Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Род имён существительных"»
В своей практике использую технологию индивидуального обучения, разработанную по методике проблемного обучения и дифференцированного подхода.
Создание проблемной ситуации и развертывание на этой основе активной поисковой деятельностью – является мощным средством в развитии познавательных процессов и укреплении уверенности в собственные силы.
Считаю, что использование данной технологии позволяет получить положительный результат при изучении темы «Род имен существительных».
В процессе выполнения практических заданий происходит развитие мыслительных операций (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, навыков самооценки и самоконтроля.
Через разнообразные виды деятельности осуществляется формирование творческих способностей, умение выражать свои мысли вслух, слушать друг друга, работать в парах, в группах, делать умозаключения.
Данный урок построен так, чтобы один вид деятельности сменялся другим – это позволяет сделать работу на уроке динамичной и менее утомительной, и воспитывает коммуникативные и регулятивные отношения: ученик — учитель, ученик — ученик.
Цель: Познакомить с языковым явлением «род имён существительных».
Задачи:
Развивающие:
развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
развивать речь детей, словарный запас, мышление.
Образовательные:
научить определять род имён существительных;
продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
воспитывать любовь к Родине.
Оборудование:
таблица (род имён существительных);
градусники( для рефлексии);
карточки для работы в парах;
схема-алгоритм;
карточки со словами;
план (города существительных).
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка, будем учиться , наблюдать, сравнивать, анализировать. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.
II. Орфографическая работа
На доске слова с пропущенными орфограммами. Подумайте, на какие группы их можно разделить.
найдите лишнее слово в каждом столбике? (лестница, дорога)
составьте предложение с этими словами.
запишите словарное слово.
III. Упражнение по чистописанию
Составьте цепочки из букв слова «дорога»
ДОР ОРД ОДР РОД РДО
Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)
Подберите к слову РОД однокоренные слова.
Род – родня, родственный, родина родители, родной, родство, родственник, родословная.
IV. Сообщение темы и цели урока
В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.
Вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку деляться имена существительные.
Сказка
Сначала все существительные были очень похожи. Даже Королева мать их путала. И однажды она издала УКАЗ. Кто придумает для моих слов-существительных различие, тот будет награждён. Услышали про это МУЖ (папа) и ЖЕНА (мама) в другом королевстве. МУЖ-мужчина набрал себе много слов и сказал пусть они будут мои – мужского рода. ЖЕНА его собрала тоже много слов и сказала, а это слова женского рода.
Проблемный вопрос
Прочитайте слова, записанные на доске, и определите их род?
ОКНО, СОЛНЦЕ, ПОЛЕ, НЕБО, ЗЕРКАЛО, МОЛОКО, МОРЕ, ПАЛЬТО.
Какие слова-подсказки подставим к этим словам? (ОНО МОЁ).
V. Работа в тетрадях
Мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.
VI. Взаимопроверка тетрадей
VII. Физкультминутка
Мы по городу шагаем Мы науки познаём И налево, и направо И, конечно же кругом Это – левая рука Это – правая рука Ох, наука нелегка Это – левая нога Это – правая нога Ох, наука нелегка.
VIII. Путешествие по городу существительных
Учитель открывает план-схему. А путь свой начнём с центра, его название зашифровано здесь. Королева из города существительных дарит вам стихи:
Женский род запомню я И скажу: она, моя И запомню род мужской И опять скажу: он, мой Средний род – оно моё Это правило твоё!
IX. Работа по учебнику
(с. 63 упр. 33)
Какой вывод можно сделать?
X. Работа в группах
Класс делится на шесть групп по четыре человека. Каждой группе необходимо выполнить задание: расшифровать слово и определить род.
Задание: Из каждого слова возьми нужную часть, составь новое слово и определи род.
№
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Новое слово
Род
1
дымоход
травяной
дедушка
кисточкка
2
переход
лесной
островок
пирог
3
побелка
дорожка
грибник
луг
4
побег
ходики
краска
дочка
5
трава
местный
вода
дерево
XI. Рефлексия
У каждого из вас на столе есть модель градусника для измерения температуры тела. Когда человеку плохо, тревожно, температура поднимается до 38, 39, 40, 41. Если нет тревоги, всё хорошо, температура 36.6. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать.
Измерьте температуру своего тела. Большинство ребят в классе чувствуют себя хорошо. Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.
XII. Домашнее задание
Литература:
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Русский язык 3 класс.
Методическое пособие по русскому языку 3 класса. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.
Речевые секреты. Т.А. Ладыженская.
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Род имен существительных».
Цели:
Образовательные:
Знать принадлежность имени существительного к одному из трех родов.
Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.
Развивающие:
Развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности учащихся.
Формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного материала
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению русского языка через использование занимательного материала.
Воспитывать дисциплинированность учащихся (не выкрикивать, до конца выслушивать ответы товарищей).
Здоровьесберегающая среда:
Соблюдение гигиенических условий (чистота кабинета, проветривание перед уроками, освещение кабинета, чистота доски).
Контроль учителя за осанкой учащихся в течение урока.
Добрый день, ребята! Вы знакомились с темой «Род имен существительных» в третьем классе. Сегодня мы вновь возвращаемся к этой теме и обращаем внимание на трудные случаи употребления рода имен существительных. Будьте внимательны, и у вас все получится!
Послушайте стихотворение Г.Граубина «Мозоль». Какие строки стихотворения есть смысл запомнить, чтобы правильно употреблять существительное мозоль?
На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль (ж.р) –
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
- К директору пойду!
Пусть завтра же отменят
Уроки по труду.
Ходил, насупясь, папа,
Рассерженно гудел:
- Учитель просто шляпа,
Увечье проглядел!
На труд пеняла тетя,
И бабушка, и дед:
- Да, школьная работа
идет дитю на вред.
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.
Какого родасуществительное мозоль?
Какого склонения это существительное?
Просклоняйте его.
Ребята, догадались, какая тема нашего урока? (учащиеся называют тему и цели урока)
Перед нами три домика с необычными адресами. На вывесках условные обозначения рода существительных.
Ребята, «разнесите» фрукты, овощи и другие растения так, чтобы все попали на свои места. (слайд)
М.Р. Ж.РСр.р
Картофель картошка пшено
Крыжовник яблоня яблоко
Укроп свёкла растение
Щавель редиска просо
- Назовите однокоренные существительные, которые попали в разные домики (картофель - картошка; яблоко – яблоня)
Обратите внимание: на переднем плане то, что необходимо для приготовления щей. Какие слова напоминают рисунки? (свёкла, щавель).Кто правильно произнесет эти слова? (слайд)
Пока участники «расселяют» слова, учащиеся I ряда записывают по диктовку (выборочно) существительные ж.р., II ряда – м.р., III ряда – ср.р.
(Ребята обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания.)
А это не совсем обычный магазин музыкальных инструментов. Когда приходишь в такой магазин, то не только облюбовываешь музыкальный инструмент, но хочешь купить и, главное, научиться играть накаком-либо музыкальном инструменте. Составьте словосочетания с глаголом играть и существительными с предлогом на.Определите род существительных.
ОБРАЗЕЦ:
Играть на гитаре (ж.р.,Iскл., П.п).
Слайд
Магазин
музыкальных инструментов
I отдел
Ж.р.
II отдел
М.р.
III отдел
Ср.р.
на виолончели
играть на скрипке
на флейте
на гармони
на рояле
на аккордеоне
на кларнете
на баяне
на пианино
на фортепьяно или на фортепиано
Ребята проверяют и оценивают работы друг у друга.
Посмотрите на рисунок. Это рисунок к хорошо знакомому вам стихотворению. Как оно называется? (К. Чуковский «Мойдодыр»). (слайд)
Испуганный малыш в окружении оживших предметов (простыня, подушка, одеяло). Кто вспомнит строчки из этого стихотворения:
Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
- Какие слова в стихотворении рифмуются? (простыня – от меня).
Вокруг мальчика и другие взбунтовавшиеся предметы. Какие? (мыло душистое и полотенце пушистое).
- В какой домик вы отправите слова полотенце, простыня?
