kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок русского языка в 6 классе на тему "Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе". данная разработка содержит работу над текстами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе»»

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Имя прилагательное как часть речи.

Повторение изученного в 5 классе»

Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.

Задачи урока:

  1. образовательные:

- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;

- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;

- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.

  1. развивающие:

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте

  1. воспитательные:

- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи

Тип урока: урок повторения пройденного

Ход урока:

I. Организационный момент

- приветствие

  1. Мобилизующий этап.

III. Формулирование темы, цели и задачи урока:

Значит, тема урока: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение изученного в 5 классе.

По опорным фразам сформулируйте цель урока.

Опорные фразы:

  1. Повторить изученное о…

  2. Закрепить изученное …

IV. Актуализация знаний учащихся

Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.

(текст диалога из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» зачитываются подготовленным учеником и учителем)

Правдин: (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: …Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту.

- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное?

- Дайте точное определение имени прилагательного как части речи.

- К словам какой части речи прилагается прилагательное?

- Почему к именам существительным?

  • Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой». В этом вы убедитесь в течение урока.

V. Повторение изученного, выполнение тренировочных упражнений.

Упражнение 1. Работа с текстом. Текст проецируется на доску и раздается всем учащимся.

  • Отгадайте, о каком животном идёт речь в тексте Г. Скребитского?

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

- Какие слова помогли вам узнать лося, хотя в тексте ни разу о нём не упомянуто?

(длинная горбоносая морда, тяжёлый, грузный, ноги высокие, стройные, тёмно-бурый).

- Возникло у кого-нибудь предположение, что это олень?

(Олень – красивое, стройное животное, с высокими ветвистыми рогами.

Лось – огромное животное, с широкими, развесистыми рогами)

  • Задание к тексту: из текста нужно выписать прилагательные, которые характеризуют животное. (По цвету: тёмно-бурый, белые, Форме: горбоносая морда, стройные, вывороченные, Размеру, росту: длинная, огромная, высокие; Весу: тяжёлый, грузный; Авторской оценке (отношение автора): своеобразный, хорош)

  • Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

Неслучайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.


Упражнение 2

Вначале текст читается без имен прилагательных.

Вечер. Синь становится все незаметнее зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры лягушек, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в обрывах.

затем – авторский текст.

Летний вечер. Поднебесная синь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

- Какой текст понравился больше? Почему?

Упражнение 3

Выпишите 3- 4 словосочетания «прилагательное + существительное» и разберите их.

Назовите морфологические признаки прилагательного (род, число, падеж).

Упражнение 4 Синтаксический разбор предложения:

На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек.

(определите синтаксическую роль прилагательных)

Упражнение 5

- Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) найдите их в тексте

Сделайте вывод: какую роль играют слова в переносном значении?

(употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее)

VI. Самостоятельная работа.

Вова Синичкин не слушал учительницу, которая объясняла тему «Имя прилагательное». И когда Полина Ивановна попросила вставить вместо пропущенных слов имена прилагательные Вова с надеждой посмотрел на соседа Ваську. Васька написал прилагательные на листке и бросил Синичкину. Вот что у него получилось:

Три друга пошли в сильный лес за развесистыми грибами. Они собирали грибы и перекликались большими голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл голубой дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под веселым деревом.

Почему вы заулыбались?

Вставьте в текст нужные имена прилагательные.

Три друга пошли в большой лес за первыми грибами. Они собирали грибы и перекликались весёлыми голосами. Вдруг голубое небо потемнело и пошёл сильный дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под развесистым деревом.

- Сравните 2 текста. Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление прилагательных искажает текст)

VI. Подведение итогов урока.

VII. Рефлексия. Выставление оценок.

- Что сегодня на уроке мы повторили?

- Что вам понравилось?

- А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

- Что такое синквейн знаете?

(пятистрочная стихотворная форма).

Вспомним правила написания синквейна.

Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)

Вторая строка – характеристика темы

(двумя прилагательными)

Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)

Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)

Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы


VIII. Домашнее задание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Данилова Александра Николаевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Технологическая карта урока для 5 класса. Тема: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи. "
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-dlia-5-klassa-tiema-imia-prilaghatiel-noie-kak-samostoiatiel-naia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "123559"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414515021"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Части речи" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-na-tiemu-chasti-riechi-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "158781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421783179"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "243332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445699464"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства