Урок русского языка в 6 классе «Понятие о причастии»
Урок русского языка в 6 классе «Понятие о причастии»
Давно известно, что усвоение обучающимися темы «Причастие» вызывает некоторые трудности. Учащиеся часто смешивают причастия и прилагательные, неправильно образуют причастные формы, допускают ошибки в произношении и правописании причастий. Поэтому большое значение при изучении причастий имеет правильно организованное повторение прилагательного и глагола, без знания которых не может быть сознательного и прочного усвоения грамматических особенностей причастия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Понятие о причастии»»
Урок русского языка в 6 классе «Понятие о причастии» (1-ый урок в цикле).
Крупинкина Наталья Сергеевна,
заместитель директора по ВР,
учитель русского языка и литературы,
МОУ школа № 5 им. Ю.А. Гарнаева с УИОП
г. Жуковский, Московская область.
Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 6 классе по теме "Понятие о причастии". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку УМК под редакцией д.п.н. М.М.Разумовской, д.ф.н. П.А.Леканта «Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» (14-е изд. - М.: Дрофа, 2014).
Давно известно, что усвоение обучающимися темы «Причастие» вызывает некоторые трудности. Учащиеся часто смешивают причастия и прилагательные, неправильно образуют причастные формы, допускают ошибки в произношении и правописании причастий. Поэтому большое значение при изучении причастий имеет правильно организованное повторение прилагательного и глагола, без знания которых не может быть сознательного и прочного усвоения грамматических особенностей причастия. В процессе работы на уроке сопоставляются причастия и глаголы, причастия и прилагательные, сравниваются их грамматические признаки. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости.
Тип урока: объяснение нового материала
Цель: Освоение нового понятия- причастие как часть речи.
Задачи:
1.Обучающая:
-познакомить учащихся с основными морфологическими и синтаксическими признаками причастия;
-научить наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.
2.Орфографическая минутка. Диктант с самоконтролем.
Учащиеся записывают под диктовку словосочетания, подчеркивают суффиксы –ова-,-ева- одной чертой, суффиксы –ыва-,-ива- двумя чертами. Объясняют правописание остальных слов. Сравнивают с выведенным на экран слайдом.
Выращивать яблони, преодолевать трудности, чествовать героя, зачитываться книгой, доказывать правоту, участвовать в спартакиаде, ночевать на сеновале.
Когда пишется в глаголах суффикс –ова-,(-ева-), а когда –ыва-,(-ива- ) ? Определите вид записанных глаголов. Найдите переходные. Какие глаголы называются переходными?
3.Синтаксическая минутка.
На доске записаны предложения:
На лесной опушке под ласковым июньским солнышком краснеют ягодки ароматной земляники.
Красный диск заходящего солнца замер у линии горизонта.
В конце осени все деревья стоят уже раздетые, и только на рябине краснеющие грозди ягод радуют готовящихся к зиме синичек.
Анализируются предложения ,записанные на доске. Назовите грамматические основы предложений. Запишите в тетрадь и разберите по членам 2 предложение. Какова роль определения КРАСНЫЙ? Охарактеризуйте 3 предложение. Постройте его схему.
Выпишите из этих 3 предложений однокоренные слова. (краснеют,красный,краснеющие)
Кокой частью речи является слово краснеют? Что обозначает этот глагол? Разберите его как часть речи. Сто означает прилагательное красный? К какому существительному оно относится? Определите род, число, падеж прилагательного красный. От чего зависит род, число, падеж прилагательного? Что обозначает слово краснеющие?
4.Объяснение нового материала
Сообщение учителя о причастии, его грамматических признаках. Выписываем словосочетание краснеющие грозди , делаем его разбор, давая грамматическую характеристику причастия.
В процессе разбора устанавливается, что причастие краснеющие(грозди), как и прилагательное, обозначает признак предмета, но признак, отличный от прилагательного, указывающий на действие предмета или над предметом; например : краснеющие грозди-грозди, которые краснеют; вызванный ученик-которого вызвали. Учащиеся изменяют причастие по родам и числам и приходят к выводу, что причастие изменяется так же, как и прилагательное, и согласуется в роде, числе и падеже с тем существительным, к которому относится. Синтаксическая роль причастия в предложении легко определяется обучающимися при разборе предложения 3.
В чем же сходство причастия с прилагательным? Почему нельзя отнести эту грамматическую форму к прилагательным? От какой части речи образовалось причастие? Посмотрите на примеры и определите, какие свойства глагола имеет причастие?
Анализируя примеры, учащиеся приходят к выводу, что причастие , как и глагол, может иметь время, вид, возвратную форму.
5. Работа с учебником.
Учащиеся читают параграф и заполняют таблицу:
Причастие
Свойства глагола
Свойства прилагательного
1
1
2
2
3
3
В тетрадях-справочниках появляется план-конспект, который в дальнейшем обучающиеся используют, рассказывая о причастии.
6.Внутреннее проговаривание опорного конспекта. (Учащиеся воспроизводят опорный конспект про себя)
7. Тренировочные упражнения
Замените причастия сочетаниями глаголов с местоимением который и ,наоборот, сочетания глаголов с местоимениями- причастием. Цель- закрепляется значение причастия-формы глагола, обозначающей признак действия.
Рисующая девочка-которая рисует, сражавшийся воин-который сражался, написанное письмо- которое написали, решаемая проблема-которую решаем; поезд, который опаздывает-опаздывающий поезд, поле ,которое покрыл снег- покрытое снегом поле, упражнение. Которое задали-заданное упражнение, отряд, который победил-победивший отряд.
8. Закрепление
Цифровой диктант с взаимопроверкой. Цель- определить, научились ли обучающиеся отличать причастия от других частей речи.
Выставление положительных оценок в журнал. Анализ ошибок.
9. Итог урока. Внешнее проговаривание.
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что называется причастие? Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие? Какой признак предмета обозначает причастие? Что может вызвать наибольшее затруднение при нахождении причастий? Получили ли вы удовлетворение от своей работы на уроке?
10. Домашнее задание.
Выучить сведения о причастии, используя учебник, опорный конспект. Составить 5-7 предложений с причастиями на тему : « Зимние каникулы».
object(ArrayObject)#887 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}