kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе по теме "Художественный стиль. Метафора".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 5 класса, занимающихся по программе В.В. Бабайцевой (развитие речи - учебник под редакцией Е.И.никитиной).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Художественный стиль. Метафора".»

Тема: «Художественный стиль речи. Метафора».

Цели урока:

Обучающая:

* раскрыть особенности художественного стиля, познакомить со сферой его использования

* дать понятие о метафоре как о средстве выразительности

Развивающая:

* развивать творческие способности учащихся, устную и письменную речь

* развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение

Воспитывающая:

* воспитывать любовь к русскому языку, красоте художественного слова

*воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных поэтов.

На уроке использованы:

1. Карточки с текстами и заданиями к ним для учащихся.

4. Учебник Е. И. Никитиной «Русский язык. Русская речь. 5 класс, учебник для ОУ – М., Дрофа, 2012.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация:

Отгадайте загадку:

На травинке солнце бьётся,

С ветерком на небо рвётся.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

В. Фетисов.

-Главная героиня сегодняшнего урока – ромашка.

2. Проверка домашнего задания.

- Какие стили речи вы знаете?

-Для чего нужен разговорный стиль?

-Что вы знаете о научном стиле?

- Знаком ли нам художественный стиль речи?

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы снова остановимся на художественном стиле речи.

- Как вы считаете, что необходимо более подробно рассмотреть в художественном стиле?

4. Усвоение нового материала.

-Сравним два текста и определим, к какому стилю речи они относятся.

ТЕКСТ №1

1)Ромашка,-и, ж. Травянистое растение семейства сложноцветных с одиночными цветками, у которых лепестки обычно белые, а середина желтая. (Толковый словарь русского языка)

ТЕКСТ №2

2) стихотворение А.Фета? «МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЦЕ» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «РОМАШКИ»)

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки.



- Какой текст больше понравился? Почему?

-Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

Это художественный стиль, цель которого воздействовать на читателя.

- Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворение А.Фета? «МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЦЕ»

-Какова главная особенность художественного стиля речи?

Создание художественных образов

- Что помогло нам представить ромашку, как живую, наделённую настроением?

- Найдите в стихотворении слова в переносном значении.

- Как называется данный приём в литературе? Это метафоры.



Стр. 78 прочитайте теоретический материал о метафоре.



- Что мы узнали о метафоре?

- Запишите в тетрадь последнее предложение из этого определения. Объясните графически постановку тире.

-Найдите в стихотворении олицетворение. Что такое олицетворение?

Вид метафоры, когда неживому предмету приписываются признаки живого существа, называется олицетворением. (олицетворение в стихотворении о ромашке (последняя строка)



5. Практическая работа.

Метафоры встречаются почти во всех стихах и особенно в загадках.

1. Упражнение «Добавь словечко, чтобы получилось стихотворение».

1)Погляди-ка из оконца,

Там – ромашка,

Капля .. (cолнца).

2) Распустились ромашки на поле,

Много – много красивых цветов.

И колышется белое.. (море) –

Как мечта из несбыточных снов!

3) В поле расцвела ромашка-

Белоснежная.. (рубашка),

Лепесточки раз и два...

Все резные.. (кружева).



2. Загадки.

Стр. 73 упр. 130.

- Прочитайте загадки. Отгадайте.

-На каком художественном приёме построены загадки? МЕТАФОРА.

- Как рождается загадка?

Стр. 74 (рассмотрите рисунок и расшифруйте его).

- Назовите признаки метафорической загадки. (стр. 75)

Упр. 135 (Прочитать, записать отгадки.)

  1. Снег

  2. Зима

  3. Река

  4. Опята

  5. Журавль (колодец)

  6. Лыжи

  7. Ягода

  8. Радуга.

Упр. 133 (соберите загадки, запишите)

Упр. 134 (сочинить загадку про зонт)

7. Обобщение изученного материала и выводы по уроку.

-Итак, сегодня на уроке мы подробнее изучили художественный стиль речи. Обобщим изученное.

Вопросы.

- Назовите особенности художественного стиля.

- Где используется художественный стиль?

- Что такое «метафора»?

8. Домашнее задание: упр. 142. (Олицетворение)

Урок окончен.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка в 5 классе по теме "Художественный стиль. Метафора".

Автор: Засухина Лариса Александровна

Дата: 04.01.2017

Номер свидетельства: 375348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка в 6 классе  Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания «Зима в Кальтяево» "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-tiema-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-opisaniia-zima-v-kal-tiaievo"
    ["file_id"] => string(6) "153262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420987973"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Сочинение-описание с элементами повествования"
    ["seo_title"] => string(49) "sochinieniieopisaniieseliemientamipoviestvovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "280269"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453356860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства