.


Слайд -8


« Айсберг»



Как же можно обойти конфликт?

Высказывания участников


Упражнение « Обаятельность»


Цель: помочь участникам группы понять, что существует зависимость продолжительности общения от личного обаяния.








Как вы думаете, от чего зависит продолжительность общения между людьми?


Высказывания учащихся: (блеск глаз, живость, пластичность движений, естественные непосредственные реакции, открытый взгляд, добрая улыбка)


Подводим итоги. Обобщаем.


Слайд -9


Что может установить и поддержать контакт с собеседником.


  1. Приветствие: улыбка, обращение по имени

  2. Установление контакта глаз

  3. Сообщение о вашем восприятии собеседника, его чувств, установок

  4. Предоставление выговориться

  5. Подчеркивание значимости собеседника для вас

  6. Уважение мнения, точки зрения собеседника

  7. Мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние

  8. Сохранение самообладания



Слайд -10


Но если все же «назревает» конфликт очень важно придерживаться определенных правил:


- пытайтесь разрешить проблему

- не обижайте друг друга словами и действиями

- не прерывайте друг друга

- следует отделить человека от проблемы

- сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях

- ищите пути к общему выигрышу

- используйте объективные критерии



Слайд -11



«Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко!»


Впечатление, получаемое нами от другого человека, определяется вербальной коммуникацией, т.е. словами, которые ваш собеседник произносит. Но и не меньшее значение в общении имеет так называемая невербальная коммуникация, охватывающая все средства общения, кроме самих слов и их прямых значений.


Больше информации вам поможет получить невербальная коммуникация:


- тембр голоса и интонация

- ширина зрачка

- пространство, разделяющее говорящего

- частота дыхания

- жесты, телодвижения

- осанка

- выражение лица

- контакт глазами














Слайд -12


Рисуночный тест: « Не дайте человеку упасть» учащимся предлагается дополнить рисунок необходимыми деталями.






Ваши действия в критической ситуации





Далее делается интерпретация к рисункам учащихся















Слайд -13


Заключительная часть.


«ВОДОПАД» тренинг




А сейчас сядьте поудобнее, руки свободно положите на колени, расслабьтесь, закройте глаза. Ощутите себя здесь и сейчас.


А сейчас представьте себе красивый мощный водопад. Как вода с большой скоростью устремляется вниз. Послушайте, как он шумит. Чуть позже вы замечаете, как над ним, на самом верху образуется небольшая, но очень красивая радуга от скопления маленьких капелек похожих на водяную пыльцу. Подойдя поближе, вы чувствуете, как эти маленькие капельки долетают до вас… Неся с собой освежающую прохладу, они остывают как только соприкасаются с вашими руками, ногами, лицом… Понаслаждайтесь какое- то время его природной красотой и мощью….


А сейчас вы можете выбросить в этот водопад все, что накопилось у вас за последнее время, все свои неприятности, ссоры, негативные мысли, тяжелые воспоминания… Словом все то, что мешает вам чувствовать себя уверенно и спокойно. Ненужное вам, может быть в виде точек, капель, предметов…Делайте это до ощущения приятной легкости в вашем теле и приятной пустоты в голове…..



И что бы еще какое-то время понаслаждаться этим необычным состоянием, представьте себе картину или образ, от которого веет спокойствием и теплом Позвольте себ побыть в этом удивительном состоянии…





Слайд – 14


Рефлексия:


  1. Что нового, интересного вы узнали в ходе нашего урока?

  2. Насколько значима для вас данная тема?


А закончить наш урок я хочу словами Василия Осиповича Ключевского великого русского историка: « Крупный успех достигается из множества предусмотренных и обдуманных мелочей».




















Разработка урока для 10 класса


10 класс


Тема: Культура общения


Цели и задачи урока:


- создать в группе атмосферу доброжелательности, снизить эмоциональное напряжение

- познакомить с этапами коммуникативного процесса и факторами, влияющими на продолжительность контакта

- рассмотреть факторы, которые препятствуют эффективной коммуникации и условия, которые необходимо соблюдать, чтобы преодолеть барьеры общения

- сформировать навыки распознавания невербальных компонентов общения

- научить замечать и конструктивно реагировать на «помехи» в общении.



Оборудование урока:

Слайд – презентация на тему, раздаточный материал для работы в группах.


Методы: поисковый, ситуативный, проблемный, тренинг


Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.


Общение


Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.






Существуют следующие виды общения:



  1. Вербальное – Невербальное

  2. Непосредственное – опосредственное

  3. Формальное - неформальное


Средства общения


  1. Неречевые 2. Речевые


- поза - речь

- жесты - интонация

- мимика - темп речи

- взгляд - тембр голоса




Основные правила общения


Работа в группах:


1 группа – выработать правила речевого поведения для говорящего



2 группа – выработать правила поведения для слушающего



3 группа – выяснить, какими должны быть жесты, мимика, поза участников диалога

Правила речевого поведения
для говорящего


  • Проявляй уважительность, доброжелательность к адресату речи.

  • Будь вежливым.

  • Не ставь в центр внимания собственное «Я».

  • Ставь в центр внимания слушающего.

  • Выбирай тему, интересную для партнера.

  • Следи за логикой речи.

  • Не старайся говорить громче собеседника



Правила речевого поведения

для слушающего


  • Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.

  • Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к говорящему.

  • Ставь в центр внимания говорящего и его интересы.

  • Вовремя оценивай речь собеседника.


Жесты, мимика и поза участников диалога


  • Не нарушай личное пространство собеседника.

  • Не забывай, что универсальным средством несловесного общения является улыбка.

  • Знай, что наиболее сильным «орудием» является контакт глазами.

  • Запомни, что твои жесты должны быть на уровне груди и пояса


Вежливые обращения

Приветствие: Добрый день. Доброе утро. Добрый вечер. Здравствуйте. Приветствую вас. Привет, я рад тебя видеть! Сколько лет, сколько зим!


Прощание: До свидания. До скорого свидания. Пока! Увидимся.


Просьба: Прошу тебя (вас), … Пожалуйста. Будь добр, … Будьте так любезны, … Если тебе не трудно, … Если можешь


Благодарность: Спасибо! Благодарю! Большое спасибо!


Извинение: Извините. Простите, пожалуйста


Вежливый отказ: Я бы с удовольствием, но… Я бы охотно, но… Я бы с радостью, но… Мне бы очень хотелось , но… Жаль, но…




Коммуникабельность - способность человека

к коммуникации, установлению контактов

и связей.

Коммуникабельность – готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими.

Преимущества коммуникабельности


Коммуникабельность открывает путь к достижению успеха






Коммуникабельность даёт освобождение от замкнутости и комплексов.



Коммуникабельность даёт независимость от обстоятельств; в любых обстоятельствах коммуникабельный человек сумеет достичь понимания с окружающими





Коммуникабельность даёт радость от общения с самыми разными людьми


Коммуникабельность даёт возможности и для самореализации, и для поиска поддержки извне.






Коммуникабельность помогает адаптации в социуме.


Как достичь коммуникабельности


Семейное воспитание. Родители, радушно принимающие гостей, показывающие детям пример дружелюбия и открытости – таким образом воспитывают в в детях коммуникабельность




Интерес к людям. Только искренне интересуясь окружающими, стараясь понять их желания, надежды, страхи – возможно развить в себе коммуникабельность.

Общение.

Общаясь с разными людьми, человек «тренирует» свою коммуникабельность.



Расширение кругозора.

Чтение, образование – все, что расширяет кругозор, - придает человеку уверенности и, как следствие, помогает развитию коммуникабельности.







Игра-тренинг
«Речевая ситуация»

Алгоритм работы


  1. группа - Выберите для своей пары тему речевой ситуации




  1. группа - Составьте диалог, состоящий из 5-6 реплик



  1. группа - Озвучьте диалог, соблюдая правила общения.




А закончить наш урок я хочу словами двух великих людей Д. Леббока :

«Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом».

И добавить слова Антуан де Сент – Экзюпери: «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».


Всем спасибо за урок. Желаю успехов вам в учебе!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов

Автор: Калекеева Айна Нугимановна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Элективный курс " Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика""
    ["seo_title"] => string(80) "elektivnyi_kurs_russkii_iazyk_podgotovka_k_oge_formirovanie_iazykovykh_kompetent"
    ["file_id"] => string(6) "560593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1603134115"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Элективный курс. Русский язык. 10-11 класс."
    ["seo_title"] => string(42) "eliektivnyi-kurs-russkii-iazyk-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "309644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458832578"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа элективного курса  Орфоэпия в современном русском  литературном языке. По русскому языку для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-eliektivnogho-kursa-orfoepiia-v-sovriemiennom-russkom-litieraturnom-iazykie-po-russkomu-iazyku-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423383082"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая программа по  элективному курсу «Практикум по русскому языку»"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaiaproghrammapoeliektivnomukursupraktikumporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "290773"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455021889"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по английскому языку для 10 и/или 11 класса  «Successful Writing».  Совершенствование умений письменной речи на уровне ЕГЭ». "
    ["seo_title"] => string(159) "programma-eliektivnogo-kursa-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-10-i-ili-11-klassa-successful-writing-soviershienstvovaniie-umienii-pis-miennoi-riechi-na-urovnie-iege"
    ["file_id"] => string(6) "113625"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410634178"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства