kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе «Понятие о причастии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давно известно, что усвоение  обучающимися темы  «Причастие» вызывает некоторые трудности. Учащиеся часто смешивают причастия и прилагательные, неправильно образуют причастные формы, допускают ошибки в произношении и правописании причастий. Поэтому большое значение при изучении причастий имеет правильно организованное повторение прилагательного и глагола, без знания которых не может быть сознательного и прочного усвоения грамматических особенностей причастия.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Понятие о причастии»»

                                                                                                  

Урок  русского языка  в  6  классе  «Понятие о причастии» (1-ый урок в цикле).

 

Крупинкина Наталья Сергеевна,

заместитель директора по ВР,

учитель русского языка и литературы,

МОУ школа № 5 им. Ю.А. Гарнаева с УИОП

г. Жуковский, Московская область.

 

Краткая аннотация урока: Урок русского языка в  6  классе по теме "Понятие о причастии". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план  и соответствующий  программе по русскому языку  УМК  под редакцией  д.п.н. М.М.Разумовской, д.ф.н. П.А.Леканта «Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» (14-е изд. - М.: Дрофа, 2014).

Давно известно, что усвоение  обучающимися темы  «Причастие» вызывает некоторые трудности. Учащиеся часто смешивают причастия и прилагательные, неправильно образуют причастные формы, допускают ошибки в произношении и правописании причастий. Поэтому большое значение при изучении причастий имеет правильно организованное повторение прилагательного и глагола, без знания которых не может быть сознательного и прочного усвоения грамматических особенностей причастия.  В  процессе работы на уроке сопоставляются причастия и глаголы, причастия и прилагательные, сравниваются их грамматические признаки. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости.

Тип урока: объяснение нового материала

Цель: Освоение нового понятия- причастие как часть речи.

Задачи:

1.Обучающая:

-познакомить учащихся с основными морфологическими и синтаксическими признаками причастия;

-научить наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.

2.Развивающая:

-развивать коммуникативные качества учащихся;

-развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать;

-формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия.

3.Воспитывающая:

-вызвать интерес к урокам русского языка;

-воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, желание помочь, объяснить.

 

Оборудование:  доска, мультимедийный проектор ,  компьютер, презентации Power Point.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Орфографическая минутка (диктант с самоконтролем)

  3. Синтаксическая минута.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Работа с учебником.

  6. Внутреннее проговаривание опорного конспекта.

  7. Тренировочные упражнения. Выяснение непонятного, выборочное озвучивание блоков, вызвавших трудность у учащихся.

  8. Закрепление. Цифровой  диктант с взаимопроверкой

  9. Итог урока. Внешнее проговаривание.

  10. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Приветствие. Оформление  записей в тетради.

2.Орфографическая минутка. Диктант с самоконтролем.  

Учащиеся  записывают под диктовку  словосочетания, подчеркивают суффиксы –ова-,-ева- одной чертой, суффиксы –ыва-,-ива-  двумя  чертами. Объясняют правописание  остальных слов. Сравнивают с  выведенным на экран слайдом.

Выращивать яблони, преодолевать трудности, чествовать героя, зачитываться книгой, доказывать правоту, участвовать в спартакиаде, ночевать на сеновале.

Когда пишется в глаголах суффикс  –ова-,(-ева-), а когда –ыва-,(-ива- ) ? Определите вид записанных глаголов.  Найдите  переходные. Какие глаголы называются переходными?

    3.Синтаксическая минутка.

На доске записаны предложения:

На лесной опушке под ласковым июньским солнышком краснеют ягодки  ароматной земляники.

Красный диск заходящего солнца замер у линии горизонта.

В конце осени все деревья стоят уже раздетые, и только на рябине краснеющие грозди  ягод  радуют  готовящихся к зиме  синичек.

Анализируются предложения ,записанные на доске. Назовите грамматические основы  предложений. Запишите в тетрадь и разберите по членам 2 предложение. Какова роль определения КРАСНЫЙ?  Охарактеризуйте 3 предложение. Постройте его схему.

 Выпишите из этих 3 предложений однокоренные слова. (краснеют,красный,краснеющие)

Кокой частью речи является слово краснеют? Что обозначает этот глагол?  Разберите его как часть речи. Сто означает прилагательное  красный? К какому существительному  оно относится? Определите род, число, падеж прилагательного красный. От чего зависит род, число, падеж прилагательного?  Что обозначает слово  краснеющие?

4.Объяснение нового материала

Сообщение учителя о причастии, его грамматических признаках. Выписываем  словосочетание краснеющие грозди , делаем его разбор, давая грамматическую характеристику  причастия.

В процессе разбора устанавливается, что причастие  краснеющие(грозди), как и прилагательное, обозначает признак предмета, но признак, отличный от прилагательного, указывающий на действие предмета или над предметом; например : краснеющие грозди-грозди, которые краснеют; вызванный ученик-которого вызвали. Учащиеся изменяют причастие по родам и числам и приходят к выводу, что причастие изменяется так же, как и прилагательное, и согласуется в роде, числе и падеже с тем существительным, к которому относится. Синтаксическая роль причастия в  предложении легко определяется обучающимися при разборе предложения 3.

В чем же сходство причастия с прилагательным?  Почему нельзя отнести эту грамматическую форму к прилагательным? От какой части речи образовалось причастие? Посмотрите на примеры и  определите, какие свойства глагола имеет причастие?

Краснеющие грозди-красневшие грозди (время, вид)

покрасневшие грозди-раскрасневшиеся щеки (возвратность)

Анализируя примеры, учащиеся приходят к выводу, что причастие , как и глагол, может иметь время, вид, возвратную форму.

5. Работа с учебником.

Учащиеся читают параграф и заполняют таблицу:

                                                                                Причастие

                            Свойства глагола

                       Свойства прилагательного

1

1

2

2

3

3

В тетрадях-справочниках появляется план-конспект, который в дальнейшем обучающиеся используют, рассказывая о причастии.

6.Внутреннее проговаривание опорного конспекта. (Учащиеся воспроизводят опорный конспект про себя)

7. Тренировочные упражнения

Замените причастия сочетаниями глаголов с местоимением который  и ,наоборот, сочетания глаголов с местоимениями- причастием. Цель- закрепляется значение причастия-формы глагола, обозначающей признак действия.

Рисующая девочка-которая рисует,  сражавшийся воин-который сражался, написанное письмо- которое написали, решаемая проблема-которую решаем; поезд, который опаздывает-опаздывающий поезд, поле ,которое покрыл снег- покрытое снегом поле, упражнение. Которое задали-заданное упражнение, отряд, который победил-победивший отряд.

8. Закрепление

Цифровой диктант с взаимопроверкой. Цель- определить, научились ли  обучающиеся  отличать причастия от других частей речи.

  1. Глагол

  2. Прилагательное

  3. Причастие

Серебряный, посеребрил, посеребренные, уснувшие, смелый, сверкает, сказать, сверкающая, зимний,  удивляет, удивительный , удивлявший, гнать, гонимые, нарисованная.

(Ключ: 2,1,3,3,2,1,1,3,2,1,2,3,1,3,3.)

Выставление положительных оценок в журнал. Анализ ошибок.

9. Итог урока. Внешнее проговаривание.

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что называется причастие? Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие? Какой признак предмета обозначает причастие? Что  может вызвать наибольшее затруднение  при  нахождении причастий? Получили ли вы удовлетворение от своей работы на уроке?

10. Домашнее задание.

Выучить сведения о причастии, используя учебник, опорный конспект. Составить 5-7 предложений  с причастиями на тему  :  « Зимние каникулы».

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок русского языка в 6 классе «Понятие о причастии»

Автор: ТОЛМАЧЕВА ГЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе "Не с причастиями" "
    ["seo_title"] => string(84) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-v-6-klassie-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "193806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427698666"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологии Критического мышления .Урок русского языка в 7 классе  "Понятие о причастии как части речи". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-poniatiie-o-prichastii-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "208288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430760844"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Самоанализ урока русского языка "Свойства имен прилагательных и глаголов у причастий" 7 класса "
    ["seo_title"] => string(101) "samoanaliz-uroka-russkogho-iazyka-svoistva-imien-prilaghatiel-nykh-i-ghlagholov-u-prichastii-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "237445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444314631"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка на тему:"Причастие. Действительные и страдательные причастия""
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prichastiie-dieistvitiel-nyie-i-stradatiel-nyie-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "274792"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452442610"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства