Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11-м классе. Дискуссия»
Урок русского языка в 11-м классе
Тема урока: «Дискуссия»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: урок-презентация, урок-дискуссия
Цели урока:
Создать на уроке атмосферу сотворчества и соревнования, взаимодействия и дискуссии.
Настроить на работу вне привычного мыслительного шаблона потребления информации, создать новый опыт анализа ситуации, возникающей из столкновения разных мнений.
Развивать способность видеть многообразие вариантов решений реальной задачи, снять страх перед неизвестным или перед дилеммой выбора.
Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы, где нужно как принимать решения, так и реализовывать их.
Воспитывать гражданскую позицию.
Развивать гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.
Повысить мотивацию к разнообразному использованию ПК.
Оборудование: компьютер и программное обеспечение, дидактический материал для выполнения домашнего задания, сигнальные карточки.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о дискуссии, об умении ее вести. На уроке будет использоваться компьютер, весь необходимый материал будет высвечиваться на экране. Во время занятия вы можете делать записи, необходимые для закрепления новых знаний, которые вы получите сегодня. А так как у нас урок развития речи, то главной составляющей будет умение правильно и грамотно излагать свои мысли.
Тему мы сформулируем вместе в вами в ходе урока.
На занятии вы постараетесь:
применить ранее полученные знания;
оценить собственные результаты работы;
развить гибкость мышления, изобретательность,
наблюдательность и воображение.
Учитель: Cogito, ergo sum (КОГИТО, ЭРГО СУМ).
Я мыслю, следовательно, я существую – именно под таким девизом и пройдет наш сегодняшний урок. Потому что только человек мыслящий может не только существовать, но и созидать. Человек, который не умеет мыслить, не имеет права даже существовать. Желаю всем удачи!
Актуализация изученного материала.
1. В русском языке есть выражение «жанры публицистического стиля речи». Назовите известные вам жанры.
2. Найдите на слайде не названные вами жанры.
3. Вы видите, что все жанры распределены в два столбика. Какие из них можно отнести к письменной речи, а какие – к устной?
4. Объяснение нового материала.
1. Вы назвали дискуссию тоже жанром публицистики. Так, по-вашему, что такое дискуссия? Какова же тема нашего урока?
Какие цели преследуют спорящие, чего они хотят добиться?
Запомните, что в речи можно использовать части речи, образованные от слова «дискуссия». Какие из этих слов вам хорошо знакомы? Какие из них мы употребляем редко? (В случае необходимости можно обратиться к толковому словарю или к словарю иностранных слов).
«Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не очень прозорлив и, вместо того чтобы остановиться на самом лучшем решении, представляет нам без разбора все возможности сразу» (Ларошфуко).
Но так ли прав автор, говоря, что много позиций сразу – это плохо? И как выбрать «самое лучшее решение», если не представляешь себе всех остальных. Именно поэтому дискуссия является важнейшим элементом общественной жизни и инструментом принятия решения.
Дискуссия делится на три вида:
Существуют также и формы организации дискуссии:
Дискуссия может быть и подготовленной и спонтанной. К подготовленной готовят аргументы. Что подразумевается под этим словом? (возможна работа со словарями). Но может быть и неподготовленной, возникшей стихийно. Тогда уж важен интеллект, чтобы аргументировано доказать свою точку зрения.
Если бы вам предложили провести дискуссию, какие бы вы выработали правила? Что можно, а чего нельзя? Какие слова разрешаются, а на какие нужно наложить табу? (Работа в парах – запись правил, чтение, обсуждение).
«Никто не спорит так долго, как два человека, не знающие, о чем они спорят», – эти слова помогут нам научиться правильно вести дискуссию, не забывая о самом предмете спора. Мы научимся произносить нужные слова в нужном месте, и тогда мы действительно можем сказать, что мы умеем цивилизованно вести дискуссию.
А теперь время решить, какую тему выбрать, чтобы можно было поспорить, найти аргументы, факты, вспомнить примеры из литературы. Помните, что для проведения спора нужен ведущий. Кто пожелает им быть? Два наблюдателя, один из которых выступит сразу же после обсуждения, второй – в конце всего урока.
На обдумывание 2 мин. Наша дискуссия будет неподготовленной, поэтому придется высказать свое мнение сразу же, без подготовки.
Еще раз возвращаемся к правилам. Они помогут наблюдателю определить, какой была дискуссия, были ли соблюдены эти правила.
Наблюдатель подводит итог.
В качестве домашнего задания даны три темы.
Учитель: Положите листочки с темами для дискуссии в файл, лежащий у вас на столе, обсудите их на очередном уроке. Памятки, находящиеся в этом же файле, помогут вам провести подготовленную дискуссию.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях формирования и реализации ФГОС "
["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "116993"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1412679877"
}
}