Тема: Комплексный анализ текста.
Тип урока: повторение и систематизация изученного материала, поисковый.
Организационные формы обучения: проблемно-поисковая, самостоятельная работа, обобщения.
Оборудование: рабочая тетрадь, опорные схемы, текст на каждого ученика, листы оценки, толковые словари разных авторов.
Цели:
Образовательные: формировать навыки комплексного анализа текста, а именно, повторение основных сведений по разным разделам языка; аргументированно и связно формулировать ответы.
Развивающие: развитие умения аргументировать, доказывать свою точку зрения, работать над развитием речи, развивать устную и письменную речь учащихся на этапах поиска;
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач, формировать желание пользоваться средствами выразительности, говорить и писать образно и красиво, обеспечить условия для воспитания речевой культуры и культуры общения.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся знакомятся с особенностями комплексного анализа текста;
- учатся анализировать текст и делать языковые разборы;
- учатся овладению навыкам и умениям самостоятельной и оценочной работы.
Характеристика урока-проекта:
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – русский язык.
Планирование
Класс разделен на 3 группы. Каждая работает над своим заданием (выделено курсивом ) и общими для всех.
1-я группа анализирует текст, определяет его особенности;
2-я группа работает над систематизацией орфограмм;
3-я группа работает над лексическими особенностями слова.
Общие задания демонстрирует умения выполнять различные виды разборов.
Каждой группе раздается текст с распечатанными заданиями, группа заполняет только свою часть, остальное заполняется по ходу урока. Каждый член группы имеет оценочный лист, в котором ставят баллы другой группе по нескольким критериям.
Роль учителя на данном этапе – это роль консультанта.
Ход урока.
- Эмоциональный настрой класса.
- Работа по комплексному анализу текста.
1. Сообщение учителем темы и целей урока
- Ребята, мы закончили изучение одного из интересных разделов русского языка - «Лексика». Не только с новым материалом знакомились вы на уроках, но и повторили ранее изученное в начальных классах. Каждый из вас обогатил себя знаниями по этой теме. И комплексный анализ стихотворения С. Орлова поможет вам показать свои знания не только по названной теме, но и по другим разделам языкознания.
Колодезный журавль.
За ок…лиц.й у колодца
Долг…вязый журавль стоит,
Воду п.ёт - никак не нап…ётся,
Хоче…т в небо – и не взл…тит…
В небо цепь его не пускает,
И, с тоскою шею п…дняв,
Смотрит он, как на юг ул…тают
Журавли на и…ходе дня.
С. Орлов
2. Работа в группах.
Группы приступают к выполнению заданий (задания разложены на партах).
Задания для 1-ой группы.
1. Докажите, что это текст. Определите его тип и стиль. (Приложение №1,2 )
2. Подчеркните в тексте стихотворения глаголы как члены предложения.
3. Выпишите словосочетания «Глагол + существительное ». Укажите предлоги и падежи существительных.
4. Подчеркните главные члены во втором сложном предложении и начертите схему этого предложения.
5. Укажите частицу НЕ, употребленную перед глаголами. Расскажите, как пишется НЕ с глаголами.
6. Проведите фоносемантический анализ данного стихотворения.(Приложение№ 4)
7. Выполните лексический анализ слова ОКОЛИЦЕЙ. (Приложение №5)
Задания для 2-ой группы.
1.Запишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Распределите слова по видам орфограмм.
2.Подчеркните в тексте стихотворения глаголы как члены предложения.
3.Выпишите словосочетания «Глагол + существительное ». Укажите предлоги и падежи существительных.
4. Подчеркните главные члены во втором сложном предложении и начертите схему этого предложения.
5. Укажите частицу НЕ, употребленную перед глаголами. Расскажите, как пишется НЕ с глаголами.
6. Проведите фоносемантический анализ данного стихотворения.(Приложение№ 4)
7. Выполните лексический анализ слова ОКОЛИЦЕЙ. (Приложение №5)
Задания для 3-й группы.
1.О каких журавлях рассказывает поэт С. Орлов? Проверьте по толковому словарю: к многозначным ( Приложение №3) или омонимам относится слово ЖУРАВЛЬ, употребленное в тексте.
2.Объясните переносное значение прилагательного в словосочетаниях ЖУРАВЛИНАЯ ПОХОДКА, ЖУРАВЛИНАЯ ШЕЯ, ЖУРАВЛИНЫЕ НОГИ. С одним из них составьте предложение. Почему оказалось возможным переносное значение?
3.Когда и почему говорят в переносном значении о журавле в небе ? Употребите это выражение в своём предложении.
4. Подчеркните в тексте стихотворения глаголы как члены предложения.
5. Выпишите словосочетания «Глагол + существительное ». Укажите предлоги и падежи существительных.
6. Подчеркните главные члены во втором сложном предложении и начертите схему этого предложения.
7. Укажите частицу НЕ, употребленную перед глаголами. Расскажите, как пишется НЕ с глаголами.
8. Проведите фоносемантический анализ данного стихотворения. (Приложение№ 4)
9. Выполните лексический анализ слова ОКОЛИЦЕЙ. (Приложение №5)
III. Этап обобщения информации.
На данном этапе осуществляется объединение в единое целое полученной каждой группой информации. Обучающиеся представляют результаты анализа текста, записывают в тетради.
IV. Этап презентации
Участники групп передают результаты своей работы, другие группы выслушивают и вносят, если согласны с выступающими, результаты их исследования в свои тексты. Затем эксперты оценивают выступающую группу.
V. Домашнее задание:
Подготовьтесь к выразительному чтению наизусть стихотворения
С. Орлова «Колодезный журавль».
VI. Рефлексия.
Подводя итоги урока, обращаемся к его теме.
Зачем нужно анализировать текст?
Анкета:
- Как вы оцениваете урок-проект?
- Что вам понравилось в данном уроке?
Оценочный лист
№ группы
1.Быстрота выполнения задания
2.Чёткое, грамотное выполнение задания
3.Наличие примеров
4.Выводы
5.Дисциплина и слаженная работа группы
Приложение 1.
Типы речи и их структура (построение)
повествование (что было сначала, что потом… и наконец)
1. вступление (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои)
2. основная часть (развитие действия):
а) завязка (момент, с которого начинается событие)
б) развитие действия
в) кульминация (момент наивысшего накала событий)
г) развязка (окончание в развитии событий)
3. заключение
- описание – изображение людей, предметов, животных, природы.
1. зачин (общее представление описываемого)
2. срединная часть (описание деталей, частей)
3. концовка (отношение к описываемому)
- рассуждение (изложение причин явлений и событий, их взаимная связь)
- тезис (утверждение, высказывание)
- аргументы (доказательства)
- вывод
Приложение 2
СТИЛИ РЕЧИ
План характеристики стиля
Разговорный
Книжные
Научный
Официально-деловой
Публицистический
Художественный
1. Цель высказывания
Общение, обмен мыслями
Сообщение научной информации
Сообщение деловой
информации
Воздействие на слушателей или читателей
Воздействие на слушателей или читателей худ. произведения
2.Сфера применения:
- в устной речи
- в письменной речи
Беседа в кругу близких людей, в неофициальной обстановке
Дружеские письма, послания
Уроки, лекции, доклады
Учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги
Объявление (по радио или телевидению)
Законы, документы, заявления
Выступления на митингах, собраниях, съездах
Статьи в газетах, журналах
Произведения
устного народного творчества
произведения художественной литературы
ТЕКСТ
Тема текста: о чем текст?
Главная мысль (идея текста): что автор стремиться сказать читателю, в чем хочет убедить читателя.
Проблема – это вопрос, который ставит автор в тексте.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА:
Эпитет – образное определение, выраженное прилагательным в переносном значении. Например: золотые руки, серебряный голос, сапфировые тени на снегу, жемчужные березы и т.п.
Олицетворение – приписывание неживым предметам свойств живых. Например: «ветер уснул», « Сыплет черемуха снегом».
Метафора – скрытое образное сравнение, выражающееся в форме существительного, прилагательного, глагола. Например: «Сыплет черемуха снегом», «убит горем», «кровь с молоком», «горящие глаза» и др.
Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов при помощи союзов: как, как будто, будто, точно или без союзов. Например: «Заря как кровь на снегу», «Анчар, как грозный часовой, стоит – один во всей вселенной».
Приложение № 3
Чтобы доказать многозначность слова надо:
- придумать с ним несколько словосочетаний или предложений (т.е. ввести слово в контекст );
- подобрать синонимы ( если есть);
- подобрать антонимы ( если есть ).
Приложение № 5
План лексического разбора.
1.Каково лексическое значение слова ? (определяем по толковому словарю).
2.Однозначное или многозначное это слов? В прямом или переносном значении употребляется?
3.Какие синонимы и антонимы имеет это слово?
4.Какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре?
5.Каковы особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании)?
Приложение № 3
Фоносемантика.
А – густо – красный
Я – ярко – красный
О – жёлтый
Е – зелёный
И – синий
У – тёмно – синий
Ы – чёрный.
Пробуем определить «цветовой» рисунок и его соответствие содержанию стихотворения.
1.Перечитываем стихотворение.
2.Определяем количество каждой гласной буквы, её цвет.
3. Рисуем «цветовой » рисунок.
4. Раскрываем роль согласных.
5. Определяем соответствие «цветового» рисунка и содержания стихотворения.