Цель урока: Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработать первичные умения и навыки учащихся. Развивать умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука. Воспитать интерес к русскому языку, любовь к природе.
Ход урока
Орг. Момент.
Самоопределение к деятельности:
- Ребята, вы верите в чудеса?
- В сказки вы верите?
- Какой праздник к нам приближается?
- Новый год – это волшебный праздник. Вы согласны со мной?
-Давайте на этом уроке создадим волшебство, волшебную атмосферу своими руками, своим делом, своей речью, своими словами и посетим волшебную страну эльфов и гномов. Эта страна называется «Звукландия».
II. Актуализация знаний.
1. Лингвистическая разминка
Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.
а) Закричал охотник: “ОЙ! Двери гонятся за мной!» (звери)
б) «Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке». (маки)
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
–Какой вывод, ребята, напрашивается?
- Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения.
- А какой раздел науки о языке изучает буквы и звуки?
- Фонетика.
- А теперь давайте докажем жителям сказочной страны, что мы хорошо знаем фонетику, иначе не откроются перед нами двери нашей сказочной страны.
2. Блиц-опрос.
Что такое фонетика?
Звуки делятся на …
Гласные бывают …
На какие звуки делятся согласные?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных звуков в русском языке?
Формулирование темы и цели урока
- Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо расшифровать фразу, зачеркивая буквы Ф,Х,М,Ц,И. (детям раздаются листочки с зашифрованной темой)
Д
Ф
В
О
Х
Й
М
Н
А
Ц
И
Я
Ф
Х
Ф
М
Р
Ц
И
Ф
О
Х
Л
Ь
Б
Ф
Х
У
М
Ц
К
И
Ф
В
Х
Ц
Е
Ф
Х
Ц
Ё
М
И
Ф
Ю
Х
Ц
Я
- Молодцы. Эти буквы ребята – особенные. У них есть своя тайна, чтобы раскрыть тайну этих букв, нужно познакомиться с таблицей.
- Но прежде чем познакомиться с таблицей, давайте поставим цель урока (дети устно говорят цель урока). Молодцы.
- У вас на столах лежит таблица согласных букв Е,Ё,Ю,Я
IV. Объяснение нового материала
мера
ем
боец
отъезд
полёт
ёлка
приём
съёмка
клюв
юг
каюта
вьюга
сяду
яблоко
стоят
обезьяна
Ученики формулируют правило.
Таблица-схема № 1.
Обозначают мягкость согласного
(один звук)
Обозначают два звука, если стоят:
в начале
слова
после Ъ и Ь
после
гласных
Е – [э]
Мера - [ м‘]
ем - [й]
[э]
отъезд - [й]
[э]
Боец - [й]
[э]
Ё – [о]
полёт - [ л‘]
ёлка -[й]
[о]
съёмка -[й]
[о]
приём - [й]
[о]
Ю – [у]
клюв - [ л‘]
юг - [й]
[у]
вьюга - [й]
[у]
каюта - [й]
[у]
Я – [а]
сяду - [с‘]
ясный - [й]
[а]
обезьяна- [й]
[а]
стоят - [й]
[а]
V. Закрепление
- Молодцы. Тему я вижу, что вы усвоили. Теперь вы знаете, когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука, а когда один. И мы на пути к успеху.
- Итак, первое задание.
- В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук.
- А сейчас мы с вами выполним небольшую работу в группах, для сначала прослушаем стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро», которое приготовил нам Шестаев Виталий и определим его тему. (Тема природы и любви).
- Теперь поработаем с некоторыми словами из этого произведения. Делимся на 2 группы. Вам нужно:
1-я группа: Придумать как можно больше слов, используя буквы из слова ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ (только существительные ед. и мн. числа);
2-я группа: Укажите количество букв и звуков в словах МОРОЗ, ПРОСНИСЬ, ВЗОРЫ, НОСИЛАСЬ, СТОЛЬ. (Трое учеников работают у доски)
- Следующее задание, которое приготовила нам страна называется «Игра - задача».
- У вас на столах лежат листочки с названием цветов, ваша задача распределить цветы на два букета, в первый букет входят цветы, где буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука, во второй – один звук.
- Переходим к следующему заданию, под названием «Проверь себя»
Тест.
1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука
а) тёс; б) ёлка; в) счёт
2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв. а) ель; б) ест; в) есть
3. Какая буква не даёт два звука? а) ь; б) ю; в) я
4. В каком слове звуков меньше чем букв? а) наугад; б) набекрень; в) надвое
5. Сколько звуков в слове объяснение?
а) 9
б) 10
в) 11
6. В каком слове есть звук [й]?
а) рябина;
б) каёмка;
в) кисти
Правильные ответы
1. б) ёлка
2. б) ест
3. а) у
4. б) набекрень
5. в) 11
6. б) каёмка
Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4»,
если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3».
«5» - 6 балл. «4» - 5 балл. «3» - 3 - 4 балл
IX. Рефлексия
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).
- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).
-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
- Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока, отвечали на вопросы, составили алгоритм работы, выполняли упражнения и очень много работали. Я благодарю вас за урок! Спасибо!
X. Д/З Из стихотворения А. Прокопьева «Волна» выписать слова с где буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два и один звука.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я»
Класс: 5 «Б»
Открытый урок по русскому языку
Тема: Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я
Цель урока: Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработать первичные умения и навыки учащихся. Развивать умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука. Воспитать интерес к русскому языку, любовь к природе.
Ход урока
Орг. Момент.
Самоопределение к деятельности:
- Ребята, вы верите в чудеса?
- В сказки вы верите?
- Какой праздник к нам приближается?
- Новый год – это волшебный праздник. Вы согласны со мной?
-Давайте на этом уроке создадим волшебство, волшебную атмосферу своими руками, своим делом, своей речью, своими словами и посетим волшебную страну эльфов и гномов. Эта страна называется «Звукландия».
II. Актуализация знаний.
1. Лингвистическая разминка
Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.
а) Закричал охотник: “ОЙ! Двери гонятся за мной!» (звери)
б) «Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке». (маки)
в) Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. (коне)
г) На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. (лес)
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
–Какой вывод, ребята, напрашивается?
- Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово, меняется значение целого предложения.
- А какой раздел науки о языке изучает буквы и звуки?
- Фонетика.
- А теперь давайте докажем жителям сказочной страны, что мы хорошо знаем фонетику, иначе не откроются перед нами двери нашей сказочной страны.
2. Блиц-опрос.
Что такое фонетика?
Звуки делятся на …
Гласные бывают …
На какие звуки делятся согласные?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных звуков в русском языке?
Формулирование темы и цели урока
- Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо расшифровать фразу, зачеркивая буквы Ф,Х,М,Ц,И. (детям раздаются листочки с зашифрованной темой)
Д
Ф
В
О
Х
Й
М
Н
А
Ц
И
Я
Ф
Х
Ф
М
Р
Ц
И
Ф
О
Х
Л
Ь
Б
Ф
Х
У
М
Ц
К
И
Ф
В
Х
Ц
Е
Ф
Х
Ц
Ё
М
И
Ф
Ю
Х
Ц
Я
- Молодцы. Эти буквы ребята – особенные. У них есть своя тайна, чтобы раскрыть тайну этих букв, нужно познакомиться с таблицей.
- Но прежде чем познакомиться с таблицей, давайте поставим цель урока (дети устно говорят цель урока). Молодцы.
- У вас на столах лежит таблица согласных букв Е,Ё,Ю,Я
IV. Объяснение нового материала
мера
ем
боец
отъезд
полёт
ёлка
приём
съёмка
клюв
юг
каюта
вьюга
сяду
яблоко
стоят
обезьяна
Ученики формулируют правило.
Таблица-схема № 1.
Обозначают мягкость согласного
(один звук)
Обозначают два звука, если стоят:
в начале
слова
после Ъ и Ь
после
гласных
Е – [э]
Мера - [ м‘]
ем - [й]
[э]
отъезд - [й]
[э]
Боец - [й]
[э]
Ё – [о]
полёт - [ л‘]
ёлка -[й]
[о]
съёмка -[й]
[о]
приём - [й]
[о]
Ю – [у]
клюв - [ л‘]
юг - [й]
[у]
вьюга - [й]
[у]
каюта - [й]
[у]
Я – [а]
сяду - [с‘]
ясный - [й]
[а]
обезьяна- [й]
[а]
стоят - [й]
[а]
V. Закрепление
- Молодцы. Тему я вижу, что вы усвоили. Теперь вы знаете, когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука, а когда один. И мы на пути к успеху.
- Итак, первое задание.
- В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук.
- А сейчас мы с вами выполним небольшую работу в группах, для сначала прослушаем стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро», которое приготовил нам Шестаев Виталий и определим его тему. (Тема природы и любви).
- Теперь поработаем с некоторыми словами из этого произведения. Делимся на 2 группы. Вам нужно:
1-я группа: Придумать как можно больше слов, используя буквы из слова ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ (только существительные ед. и мн. числа);
2-я группа: Укажите количество букв и звуков в словах МОРОЗ, ПРОСНИСЬ, ВЗОРЫ, НОСИЛАСЬ, СТОЛЬ. (Трое учеников работают у доски)
- Следующее задание, которое приготовила нам страна называется «Игра - задача».
- У вас на столах лежат листочки с названием цветов, ваша задача распределить цветы на два букета, в первый букет входят цветы, где буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два звука, во второй – один звук.
- Переходим к следующему заданию, под названием «Проверь себя»
Тест.
1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука
а) тёс; б) ёлка; в) счёт
2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв. а) ель; б) ест; в) есть
3. Какая буква не даёт два звука? а) ь; б) ю; в) я
4. В каком слове звуков меньше чем букв? а) наугад; б) набекрень; в) надвое
5. Сколько звуков в слове объяснение?
а) 9
б) 10
в) 11
6. В каком слове есть звук [й]?
а) рябина;
б) каёмка;
в) кисти
Правильные ответы
1. б) ёлка
2. б) ест
3. а) у
4. б) набекрень
5. в) 11
6. б) каёмка
Если у вас 6 правильных ответов, то получаете – «5», если 5 правильных ответа – «4»,
если правильно ответили на 4 и меньше вопроса, то получаете – «3».
«5» - 6 балл. «4» - 5 балл. «3» - 3 - 4 балл
IX. Рефлексия
- Чему был посвящен урок? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).
- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).
-Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
- Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока, отвечали на вопросы, составили алгоритм работы, выполняли упражнения и очень много работали. Я благодарю вас за урок! Спасибо!
X. Д/З Из стихотворения А. Прокопьева «Волна» выписать слова с где буквы Е,Ё,Ю,Я имеют два и один звука.
2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв.
а) ель; б) ест; в) есть
3. Какая буква не даёт два звука?
а) ь; б) ю; в) я
4. В каком слове звуков меньше чем букв?
а) наугад; б) набекрень; в) надвое
5. Сколько звуков в слове объяснение?
а) 9 б) 10 в) 11
6. В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) каёмка; в) кисти
Тест
1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука
а) тёс; б) ёлка; в) счёт
2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв.
а) ель; б) ест; в) есть
3. Какая буква не даёт два звука?
а) ь; б) ю; в) я
4. В каком слове звуков меньше чем букв?
а) наугад; б) набекрень; в) надвое
5. Сколько звуков в слове объяснение?
а) 9 б) 10 в) 11
6. В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) каёмка; в) кисти
Диагностическая карта.
?
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.
!!!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.
Диагностическая карта
?
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.
!!!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.
Диагностическая карта
?
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.
!!!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.
Диагностическая карта.
?
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.
!!!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.
Диагностическая карта
?
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.
!!!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.
Диагностическая карта
?
Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» Поставлю восклицательный знак.
!!!
Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» Нарисую смайлик.