kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Комплексный анализ текста.

Тип урока: повторение и систематизация изученного материала, поисковый.

Организационные формы обучения: проблемно-поисковая, самостоятельная работа, обобщения. 

Оборудование:  рабочая тетрадь, опорные схемы, текст на каждого ученика, листы оценки,  толковые словари разных авторов.

Цели:

Образовательные: формировать навыки комплексного анализа текста, а именно, повторение основных сведений по разным разделам языка; аргументированно и связно формулировать ответы.

Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения, работать над развитием речи, развивать устную и письменную речь учащихся на этапах поиска;

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач,  формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения.

Ожидаемые результаты:

  1. обучающиеся знакомятся с  особенностями  комплексного анализа текста;
  2. учатся  анализировать текст и делать языковые разборы;
  3. учатся овладению навыкам и умениям самостоятельной и оценочной работы.

Характеристика урока-проекта:

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – русский язык.

Планирование

Класс разделен на 3 группы. Каждая работает над своим заданием  (выделено курсивом ) и общими для всех.

1-я группа анализирует текст, определяет его особенности;

2-я группа работает над систематизацией орфограмм;

3-я группа работает над лексическими особенностями слова.

Общие задания демонстрирует умения выполнять различные виды разборов.

Каждой группе раздается текст с распечатанными заданиями, группа заполняет только свою часть, остальное заполняется по ходу урока. Каждый член группы имеет оценочный лист, в котором ставят баллы другой группе по нескольким критериям.

Роль учителя на данном этапе – это роль консультанта.

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой класса.
  2. Работа по комплексному анализу текста.

1. Сообщение учителем темы и целей урока

- Ребята, мы закончили изучение одного  из интересных разделов  русского языка  - «Лексика». Не только с новым материалом знакомились вы на уроках, но и повторили ранее изученное в начальных классах. Каждый из вас обогатил себя знаниями по этой теме. И комплексный анализ  стихотворения С. Орлова поможет вам показать свои знания не только по названной теме, но и по другим разделам языкознания.

Колодезный журавль.

За  ок…лиц.й  у колодца

Долг…вязый журавль стоит,

Воду п.ёт  - никак не нап…ётся,

Хоче…т в небо – и не взл…тит…

В небо  цепь его не пускает,

И, с тоскою шею п…дняв,

Смотрит он, как на юг  ул…тают

Журавли на и…ходе дня.

С. Орлов

2. Работа в группах.

 Группы приступают к выполнению заданий (задания разложены на партах).

Задания для 1-ой группы.

1. Докажите, что это текст. Определите его тип и стиль. (Приложение №1,2 )

2. Подчеркните в тексте стихотворения глаголы как члены предложения.

3. Выпишите словосочетания «Глагол + существительное ». Укажите предлоги и падежи существительных.

4. Подчеркните главные члены во втором сложном предложении и начертите схему этого предложения.

5. Укажите частицу  НЕ, употребленную перед глаголами. Расскажите, как пишется НЕ с глаголами.

6. Проведите фоносемантический анализ данного стихотворения.(Приложение№ 4)

7. Выполните лексический анализ слова ОКОЛИЦЕЙ. (Приложение №5)

Задания для 2-ой группы.

1.Запишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Распределите слова по видам орфограмм.

2.Подчеркните в тексте стихотворения глаголы как члены предложения.

3.Выпишите словосочетания «Глагол + существительное ». Укажите предлоги и падежи существительных.

4. Подчеркните главные члены во втором сложном предложении и начертите схему этого предложения.

5. Укажите частицу  НЕ, употребленную перед глаголами. Расскажите, как пишется НЕ с глаголами.

6. Проведите фоносемантический анализ данного стихотворения.(Приложение№ 4)

7. Выполните лексический анализ слова ОКОЛИЦЕЙ. (Приложение №5)

Задания для 3-й группы.

1.О каких журавлях рассказывает поэт С. Орлов? Проверьте по толковому  словарю: к многозначным  ( Приложение №3) или омонимам относится слово ЖУРАВЛЬ, употребленное в тексте.

2.Объясните переносное значение прилагательного в словосочетаниях  ЖУРАВЛИНАЯ ПОХОДКА, ЖУРАВЛИНАЯ ШЕЯ, ЖУРАВЛИНЫЕ НОГИ. С одним из них составьте предложение. Почему оказалось возможным переносное   значение?

3.Когда и почему говорят в переносном значении о журавле в небе ? Употребите это выражение в своём предложении.

4. Подчеркните в тексте стихотворения глаголы как члены предложения.

5. Выпишите словосочетания «Глагол + существительное ». Укажите предлоги и падежи существительных.

6. Подчеркните главные члены во втором сложном предложении и начертите схему этого предложения.

7. Укажите частицу  НЕ, употребленную перед глаголами. Расскажите, как пишется НЕ с глаголами.

8. Проведите фоносемантический анализ данного стихотворения.  (Приложение№ 4)

9. Выполните лексический анализ слова ОКОЛИЦЕЙ. (Приложение №5)

III.             Этап обобщения информации.

На данном этапе осуществляется объединение в единое целое полученной каждой группой информации. Обучающиеся представляют результаты анализа текста, записывают в тетради. 

IV.             Этап презентации

Участники групп передают результаты своей работы, другие группы выслушивают и вносят, если согласны с выступающими, результаты их исследования в свои тексты. Затем эксперты  оценивают выступающую  группу.

V.                Домашнее задание:

Подготовьтесь  к выразительному чтению наизусть  стихотворения

 С. Орлова «Колодезный журавль».

VI.              Рефлексия.

Подводя итоги урока, обращаемся  к  его   теме.

 Зачем нужно анализировать текст?

Анкета:

  1. Как вы оцениваете урок-проект?
  2. Что вам понравилось в данном уроке?

Оценочный лист

№ группы

1.Быстрота выполнения задания

2.Чёткое, грамотное выполнение задания

3.Наличие примеров

4.Выводы

5.Дисциплина и слаженная работа группы

Приложение 1.

Типы речи и их структура (построение)

повествование (что было сначала, что потом… и наконец)

1. вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои)

2. основная часть (развитие действия):

а) завязка (момент, с которого начинается событие)

б) развитие действия

в) кульминация (момент наивысшего накала событий)

г) развязка (окончание в развитии событий)

3. заключение

  • описание – изображение людей, предметов, животных, природы.

 1. зачин (общее представление описываемого)

 2. срединная часть (описание деталей, частей)

 3. концовка (отношение к описываемому)

  • рассуждение (изложение причин явлений и событий, их взаимная связь)
  • тезис (утверждение, высказывание)
  • аргументы (доказательства)
  • вывод

Приложение 2

СТИЛИ РЕЧИ

План характеристики стиля

Разговорный

Книжные

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

1. Цель высказывания

Общение, обмен мыслями

Сообщение научной информации

Сообщение деловой

информации

Воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на слушателей или читателей худ. произведения

2.Сфера применения:

  • в устной речи
  • в письменной речи

Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке

Дружеские письма, послания

Уроки, лекции, доклады

Учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги

Объявление   (по радио или телевидению)

Законы, документы, заявления

Выступления на митингах, собраниях, съездах

Статьи в газетах, журналах

Произведения

устного народного творчества

произведения художественной литературы

ТЕКСТ

Тема текста: о чем  текст?

Главная мысль (идея текста): что автор стремиться сказать читателю, в чем хочет убедить читателя.

Проблема – это вопрос, который ставит автор в тексте.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:

Эпитет – образное определение, выраженное прилагательным в переносном значении. Например: золотые руки, серебряный голос, сапфировые тени на снегу, жемчужные березы и т.п.

Олицетворение – приписывание неживым предметам свойств живых. Например: «ветер уснул», « Сыплет черемуха снегом».

Метафора – скрытое образное сравнение, выражающееся в форме существительного, прилагательного, глагола. Например: «Сыплет черемуха снегом», «убит горем»,  «кровь с молоком», «горящие глаза» и др.

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов при помощи союзов: как, как будто, будто, точно или без союзов. Например: «Заря как кровь на снегу», «Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной».

Приложение № 3

Чтобы доказать многозначность слова надо:

- придумать с ним несколько словосочетаний или предложений (т.е. ввести слово в контекст );

- подобрать синонимы   ( если есть);

- подобрать  антонимы  ( если есть ).

Приложение № 5

План лексического разбора.

1.Каково лексическое значение слова ? (определяем по толковому словарю).

2.Однозначное или многозначное это слов? В прямом или переносном значении употребляется?

3.Какие синонимы и антонимы имеет это слово?

4.Какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре?

5.Каковы особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании)?

Приложение № 3

Фоносемантика.

А – густо – красный

Я – ярко – красный

О – жёлтый

Е – зелёный

И – синий

У – тёмно – синий

Ы – чёрный.

 Пробуем определить «цветовой» рисунок и его  соответствие содержанию  стихотворения.

   1.Перечитываем  стихотворение.

   2.Определяем  количество каждой  гласной  буквы, её  цвет.

   3. Рисуем «цветовой »   рисунок.

   4. Раскрываем роль согласных.

   5. Определяем  соответствие «цветового» рисунка  и   содержания   стихотворения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" »

Автор: Хвостанцева Ирина Александровна. Курганская область, Звериноголовский район, село Труд и Знание, учитель русского языка и литературы МКОУ «Трудовская СОШ».

Предмет: Русский язык.

Класс: 5 класс.

Тема: Комплексный анализ текста.

Тип урока: повторение и систематизация изученного материала, поисковый.

Организационные формы обучения: проблемно-поисковая , самостоятельная работа, обобщения. 

Оборудование:  рабочая тетрадь, опорные схемы, текст на каждого ученика, листы оценки, толковые словари разных авторов.

Цели:

Образовательные: формировать навыки комплексного анализа текста, а именно, повторение основных сведений по разным разделам языка; аргументированно и связно формулировать ответы.

Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения, работать над развитием речи, развивать устную и письменную речь учащихся на этапах поиска;

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач, формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения .

Ожидаемые результаты:

  1. обучающиеся знакомятся с особенностями комплексного анализа текста;

  2. учатся анализировать текст и делать языковые разборы;

  3. учатся овладению навыкам и умениям самостоятельной и оценочной работы.

Характеристика урока-проекта:

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – русский язык .

Планирование

Класс разделен на 3 группы. Каждая работает над своим заданием (выделено курсивом ) и общими для всех.

1-я группа анализирует текст, определяет его особенности;

2-я группа работает над систематизацией орфограмм;

3-я группа работает над лексическими особенностями слова .

Общие задания демонстрирует умения выполнять различные виды разборов.

Каждой группе раздается текст с распечатанными заданиями, группа заполняет только свою часть, остальное заполняется по ходу урока. Каждый член группы имеет оценочный лист, в котором ставят баллы другой группе по нескольким критериям.

Роль учителя на данном этапе – это роль консультанта.

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой класса.

  2. Работа по комплексному анализу текста.

1. Сообщение учителем темы и целей урока

- Ребята, мы закончили изучение одного из интересных разделов русского языка - «Лексика». Не только с новым материалом знакомились вы на уроках, но и повторили ранее изученное в начальных классах. Каждый из вас обогатил себя знаниями по этой теме . И комплексный анализ стихотворения С. Орлова поможет вам показать свои знания не только по названной теме, но и по другим разделам языкознания.

Колодезный журавль.

За ок…лиц..й у колодца

Долг…вязый журавль стоит,

Воду п..ёт - никак не нап…ётся,

Хоче…т в небо – и не взл…тит…

В небо цепь его не пускает,

И, с тоскою шею п…дняв,

Смотрит он, как на юг ул…тают

Журавли на и…ходе дня.

С. Орлов



2. Работа в группах.

Группы приступают к выполнению заданий (задания разложены на партах).

Задания для 1-ой группы.

1. Докажите, что это текст. Определите его тип и стиль. (Приложение №1,2 )

2. Подчеркните в тексте стихотворения глаголы как члены предложения.

3. Выпишите словосочетания «Глагол + существительное ». Укажите предлоги и падежи существительных.

4. Подчеркните главные члены во втором сложном предложении и начертите схему этого предложения.

5. Укажите частицу НЕ, употребленную перед глаголами. Расскажите , как пишется НЕ с глаголами.

6. Проведите фоносемантический анализ данного стихотворения.(Приложение№ 4)

7. Выполните лексический анализ слова ОКОЛИЦЕЙ. (Приложение №5)

Задания для 2-ой группы.

1.Запишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Распределите слова по видам орфограмм.

2.Подчеркните в тексте стихотворения глаголы как члены предложения.

3.Выпишите словосочетания «Глагол + существительное ». Укажите предлоги и падежи существительных.

4. Подчеркните главные члены во втором сложном предложении и начертите схему этого предложения.

5. Укажите частицу НЕ, употребленную перед глаголами. Расскажите , как пишется НЕ с глаголами.

6. Проведите фоносемантический анализ данного стихотворения.(Приложение№ 4)

7. Выполните лексический анализ слова ОКОЛИЦЕЙ. (Приложение №5)

Задания для 3-й группы.

1.О каких журавлях рассказывает поэт С. Орлов? Проверьте по толковому словарю: к многозначным ( Приложение №3) или омонимам относится слово ЖУРАВЛЬ , употребленное в тексте.

2.Объясните переносное значение прилагательного в словосочетаниях ЖУРАВЛИНАЯ ПОХОДКА, ЖУРАВЛИНАЯ ШЕЯ, ЖУРАВЛИНЫЕ НОГИ. С одним из них составьте предложение. Почему оказалось возможным переносное значение?

3.Когда и почему говорят в переносном значении о журавле в небе ? Употребите это выражение в своём предложении.

4. Подчеркните в тексте стихотворения глаголы как члены предложения.

5. Выпишите словосочетания «Глагол + существительное ». Укажите предлоги и падежи существительных.

6. Подчеркните главные члены во втором сложном предложении и начертите схему этого предложения.

7. Укажите частицу НЕ, употребленную перед глаголами. Расскажите, как пишется НЕ с глаголами.

8. Проведите фоносемантический анализ данного стихотворения. (Приложение№ 4)

9. Выполните лексический анализ слова ОКОЛИЦЕЙ. (Приложение №5)



  1. Этап обобщения информации.

На данном этапе осуществляется объединение в единое целое полученной каждой группой информации. Обучающиеся представляют результаты анализа текста, записывают в тетради.

  1. Этап презентации

Участники групп передают результаты своей работы, другие группы выслушивают и вносят, если согласны с выступающими, результаты их исследования в свои тексты. Затем эксперты оценивают выступающую группу.

  1. Домашнее задание:



Подготовьтесь к выразительному чтению наизусть стихотворения

С. Орлова «Колодезный журавль».

  1. Рефлексия.



Подводя итоги урока, обращаемся к его теме.

Зачем нужно анализировать текст?

Анкета:

  1. Как вы оцениваете урок-проект?

  2. Что вам понравилось в данном уроке?



Оценочный лист

№ группы

Быстрота выполнения задания

Чёткое, грамотное выполнение задания

Наличие примеров

Выводы

Дисциплина и слаженная работа группы

1








2








3














Приложение 1.

Типы речи и их структура (построение)

повествование (что было сначала, что потом… и наконец)

1. вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои)

2. основная часть (развитие действия):

а) завязка (момент, с которого начинается событие)

б) развитие действия

в) кульминация (момент наивысшего накала событий)

г) развязка (окончание в развитии событий)

3. заключение

  • описание – изображение людей, предметов, животных, природы.

1. зачин (общее представление описываемого)

2. срединная часть (описание деталей, частей)

3. концовка (отношение к описываемому)

  • рассуждение (изложение причин явлений и событий, их взаимная связь)

  1. тезис (утверждение, высказывание)

  2. аргументы (доказательства)

  3. вывод

Наречие

Прилагательные



Глаголы

Почему? Нет рисунка-фотографии

Какой? Один рисунок-фотография

Что произошло? Несколько рисунков-фото



Приложение 2

СТИЛИ РЕЧИ

План характеристики стиля

Разговорный

Книжные

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

1. Цель высказывания

Общение, обмен мыслями

Сообщение научной информации

Сообщение деловой

информации

Воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на слушателей или читателей худ. произведения

2.Сфера применения:

  • в устной речи

  • в письменной речи

Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке


Дружеские письма, послания

Уроки, лекции, доклады




Учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги

Объявление

(по радио или телевидению)



Законы, документы, заявления

Выступления на митингах, собраниях, съездах



Статьи в газетах, журналах

Произведения

устного народного творчества


произведения художественной литературы

ТЕКСТ

Тема текста: о чем текст?

Главная мысль (идея текста): что автор стремиться сказать читателю, в чем хочет убедить читателя.

Проблема – это вопрос, который ставит автор в тексте.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:

Эпитет – образное определение, выраженное прилагательным в переносном значении. Например: золотые руки, серебряный голос, сапфировые тени на снегу, жемчужные березы и т.п.

Олицетворение – приписывание неживым предметам свойств живых. Например: «ветер уснул», « Сыплет черемуха снегом».

Метафора – скрытое образное сравнение, выражающееся в форме существительного, прилагательного, глагола. Например: «Сыплет черемуха снегом», «убит горем», «кровь с молоком», «горящие глаза» и др.

Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов при помощи союзов: как, как будто, будто, точно или без союзов. Например: «Заря как кровь на снегу», «Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной».


Приложение № 3




Чтобы доказать многозначность слова надо:


- придумать с ним несколько словосочетаний или предложений (т.е. ввести слово в контекст );

- подобрать синонимы ( если есть);

- подобрать антонимы ( если есть ).







Приложение № 5



План лексического разбора.


  1. Каково лексическое значение слова ? (определяем по толковому словарю).

  2. Однозначное или многозначное это слов? В прямом или переносном значении употребляется?

  3. Какие синонимы и антонимы имеет это слово?

  4. Какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре?

  5. Каковы особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании)?









Приложение № 3



Фоносемантика.


А – густо – красный

Я – ярко – красный

О – жёлтый

Е – зелёный

И – синий

У – тёмно – синий

Ы – чёрный.



Пробуем определить «цветовой» рисунок и его соответствие содержанию стихотворения.

1.Перечитываем стихотворение.

2.Определяем количество каждой гласной буквы, её цвет.

3. Рисуем «цветовой » рисунок.

4. Раскрываем роль согласных.

5. Определяем соответствие «цветового» рисунка и содержания стихотворения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста"

Автор: Хвостанцева Ирина Александровна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 213063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klassie_komplieksnyi_analiz_tieksta_podgh"
    ["file_id"] => string(6) "356985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478680690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Бинарный урок в 8 классе "Урок одного стихотворения"(комплексный анализ текста) "
    ["seo_title"] => string(83) "binarnyi-urok-v-8-klassie-urok-odnogho-stikhotvorieniia-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "204838"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429730541"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект комплексного анализа текста в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-komplieksnogho-analiza-tieksta-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "220593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434708799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства