Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Цели: Научиться определять род имен прилагательных.
Задачи: 1) учить согласовывать имя прилагательное с именем существительным.
2) учить выстраивать логическую цепь рассуждений
3) развивать умение терпимо относится к высказываниям одноклассников.
Тип урока
Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи
Планируемые результаты:
Предметные Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные результаты: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе; осознают роль языка и речи в жизни людей.
Универсальные учебные действия: (метапредметные) Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебном тексте; логические – осуществляют сравнение, делают выводы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Основное содержание темы, понятия и термины Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам (мужской, женский, средний). Ударные и безударные окончания имен прилагательных. Словосочетание
Образовательныересурсы Учебник, с. 72–74. Таблица «Изменение имен прилагательных по родам».
I. Организационный момент (1 мин)
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.
Разминка для пальчиков.
II. Минутка чистописания.
-Ребята, к нам на урок пришла незнакомка. Своё имя она зашифровала в этой загадке. Уберите все глухие непарные согласные и узнаете тогда кто она.
В Ч Е Щ С Ц Н Х А - ВЕСНА
Наш урок продолжит минутка чистописания:
-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])
В вде В евд В дев…
Постановка проблемной ситуации.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока. (Изменение имен прилагательных по родам)
- Какую цель мы перед собой поставили? (Научиться определять род имен прилагательных).
« Открытие» нового знания.
Связь имен прилагательных с существительными.
Работа в парах. Игра « Лото».
Физминутка.
Работа по учебнику. Упражнение 126,с. 73
Закрепление изученного материала.
Итог урока.
- Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
- Понравился вам урок?
- Какова была цель нашего урока?
- Почему прилагательные назвали именно так?
- Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным?
- Что нового вы узнали об имени прилагательном?
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета.)
- Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос?
- Что она обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
Я узнал …
Я повторил …
Я запомнил.
- Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем поработать в дальнейшем.
Спасибо за урок!
Тест по теме: «Имя прилагательное».
1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а) с прилагательным;
б) с глаголом;
в) с существительным;
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) что делает? что сделает?;
б) какой? какая? какое? какие?
в) кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а) волнистой линией;
б) одной чертой;
в) двумя чертами.
5.Имя прилагательное стоит в том же роде, что и:
а) глагол
б) существительное
в) прилагательное
12. Итог урока.
- Подведём итог урока. … Пожалуйста! ( подготовленный ученик)
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
- Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?
Выставление оценок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получают. … А также все получат оценки и за тесты.
Спасибо за урок!
Весна подарила нам свои теплые лучики. А вы покажите свое весеннее настроение, осталось ли оно таким же хорошим или изменилось в течение урока
На 3:
Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных.
Д…ждливая погода, жареный к…ртофель, белый лебедь, вкусное какао, молодое дерево, летуч… мыш…, горяч… в…да.
На 4:
Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных, выдели окончания имён прилагательных
Детск… комната, золот… кольцо, весен… утро, смел… поступок, весенн… погода, смел… решение, добр… утро, дальн… поле.)
На 5:
Составь словосочетания из групп слов. Запиши полученные словосочетания. Определи род имён прилагательных
Золотое, ранн…, горяч…, любим…, син…, молод…, жарен…
Кольцо, дерево, лента, шоколад, картофель, вода, утро.
11. Игра «Корректор». Работа в группах.
- Из редакции нам прислали задание. Нам нужно в тексте исправить ошибки. В типографии этим занимается корректор, человек, который исправляет ошибки. Проверьте текст на наличие ошибок.
Проверка: прочитайте словосочетания, в которых прилагательные имеют окончания:
- ое, ая, яя, ый, ий.
- Оцените работу.
5. Закрепление изученного материала. Работа на интерактивной доске. Распределите имена прилагательные в три корзинки. Запишите словосочетания прилагательное + существительное:
Мужской род женский род средний род
коричневый, карий (глаз, платье, костюм);
густой, дремучий (лес, туман);
горячий, знойный (лето, вода, привет);
смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо);
старый, пожилой (человек, учебник).
Выделите окончания имён прилагательных, определите род.
Соедини линиями прилагательные с существительными,
большой река
глубокая астра
красная солнышко
весёлое крокодил
Подберите к существительным соответствующие имена прилагательные. Задайте к ним вопрос.
Лес (какой?) большой, зимний, еловый.
Дорога (какая?) большая, зимняя, снежная.
Озеро (какое?) большое, зимнее, глубокое.
Чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.
Прочитайте, выделяя каждое предложение
Дует ветерок светит солнышко льётся песня
- Объясните, сколько здесь предложений, какие это предложения по составу.
- Распространите эти предложения, используя прилагательные звонкая, ласковое, тёплый.
- Запишите распространённые предложения.
- Укажите род и число каждого прилагательного.