Конспект урока русского языка в 5 классе по теме
«Двойная роль букв е, ё, ю, я»
Автор работы: Нигматзянова Р.С.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 6 г. Азнакаево» РТ
Учебник: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и д.р. – М.: Просвещение, 2013.
Название раздела: «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».
Цели урока: 1) знать, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 и 2 звука; уметь называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; 2) развивать умение обозначать звуки на письме транскрипцией, познавательный интерес к русскому языку; 3) воспитывать любовь к природе, к русскому слову и речевой культуре.
Технологии: системно-деятельностный подход, проблемное обучение, игровая, (ИКТ) коммуникативная технология, элементы здоровьесберегающей технологии.
Время реализации: 45 мин
Тип урока: урок объяснения и усвоения нового материала
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые.
Формы деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран для проекции слайдов.
Оборудование (подручное): карточки, толковые и орфоэпические словари, доска, мел, учебники.
Наглядно-дидактические материалы: презентация, карточки-задания дифференцированного характера (на 7 странице).
Методическая литература: Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2011.
Интернет-ресурсы: 1) http://alexey-savrasov.ru/kartina/18.php ;
2) http://1001kartina.su/2011/12/14/zimnyaya-doroga-alekseya-savrasova/
3) http://www.kidly.ru/besedy-o-iskusstve/k-f-yuon-konec-zimy-polden.html
4) http://www.zavuch.info/methodlib/401/
Рекомендация пользователю: Урок апробирован. Если работать в темпе, всё можно успеть. Для этого на слайдах поставлено время. Прежде чем использовать презентацию, внесите коррективы во времени (под своих учеников) или просто переставьте на «щелчки».
Ход урока.
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы выясним, какие две роли выполняют буквы «е», «ё», «ю», «я», научимся различать буквы и звуки, называть звуки, обозначаемые буквами «е», «ё», «ю», «я» … (Слайд № 1 с темой урока и целями.)
II. Актуализация прежних знаний.
- На доске и на слайде № 2 по щелчку появляется предложение на фоне репродукции картины А. Саврасова «Зимняя дорога») записано предложение с пропущенными буквами… Ребята, кто скажет, какие буквы мы должны вставить в слова и почему? … (Орфографическая работа) … прочитай нам, (имя ученика), пожалуйста, предложение… Это первая строчка из стихотворения известного русского поэта 19 века. Кто назовёт этого поэта?.. (А.С. Пушкин.) Название стихотворения? («Зимний вечер».) (На 2 слайде по щелчку появляются название стихотворения и его автор.) Теперь задания к данному предложению.
Работа (индивидуальная) у доски.
А) Подчеркнуть грамматическую основу предложения, уже записанного на доске с пропущенными буквами, и надписать над словами части речи, которыми они являются. (1 ученик –«сильный»- из 1 группы)
Буря мглою н..бо кро..т, вихр.. сне..ные крутядеепр… (Деепричастный оборот заранее отмечен, деепричастие обозначено и указано об изучении этой части речи в 7 классе).
Б) Выписать из данного предложения указанные виды словосочетания. (2 ученика –«хорошисты»- из 2 группы)
… (сущ. + глаг.) – глагольное словосочетание. Ответ: Небо кроет (сущ. + глаг.) – глагольное с/с.
… (сущ. + прилаг.) – именное словосочетание. Ответ: Вихри снежные (сущ. + прилаг.) – именное с/с.
В) Выполнить разбор слова по составу - разбор № 2. (1 ученик -«слабый»- 3 группа)
Снежные
Работа (индивидуальная) за партами по карточкам.
Г) Выполняют задания по карточкам 2 ученика (за партой).
Карточка № 1. (1 ученик из 2 группы.)
Вставьте пропущенные буквы и графически объясните орфограммы.
В..сёлые п..мощники, приш..л п..раньше, про..ба посп..шить, чудес(?)ная мес(?)ность.
Весёлые помощники, пришёл пораньше, просьба поспешить, чудесная местность.
Карточка № 2. (1 ученик из 3 группы.)
Разделить слова на 2 группы, направляя их стрелочками: 1) ь – обозначает мягкость согласного, 2) ь – является разделительным знаком.
ель, вьюга, воробьи, листья, пеньки, просьба, серьёзная.
Проверка задания с помощью слайда № 3.
- Ребята, четыре слова из этой карточки нам понадобятся для последующей работы по теме урока и мы их увидим на следующем слайде.
Д) Лексическая работа (фронтальная). Работа с толковым словарём (словарь заранее дан ученику, страница заложена, слово помечено). Слово Мгла.
- Ребята, поднимите руки те, кто знает значение слова «мгла» из нашего предложения?.. А теперь сверимся со словарём…
III. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы (создание проблемной ситуации).
- Гласных звуков – 6. Букв – 10. Посмотрим на слайд! (На слайде № 4 даны гласные буквы и звуки.) Наша цель – выяснить, куда делись 4 гласные буквы. Куда они спрятались? «Хитрые» буквы…
Исследовательская работа.
- Представьте такую ситуацию: Вы укололись о хвою ели и вскрикнули: … «Ель!» Нам отчётливо будет слышится в начале слова [й’э] ль. (На 4 слайде появляется слово «ель», затем последующие слова) Вскрикнем: «Ёж!» … Скажем: «Яма!» … «Юла» …
- В слове «кроет» нашего предложения есть буква «е». Как звучит это слово? (1 ученик произносит слово по звукам, потом на сладе 4 появляются слова из разобранного предложения.)
Ель - [й’э] ль, кро[й’э]т, въ[й’э]зд, [н’э]бо
Ёж - [й’о] ж, серь[й’о]зная
Яма - [й’а] ма, листь[й’а]
Юла - [й’у] ла, мгло[й’у], вь[й’у] га, кру[т’а]
- Посмотрите на слайд и подумайте, в каких случаях гласные буквы «е», «ё», «ю», «я» в словах при звучании дают два звука, а в каком – только один. Кто сейчас сможет выразить свои мысли по поводу наших «хитрых» букв? … (Ответы учеников.)
Вывод учителя о двойной роли гласных «е», «ё», «ю», «я» с помощью таблицы на слайде № 5.
Чтение правила учеником на стр.127.
IV. Закрепление материала.
IV.1. Выполнение упр. 304. (Слайд № 6.) Чтение задания 1 учеником. 3 позиции -3 колонки. Учитель делит часть доски на три колонки и комментирует: «Выписываем по три слова в колонки: в первую колонку слова, в которых гласные «е», «ё», «ю», «я» стоят в начале слова, во вторую – после гласной, в третью – после разделительного «ъ» или «ь».
1) 2) 3)
Задание по рядам (групповая работа) у доски: заполнить первую колонку – 1 ряду, 2 – 2 ряду, 3 – 3 ряду. (По 3 слова в каждую колонку.)
Вывод (фронтальный): Буквы «е», «ё», «ю», «я» в 1 колонке обозначают 2 звука, во 2 колонке - 1 звук, в третьей - 2 звука.
Вывод ученика о двойной роли гласных «е», «ё», «ю», «я» с помощью таблицы на слайде № 7.
V. Орфоэпическая работа по слайду № 8.
VI. Физкультминутка с заданиями на слайдах № 9 и № 10.
- Выполним зарядку для глаз. Вам (обращаясь к классу) нужно будет сидеть «с прямой спинкой», смотреть на экран и следить глазами за движущимися предметами.
VII. Самостоятельная работа по заданию на слайде № 11 (5 минут). Отметить, что подобное задание – упр. 306 будет задано дом для 1, 2 групп.
Через 5 мин. проверка по слайду № 12.
Среди данных слов оказались и такие, которые мы не смогли записать ни в первую колонку, ни во вторую. Почему согласные не смягчаются? (Ответ: В русском языке есть согласные, не имеющие пары по мягкости – твёрдости…)
Вывод о том, что гласные «е», «ё», «ю», «я» могут стоять и после твёрдых непарных согласных.
VIII. 1. Вывод по теме урока с опорой на слайд № 13.
VIII. 2. Закрепление правила. Игра «Третий лишний». (Слайд № 14.)
- В каждой строчке вам будут даны по 3 слова. Если лишним по количеству звуков в буквах е, ё, ю, я Вы сочтёте слово, которое в ряду стоит слева – и слева от вас, то поднимете левую руку, если справа – правую руку, если посерединке – примите «позу Наполеона» - скрестите руки перед собой.
- Итак, лишнее слово в строке «А»? (Дети принимают позу, соответствующую ответу.)
- В строке «Б»? … В строке «В»? … В строке «Г»? …
Ответы выделены красным цветом: А. Яма, семья, зарядка.
Б. юла, крючок, каюта. В. Ёлка, поёт, мёд. Г. Ель, съел, небо.
IX. Задание на дом с объяснениями (слайд № 15).
Д\з: 1) параграф 61 изучить, правило со стр. 127 выучить.
2) упр. 305 – III гр., 306 – I, II гр.
Х. 6. Закрепление материала (слайд № 16). Учащиеся заменяют одним словом данные высказывания и выполняют экспресс-тест (слайды № 17, № 18, № 19).
ХI. 1. Вывод урока по стихотворению А.С. Пушкина «Зимний вечер» и рефлексия. (Слайды № 20, № 21.)
- Ребята, кто желать сказать, что он узнал на этом уроке? Начинаем свои предложения словами «я на этом уроке узнал…», «я научился…», «мне захотелось…» … (Вывод урока.)
ХI. 2. Устное мини-сочинение (составление предложений) по картине А. Саврасова «Зимняя дорога» (слайд № 20).
- Перед Вами репродукция картины А. Саврасова «Зимняя дорога». Какие ассоциации, мысли у Вас появились? Выскажитесь …. А кто подобную картину видел в жизни? И где?... Когда?... (Рассказы учеников о поездках, деревенском пейзаже, времени года…)
ХI. 3. Выставление оценок с комментариями.
ХI. 4. Если осталось время до конца урока, учащиеся могут выполнять домашнее задание.
Приложение.
Карточки для индивидуальной работы.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Карточка № 1.
Вставьте пропущенные буквы и графически объясните орфограммы.
В..сёлые п..мощники, приш..л п..раньше, про..ба посп..шить, чудес(?)ная мес(?)ность.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Карточка № 2.
Разделите слова на 2 группы, направляя их стрелочками:
1) ь – обозначает мягкость согласного, 2) ь – является разделительным знаком.
ель
вьюга
воробьи
листья
пеньки
просьба
серьёзная.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Самоанализ урока русского языка в 5 классе по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я» учителя Нигматзяновой Р.С.
Данная тема по тематическому плану рассчитана на 1 час и входит в общий раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».
Целесообразность урока объясняется программными требованиями: учащиеся должны показать знания о двойной роли букв «е», «ё», «ю», «я»: в каких случаях они могут обозначать 1 и в каких – 2 звука, умение называть звуки, обозначаемые буквами «е», «ё», «ю», «я» и обозначать их на письме транскрипцией.
Цель урока соответствует программным требованиям, содержанию материала, возрастным и психологическим особенностям детей, необходимому уровню подготовки обучающихся, месту в системе уроков по данной теме.
Цели урока: 1) знать, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 и 2 звука; уметь называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; 2) развивать умение обозначать звуки на письме транскрипцией, познавательный интерес к русскому языку; 3) воспитывать любовь к природе, к русскому слову и речевой культуре.
Первоопределяющим плана урока является целеполагание и мотивация обучения. При составлении содержания учебного материала я исходила из целей урока и общедидактических принципов обучения: учёт возрастных особенностей, доступность, систематичность и последовательность в формировании ЗУН, научность.
Для создания мотивационной среды приобретения знаний применялись такие методы, как эмоциональное поощрение, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, сотрудничество в деятельности.
Стремление к успеху способствует активности учащихся на уроке, позволяет создать ситуацию, когда ребёнок может правильно ответить. Вместе взятые дидактический и психологический принцип обучения способствуют прочному усвоению знаний и достижению целей урока
Исходя из целей урока и принципов обучения, выстраивалась система методических приёмов или технология урока. Методические приёмы способствовали как решению педагогических задач, так и задач из области психологии: привитие устойчивой мотивации к знаниям через познавательную активность. В данном случае мною был определён тип урока – объяснение нового материала и сочетание различных методов, приёмов и форм проведения занятий: работа фронтальная, индивидуальная (у доски, по карточкам), в группах; создание проблемной ситуации, исследовательская работа, игровая и практическая, самостоятельная работы, комментирование работ одноклассников.
Достижению поставленных целей и более чёткой реализации используемых мною методических приёмов способствовало использование оборудования урока: компьютер, проектор, экран. Применение ИКТ на уроке увеличило объём выполняемой работы, следовательно, к теме удалось подойти с разных сторон, повысило скорость выполнения заданий, активизировало познавательную деятельность учащихся и усилило воспитательные функции урока.
Знакомство с новой темой началось с постановки цели урока и интриги: указать автора предложения и назвать источник-произведение, для создания эмоционального настроя. Были организованы повторение изученного с целью подготовки к восприятию, усвоению нового материала. Содержание заданий было сориентировано на дифференцированную работу.
При изучении нового материала шло наблюдение над языковым материалом, введены элементы исследовательской работы. Учащихся были вовлечены в активную работу по восприятию и осмыслению нового материала.
При закреплении материала использовались задания, обеспечивающие процесс первичного закрепления знаний и умений, применения их на практике: выполнение упражнения из учебника, задания на слайде (подобное – домашнее задание к следующему уроку), устное сочинение по репродукции картины А. Саврасова, тестирование в форме игры, что позволяет детям расслабиться, то есть используется здоровьесберегающая технология, что актуально сейчас, на уроке проведена и физкультминутка для глаз .
В конце урока был проведён инструктаж о выполнении домашнего задания (домашняя работа при этом соответствовала целям и задачам урока). Поставлены оценки и прокомментированы.
Таким образом, на всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Считаю, что содержание урока и применяемые приёмы организации ученической деятельности способствовали формированию новых знаний учащихся, которые потребуются при контроле знаний, в конечном счёте, при подготовке к ГИА и ЕГЭ, формированию умений применять знания во вновь созданной ситуации.
В целом само содержание урока, применение дидактических и психологических принципов решают следующие проблемы: дисциплины, объективного оценивания, создания благоприятного психологического климата, организации ученической деятельности на уроке.
Интенсивность урока с учетом физических и психологических особенностей обучающихся была оптимальной. Поставленные цели были достигнуты.
Основные этапы урока
Организационный момент Мотивация к учебной деятельности..
Актуализация прежних знаний.
Объяснение нового материала (исследовательская работа с выводом).
Закрепление материала (выполнение тренировочного упражнения с выводом).
Орфоэпическая работа.
Физкультминутка
Самостоятельная работа с самопроверкой по слайду и выводом-правилом, который в учебнике отсутствует, но относится к теме урока.
Вывод-правило по теме урока и закрепление его игрой «Третий лишний».
Домашнее задание с объяснениями.
Закрепление материала с помощью экспресс-теста.
Вывод урока и рефлексия, выставление оценок с комментированием.
Стр. 10