Урок русского языка.
Тема: Склонение имён прилагательных. 4 класс
Цель: формировать умение склонять имена прилагательные, определять падеж имени прилагательного; осмысленно использовать имена прилагательные в речи, употребляя их в необходимой в данном контексте грамматической форме.
Оборудование: интерактивная доска, карточки.
Ход урока:
Мотивация
Мы начинаем урок русского языка. Скажите, зачем мы изучаем русский язык? (Чтобы общаться между собой; уметь правильно высказывать свои мысли и в устной и в письменной речи и т.д.)
Каким вы хотите увидеть урок? Ответьте именами прилагательными. (Познавательным, интересным, содержательным, весёлым и т. п.)
От кого это зависит? Ответьте словосочетаниями сущ. + прил. (От умного учителя и послушных учеников.)
Правильно. Давайте будем работать дружно и у нас всё получиться.
Актуализация знаний
Мин. чистописания
Первый этап минутка чистописания.
Важно ли уметь красиво и правильно писать буквы?
(Учитель читает стихи о буквах, дети отгадывают, что это за буква и записывают по одной букве)
1. На эту букву посмотри: она совсем как цифра три. (З)
2. Палочка и палочка,
А между ними галочка,
И понятно стало всем:
Получилась бука …(М)
3. На калитку посмотри
Чем она не буква …И
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. (И)
4. Вот два столба наискосок.
А между ними – поясок
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …(А)
У детей получилась запись: Зз Мм Ии Аа
Какое слово можно составить из данных букв? (Зима)
Запишите на этой же строке это слово прописными буквами до конца строки.
Нравиться ли вам зима?
Мне тоже. Скоро наступит весна, и целый год мы будем ждать нашу русскую зиму с её играми, забавами, а чтобы воспоминания были яркими, давайте ещё раз поговорим о зиме.
Итак, перед тем как отправиться в путь, нам необходимо подготовиться. Собрать знания, которые нам понадобятся на уроке.
Я нашла замечательное стихотворение. Прочтите его. Слайд 2
Работа в паре.
Иней.
По д…ревьям сер…бристая
Перекинулась фата –
Бел…снежная, пушистая,
Кружевная кр…сота!
И себя берё…ка грус…ная
Не смогла узнать сама-
Так украсила искусная
Ветки дере…ца зима.
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
Слайд 3 (проверка)
Проверим по слайду и оценим себя. Поставьте + если всё правильно…
Знание каких орфограмм мы сейчас вспоминали?
Какая часть речи помогла автору описать красоту берёзы в инее? (Имя прилагательное.)
Как бы выглядело это стихотворение без прилагательных? (Мы бы поняли, о чём речь, но это было бы не так красиво и выразительно.)
Да, это имя прилагательное.
Посмотрите на следующий слайд. Что вы можете сказать о вопросах? (Это вопросы, на которые отвечает имя прилагательное).(дети продолжают правило)
Слайд 4
Какой? Какая? Какое? Какие?
Имя прилагательное – это…
Прилагательное изменяется по … (По родам и числам Род прилагательного…. определяется по роду им. сущ., с которым оно связано по смыслу.)
Как определить род имени прилагательного? (вспомнить алгоритм)
1. найти в предложении существительное, с которым связано прилагательное.
2. определить род существительного.
3. по роду существительного узнаём род прилагательного.
Хорошо. Вспомнили всё об имени прилагательном. Идём дальше.
Проблема Слайд 5
Поля пушистый
Снег низкое
Зима огромный
Сугроба холодная
Солнце заснеженные
На какие две группы разделены слова?( Имя сущ. и имя прил. Составить словосочетание сущ. + прил.)
Какое задание вы могли бы дать по данному слайду?
(учитель дополняет задание - не изменять форму существительного и прилагательного)
(дети записывают словосочетания)
Слайд 6 (проверка)
Заснеженные поля
Пушистый снег
Холодная зима
Низкое солнце
(появляется затруднение с составлением словосочетания из слов сугроба и огромный)
Почему вы не составили словосочетание по заданию с этими словами? (В задании сказано, что форму менять нельзя, а в какой форме употреблены данные слова их соединить нельзя.)
А при каком условии вы составите словосочетание? Если изменим форму слова сугроб или огромный.
Что мы знаем об изменении существительных? (Сущ. изменяются по падежам и числам)
Какое слово вы можете изменить? (Сугроба на сугроб)
Составьте словосочетание. ОГРОМНЫЙ СУГРОБ
А как ещё по – другому? (Изменить прилагательное)
А можем ли мы с уверенностью сказать, что имена прилагательные изменяются по падежам? (нет)
Какую цель на этом этапе поставим перед собой? (Узнать изменяются ли прилагательные по падежам)
Назовите тему урока. (Склонение имён прилагательных)
Открытие.
Слайд 7
Работа в группе.
У вас карточки. Просклоняйте данные словосочетания и сделайте вывод.
(дети работают на карточках)
Карточка
И.п. огромный сугроб огромные сугробы
Р.п. огромн… сугроб… огромн… сугроб…
Д.п. огромн… сугроб… огромн… сугроб…
В.п. огромн… сугроб… огромн… сугроб…
Т.п. огромн… сугроб… огромн… сугроб…
П.п.об огромн… сугроб… об огромн… сугроб…
Ваш вывод? Первая группа… Вторая группа…
А теперь выведем общий вывод. (Вывод: имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются)
Теперь вернёмся к тем словам, из которых не составили словосочетание. Давайте запишем, какое словосочетание у нас получилось, когда вы изменили прилагательное огромный. (Огромного сугроба)
Слайд 8
Скажите, можно ли определить падеж у имени прилагательного? (Да, думаем можно, т.к. они склоняются.)
Как это сделать? Мы умеем определять падеж прилагательного? (Нет, не умеем пока определять падеж прилагательного)
Какую цель ещё поставим? (Составить алгоритм определения падежа имени прилагательного.)
Слайд 9
Какое слово главное в словосочетании огромного сугроба?
Ваши предположения, как определить падеж прилагательного.
Т.е. выведите алгоритм определения падежа имени прилагательного.
(1 шаг – определить, к какому сущ. относиться имя прил.
2 шаг – определить падеж им.сущ.
3 шаг – по падежу сущ. определить падеж им.прил.)
Можно ли объединить два алгоритма, тот который мы вспоминали в начале урока и этот, который вы вывели?
Значит, мы можем по объединённому алгоритму определить все грамматические категории прилагательного? Вспомните какие? (Род, число, падеж)
Проверка предложенного алгоритма по слайду.
Слайд 10
1 шаг – определить, к какому сущ. относиться имя прил.
2 шаг – определить род, число, падеж им.сущ.
3 шаг – по роду, числу и падежу сущ. определить род, число, падеж им. прил.
Что вы можете сказать об определении рода имени прилагательного?
Итак, сделайте вывод о том, как определять грамматические категории им. прилагательного. (Можно определить только в ед. ч. Род, число и падеж прилагательного можно определить по им. сущ. с которым оно связано.)
Первичное закрепление
Прочитайте тест. Название текста состоит из словосочетания сущ. + прил., но прилагательное я скрыла, хочу, чтобы после прочтения текста вы мне его сказали сами.
Слайд 11
… хвост
Всю ночь ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось солнце.
Я медленно шел по тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому насту, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.
Я направился по следу. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Намок и хвост. Теперь каждая волосинка покрылась чехлом. Ловко обманула меня волшебница-зима. Она показала мне зверя со сказочным хвостом.
(Н. Сладков)
Прочтите название.
Что вы можете сказать о тексте с таким названием – хвост?
Раскрывает ли это слово смысл текста? (нет)
Задание: прочтите текст.
Чтение текста детьми вслух.
Где происходят события? (В горах, на берегу реки.)
О ком текст? (О лисе.)
Основная мысль текста? (Необычное рядом, надо уметь увидеть.)
(предположения детей)
Подумайте, какое прилагательное подойдёт в название?
Назовите текст. (Серебряный хвост.)
Прочтите третий абзац.
Читая его, у вас сложилась яркая картина о лисе, о воде в реке, о хвосте лисицы?
Почему?
Описывает ли автор яркость, красоту окружающего? (Нет им. прилагательных)
Изменится ли текст, если мы добавим имена прилагательные? Каким он станет? (Да. Более красочным, выразительным, ярким.)
Давайте вставим в первые четыре предложения третьего абзаца прилагательные. Работаем по одному предложению.
Слайд 12.
1. Я направился по следу.
- Все ли понятно, что необходимо пояснить? (лисьему)
2. Здесь она прыгала через ручей и сорвалась в воду. Зима, вода холодная
Ручей может быть неширокий. Т.к. широкий лиса не перепрыгнет.
(холодная, небольшой)
- Что необходимо пояснить, для чего? (Зима, вода холодная
Ручей может быть неширокий. Т.к. широкий лиса не перепрыгнет.)
(холодная, небольшой)
3. Намок и хвост.
Что поясняем качество или принадлежность? (пушистый)
4. Теперь каждая волосинка покрылась чехлом.
- Что поясняем и зачем? Что происходит с водой в мороз? (ледяным)
Прочтите абзац с прилагательными.
Изменился ли текст? (да.)
Слайд 13 с изменённым текстом
Так зачем нужны прилагательные в речи?
Следующее задание. Работа в группах.
Найти в третьем абзаце словосочетания сущ. + прил. в необходимой грамматической форме, т.е. в определённом падеже, род и число выделите окончания прилагательных. (Задание выполняется в тетради)
Что может вам помочь выполнить задание?
Задание на доске.
1, 2 группы
1. (Словосочетание в форме Именительного падежа)
2. (Словосочетание в форме Дательного падежа)
3,4 группы
3. (Словосочетание в форме Творительного падежа)
5,6 группы
4. (Словосочетание в форме Винительного падежа)
Проверим вашу работу. (по одной группе)
Вы называете найденные словосочетания и проверяете их по слайду, и обобщаете, как связаны им. прил. и им.сущ.
Проверив, свою работу оцените её, поставив + на полях, если всё верно, если есть ошибки, то + и -.
Слайд 14 проверка
1, 2 группы
1. Пушистый хвост И.п., м.р., ед.ч.
2. По лисьему следу Д.п., м.р., ед.ч.
Вывод: Прилагательное стоит в том роде числе и падеже, что и имя существительное.
3,4 группы
3. Ледяным чехлом Т.п., м.р., ед.ч.
Со сказочным хвостом Т.п., м.р., ед.ч.
Вывод: Прилагательное стоит в том роде числе и падеже, что и имя существительное.
5,6 группы
4. В холодную воду В.п., ж.р., ед.ч.
Через небольшой ручей В.п., м.р., ед.ч.
Вывод: Прилагательное стоит в том роде числе и падеже, что и имя существительное.
Сделайте вывод о том, как связаны имена существительные и имена прилагательные.
Слайд 15 вывод Прилагательное стоит в том роде числе и падеже, что и имя существительное.
Итог
Наш урок подходит к концу. Какие цели мы ставили перед собой? (Узнать изменяются ли прилагательные по падежам. Составить алгоритм определения падежа имени прилагательного.
Достигли ли мы их? (Да)
Какие трудности возникали на уроке?
Какие цели надо поставить на следующий урок?
Какими прилагательными вы бы охарактеризовали наш урок?
Нарисуйте рожицу на полях тетради, покажите свое отношение к уроку и к тому, как вы поняли новую тему.
Слайд 16 (солнышко)
А это моё отношение к уроку и вашей работе. Спасибо!