(слово полотенце – 3 домик, т.к. относится к ср.р. простыня – 2 домик, т.к. относится к ж.р.)
- Подберите к слову полотенце прилагательные-определение (чистое, белое, новое и т.д.)
6. Физминутка (игровая). (слайд)
1. Называю слова. Если м.р., то приседают мальчики. Если ж.р. – девочки, если ср.р. – то все вместе.
Озеро, дом, ель, ягода, туча, ветер, волна, тарелка, окно, дедушка, дядя, счастье, завод, столица, туман, море.
2. Мы топаем ногами. Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы руки поднимем, мы руки разведём.
Мы руки опустим и побежим кругом.
Ребус. Кто быстрее разгадает?
Изображены нотные знаки (фа, ми, ля,, ,си, ,ля). Соедините их. Какое слово получилось? Какого оно рода? (фамилия – ж.р.)
слайд
Слайд (ответ)
Сценка на тему «Интересная фамилия»
Встретились однажды два одноклассника:
- У тебя какая фамилия?
- Как какая? Ты что не знаешь? Державин.
- А вот и нет!
- А какая же?
- Вчера ты получил двойку. Значит твоя вчерашняя фамилия Двойкин.
- Ого!
- А сегодня мы на уроках технологии делали скамейки. Значит мы с тобой Столяровы.
- Ого!
- А моя бабушка вязала носки. Она Вязалкина. А дед читал газету. Он Газеткин.
- Тогда твоя фамилия сегодня Замечалкин. Ты весь день сегодня что-то замечаешь!
8 Кроссворд.
П
У
Р
В
П
Е
Ч
А
Т
Л
Е
Н
И
Е
О
Ь
Л
К
Ь
З
С
А
Л
По горизонтали: 1 След, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым.
По вертикали: 1. Здание большой станции на путях сообщения. 2. То же, что дорога. 3. Укрепляемый на шпалах железнодорожного полотна стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колеса вагонов.
- Какое слово лишнее? (впечатление)
- Почему? (потому что слово впечатление – ср.р., а слова вокзал, путь, рельс относятся к м.р.)
- Но эти слова связаны общей темой – путешествие, поездка. Представьте себе, что вы в пути. Поезд мчит по рельсам. Много впечатлений. Вот и железнодорожный вокзал …
- Составьте слова (нарицательные существительные в начальной форме) из слова ВОКЗАЛ. (зал, лаз, зола, вал, вол, лов, коза, лак, воз, зов, волк, кол, лоза, зло, овал и т.д.)
О каких существительных напоминают нам эти рисунки?
Рыбак поднимает удочку с рыбой. (Лещ)
Мальчик терпеливо у доски объясняет что – то другу. (Товарищ)
Девочка держит в руках. (Плащ)
В верхней части рисунка учитель пишет букву Щ и рядом. перечеркнутый мягкий знак.
- Почему перечеркнут мягкий знак? Кто прочитает эту схему? (лещ, товарищ, плащ – это существительные 2 скл., м.р.с основой на шипящий).
- Расширьте круг данных существительных. (луч, грач, ткач, плач, врач и т.д.)
А у существительных 3 скл. ж.р.после шипящих на конце слова пишется мягкий знак. Назовите ряд данных существительных (дочь, ночь, тишь, дичь, печь, мышь, молодежь и. д.).
Обратите внимание на таблицу учебника на стр. 203
Мужской род
Женский род
Средний род
Картофель
Путь
Рельс
Рояль
Молодежь
Мышь
Простыня
Фамилия
Впечатление
Повидло
Полотенце
Яблоко
- Все слова, данные в таблице, рассмотрели на уроке? (все).
- Прочитайте их.
Актуализация знаний.
Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -.
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? (+)
2. Сможешь ли ты определить род имен существительных? (+)
3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных? (-)
4. Существительное тюльженского рода? (-)
5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе? (-)(Если существительное дано во множественном числе, но единственное число у него есть, то род такого существительного мы определяем по его начальной форме, то есть по форме именительного падежа единственного числа: столы – стол (м. р.) , скамейки – скамейка (ж. р.) , окна – окно (ср. р.) .0
6. Существительное мозоль мужского рода? (-)
- У кого 2 +? Молодцы.
- У кого нет, не огорчайтесь, время для исправления ещё есть.
Домашнее задание:
Упр. 489, таблица
Использованная литература:
Ладыженская, Т. А. Практическая методика русского языка: 5-й кл.: Кн.для учителя. - Москва : Просвещение, 1992.
Угроватова, Т.Ю. Подсказки на каждый день : русский язык в 5 классе : универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей - словесников. - М. : Владос, 1995 – (Тетрадь 1,2).
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе Пособие для учителей. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
Ладыженская Т.А. Русский язык: Учеб.для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение,2010.
Разделы:Русский язык
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
Повторить известный учащимся из курса начальной школы материал о роде имён существительных; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных; научиться правильно определять род существительных; проверить умение относить существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания; повторить орфограмму "Мягкий знак после шипящего на конце существительного"; проверить умение определять род существительных с мягким знаком на конце.
Воспитывать интерес к урокам русского языка, языковое чутьё, усидчивость.
Способствовать развитию у учащихся речи, логики мышления, творческих способностей, памяти, внимания.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, доска, карточки, тесты, учебники, тетради.
Типы электронных ресурсов:
Презентация (Приложение 1)
Виртуальные уроки (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
ЦОРы: интерактивные таблицы и задания (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
Тестовые интерактивные задания, созданные в программе «HotPotatoes»
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Разминка. Проверка домашнего задания.
Слово учителя:
– Ребята, начнём наш урок с интеллектуальной разминки и проверки домашнего задания.
– О каких существительных мы с вами говорили на прошлом уроке?
Задания (выполняются параллельно):
1) Написать на доске 3 собственных и 3 нарицательных существительных и дать определение этим существительным (1 чел.)
2) Проверка дом. задания: напишите на доске свою фамилию и объясните её происхождение (2 чел.)
3) Задание для всех: продолжите одно из предложений, данных на слайде, запишите в тетради, составьте схему.
Слайд №2 (См. Приложение 1)
Проверка заданий.
– Определите род имени существительного «туристы». Как вы это сделали? Оказывается, это сделать непросто!
III. Слово учителя о теме и целях урока.
– Запишите в тетрадях тему урока: «Род имён существительных».
Наши цели:
Повторить известный материал о роде существительных.
Выявить основные способы определения рода существительных.
Научиться правильно определять род существительных.
Слайды №3, 4
IV. Виртуальный урок. Часть 1.
– Давайте посмотрим, какие проблемы встают при определении рода существительных, и помогут нам виртуальные ученики. (См.Приложение 2)
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Вопросы после просмотра:
– Как же определить род существительных?
– Что нам поможет?
Вывод: грамматический показатель рода – окончание.
V. Работа с интерактивной таблицей. ЦОР (Слайд №6).
– Рассмотрим таблицу.
– Существительные с какими окончаниями относятся к мужскому, женскому, среднему роду? Назовите исключения. С нижней частью таблицы мы познакомимся позже.
– Запишите окончания существительных мужского, среднего и женского рода в тетрадь (учитель пишет на доске, ученики в тетради). (См. Приложение 3)
Рисунок 3.
VI. Интерактивное задание. ЦОР (Слайд №7).
– Определите род имён существительных, распределите слова под лучики. Один ученик работает у компьютера, а остальные записывают слова в тетради в 3 столбика, выделяя окончания. (См.Приложение 4)
Рисунок 4.
VII. Словарный диктант (на доске и в тетрадях).
Задание: запишите слова под диктовку, определите род имен существительных.
Бандероль, вестибюль, рояль, шампунь, бюллетень и др.
Устно желающие ученики помогают объяснить лексическое значение слов и определить род, все записывают слова в тетрадь.
VIII. Физкультминутка. (Слайд №8)
Рисунок 5.
IX. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes». (См. Приложение 5)
– Я приготовила для вас ещё 3 трудных слова, определите их род. Определите их лексическое значение. Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетради (тюль, вуаль, мозоль).
– Определить род слова «мозоль» вам поможет стихотворение:
На Гошкиной ладошке Проклюнулась мозоль – Чуть больше хлебной крошки, Чуть меньше, чем фасоль. Разволновалась мама: – К директору пойду! Пусть завтра же отменят Уроки по труду. А между тем у Гошки Мозоль была от ложки.
– Какие слова подсказали род?
Рисунок 6.
X. Работа над упражнением из учебника (упр. 501).
– Мы умеем определять род трудных существительных, давайте проверим, как мы умеем использовать их в речи. (Выполнение задания упражнения на доске по цепочке – по одному – и в тетрадях).
– С какой трудностью столкнулись при написании слова «молодёжь»?
– Давайте посмотрим виртуальный урок о том, когда нужно и не нужно ставить Ь на конце существительных.
XI. Виртуальный урок. 3 часть. (Мягкий знак после шипящих на конце существительных).
(См. Приложение 6)
Вопросы во время просмотра:
– Как звучит правило?
– Что означает и как пишется слово «туш_»?
Рисунок 7.
Рисунок 8.
XII. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes». (См. Приложение 7)
– Дополним правило, выполнив задание:
Найдите соответствие рода (один ученик у компьютера, все остальные записывают в тетради в 2 столбика – м.р. и ж.р.).
Рисунок 9.
Вопросы после задания:
– Всегда ли на конце существительных ж. р. пишется мягкий знак?
Вывод: Только в сущ. 3 склонения, ед. числа.
XIII. Опрос.
– Расскажите, когда на конце существительных после шипящих пишется и не пишется Ь.
XIV. Самостоятельная работа. Проверка в парах. (Слайд №10).
– Давайте теперь проверим ваши знания и умение определять род существительных.
Задание: Расселите существительные по домикам, запишите в тетради в 3 столбика – м.р., ср.р., ж. р.
Рисунок 10.
Взаимопроверка:
– Обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте, отмечая карандашом правильные и неправильные ответы, поставьте оценку.
– У кого пятёрки, поднимите руку.
XV. Подготовка к домашнему заданию. Работа с фотографией. (Слайд №10).
Задание: Запишите 5-6 существительных, м., ж., и ср. рода, называющие предметы, изображённые на фотографии.
XVI. Подведение итогов.
– А теперь давайте подведём итоги.
Это мы должны были сделать. Слайды №12, 13.
– А что смогли сделать? (Учащиеся называют, учитель открывает в презентации).
– Продолжите мысль:
Род – это…
Определить род имени существительного можно…
После шипящих на конце существительных Ь пишется…
Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?
XVII. Рефлексия. (Слайд №14).
– Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:
урок полезный, понравился;
урок скучный.
XVIII. Дифференцированное домашнее задание. (Слайды №15).
Для всех:
– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вызаписали, описывая фотографию.
Для желающих на «5» (дополнительно):
– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.
XIX. Оценки за урок.
Русский язык. 4 класс. Тема урока: Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных
2014-10-30 | Автор: Татьяна Саксон
План-конспект урока Русского языка в 4 классе.
Тема урока: Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных
Цели:
1. Закрепить знания об имени существительном как части речи, его признаках, изменениях имен существительных по родам и числам.
2. Закреплять знания учащихся о частях речи.
3. Работать над каллиграфией, орфографией.
4. Закреплять умение делать работу над ошибками (с памяткой).
5. Обобщить знания о съедобных и несъедобных грибах.
6. Воспитывать внимательность, аккуратность в работе; заботливое отношение к природе.
Оборудование:
Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук / Русский язык. 4 класс: учебник Ч. 1.;
Тетрадь по русскому языку для 4 класса.
Таблица «Части речи».
План урока:
Организационный этап
Работа над ошибками
Чистописание. Актуализация знаний
Сообщение темы и постановка задач урока
Работа по теме урока
Закрепление изученного материала
Итог урока. Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный этап
— Прозвенел звонок — начался урок!
2. Работа над ошибками
Выполнение работы над ошибками контрольной работы по теме «Предложение. Члены предложения».
В тетради вложены дифференцированные карточки с памятками и заданиями.
В это время ученики, которым не требуется работа над ошибками, выполняют задания в рабочей тетради по русскому языку для 4 класса.
Т. с. 18, упр. 3. Определить и подписать сверху части речи.
3. Чистописание. Актуализация знаний
Г Г Г г г г Гр Гр гр гр
Гри гри гри гриб грибы
Сыроежки, подосиновики, боровики, мухоморы
— Какие из этих грибов – съедобные? Какие – несъедобные? Какие грибы вы еще знаете?
Осенью грибники берут к..рзинки и идут в лес за грибами.
— Какую букву вставим? Почему?
— Есть ли в этом предложении однородные члены? Докажи! На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся? Чем являются в предложении? Подчеркните. Сделаем схему предложения.
— Теперь вспомним, какие части речи мы знаем. (в помощь – таблица на доске и форзац учебника) Что обозначает каждая часть речи? На какие вопросы отвечает? Вопросы – это наши слова помощники! Они помогают нам определить часть речи.
— Возвращаемся к нашему предложению. Определите здесь все части речи, используя слова-помощники.
4. Сообщение темы и постановка задач урока
— Сегодня мы вспомним и закрепим свои знания об имени существительном как части речи.
5. Работа по теме урока
Упр. 83 (устно)
— Доказывая, что названные вами слова являются именем существительным, используйте таблицу о частях речи.
Упр. 84 (языковое наблюдение)
Чтение стихотворения учителем.
— Ребята, предмет может быть один, и тогда это единственное число. А может быть предметов 2 или более, и тогда это будет какое число? (множественное)
— Выпишите из стихотворения имена существительные во множественном числе. Выписываем в столбик (1 чел. у доски)
— Поставьте эти имена существительные в единственное число.
— Сделайте вывод: как изменяются имена существительные? (по числам)
— Предметы в единственном числе имеют род.
— Теперь поставьте к нашим именам существительным в форме единственного числа слова он, мой; она, моя; оно, моё. Определите род имен существительных.
— Сделайте вывод: какие бывают имена существительные? (Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.) Какие слова помогают нам определить род?
— Обратите внимание: имена существительные изменяются по числам и бывают м., ж., ср. рода. Т.е. по родам они не изменяются! (Не может быть такого, чтобы шапка, которая женского рода, вдруг изменилась и стала м. или ср. рода.)
— Как вы думаете, можем ли мы определить род у имени существительного множественного числа? (Алгоритм: поставить сущ. в форму ед. числа + слово-помощник. Запись на доске.)
Физкультминутка
«Ребро, ладонь, кулак»
Упражнение выполняется одновременно двумя руками. Приговаривая «Ребро, ладонь, кулак» дети поочередно на стол кладут ребро ладони, открытую ладонь и сжатую в кулак. Сначала все делается медленно, а потом темп постепенно возрастает, все быстрее и быстрее.
6. Закрепление изученного материала
— Ребро, ладонь, кулак. Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, что в них общего. Чем они отличаются? (Какая часть речи? Число? Род?)
Упр. 85
— Прочитайте текст.
— Какой это текст: описание, повествование или рассуждение? Почему?
— Что нового вы узнали из прочитанного текста?
Упр. 86
Чтение текста учителем.
— Какие орфограммы вставим? Почему?
— Выпишите из текста выделенные имена существительные, укажите число, род.
Работа в тетради на печатной основе (Русский язык, 4 класс) по теме урока.
Т. с. 19-20
Упр. 1. Поставьте слова во множественное число.
Проверка по словарю.
Упр. 2. Определить род имен существительных. Распределить слова в 3 группы.
7. Итог урока. Рефлексия
— Назовите все части речи. Что обозначает и на какой вопрос отвечает?
Игра «Пять пальцев»
— Я знаю пять частей речи: …
— Как изменяются имена существительные?
— Какими бывают имена существительные? Как определить род имени существительного?
— Кому было что-то непонятно на уроке?
Выставление отметок.
8. Домашнее задание
С. 55, упр. 87. Объяснение учителем домашнего задания.
— Дома вам надо будет списать текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными именами существительными карандашом аккуратно подписать род и число.
Т. с. 20, упр. 3, 4.
Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесьЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий Я ценю ваше мнение!