Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
Цель урока: закрепить знания о том, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один и два звука; умение называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
Ход урока:
1.Посмотрите на тему сегодняшнего урока: знакома она вам? Да, целью прошлого нашего урока было познакомиться с двойной ролью букв Е, Ё,Ю,Я. Тогда какова будет цель нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете? (уч-ся пытаются сформулировать цели урока)2.Повторение.
С чего обычно начинается наш урок? С повторения. Пусть так будет и сегодня. Составить на доске таблицу о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я и, пользуясь ею, рассказать материал.
1 человек к доске - работа по карточке: выполнить синтаксический разбор предложения, сделать транскрипцию выделенных слов.
Суровая вьюга занесла тропинки в лесу.
Работа с классом. На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым разделом науки о языке. Как он называется и что изучает, чему учит нас? (Орфоэпия).
На доске записаны слова, прочитайте их правильно.
АТЕЛЬЕ МОДЕЛЬ ПАРТЕР ТЕМА ТЕКСТ
АНТЕННА ДОСУГ КОНЕЧНО КИЛОМЕТР
ГАНТЕЛИ ИНТЕРВЬЮ МУЗЕЙ АКАДЕМИЯ
ЧТОБЫ ЯИЧНИЦА ШОССЕ АЛФАВИТ.
Составить с одним из них предложение с прямой речью, начертить схему.
3. Закрепление.
-Записать слова, сделать их транскрипцию, указать количество букв и звуков:
ПОЕЗД, КАЮТА, ДАЕТ, ЛЬЕТ, ЯСЕНЬ, ЛЮК, ЗЕМЛЯ,ЛЮБИМАЯ, ПОДЪЁМ, ВЬЮЖНЫЙ.
-Какую орфограмму мы находим в последних двух словах? ( разделительные Ь и Ъ знаки).
-Когда мы пишем Ъ? Ь?
4. Работа с перфокартами, проверка:
Несъедобный объёмный серьёзно
Предъюбилейный ружьё необъятный
Добьется подъем предъявить
Съежится муравьи взъерошить
Листья льется съездил
Объединил подъехал прольет
Собьются вьется объявление
Необъятный объяснить вьюга
Объединить разъяснить барьер.
5. Назовите слова, связанные с приближающимся праздником Нового года, в которых буквы Е, Ё,Ю,Я обозначают два звука. Кто больше? (елка, ель, вьюга, поздравляю, фейерверк, снежные…) На Новый год принято поздравлять друзей с праздником. Составьте диалог, используя придуманные слова. Как оформляется диалог?
Проверка.
Вывод по уроку: что повторили? закрепили? Достигнута ли цель, поставленная в начале урока?
.