№
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я
Цели: 1) вспомнить, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука;
2) учить называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я;
3) учить пользоваться толковым словарём;
4) развивать словарный запас учащихся;
5) учить комплексной работе с тексом.
Задачи: 1.продолжить формировать у учащихся понятие о науке лингвистике, о функции и элементах языка;
2.продолжить развивать речь учащихся, умение выполнять фонетический разбор слов;
3.продолжить воспитывать желание быть полиглотом, уважение к русскому языку, осознание того, что необходимо знать наряду с родным языком и другие языки.
Учащиеся готовятся к уроку.
1. Орг.момент
А) Приветствие
Б) Психологический настрой
В) Деление на группы
Учитель приветствует учащихся
Сегодня мы продолжаем работать над темой «Фонетика». Вспомните, что изучает фонетика, что такое транскрипция слова.
А сейчас мы вспомни, что изучили в разделе «Синтаксис».
Синтаксическая пятиминутка.
Работа у доски по карточкам ( 3 уч-ся).
Карточка №1
-Назовите грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор.
Тихо шелестит упавший с дерева лист.
Карточка №2
-Назовите грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор.
Первый луч солнца пробежал по верхушкам деревьев.
Карточка №3
- Назовите грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор.
Волнистый след еще долго тянулся за пароходом.
Учащиеся приветствуют друг друга
Учащиеся выполняют задания по карточкам
2. Актуализация знаний
На доске написаны слова:
снег с [н э] г
позёмка по [з о] мка
клюшка к[л у]шка
гирлянда гир[л а] да
Учитель: -Где стоят буквы е, ё, ю, я в этих словах. (После согласных).
- Сколько и какие звуки они обозначают ?
- После каких согласных звуков они стоят? ( После мягких).
На доске:
ёлка [йо]лка
вьюга вь[йу]га
боец бо[йэ]ц
ясно [йа]сно
Учитель: - Где стоят в этих словах буквы е, ё, ю, я ? (В начале слова, после ь, после гласных).
- Сколько и какие звуки они обозначают?
Учитель:- Из наблюдений над данными словами делаем вывод: буквы е, ё, ю,я обозначают два звука, если они стоят :
1) в начале слова;
2) после гласных;
3) после разделительных ъ,ь.
Уч-ся делают словарную работу, отвечают на вопросы, делают выводы.
3.Усвоение новых знаний
Упр. 249 стр. 111 Спишите данные слова.
Упр. 250. стр. 111 Словарный диктант Вставьте пропущенные буквы
Упр. 251.стр 112. Выпишите слова, в которых гласные е,ё,ю,я обозначают два звука.
Уч-ся записывают число, классную работу, тему урока в тетрадях. Слушают, записывают, делают упражнения самостоятельно
4.Закрепление
Упр. 253. стр. 112. Учебная задача. Выпишите слова, в которых гласные е,ё,ю,я обозначают два звука.
Уч-ся работаю над текстом упражнения, выписывают слова в которых гласные обозначают два звука.
5.Рефлексия
Постер «Дерево знаний»
Заполняют постер стикерами.
6.ОО и ОдО
Предлагается заполнить листы самооценивания и взаимооценивания
Уч-ся заполняют листы взимооц. и самооц.
7.Домашнее
задание
Упр. 252. стр. 112
Упр. 255. стр. 113
Записывают в дневник и в тетрадь
Карточка №1
-Назовите грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор.
Тихо шелестит упавший с дерева лист.
Карточка №2
-Назовите грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор.
Первый луч солнца пробежал по верхушкам деревьев.
Карточка №3
- Назовите грамматическую основу предложения. Составьте схему предложения. Устно сделайте синтаксический разбор.
Волнистый след еще долго тянулся за пароходом.