Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Художественный стиль. Метафора".»
Тема: «Художественный стиль речи. Метафора».
Цели урока:
Обучающая:
* раскрыть особенности художественного стиля, познакомить со сферой его использования
* дать понятие о метафоре как о средстве выразительности
Развивающая:
* развивать творческие способности учащихся, устную и письменную речь
* развивать художественное видение, пространственное и образное мышление, воображение
Воспитывающая:
* воспитывать любовь к русскому языку, красоте художественного слова
*воспитывать интерес к различным произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных поэтов.
На уроке использованы:
1. Карточки с текстами и заданиями к ним для учащихся.
4. Учебник Е. И. Никитиной «Русский язык. Русская речь. 5 класс, учебник для ОУ – М., Дрофа, 2012.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация:
Отгадайте загадку:
На травинке солнце бьётся,
С ветерком на небо рвётся.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
В. Фетисов.
-Главная героиня сегодняшнего урока – ромашка.
2. Проверка домашнего задания.
- Какие стили речи вы знаете?
-Для чего нужен разговорный стиль?
-Что вы знаете о научном стиле?
- Знаком ли нам художественный стиль речи?
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы снова остановимся на художественном стиле речи.
- Как вы считаете, что необходимо более подробно рассмотреть в художественном стиле?
4. Усвоение нового материала.
-Сравним два текста и определим, к какому стилю речи они относятся.
ТЕКСТ №1
1)Ромашка,-и, ж. Травянистое растение семейства сложноцветных с одиночными цветками, у которых лепестки обычно белые, а середина желтая. (Толковый словарь русского языка)
Это художественный стиль, цель которого воздействовать на читателя.
- Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворение А.Фета? «МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЦЕ»
-Какова главная особенность художественного стиля речи?
Создание художественных образов
- Что помогло нам представить ромашку, как живую, наделённую настроением?
- Найдите в стихотворении слова в переносном значении.
- Как называется данный приём в литературе? Это метафоры.
Стр. 78 прочитайте теоретический материал о метафоре.
- Что мы узнали о метафоре?
- Запишите в тетрадь последнее предложение из этого определения. Объясните графически постановку тире.
-Найдите в стихотворении олицетворение. Что такое олицетворение?
Вид метафоры, когда неживому предмету приписываются признаки живого существа, называется олицетворением. (олицетворение в стихотворении о ромашке (последняя строка)
5. Практическая работа.
Метафоры встречаются почти во всех стихах и особенно в загадках.
1. Упражнение «Добавь словечко, чтобы получилось стихотворение».
1)Погляди-ка из оконца,
Там – ромашка,
Капля .. (cолнца).
2) Распустились ромашки на поле,
Много – много красивых цветов.
И колышется белое.. (море) –
Как мечта из несбыточных снов!
3) В поле расцвела ромашка-
Белоснежная.. (рубашка),
Лепесточки раз и два...
Все резные.. (кружева).
2. Загадки.
Стр. 73 упр. 130.
- Прочитайте загадки. Отгадайте.
-На каком художественном приёме построены загадки? МЕТАФОРА.