kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение-описание с элементами повествования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Республика Казахстан, Алматинская область, Талгарскйи район ОСШ №19, преподаватель русского языка и литературы, уйгурского языка и литературы АШИМОВА САНИЯМ УСМАНОВНА- учитель высшей категории. Ассистент преподаватель русского языка и литературы в национальных класса, сертифицированный учитель  побилингвальному образованию АШИМОВА АЛИЯМ ОСМАНОВНА –учитель  высшей категории 

 

Урок русского языка

5класс 

Тема урока:     Сочинение-описание с элементами повествования

Цель урока:

обучение –  научатьсяформировать речевые умения: обозначать тему, выделять  основную мысль;  выбрать  заголовок, деление на части, записать  план;  использование языковых средств.

Развитие: самостоятельности;  логического мышления;  познавательного интереса, умение пользоваться вторым языком.

Воспитание: творческого отношения к предмету изображения;  

Результат обучения:  прийти к заключению  соответственно художественному стилю используя языковые средства.

ХОД УРОКА

І. Целеполагание

– Приходилось ли вам бывать  в  Астане?

– Сегодня мы будем говорить об удивительно красивом, величественном монументе Байтерек. Изучая сказку про Алпамыса, мы свами говорили о птице счастья Самурук. Мы тогда  свами сделали несколько записей. Вот он перед нами кадры о монументе. (Приложение 1, слайд 1 в сопровождении музыки. Решение билингвальногообразования:  данные, о композиторе даны на казахском языке).

– Звучит музыка композитораЕскендерХасангалиева, прославляющая Казахстан так же, как этот замечательный памятник архитектуры славит не только нашу страну,  а еще и казахский фольклор. И для любого иностранца изображение этого монумента ассоциируется только с Казахстаном, можно сказать, что перед нами один из символов  независимого и толерантного государства. 
– Наша задача – подготовится к сочинению, рассказывающему об этом великом сооружении. Для этого нам надо:

  1. получить информацию о монументе, 
  2. узнать новые слова – архитектурные термины 
    3) составить план сочинения и
    4) просто получить удовольствие от соприкосновения с прекрасным

ІІ. Итак, познакомимся с историей создания. Задача – запомнить информацию и рассказать о Байтереке. (Просмотр 1-5 кадров презентации, сопровождающихся информацией об истории создания   – Приложение 2)

ІІІ. Экскурсия

– А теперь представьте, что кому-то из нас рассказать о сооружении, а мы твои слушатели, пришли на монумент Байтерек для ознакомления. Рассказчик должен  поделиться полученной  информации и свои домашние заготовки.(Выступление ученика в качестве повествователя)

– Давайте поблагодарим нашего гида за интересную экскурсию!

IV. Работа над описанием Байтерека

– Но наша работа не закончена – нам надо описать Байтерек. Для этого понадобятся специальные слова – термины. Вот эти слова. (Рассматриваем приготовленные мной справочные данные, разъясняющие термины)
– Теперь нам легче будет усвоить следующую информацию (Просмотр остальных кадров презентации).

V. Попробуем сами описать, используя усвоенные термины. (Слабым ученикам предлагаются предложения с пропусками на месте слов-терминов, которые они должны вставить).

VI. Работа по составлению плана

– Осталась заключительная часть нашей работы – составление плана. Вот листок, в котором отмечены три части любого сочинения: вступление, основная часть и заключение. Продумаем каждую из них.
– О чем будем говорить во вступлении? Вспомни, какими словами ты начал экскурсию. (Байтерек–  сооружение …)

– Можно ли так начать сочинение? (Да)

– Так и запишем. 

– Какие ещё прилагательные подойдут для описания? Запишем их: прекрасный, удивительный, оригинальный, величественный, сказочный.
– О чем основная часть?

1) История создания.

– Вспомним рассказ рассказчика. Какой тип речи он использовал при этом? (Повествование)

– Правильно. А вот следующая часть сочинения – это описание  монумента и, значит, тип речи будет … (описание) То есть мы будем сочетать разные типы текста.

2) Описание монумента

– Чтобы избежать повтора и других речевых ошибок уточним значения некоторых слов. Дома вы подготовили выписки из словарей, расскажи, что же вы узнали?

(Ученик читает толкование слов «толерантность»,   «возводить», «увенчать»,)

Для справки. Возводить – сооружать, воздвигать, строить. Увенчать – завершить, закончить.

– К словам даётся помета «высокое». Это означает, что такие слова придают речи оттенок торжественности, приподнятости, что очень уместно при описании подобного архитектурного сооружения.

а) башни (сколько их, ярусы, как они украшены)

б) сфера (окраска, рисунок)

в) порталы(сколько их, как украшены)

г) галерея

– И, наконец, заключение. Обычно в нем говорится о личном впечатлении.
– Моё впечатление

– Например, можно сказать, что глядя на этот замечательный монумент мы любуемся необыкновенным мастерством создателей  и идеей Президента, буквально ощущаем то чувство величия Казахстана, которое запечатлели  мастера и передали своим потомкам. Чувствуем гордость за свою Родину и сопричастность к её истории.

– Теперь подумаем о стиле. В нашем сочинении используются термины, даётся познавательная информация. Это признаки какого стиля? /научного/
– Правильно, но мы ещё будем выражать своё восхищение, используя высокую лексику, стараться передать свои эмоции – это характерно для публицистического стиля. Можем использовать сравнения (рисунок сферы мы сравнивали с  яйцомСамурук), эпитеты и метафоры (жемчужина зодчества – это метафора), а это средства художественного стиля.
По такому принципу строится  разновидность научного стиля.

VII. Рефлексия

– Как вы думаете, сможете вы теперь справиться с поставленной задачей – написать сочинение?

– Все справочные материалы урока будут у вас. (Ученик получает: план, тексты, предложения, с которыми работали на уроке)
 

VIII. Домашнее задание

Ваше домашнее задание – написать сочинение «Байтерек – история содружества народов государства».

Приложение

Ескендiр?теген?лыХaсaн?aлиев (1940 жылы Орaлоблысындa ту?aн) - ?ншi (лирикaлы?бaритон), композитор,1984жылы ?aзa?стaнРеспубликaсыны? хaлы?aртисi.??рмaн?aзыaтындa?ыAлмaтымемлекеттiкконсервaториясыны? вокaльды-хорлы?фaкультетiн Е. Виногрaдов пен Н. Шaриповaны?клaсыбойыншaкурсты, ?ль-Фaрaбиaтындa?ы Шымкент м?дениетинститутынбiтiрдi. 1970 жылдaнбaстaп, ?aзa?рaдиосы мен теледидaрыны?солисi. Е. Хaсaн?aлиевтi?орындaум?нерiжо?aр?ык?сiбиде?гейменерекшеленедi. Ол ?aзa?стaнны? белгiлiэстрaдaлы??ншiлерiорындaйтынк?пшiлiккежa?сытaнымaл?ндердi?aвторы. ??рмет» орденiменмaрaпaттaл?a

Монумент «Байтерек» — «Дерево Жизни» в центре Астаны

В Астане, на левом берегу Ишима, напротив Президентского дворца возвышается национальный монумент «Байтерек». Сооружение выстроено из стекла и бетона и отдалённо напоминает «тополь»: металлический «ствол», стоящий на пятистах сваях, удерживает огромный шар массой 300 тонн из стёкол-хамелеонов, меняющих цвет на солнце.

Идея постройки монумента принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, бывшему сталелитейщику, как символ переноса столицы из Алма-Аты вАкмолу в 1997 году.

Значимость «Байтерека», как символа нового этапа в жизни казахского народа, подчеркивается художественной композицией «Аялыалакан» (каз. Аялы ала?ан — «заботливые руки»), с оттиском правой руки президента, расположенной на высоте 97 метров, что символизирует собой 1997 год — год провозглашение Астаны новой столицей государства и соответственно новую точку отсчета в истории страны.

«Байтерек» своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древнихкочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек (каз. Б?йтерек — «тополь», также «опора, защитник»), корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а крона — в небесном.

Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.

«Байтерек» означает молодое, крепкое, растущее дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию

Крупные парковые площади вокруг монумента «Байтерек» в сердце города регулярно используются для проведения необычных мероприятий. В 2010 году по приглашению акимата здесь была организована международная выставка UnitedBuddyBears (содружество медведей) из Берлина. Благодаря этому 125 уникальных произведений искусства, созданные мастерами из разных стран мира, были продемонстрированы в мирном соседстве друг с другом.

 Для строительства «Байтерека» Назарбаев пригласил архитекторов Б. Исламова и А. Рустембекова, инженеров-конструкторов М. Ванштейна и В. Черепанова, дизайнера интерьеров А. Оспанова и других талантливых специалистов. Строительная компания АО «Имсталькон» выполняла инженерные и отделочные работы, а Карагандинский завод металлоконструкций изготовил металлические детали для каркаса. Через 6 лет (1996 — 2002 гг.) в центре Астаны вознёсся в небо монумент Байтерек, ставший символом новой столицы Казахстана..

Символика монумента «Байтерек»

. Народ Казахстана всегда проявлял толерантность по отношению к другим религиям, и неслучайно именно у подножия «Байтерека» в 2003 году впервые в истории человечества представители 17 религиозных конфессий вознесли общую молитву к богу. Монумент «Байтерек» — культурный центр Астаны Монумент «Байтерек», воплощая идею государства, устремлённого в будущее, имеет и утилитарное значение. На подземном уровне (на отметке минус 4,5 метра) находятся аквариум, кафе и небольшая художественная галерея. По «стволу» дереваперемещается скоростной, бесшумный лифт, с помощью которого можно подняться на «небесный» уровень — стеклянный шар с панорамным залом. Отсюда открываются изумительные виды Астаны. По словам Назарбаева, «каждый, кто поднимется наверх «Байтерека», впитает в себя степную ширь Казахстана». В центре зала установлен деревянный глобус, на котором оставили свои автографы представители 17 религий. Рядом с глобусом на столе стоит композиция «Аялыалакан» с оттиском правой руки президента. Туристы верят, что если в этот отпечаток вложить ладонь, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание с элементами повествования»

Республика Казахстан, Алматинская область, Талгарскйи район ОСШ №19, преподаватель русского языка и литературы, уйгурского языка и литературы АШИМОВА САНИЯМ УСМАНОВНА- учитель высшей категории. Ассистент преподаватель русского языка и литературы в национальных класса, сертифицированный учитель по билингвальному образованию АШИМОВА АЛИЯМ ОСМАНОВНА –учитель высшей категории



Урок русского языка

5 класс

Тема урока: Сочинение-описание с элементами повествования


Цель урока:

обучение – научаться формировать речевые умения: обозначать тему, выделять основную мысль; выбрать заголовок, деление на части, записать план ; использование языковых средств.

Развитие: самостоятельности; логического мышления; познавательного интереса, умение пользоваться вторым языком.

Воспитание: творческого отношения к предмету изображения;

Результат обучения: прийти к заключению соответственно художественному стилю используя языковые средства.


ХОД УРОКА

І. Целеполагание

– Приходилось ли вам бывать в Астане?

– Сегодня мы будем говорить об удивительно красивом, величественном монументе Байтерек . Изучая сказку про Алпамыса, мы свами говорили о птице счастья Самурук. Мы тогда свами сделали несколько записей. Вот он перед нами кадры о монументе. (Приложение 1, слайд 1 в сопровождении музыки. Решение билингвального образования: данные, о композиторе даны на казахском языке).

– Звучит музыка композитора Ескендер Хасангалиева, прославляющая Казахстан так же, как этот замечательный памятник архитектуры славит не только нашу страну, а еще и казахский фольклор. И для любого иностранца изображение этого монумента ассоциируется только с Казахстаном, можно сказать, что перед нами один из символов независимого и толерантного государства. 
– Наша задача – подготовится к сочинению, рассказывающему об этом великом сооружении. Для этого нам надо:

  1. получить информацию о монументе, 

  2. узнать новые слова – архитектурные термины 
    3) составить план сочинения и
    4) просто получить удовольствие от соприкосновения с прекрасным


ІІ. Итак, познакомимся с историей создания. Задача – запомнить информацию и рассказать о Байтереке.  (Просмотр 1-5 кадров презентации, сопровождающихся информацией об истории создания – Приложение 2)


ІІІ. Экскурсия

– А теперь представьте, что кому-то из нас рассказать о сооружении, а мы твои слушатели, пришли на монумент Байтерек для ознакомления. Рассказчик должен поделиться полученной информации и свои домашние заготовки.(Выступление ученика в качестве повествователя)

– Давайте поблагодарим нашего гида за интересную экскурсию!


IV. Работа над описанием Байтерека

– Но наша работа не закончена – нам надо описать Байтерек. Для этого понадобятся специальные слова – термины. Вот эти слова. (Рассматриваем приготовленные мной справочные данные, разъясняющие термины)
– Теперь нам легче будет усвоить следующую информацию (Просмотр остальных кадров презентации).


V. Попробуем сами описать, используя усвоенные термины. (Слабым ученикам предлагаются предложения с пропусками на месте слов-терминов, которые они должны вставить ).


VI. Работа по составлению плана

– Осталась заключительная часть нашей работы – составление плана. Вот листок, в котором отмечены три части любого сочинения: вступление, основная часть и заключение. Продумаем каждую из них.
– О чем будем говорить во вступлении? Вспомни, какими словами ты начал экскурсию. (Байтерек – сооружение …)

– Можно ли так начать сочинение? (Да)

– Так и запишем. 

– Какие ещё прилагательные подойдут для описания? Запишем их: прекрасный, удивительный, оригинальный, величественный, сказочный.
– О чем основная часть?


1) История создания.

– Вспомним рассказ рассказчика. Какой тип речи он использовал при этом? (Повествование)

– Правильно. А вот следующая часть сочинения – это описание монумента и, значит, тип речи будет … (описание) То есть мы будем сочетать разные типы текста.


2) Описание монумента

– Чтобы избежать повтора и других речевых ошибок уточним значения некоторых слов. Дома вы подготовили выписки из словарей, расскажи, что же вы узнали?

(Ученик читает толкование слов «толерантность», «возводить», «увенчать»,)

Для справки.  Возводить – сооружать, воздвигать, строить. Увенчать – завершить, закончить.

– К словам даётся помета «высокое» . Это означает, что такие слова придают речи оттенок торжественности, приподнятости, что очень уместно при описании подобного архитектурного сооружения.

а) башни (сколько их, ярусы, как они украшены)

б) сфера ( окраска, рисунок)

в) порталы(сколько их, как украшены)

г) галерея

– И, наконец, заключение. Обычно в нем говорится о личном впечатлении.
– Моё впечатление

– Например, можно сказать, что глядя на этот замечательный монумент мы любуемся необыкновенным мастерством создателей и идеей Президента, буквально ощущаем то чувство величия Казахстана, которое запечатлели мастера и передали своим потомкам. Чувствуем гордость за свою Родину и сопричастность к её истории.

– Теперь подумаем о стиле. В нашем сочинении используются термины, даётся познавательная информация. Это признаки какого стиля? /научного/
– Правильно, но мы ещё будем выражать своё восхищение, используя высокую лексику, стараться передать свои эмоции – это характерно для публицистического стиля. Можем использовать сравнения (рисунок сферы мы сравнивали с яйцом Самурук), эпитеты и метафоры (жемчужина зодчества – это метафора), а это средства художественного стиля.
По такому принципу строится разновидность научного стиля.


VII. Рефлексия

– Как вы думаете, сможете вы теперь справиться с поставленной задачей – написать сочинение?

– Все справочные материалы урока будут у вас. (Ученик получает: план, тексты, предложения, с которыми работали на уроке)

VIII. Домашнее задание

Ваше домашнее задание – написать сочинение «Байтерек – история содружества народов государства».























Приложение


Ескендiр Өтегенұлы Хaсaнғaлиев (1940 жылы Орaл облысындa туғaн) - әншi (лирикaлық бaритон), композитор, 1984жылы Қaзaқстaн Республикaсының хaлық aртисi.Құрмaнғaзы aтындaғы Aлмaты мемлекеттiк консервaториясының вокaльды-хорлық фaкультетiн Е. Виногрaдов пен Н. Шaриповaның клaсы бойыншa курсты, Әль-Фaрaби aтындaғы Шымкент мәдениет институтын бiтiрдi. 1970 жылдaн бaстaп, Қaзaқ рaдиосы мен теледидaрының солисi. Е. Хaсaнғaлиевтiң орындaу мәнерi жоғaрғы кәсiби деңгеймен ерекшеленедi. Ол Қaзaқстaнның белгiлi эстрaдaлық әншiлерi орындaйтын көпшiлiкке жaқсы тaнымaл әндердiң aвторы. Құрмет» орденiмен мaрaпaттaлғa





Монумент «Байтерек» — «Дерево Жизни» в центре Астаны

В Астане, на левом берегу Ишима, напротив Президентского дворца возвышается национальный монумент «Байтерек». Сооружение выстроено из стекла и бетона и отдалённо напоминает «тополь»: металлический «ствол», стоящий на пятистах сваях, удерживает огромный шар массой 300 тонн из стёкол-хамелеонов, меняющих цвет на солнце.

Идея постройки монумента принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, бывшему сталелитейщику, как символ переноса столицы из Алма-Аты вАкмолу в 1997 году.

Значимость «Байтерека», как символа нового этапа в жизни казахского народа, подчеркивается художественной композицией «Аялы алакан» (каз. Аялы алақан — «заботливые руки»), с оттиском правой руки президента, расположенной на высоте 97 метров, что символизирует собой 1997 год — год провозглашение Астаны новой столицей государства и соответственно новую точку отсчета в истории страны.

«Байтерек» своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек (каз. Бәйтерек — «тополь», также «опора, защитник»), корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а крона — в небесном.

Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.

«Байтерек» означает молодое, крепкое, растущее дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию

Крупные парковые площади вокруг монумента «Байтерек» в сердце города регулярно используются для проведения необычных мероприятий. В 2010 году по приглашению акимата здесь была организована международная выставка United Buddy Bears (содружество медведей) из Берлина. Благодаря этому 125 уникальных произведений искусства, созданные мастерами из разных стран мира, были продемонстрированы в мирном соседстве друг с другом.



Для строительства «Байтерека» Назарбаев пригласил архитекторов Б. Исламова и А. Рустембекова, инженеров-конструкторов М. Ванштейна и В. Черепанова, дизайнера интерьеров А. Оспанова и других талантливых специалистов. Строительная компания АО «Имсталькон» выполняла инженерные и отделочные работы, а Карагандинский завод металлоконструкций изготовил металлические детали для каркаса. Через 6 лет (1996 — 2002 гг.) в центре Астаны вознёсся в небо монумент Байтерек, ставший символом новой столицы Казахстана. .

Символика монумента «Байтерек»

. Народ Казахстана всегда проявлял толерантность по отношению к другим религиям, и неслучайно именно у подножия «Байтерека» в 2003 году впервые в истории человечества представители 17 религиозных конфессий вознесли общую молитву к богу. Монумент «Байтерек» — культурный центр Астаны Монумент «Байтерек», воплощая идею государства, устремлённого в будущее, имеет и утилитарное значение. На подземном уровне (на отметке минус 4,5 метра) находятся аквариум, кафе и небольшая художественная галерея. По «стволу» дерева перемещается скоростной, бесшумный лифт, с помощью которого можно подняться на «небесный» уровень — стеклянный шар с панорамным залом. Отсюда открываются изумительные виды Астаны. По словам Назарбаева, «каждый, кто поднимется наверх «Байтерека», впитает в себя степную ширь Казахстана». В центре зала установлен деревянный глобус, на котором оставили свои автографы представители 17 религий. Рядом с глобусом на столе стоит композиция «Аялы алакан» с оттиском правой руки президента. Туристы верят, что если в этот отпечаток вложить ладонь, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Сочинение-описание с элементами повествования

Автор: ФИЛОЛОГИ АШИМОВА САНИЯМ УСМАНОВНА И АШИМОВА АЛИЯМ ОСМАНОВНА

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства