Урок по русскому языку на тему:
«Однородные члены предложения». 4 класс
Цели: Продолжить формирование умений выделять в предложении однородные сказуемые и подлежащие; рассмотреть использование в предложениях союзов и определить, в каких случаях ставятся знаки препинания, а в каких нет; развивать наблюдательность, внимательность; расширять словарный запас; воспитывать дисциплинированность; уважение к домашнему труду.
Оборудование: отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Овощи»; муляжи овощей: капусты, картошки, огурца, помидора, гороха, моркови; стихотворение Н. Кончаловской «Роказал садовод…»
Ход урока
- Повторение изученного материала
- Ребята, какое у нас сейчас время года? (осень)
-Как вы понимаете пословицу: «Сентябрь холоден, да сыт»? ( в сентябре убирают урожай.)
-Правильно, осенью люди снимают урожай и делают запасы на долгую зиму. Отгадайте загадки.
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.(Морковь)
Был ребёнок-
Не знал пелёнок,
Стал стариком-
Сто пелёнок на нём.(Капуста)
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец)
Зелёные мальчишки не спорят, не шумят,
Залезли в длинный домик и дружно сели в ряд. (Горох)
Пусть невзрачен он на вид
И в земле сырой сидит.
Всё равно он знаменит-
Все довольны, каждый сыт. (Картофель)
Долго он зелёным был,
Набирался долго сил,
Но как только покраснел,
Я сорвал его и съел. (Помидор)
Ребята, как можно одним словом назвать капусту, огурец, горох, картофель, помидор? (Овощи)
- Запишите в своих тетрадях словарные словах и подчеркните непроверяемую гласную.
-Сделаем фонетический разбор слова картофель.
Картофель- 3сл, 3 глас, 5 согл. (картофил)
К (к)-согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.
а (а)-гласный, безударный.
р (р)-согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный.
т (т)-согласный, глухой, парный, твёрдый, парный.
о (о)- гласный, ударный.
ф (ф)- согласный, глухой, парный, мягкий, парный.
е (и)- гласный, безударный.
л (л)-согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный.
ь_______
8б, 8 зв.
- Ребята, послушайте стихотворение.
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свёкла. Ох!
- Запишите стихотворение у себя в тетради. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Что мы видим? Сколько у нас сказуемых?(2- кипели, кипели.)
Как называются такие сказуемые?(Однородными.)
- А есть в нашем предложении ещё однородные члены предложения? (да.)
Назовите их. (Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.)
- Как называются два или несколько подлежащих при одном сказуемом?( Однородными подлежащими.)
- Работа над новым материалом.
- Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Однородные члены предложения». Запишите в тетрадях под диктовку.
От чего зависит, поспел ли овощ или нет. От цвета? Не всегда. Помидор покраснел и стал сладким, вкусным. Горох хоть и поспел, но остался зелёным. Морковка же ещё не выросла, но уже налилась сладостью. Капуста наращивает, копит свои листья всё лето и осень.
-Давайте разберём 3 предложение. Назовите подлежащее. (Помидор.)
-Какие вы подчеркнули сказуемые?(Покраснел и стал.)
Почему мы не поставили между сказуемыми запятую? (Потому что между ними стоит союз и.)
Подчеркните подлежащие и сказуемые в 4 предложении. (Подлежащее- горох, сказуемые- остался, поспел.)
Почему мы поставили между однородными членами запятую? (Между ними стоит союз но.)
- Рассмотрим последнее предложение. Связаны ли однородные члены союзами? (Нет. Поэтому мы поставили между ними запятую.)
Можно сделать вывод: между однородными подлежащими и однородными сказуемыми запятая ставится в том случае, если они соединены союзами а, но и если между ними нет союза. Запятая не ставится, если есть союз и.
-Придумайте предложения, в которых однородные члены соединяются союзом и.
(Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях.)
-Ребята, а кто готовит супы и борщи у вас дома? (Мама, бабушка.)
- А вы помогаете своим родным в домашних делах?
-Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку.
Показал садовод
Нам такой огород,
(Выполняют ходьбу на месте)
Где на грядках, заселённых густо,
(Поднимают и опускают плечи.)
Огурбузы росли, помидыни росли,
(Наклоны влево-вправо)
Редисвёкла, чеслук и репуста.
(Наклоны вперёд и назад)
Сельдерошек поспел, и моркофель дозрел,
(Выполняют приседания)
Стал уже осыпаться спаржовник.
(Тянутся вверх, вставая на носочки)
А таких баклачков да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
(Имитируют испуг)
- Мы немного отдохнули, теперь можно продолжить работу.
-Придумайте предложения, в которых однородные подлежащие или сказуемые были бы соединены союзом но.
(Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях. Например: Лук горчит, но пользу приносит.)
Назовите однородные сказуемые. (Горчит, приносит.)
-Почему мы поставили между однородными сказуемыми запятую?(Есть союз но.)
- Придумайте предложения, в которых однородные сказуемые или однородные подлежащие соединены союзом а.
(Учащиеся предлагают свои варианты; один из вариантов записывается на доске и в тетрадях. Например: Помидор зреет долго, а хранится мало.)
- Назовите однородные сказуемые. (Зреет, хранится.)
-Почему мы поставили между однородными сказуемыми запятую?(Есть союз а.)
- Подведение итогов урока.
- О чём мы с вами говорили на этом уроке? (Об однородных подлежащих и сказуемых.)
- Чем могут быть связаны однородные сказуемые и подлежащие в предложении? (Союзами и, а, но.)
- В каком случае мы ставим запятую между однородными членами? (Если между ними нет союза или стоят союзы а, но.)
- Домашнее задание
-Придумать 5 предложений, в которых бы однородные подлежащие или однородные сказуемые были бы соединены союзами и, а, но.