1. Познакомить с правилами оформления вводных слов, сочетаний на письме и научить практически применять полученные знания в работе.
2. Продолжить формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, редактирования текста, употребления вводных слов в речи.
3. Сформировать навык - отличать вводные слова от омонимичных форм. Способствовать обогащению словаря учащихся за счет введения новых слов
Этапы урока | Содержание урока | Предполагаемые ответы учеников |
Оргмомент | Здравствуйте, уважаемые члены жюри! Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие русского языка буду вести у вас я, зовут меня Альбина Ришатовна | |
СТАДИЯ ВЫЗОВА 1 минута | Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Как вы его понимаете? И текст, над которым мы сейчас будем работать , раскрывает эту тему. Послушайте… 1. Сестрицу я (уверенность) любил больше всех игрушек, больше мамы. 2. И любовь эта выражалась желанием ее видеть и (возможность) чувством жалости. 3. Мне все казалось, что ей холодно, что она голодна и что ей хочется кушать. 4. Я беспрестанно хотел одеть ее своим платьицем и кормить своим кушаньем. 5. Разумеется мне этого не позволяли. С.Т. Аксаков 1) Вставить вместо скобок вводные слова. 2) Определить тип речи, стиль текста. 3) Выделить основную мысль текста. Задания к тексту даны. Первое задание выполните самостоятельно. Проверяем. | безусловно, конечно, без сомнения, несомненно, разумеется, в самом деле может быть, должно быть, возможно, может |
| На этих же листочках выполним синтаксический разбор 4го предложения. У доски работает Камилла (мухаметзянова) В это время у доски индивидуально выполняет морфемный разбор слов голодна, холодно Рита (мансурова) Проверка. Спасибо, девочки, молодцы! | 4. Я беспрестанно хотел одеть ее своим платьицем и кормить своим кушаньем.(повест, невоск, простое, двусост, распр,осложнено однородыми сказуемыми) голодна, холодно |
| Каков тип речи использовал автор? Каков стиль текста? Какова основная мысль текста? | Рассуждение Художественный Автор говорит о нежном и трепетном отношении мальчика к своей сестрице |
Слайд СЛАЙД ПОРТРЕТ | Ребята, вы узнали, из какого произведения этот отрывок? Что вы знаете об авторе? ??????? Действительно, имя С.Т.Аксакова неразрывно связано с нашей республикой. В частности, в этой повести он описывает детские годы, прошедшие в Белебеевском районе и в городе Уфе. | Детские годы Багрова-внука ………………….. |
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ | Обратите внимание на последнее предложение. Какая там допущена ошибка? Почему вы так решили? Сегодня на уроке мы будем говорить о постановке знаков препинания при вводных словах Какую цель ставим перед собой? | 5. Разумеется мне этого не позволяли. Пунктуационная, пропущена запятая При произношении требуется пауза после слова разумеется Научиться правильно ставить знаки препинания при вводных словах? |
Работа в тетрадях | Запишите сегодняшнюю дату, классную работу, тему сегодняшнего занятия | Пятое апреля Классная работа Выделительные знаки препинания при вводных словах |
| Почему эти знаки препинания называются выделительными? | Они выделяют в предложении грамматически не связанные вводные слова. |
Работа с учебником | Обратимся к учебнику. На странице 178 дан теоретический материал. …………., прочитай, пожалуйста. ОБОСОБЛЕНИЕ | |
| Вернемся к тексту. Где мы должны поставить запятые? | До и после вводных слов, если они находятся в середине предложения. |
ФИЗМИНУТКА | | |
слайды | Для закрепления сегодняшней темы выполним упражнение 371. Обратите внимание, многие предложения этого упражнения взяты из произведений С.Т.Аксакова. 1 ряд 1,2 предложение 2 ряд 3,4 предложение 3 ряд 5 предложение Проверка по цепочке с объяснением.(в это время слайды) А в данном предложении какой частью речи является выделенное слово? Вывод: какой можно сделать вывод по данному упражнению? Данные слова омонимичны (омонимичные формы слов) | 1.Индивидуальное задание по химии выполнено верно. (наречие) 2.Туман рассеялся, и все вокруг стало видно.(краткое прилагательное) 4.правду сказать трудно – легче солгать.(существительное + инфинитив) 5.положительное решение проблемы мало вероятно (кр.прилагательное) |
Слайд | Обратите внимание на фонетический разбор слова клёв из предложения №5 Проверим выполненный разбор | Клёв – [к л о в] [к]- согласный, парный звонкий, твердый [л]- согласный, сонорный, твердый [о]- гласный, безударный [в]- согласный, парный звонкий, твердый |
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ | Полученные сегодня на уроке знания проверим с помощью верных и неверных утверждений. Я буду читать утверждения, если вы согласны, то ставите плюс, если не согласны – то минус. Вводный слова или сочетания слов выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает (да) Вводные слова являются членами предложения (нет) На письме вводные слова выделяются запятыми, двоеточием, тире (нет) В устной речи вводные слова выделяются интонацией водности, в письменной – знаками препинания (да) Слово «однако»является только вводным словом (нет) | |
взаимопроверка | Поменяйтесь листочками с соседом и проверим работу ( на обороте доски ответы) | Если у вас 5 правильных ответов , можете поставить отметку «5» Если 4 правильных ответа, то «4»если три, то отметку «3» Если правильных ответов меньше трех, то дома надо еще раз самостоятельно повторить тему. |
| Вернемся к началу урока. Какую цель мы ставили перед собой? Мы достигли поставленной цели? На сколько баллов вы оцените свои знания по сегодняшней теме? Молодцы!!! | Научиться ставить знаки препинания при вводных словах 2,3,4,5 |
Дом. работа | Запишите домашнюю работу Обязательное упражнение 371 списать, расставляя знаки препинания при вводных словах И на выбор сочинение-миниатюра в 5-6 предложений об отношении к родному человеку с использованием вводных слов сочинение-рассуждение по эпиграфу урока | |
| На этом занятие окончено! Спасибо за работу! | |