Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. (Слайд 1) | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
1 Обобщение ранее изученного. 2. Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | Проверка д/з. 1 Беседа о звуках и буквах, алфавите. Вопросы и задания к беседе: – На какие группы делятся звуки? – Допишите знаменатель. Дайте общее название составленным рядам звуков. [б]; [в]; [г]; [д]; [ж]; [з] | [п] ? | – Сколько гласных букв включает в себя алфавит? А согласных? – Можно ли смешивать буквы и звуки? Почему? – Проиллюстрируйте примерами схему, раздел – «Звуки». ФОНЕТИКА ЗВУКИ | СЛОГи | Гласные | Согласные | Открытые | Закрытые | Ударные | | Глухие Звонкие | | Безударные | | . Синтаксическая пятиминутка. Камыши и высокие травы опушились блестящим инеем. Карточка №1 Назовите грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор. Белые снежинки падают на землю, и всё вокруг застилается мягким покрывалом. Карточка №2 Назовите грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор. Красны, ясны и тихи зимние дни. IV. Распределите по алфавиту 1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка. 2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка. V. Словарная работа. -Ребята, как вы понимаете слово «позёмка». -Сделаем морфемный разбор этого слова. - Где мы будем смотреть лексическое значение слова ( Толковый словарь, учебник стр. 306). - Составьте устно с этим словом предложение. - Произнесите ВЬЮГА…что услышали - Кто уже догадался, о чем будет наш сегодняшний разговор? - Конечно же, о двойной роли букв е, ё, ю, я. - Как будет звучать тема нашего урока? (Слайд ) тема урока - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока: двойная роль букв е, ё, ю, я. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что нам сегодня предстоит усвоить? - Правильно, в ходе урока мы должны усвоить знания о фонетике русского языка; показать соотношение фонетики и орфографии, произношения и правописания. | Учащиеся рассказывают о буквах и звуках по составленным планам ответа Комментируют ответы учащихся . Делают синтаксический разбор Двое учащихся по карточкам Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. 2 ученика работают на доске со словами Хором произносят Отвечают Запись учащимися числа, темы урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка (пауза релаксации) | Работа с материалом учебника. Объяснение нового материала. 1. Чтение теоретического материала на с. 13. 2. Выполнение задания (коллективная работа): – найдите в тексте слова с буквами е, ё, ю, я; – укажите при помощи транскрипции, какие звуки они обозначают. На доске: снег с [н э] г позёмка по [з о] мка клюшка к[л у]шка гирлянда гир[л а] да Учитель: -Где стоят буквы е, ё, ю, я в этих словах. (После согласных). - Сколько и какие звуки они обозначают ? - После каких согласных звуков они стоят? ( После мягких). На доске: ёлка [йо]лка вьюга вь[йу]га боец бо[йэ]ц ясно [йа]сно Учитель: - Где стоят в этих словах буквы е, ё, ю, я ? (В начале слова, после ь, после гласных). - Сколько и какие звуки они обозначают? Учитель:- Из наблюдений над данными словами делаем вывод: буквы е, ё, ю,я обозначают два звука, если они стоят : 1) в начале слова; 2) после гласных; 3) после разделительных ъ,ь . | Читают текст упражнения, отвечают на вопросы. Выражают собственную точку зрения Закрепляют понятие «транскрипция», записывают в тетрадь значение слова, запоминают его написание. Записывают слова в тетради, делают транскрипцию. Выполняют физкультминутку для глаз и рук | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. |
Закрепление изученного материала | Закрепление изученного материала 1. Выполнение упражнений 27–28 (устно) на с. 13, 14. 2. Отработка орфоэпических норм произношения в словах из упражнений 30, 31 на с. 14. 3. Выполнение упражнений 29, 32 (письменно) на с. 14, 15. 1. Из упражнения возьмем пять слов : письмо, мысль, баян, юг, еда и сделаем транскрипцию этих слов. Определите сколько звуков и букв 2. Работа с сигнальными карточками. Зеленая- один звук Красная- два звука Метель, лес, ёлка, юла, каюта, люк, съёмка, день, ярко, подъезд. Знакомство с заданием А4 (ГИА) (слайд) Задание 5. Тестовое задание. А4. Укажите ошибочное суждение. В слове ДАЛЬНЮЮ количество букв совпадает с количеством звуков. В слове (В) ЖИВЫХ первый звук — звонкий твёрдый согласный [ж]. В слове СОЛНЕЧНЫЙ согласный звук [л] непроизносимый. В слове ДЕРЕВЬЯ мягкий знак не только обозначает на письме мягкость предшествующего согласного [в'], но и указывает на то, что буква Я обозначает два звука: [й'а]. Тест по теме «Фонетика». Способ проверки- взаимопроверка. В конце работы на доску учитель вывешивает ответы. Уч-ся проверяют и выставляют оценки: «5»- верно выполнено пять заданий, «4»- верно четыре задания. I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: 1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими: 1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Назовите слова, которые отступают от данного правила: 1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри. | Работают в группах, выписывают слова из упр. 21 Отвечают на вопросы учебника, высказывают собственное мнение. Выполняют тестовое задание, комментируют выбор ответа | УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения, формулировать ответ ). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. Итоги урока | Охарактеризуйте употребление букв и звуков в слове я. (Одна буква обозначает два звука: [й'], [a].) Игра «Дай сигнал». Описание: учащиеся хлопком в ладоши «сигналят», если услышали слова, в которых буквы могут передавать два звука. Учитель диктует слова: дождя, бури, вьюги, счётчик, съезд, весна, лён, ружья, солнце, поздняя, воробей, знания. Восстановите текст. В русском языке е,ё,ю,я передают 2 звука, если ________ и один, если……. Ребята, как вы оцениваете нашу работу на уроке, что понравилось, какие были трудности. -Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Восстанавливают текст Оценивают свою работу и работу одноклассников | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |