Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме: "Однородные члены предложения"»
Тема: Простое предложение с однородными членами.
Цель: продолжить формирование умений ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но). Задачи урока: Образовательные: формировать умение находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов, с союзами: и, а, но. Развивающие: развивать компоненты учебной деятельности (целеполагание, учебная мотивация, рефлексия); развивать речь, мышление, память, воображение. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, познавательный интерес к изучению русского языка и литературного чтения, формировать коммуникативные навыки у обучающихся. Оборудование: контрольные вопросы для деловой игры «Блиц – опрос» Презентация Ход урока
1.Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
- Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Психологический настрой на работу.
- Сегодня на уроке мы будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением.Тогда в добрый путь, удачи!
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний. Сообщение цели урока.
– А сейчас определим тему, цель и задачи нашего урока. – Давайте обратимся к такому случаю. Ребята в классе разбились на команды. Маша болела. Она послала СМС Мише с просьбой написать кто из ребят - друзей в какой команде. Миша присылает ей СМС - ответ: Слайд «в первую команду записались Света Катя Вася Женя Толик Наташа записались во вторую команду» Вы смогли понять, кто в какой команде? – Почему? Дети: - Нет знаков препинания. Определение темы урока: – Правила русского языка надо соблюдать, чтобы наша речь была понятной, правильной, красивой. – Давайте исправим пунктуационные ошибки. Назовите предложения. Я помогу вам интонацией.
– А что мы можем сказать об этих предложениях? – Попробуйте обосновать эти запятые – почему мы их поставили? -Назовите тему урока. Тема урока " Простое предложение с однородные членами ". Слайд -Нам эта тема уже знакома? Какую цель ставим на сегодняшний урок? Слайд . -Тренироваться в умении ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Задачи: Повторить, что такое однородные члены предложения. Учиться правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами. Составлять предложения с однородными членами.
4Повторение изученного. Слайд 1.Давайте попробуем ответить на такие вопросы по теме:
Какие члены предложения называются однородными? Как могут быть связаны однородные члены? Какие члены предложения могут быть однородными? Как обозначаются в речи и на письме однородные члены? Слайд Однородные члены - это члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Могут быть связаны союзами и, а, да, но. Однородными могут быть и главные , и второстепенные члены предложения. В речи произносятся с интонацией перечисления, на письме отделяются запятыми. Упражнение в постановке запятых в предложениях с однородными членами . Слайд Запишите эти предложения в тетрадях. Найдите однородные члены и поставьте запятые. Какими членами предложения являются однородные члены? Уже улетели на юг ласточки скворцы грачи журавли. Хозяйка жарит варит тушит и печет. В свободное время я читаю газеты и журналы.
-Какой делаем вывод? Однородные члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные.
- Рассмотрим, какие знаки препинания нужно ставить при этих союзах. Что вы заметили в записанных предложениях?
- Я расскажу вам лингвистическую сказку:
Жили-были 3 брата-короля, у каждого брата было своё королевство. Первого брата звали «Союз а», второго – «Союз но», а третьего – «Союз и». У каждого брата были верные служанки, запятые. Они всегда стояли перед своими королями, готовые выполнить приказ. У первых двух братьев были хорошие служанки, а у Союза и – ленивая. И вот однажды Союз и так разозлился на свою служанку-запятую, что прогнал её. Решил, что лучше уж делать всё самому, чем терпеть такую служанку. С тех пор перед союзом и запятая не ставится.
По ходу рассказа учитель прикрепляет на магнитную доску схемы:
, а
, но
и
- А теперь давайте поупражняемся в составлении предложений с однородными членами, используя известные нам союзы. Закрепим умение ставить знаки препинания перед этими союзами.
5.Физминутка
6.Закрепление материала по теме
Работа по учебнику стр 89 упр 97
-Спишите. Подчеркните однородные члены предложения. Расставьте запятые между ними.
7.Итог урока. Рефлексия. Подведём итог урока. Ответили на вопросы, поставленные в начале урока?
– Какие члены предложения называются однородными? – Какие члены предложения могут быть однородными? – Как обозначаются в речи и на письме однородные члены? Выполнили задачи, которые наметили? Оцените свою работу на уроке. Оценки с комментированием.
Домашнее задание: Вспомним известную фразу А.П. Чехова: « В человеке все должно быть прекрасно: и лицо и одежда и душа и мысли». В записи этой фразы все в порядке? Нужно что- то дополнить? Я бы хотела, чтобы эта фраза стала девизом вашей жизни.