kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 10-м классе по теме «Анализ текста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10-м классе по теме «Анализ текста»»

Урок русского языка в 10-м классе по теме «Анализ текста»


Пояснительная записка


Цель урока: обобщение и систематизация знаний о функциональных типах речи; обобщение и систематизация знаний о функциональных стилях речи; закрепление умений анализировать текст с точки зрения его стилистической принадлежности.


Задачи урока:


Обучающая: актуализировать знания, умения и навыки учащихся при изучении функциональных типов текста и стилях речи; упорядочить процесс обучения путем выработки алгоритма анализа текста; сформировать умение анализировать, устанавливать связи между элементами учебного материала;

создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по обобщению и систематизации учебного материала; систематизировать знания учащихся с целью подготовки к ЕГЭ; обеспечить качественную подготовку учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.

Развивающая: развить умение излагать свою точку зрения, логическое мышление (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы); сформировать умения анализировать информацию и выделять главное; развить умения сравнивать, комментировать, делать выводы; развить творческие, коммуникативные качества; развить личные качества учащихся (чувства товарищества, взаимопомощи), сформировать общекультурные навыки.

Воспитывающая: вызвать желание постоянно пополнять свои знания и поддерживать интерес к изучению русского языка; воспитать сознательное отношение к языку как явлению культуры.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Используемые технологии: технология обучения на основе схемных и знаковых моделей, здоровье сберегающие технологии развития критического мышления, создание ситуации успеха на уроке.


Методы и приёмы: высказывать предположение на основе наблюдений, приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов, метод самостоятельной работы.


Формы работы: устная, письменная индивидуальная, работа в группах, в парах, коллективная.


Оборудование: компьютер; презентация учителя; презентации учащихся «Книжные стили речи»: «Стиль художественной литературы», «Научный стиль», «Публицистический стиль», «Официально-деловой стиль»; схема «Стилистический анализ текста»; таблицы: «Стили речи», «Функциональные типы речи»; учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык 10-11 классы. - М., 2011; словари; маркеры четырех цветов.


Раздаточный материал: лист работы на уроке; псевдотекст, составленный из текстов различных стилей; текст стихотворения А.С. Пушкина «Золото и Булат»; таблица «Общая характеристика функциональных стилей речи».


Программа: Русский язык, УМК, 10-11 класс, Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., 2010.


Учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык 10-11 классы. - М., 2011.


Требования к результатам освоения темы:


Предметные – совершенствование видов речевой деятельности, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; расширение и систематизация научных знаний о языке.


Метапредметные – умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; владение навыками познавательной деятельности; применение навыков сотрудничества со сверстниками.


УУД:


Личностные – сформированность учащихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений.


Регулятивные - контроль, оценка, саморегуляция.


Познавательные – анализировать, обобщать и делать выводы.


Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Планируемые результаты: учащиеся научатся обобщать и систематизировать ЗУН о функциональных типах и стилях речи, выполняя анализ текстов различных стилей; строить логические рассуждения, доказывать своё мнение.


Данный урок состоит из восьми основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения обучающегося в учебный процесс. Учащиеся проводят языковые наблюдения, анализируют, думают, рассуждают, обобщают, формулируют ответ. Аргументируют свою точку зрения.



Продолжительность урока: 45 мин.


Учитель: Вдовина Л.И.




Урок русского языка в 10-м классе по теме «Анализ текста»


«Стилистика – область лингвистики, глубокая, тонкая, богатая открытиями и парадоксами».

(М. Львов)



Ход урока:

  1. Организационный этап. (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Запись учащимися в рабочую тетрадь числа и вида работы.


Учитель сообщает план урока (слайд № 1)


План урока:

  1. Словарный диктант с комментированием.

  2. Стилистический анализ текста:

  • работа с псевдотекстом;

  • представление презентаций, подготовленных учащимися дома на тему «Книжные стили речи».

  1. Создание эссе.

  2. Домашнее задание.


II. Этап актуализации изученного материала (7 мин.)

Словарный диктант с комментированием. (Слайд № 2)

Фразеологизм, лексический, стилистика, функциональный, грамматический, тавтология, эллипсис, ассонанс, аллитерация, метафора, метонимия, синекдоха, рассуждение, эпитет, оригинальный, коммуникация, парцелляция, столица, сравнение, эссе, повествование, описание.


Учащиеся пишут словарный диктант, прокомментировав затем лексическое значение записанных слов. Проверяют записанное, объясняя лексическое значение каждого слова. Для этого обмениваются тетрадями, чтобы объективно оценить знание орфограмм. По цепочке называют слово и комментируют. В лист работы на уроке (Приложение) проставляют оценки своему товарищу (за грамотность) и себе (за умение объяснить лексическое значение).


- Ребята, давайте заострим особое внимание на трех последних словах, обозначающих типы текста, и закрепим знания о них, открыв учебник на стр. 404, где вы найдете их определения.

Зачитываются слова.


III. Постановка основного вопроса урока (2 мин.)


- Типы речи иногда называют типами текста, и, как вы уже поняли, центральное место в стилистике отведено изучению текстов. Давайте вспомним.

- Что мы называем текстом?

- Главные признаки текста?

- Стилистические признаки текста?

- На характеристике какого стиля мы подробно остановились на прошлом уроке? (Разговорный стиль)

- Работая дома в группах с текстами различных функциональных стилей, вы готовили презентации о каждом из книжных стилей. Я думаю, вы убедились, что эта работа хотя и трудная, но увлекательная. Как бы вы могли ее назвать? (Тайна слова, тайна текста, от текста к слову, от слова к слову).

- Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Стилистика – область лингвистики, глубокая, тонкая, богатая открытиями и парадоксами». (М. Львов)

Итак, темой сегодняшнего урока станет «Анализ текста».


Тема урока записывается на доску и в тетрадях.

Цель: (слайд № 3)

  • обобщить и систематизировать ЗУН о функциональных типах и стилях речи, выполняя анализ текстов различных стилей.


IV. Этап обобщения и систематизации знаний ( 20 мин.)


Беседа-поиск текстуальных особенностей каждого предложения псевдотекста.

Стилистический анализ текста


На примере представленного языкового материала учащимся предстоит определить, сколько авторов хотят рассказать о сердце нашей Родины, о городе Москве. Обращаем внимание на то, как не похожи стили авторов этого «псевдотекста». Ребятам необходимо будет также доказать принадлежность каждого текста к определенному функциональному стилю (при подготовке опираются на содержание презентаций, подготовленных дома). Свои наблюдения учащиеся вносят в таблицу (Таблица слайд № 1).



  • работа с псевдотекстом (слайд № 4)


Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. В XVI веке наряду с небольшими посадскими храмами (Никиты за Яузой церковь) строились столпообразные шатровые церкви (церковь Вознесения в Коломенском), пятиглавые соборы (Предтече в Дьякове, ныне в ансамбле Коломенского). Все затихло в Москве. Редко, редко где слышится визг колес по зимней улице. По средним многолетним данным за январь для Москвы характерно преобладание умеренного морозных погод, реже бывает значительно морозная, ясная, без осадков, а иногда бывают дни и с оттепелями. Осадки выпадают в виде снега, и их сравнительно немного. В окнах огней уже нет, и фонари уже потухли. От церквей разносятся звуки колоколов и, колыхаясь над спящим городом, поминают об утре. На улицах пусто. Небольшие, но внушительные объемы каменных храмов изменили характер застройки улиц, также как и передние дворы богатых усадеб и дома ремесленников и торговцев, выходивших на линию улиц. В XVII веке все церкви были перестроены в камне, строились также каменные дворцы и жилые дома бояр – «палаты», торговые и административные здания. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг. Открылся предо мною вдруг! Редко где промесит узкими полозьями песок с снегом ночной извозчик и, перебравшись на другой угол, заснет, дожидаясь седока. Пройдет старушка в церковь, где уж, отражаясь на золотых окладах, красно и редко горят несимметрично расставленные свечи. Рабочий народ уж поднимается после долгой зимней ночи и идет на работу. Средняя многолетняя температура московского января – минус 10 градусов по Цельсию, но в отдельные годы бывают отклонения. Например, в 1882 году январь был самый теплый за все время наблюдений со средней температурой минус 3 градуса по Цельсию, а в 1883 году самый холодный: средняя январская температура была ровна минус 22 градусам по Цельсию. Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!


- Внимательно читая, сразу же можно отыскать строчки из какого произведения? (Роман «Евгений Онегин»)

- По каким признакам можно отличить их от остального текста? (По ритму и рифме)

- Они выделяются из общей прозаической ткани. Закрашиваем красным маркером пушкинские строки и читаем выделенный текст ( слайд № 5).

- Определим стиль этого текста. (Стиль художественной литературы.)


  • представление презентаций, подготовленных учащимися дома на тему «Книжные стили речи» (Презентация, слайды № 1-4)


- А теперь ознакомимся с презентацией (слайд №1), которую вы подготовили дома на тему «Стиль художественной литературы».


Возвращаемся к нашему исследованию.

- Какие еще строчки можно объединить?

- К какому стилю можно отнести данный текст? (Научный)

- Докажи, пожалуйста, прежде чем мы закрасим второй текст синим маркером, что это единый отрывок. (Много терминов (преобладание умеренно морозной погоды, осадки, средняя многолетняя температура, минус десять градусов по Цельсию и т.п.), есть числа для выражения точности информации, словосочетания, характерные для научного стиля (выпадают в виде снега, в отдельные годы, за все время наблюдений, по средним многолетним данным)).

(Текст открывается на слайде № 6)

- Что еще можно сказать в пользу научного стиля?

(Цепная связь, как в рассуждении. Первое предложение о погоде в январе: в группе слов, относящихся к сказуемому, даются признаки, по которым узнают погоду (температура и осадки.) Второе и третье предложения разворачивают информацию об осадках и температуре. Как и полагается в научном тексте, приводят примеры.)

- Итак, мы с вами только что убедились, что исследуемый текст принадлежит к научному стилю. Теперь мы можем смело закрасить его синим маркером и занести характерные черты стиля в нашу таблицу.

- Кто обнаружил еще один отрывок, написанный в научном стиле? Давайте прочитаем его.

- Отличается ли он с языковой точки зрения от предыдущего текста? (Да, отличается возможностью использования изобразительно-выразительных средств и элементов разговорной речи).


- Какой подстиль научного стиля обладает такими особенностями? (Научно-популярный.) Аргументируйте вашу точку зрения.

(Используются термины, даты, тип речи – повествование, в тексте много глаголов и глагольных форм в прошедшем времени)

- Итак, перед нами текст из «Путеводителя по Москве» (Слайд № 6), научно-популярного подстиля, и мы можем закрасить его голубым цветом.


- Прочитайте оставшиеся предложения. Что вы можете о них сказать?

(Получается единый текст в художественном стиле. Автор описывает ночную Москву и использует метафоры, например: визг колес; звуки колоколов, колыхаясь над спящим городом…

Это сложное синтаксическое целое. Вступление – «Все затихло в Москве». В основной части в каждом последующем предложении как бы нарастают признаки утра. Слова «редко» и «уж(е)» встречаются почти в каждом предложении и объединяют этот текст.

Использование глаголов в настоящем времени способствует созданию живого образа ночной Москвы, как будто автор ее неспешно обозревает, неторопливо всматриваясь и вслушиваясь. Он передает читателю редкие звуки («визг колес по зимней улице», «звуки колоколов», «промесит узкими полозьями… ночной извозчик») и краски («огней нет», «фонари потухли», «золотые оклады», «красно горят свечи»).

- Это действительно текст художественного стиля (слайд № 7), и мы закрасим его зелёным цветом. Это начало кавказской повести Л.Н. Толстого «Казаки».

- А какие еще произведения о Москве вам известны? (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Марина Цветаева «Стихи о Москве», В.А. Гиляровский «Москва и москвичи»)


- Тексты каких стилей не встретились нам сегодня?

(Официально-деловой, публицистический)


- Ознакомимся с презентацией (слайд № 3) публицистического стиля и сделаем соответствующие записи в таблицу «Общая характеристика стилей» (Таблица слайд № 1).



V. Развитие учебно-языковых, речевых умений ( 9 мин.)

    1. Создание эссе (слайд № 8)


ЗОЛОТО И БУЛАТ


"Все мое",- сказало злато;

"Все мое",- сказал булат.

"Все куплю",- сказало злато;

"Все возьму",- сказал булат.

Пушкин А.С.


Учащимся предстоит «проиграть» в своем воображении этот конфликт, эту пьесу (трагедию или комедию), чтобы вскрыть идею этого удивительного произведения.

Самостоятельно вдумываются в текст, анализируют, рассуждают, пишут.



- Вам хорошо знаком замечательный жанр – эссе, который позволяет расширить рамки публицистики и приблизить её к художественному стилю. Попробуйте свои силы: создайте небольшое эссе, прочитав замечательное по краткости и емкости стихотворение Пушкина, которое перед вами

(слайд №8).

- Не напоминает ли оно мини-пьесу?

- Рассуждая, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • на какие мысли наталкивают тебя эти строки, есть ли в них актуальность?

  • что, по-твоему, вкладывал в это четверостишие поэт начала XIX века, и как ты, его потомок, через 200 лет понимаешь идею этого произведения?

  • изменилось ли содержание этих строк за два столетия?


Комментарий учителя.


(Зловещим и лишающим надежды, на первый взгляд, выглядит этот диалог. Стремление к всеобъемлющей власти – через обогащение или силу – делает конфликт толстосумов («злато») и агрессоров («булат») вечным и одновременно бессмысленным, потому что все, что они могут купить или поработить, - далеко не все, чем жив и дышит человек в этом мире. Им подвластно лишь материальное достояние человечества, но отнять духовное содержание личности невозможно. Чем менее человек зависит от материального состояния, тем он более свободен, независим, неподкупен и честен. Поэтому при более внимательном прочтении мы видим, что перед нами не диалог «сильных мира сего», а просто спор двух напыщенных глупцов.)


- Послушаем, что у нас получилось.


Учащиеся (один-два) зачитывают свои работы.



    1. Презентация учащихся «Официально-деловой стиль»

(слайд № 4)


- А теперь, ребята, давайте посмотрим презентацию официально-делового (слайд № 4) стиля, которая, несомненно, поможет вам при выполнении домашнего задания.


Ученики представляют презентацию, созданную дома при работе в группе. Остальные смотрят и слушают, отмечая характерные черты официально-делового стиля речи, вносят записи в таблицу «Общая характеристика стилей» (Таблица слайд № 1).



VI. Этап информации о домашнем задании. (Слайд № 9) (2 мин.)


- Дома вам предстоит в соответствии с современными требованиями написать автобиографию как жанр официально-делового стиля (упр. 526). По желанию вы можете написать о себе в жанрах других стилей. Вспомните, как писали о себе Есенин, Маяковский, Ахматова и др. Можете использовать прием стилизации, следуя логике авторской манеры письма.



Учитель поясняет задание. Отвечает на возникающие вопросы. Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы.



VII. Этап подведения итогов (оценки – обоснование) (2 мин.)


- Мне хотелось бы отметить работу отдельных учеников, работу в группах и всего класса.


Учитель оценивает работу учащихся, комментирует оценки.


Итак, мы с вами проделали огромную работу сегодня, и наступило время подвести итоги. Справились ли мы с поставленной целью?

- Обратим наше внимание к схеме стилистического анализа текста. Почему мы называем анализ текста стилистическим?

(Потому что он фокусирует внимание на основных понятиях и категориях стилистики, ее целях и задачах.)

- Как мы уже убедились не раз, умение правильно анализировать текст пригодится вам при выполнении задания № 21 части 1, а также задания № 25 части 2 ЕГЭ, которое предусматривает написание сочинения-рассуждения.


Учащиеся высказывают свое мнение по поводу урока, определяют, насколько сложной была для них тема. Осознают важность проделанной работы.


VIII. Рефлексия (2 мин.)

- А сейчас откройте ваши листы работы на уроке (Приложение) и заполните их.


Учащиеся заполняют лист работы на уроке. Показывают умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.


Заключительное слово учителя.

Стилистика, по словам Г.О. Винокура, изучает «язык по всему разрезу его структуры сразу». И вы, ребята, должны помнить, что хорошее знание и чутье языка – «самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности» (В.В. Виноградов).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 10-м классе по теме «Анализ текста»

Автор: Вдовина Людмила Ивановна

Дата: 22.12.2016

Номер свидетельства: 372405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок русского языка на тему "Сложноподчиненные предложения  с несколькими придаточными" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "171421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423670717"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства