kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 7 классе.

Тема урока: «Культура речи.  Публицистический стиль».

Учитель: Куренева Н.П.

Предварительная подготовка к уроку.

   Тема «Публицистический стиль» входит в одну большую тему – «Стили речи». Поэтому ученики к данному уроку должны повторить ранее изученные стили речи: особенности художественного, научного, официально-делового тилей. Также ученикам нужно вспомнить, какие бывают изобразительно-выразительные средства связи.

   Цели:

1) ознакомить учеников с понятием публицистический стиль языка, с особенностями этого стиля;

2) воспитывать любовь к культуре речи, к слову;

3) развивать ораторские способности, умение работать в команде.

   Оборудование: учебник, статьи из газет и журналов.

   Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

   Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Публицистический стиль». Но перед этим давайте повторим, что мы знаем про остальные стили речи.

Вопросы:

1. Что вы понимаете под стилем речи?

2. Какие существуют стили речи?

3. Назовите особенности художественного стиля, где он может употребляться?

4. С помощью каких средств языка художественная речь выразительна?

5. Назовите особенности научного стиля и укажите сферу употребления этого стиля.

6. Назовите особенности официально-делового стиля.

2. Работа над новым материалом.

   Учитель: Кто может сказать, какой стиль  в основном употребляется в газетных и журнальных статьях? Конечно же, это публицистический стиль.  Так что же означает понятие публицистический стиль?

(Ученик читает из учебника определение публицистического стиля).

Публицистический стиль – это функциональный стиль, который широко используется в сфере общественных отношений: экономических, политических, культурных, спортивных и т. д. Публицистический стиль может употребляться и в агитационных выступлениях.

- Как вы думаете, почему для агитации используется публицистический стиль речи? (Он оказывает более сильное воздействие  на слушателей и читателей).

- Где ещё может использоваться публицистический стиль? (В газетах, в выступлениях по радио, по телевидению, на собраниях и т. д.).

   Учитель: Особенности публицистического стиля – это ярко выраженная авторская  позиция, индивидуальная манера высказывания. Публицистический стиль имеет много общих черт с художественным стилем. Для воздействия на читателя или слушателя авторы используют всевозможные метафоры, эпитеты, сравнения, устойчивые обороты и даже разговорные слова. Автор ведёт разговор, спорит, спрашивает… запишите в тетради языковые средства публицистического стиля:

1. Употребление  торжественной лексики (например, наша держава, святыня и т. д.).

2. наличие общественно-политической лексики и лексики, которая обозначает понятие этики, морали, экономики, медицины, психологии, культуры и т.д.

3. Использование различных средств  художественной выразительности:

- эпитеты;

- сравнения;

- метафоры;

- риторические вопросы и обращения;

- лексические повторы;

- пословицы, поговорки, устойчивые выражения (попасть впросак, бить баклуши, как снег на голову и т. д.);

- цитаты, литературные образы;

- сатира, юмор.

Упражнение 1.

   Учитель: Как уже говорилось, публицистический стиль характерен для газетных, журнальных материалов. Мы встречаем его в статьях, очерках, памфлетах, фельетонах. Прочитайте небольшой текст, определите его стиль, обоснуйте свой ответ. (Текст распечатан для каждого ученика).

   Продюсерская компания «Независимый театральный проект» представляет премьеру спектакля  «Госпиталь «Мулен Руж»» по пьесе Дани Лоран.

   Эксцентричная, пронзительная пьеса Дани Лоран стала абсолютным сюрпризом французского театра в 2003 году. Парижский спектакль по этой пьесе стал победителем в пяти номинациях престижного театрального конкурса «Мольер»!

   В России пьеса ставится впервые. Постановщик спектакля – один из самых аншлаговых режиссеров  Виктор Шамиров ( «Трактирщица», «Примадонна»). Итак, блистательные российские актёры театра и кино – в неожиданных для себя ролях!

   В ролях: Людмила Артемьева, Татьяна Догилева, Георгий Дронов, Олеся Железняк и др. (Комсомольская правда. 11-18 октября 2007. С.51)

   Вопросы:

1. Определите стиль текста. (Публицистический).

2. Найдите в тексте  признаки публицистического стиля. (Наличие ярких эпитетов «эксцентричная», «пронзительная», «блистательные»).

   Учитель: Этот газетный материал о премьере спектакля. Обратите внимание, что в этом небольшом тексте так ярко выражен его стиль. К тому же, этот маленький материал очень содержателен. Докажите это. ( Мы узнаем, кто постановщик спектакля, фамилии актеров, как оценили пьесу во Франции и т.д.)

3. Подведение итогов.

   Учитель предлагает учащимся ответить на ряд вопросов:

- Дать определение понятию публицистический стиль.

- Особенности публицистического стиля.

- Языковые средства публицистического стиля.

- Сфера употребления публицистического стиля.

- Цель публицистического стиля.

4. Домашнее задание.

   Прочитать по учебнику про публицистический стиль, выполнить упражнение.

Упражнение.

   Прочитать отрывок из критической статьи. Определить стиль текста и доказать свою позицию.

Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как "Евгений Онегин".  И эта робость оправдывается многими причинами. "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие творения, в которых Личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение, значит - оценить самого поэта во все" объеме его творческой деятельности. Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение… "Онегин" со стороны формы есть произведение в высшей степени художественное, а со стороны содержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства. Вся наша статья об Онегине будет развитием этой мысли, какою бы ни показалась она с первого взгляда многим из наших читателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". »

Конспект урока по русскому языку в 7 классе.

Тема урока: «Культура речи. Публицистический стиль».

Учитель: Куренева Н.П.

Предварительная подготовка к уроку.

Тема «Публицистический стиль» входит в одну большую тему – «Стили речи». Поэтому ученики к данному уроку должны повторить ранее изученные стили речи: особенности художественного, научного, официально-делового тилей. Также ученикам нужно вспомнить, какие бывают изобразительно-выразительные средства связи.

Цели:

1) ознакомить учеников с понятием публицистический стиль языка, с особенностями этого стиля;

2) воспитывать любовь к культуре речи, к слову;

3) развивать ораторские способности, умение работать в команде.

Оборудование: учебник, статьи из газет и журналов.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Публицистический стиль». Но перед этим давайте повторим, что мы знаем про остальные стили речи.

Вопросы:

1. Что вы понимаете под стилем речи?

2. Какие существуют стили речи?

3. Назовите особенности художественного стиля, где он может употребляться?

4. С помощью каких средств языка художественная речь выразительна?

5. Назовите особенности научного стиля и укажите сферу употребления этого стиля.

6. Назовите особенности официально-делового стиля.

2. Работа над новым материалом.

Учитель: Кто может сказать, какой стиль в основном употребляется в газетных и журнальных статьях? Конечно же, это публицистический стиль. Так что же означает понятие публицистический стиль?

(Ученик читает из учебника определение публицистического стиля).

Публицистический стиль – это функциональный стиль, который широко используется в сфере общественных отношений: экономических, политических, культурных, спортивных и т. д. Публицистический стиль может употребляться и в агитационных выступлениях.

- Как вы думаете, почему для агитации используется публицистический стиль речи? (Он оказывает более сильное воздействие на слушателей и читателей).

- Где ещё может использоваться публицистический стиль? (В газетах, в выступлениях по радио, по телевидению, на собраниях и т. д.).

Учитель: Особенности публицистического стиля – это ярко выраженная авторская позиция, индивидуальная манера высказывания. Публицистический стиль имеет много общих черт с художественным стилем. Для воздействия на читателя или слушателя авторы используют всевозможные метафоры, эпитеты, сравнения, устойчивые обороты и даже разговорные слова. Автор ведёт разговор, спорит, спрашивает… запишите в тетради языковые средства публицистического стиля:

1. Употребление торжественной лексики (например, наша держава, святыня и т. д.).

2. наличие общественно-политической лексики и лексики, которая обозначает понятие этики, морали, экономики, медицины, психологии, культуры и т.д.

3. Использование различных средств художественной выразительности:

- эпитеты;

- сравнения;

- метафоры;

- риторические вопросы и обращения;

- лексические повторы;

- пословицы, поговорки, устойчивые выражения (попасть впросак, бить баклуши, как снег на голову и т. д.);

- цитаты, литературные образы;

- сатира, юмор.

Упражнение 1.

Учитель: Как уже говорилось, публицистический стиль характерен для газетных, журнальных материалов. Мы встречаем его в статьях, очерках, памфлетах, фельетонах. Прочитайте небольшой текст, определите его стиль, обоснуйте свой ответ. (Текст распечатан для каждого ученика).

Продюсерская компания «Независимый театральный проект» представляет премьеру спектакля «Госпиталь «Мулен Руж»» по пьесе Дани Лоран.

Эксцентричная, пронзительная пьеса Дани Лоран стала абсолютным сюрпризом французского театра в 2003 году. Парижский спектакль по этой пьесе стал победителем в пяти номинациях престижного театрального конкурса «Мольер»!

В России пьеса ставится впервые. Постановщик спектакля – один из самых аншлаговых режиссеров Виктор Шамиров ( «Трактирщица», «Примадонна»). Итак, блистательные российские актёры театра и кино – в неожиданных для себя ролях!

В ролях: Людмила Артемьева, Татьяна Догилева, Георгий Дронов, Олеся Железняк и др. (Комсомольская правда. 11-18 октября 2007. С.51)

Вопросы:

1. Определите стиль текста. (Публицистический).

2. Найдите в тексте признаки публицистического стиля. (Наличие ярких эпитетов «эксцентричная», «пронзительная», «блистательные»).

Учитель: Этот газетный материал о премьере спектакля. Обратите внимание, что в этом небольшом тексте так ярко выражен его стиль. К тому же, этот маленький материал очень содержателен. Докажите это. ( Мы узнаем, кто постановщик спектакля, фамилии актеров, как оценили пьесу во Франции и т.д.)

3. Подведение итогов.

Учитель предлагает учащимся ответить на ряд вопросов:

- Дать определение понятию публицистический стиль.

- Особенности публицистического стиля.

- Языковые средства публицистического стиля.

- Сфера употребления публицистического стиля.

- Цель публицистического стиля.

4. Домашнее задание.

Прочитать по учебнику про публицистический стиль, выполнить упражнение.

Упражнение.

Прочитать отрывок из критической статьи. Определить стиль текста и доказать свою позицию.

Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как "Евгений Онегин".  И эта робость оправдывается многими причинами. "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие творения, в которых Личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение, значит - оценить самого поэта во все" объеме его творческой деятельности. Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение… "Онегин" со стороны формы есть произведение в высшей степени художественное, а со стороны содержания самые его недостатки составляют его величайшие достоинства. Вся наша статья об Онегине будет развитием этой мысли, какою бы ни показалась она с первого взгляда многим из наших читателей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 03.08.2015

Номер свидетельства: 224212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Культура речи. Описание предмета". "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-opisaniie-priedmieta"
    ["file_id"] => string(6) "224205"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438597488"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Составление собственного речевого высказывания публицистического характера""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klasse_na_temu_sostavlenie_sobstvennogo_re"
    ["file_id"] => string(6) "519727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568528715"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства