Урок русского языка
Класс: 9 с казахским языком обучения
Тема: Сложное предложение
Цель: расширить представления о сложном предложении как синтаксической единице, формировать знания о союзных и бессоюзных конструкциях и о делении союзных предложений на сложносочиненные и сложноподчиненные.
Задачи: Развивать навыки анализа и синтеза, критического мышления; Раскрыть личностную и социальную значимость любви как высшее человеческое чувство.
Флипчарт к уроку. Это урок по теме "Сложное предложение". Путём самостоятельной, парной и групповой работы на уроке ученики знакомятся с новой темой. Используя слайды флипчарта ученики выполняют следующие виды работы: отвечают на вопросы, производят разбор предложения, заполняют таблицу, аргументируют свою точку зрения, дают оценку.
Краткое описание хода урока: проблемная ситуация помогает создать атмосферу заинтересованности учащихся в усвоении нового материала и способствует развитию их мыслительной активности и познавательного интереса
2. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока.
- Получат опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации,
- приобретут навыки сравнения, анализа и обобщения материала,
- получат эмоциональное удовлетворение от результатов
2.Оценивание: мозговой штурм, таблица ЗХУ, материал для наблюдения, ответы на вопросы, разбор предложений, задание «Докажите», дерево предсказаний, телеграмма.
Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика
І. Вызов Нацеливание на новую тему.
1.Мозговой штурм.
Оноре де Бальзак говорил: « Любовь соединяет в себе все добрые качества человека».
1.Согласны ли вы с этим утверждением?
2. Почему?
3. Какие добрые качества соединяет в себе любовь?
Синтаксический разбор предложения. Любовь соединяет в себе все добрые качества человека.
2. Заполнение таблицы ЗХУ
1Знаю:
Сложное предложение состоит из 2 и более простых предложений.
2.Хочу узнать:
1.Как соединяются простые предложения в составе сложного?
2. Виды СП.
3. Пунктуация при СП.
Ученики перечисляют качества, которые они считают добрыми
Ученики самостоятельно разбирают предложение.
Ученики самостоятельно заполняют 2 колонки таблицы «Знаю. Хочу знать».
ІІ. Осмысление
1.Самостоятельное чтение правила с учебника
2.Обсуждение вопросов в парах (вопросы проецируются на экране):
1.Назовите виды сложных предложений.
2.Как называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами?
3. Как называется сложное предложение, которое состоит из главного и придаточного предложения?
4.Какое предложение называется бессоюзным сложным предложением?
3.Материал для наблюдения:
-О любви задумывались и великие люди. (Высказывания великих людей)
Любовь – соревнование в том, кто принесёт друг другу больше радости (Стендаль). 2.Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид (Демокрит). 3.Настоящая любовь не знает зависти, а настоящая любовь – кокетства (Ларошфуко). 4. Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг (Гёте).
4.Работа с текстом
Мы сейчас познакомимся с текстом, который называется «Красная роза», как вы думаете, о чём будет текст?
5. Чтение с остановками.
Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.
Красная роза
Один американский моряк получал письма от женщины, которую он никогда не видел. Её звали Роза. Они переписывались 3 года. Читая её письма и отвечая ей, он понял, что уже не может жить без её писем. Они полюбили друг друга, сами не осознавая того.
Когда закончилась его служба, они назначили встречу на Центральном вокзале в пять часов вечера. Роза написала, что в петлице у неё будет красная роза.
Моряк задумался:
1 остановка.
1. Почему Роза написала, что в петлице у неё будет роза? 2.О чём задумался моряк? 3.Что тревожило его? 4.Вам понятны сомнения моряка? 5. Как бы вы поступили в данной ситуаций? 6.Какой совет вы дали бы ему? 7.Как дальше будут разворачиваться события?
Моряк задумался: он никогда не видел фотографию Розы. Он не знает, как она выглядит. Он пришёл на вокзал, и когда часы пробили пять, она появилась. Женщина с красной розой в петлице. Ей было около шестидесяти.
2 остановка
Стратегия «Дерево предсказаний»
Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформите в виде “Дерева предсказаний”. Первая группа – предскажет дальнейшее развитие текста, что моряк подойдёт к женщине, но … Вторая группа предскажет, что моряк не подойдёт к женщине, а третья группа, что моряк подойдёт к женщине и ….
Моряк мог повернуться и уйти, но он не сделал этого. Эта женщина писала ему всё то время, пока он был в море, посылала подарки на Рождество, поддерживала его. Она не заслужила такого. И он подошёл к ней, протянул руку и представился. А женщина сказала моряку, что он ошибся, что Роза стоит за его спиной. Он обернулся и увидел её. Она была его ровесницей и так хороша собой. Пожилая дама объяснила ему, что Роза попросила её продеть цветок в петлицу. Если бы моряк повернулся и ушёл, всё было бы кончено. Но если бы он подошёл к этой пожилой даме, она показала бы ему настоящую Розу и рассказала всю правду.
1.Какими качествами обладал моряк? 2.Перечислите 3 доказательства того, что моряк умеет по-настоящему любить? 3.Чему учит притча?
6.Задание «Докажите»
1. Докажите, что это предложение не является СПП. Моряк задумался: он никогда не видел фотографию Розы.
2.Докажите, что это предложение является сложносочинённым предложением. Моряк мог повернуться и уйти, но он не сделал этого.
3. В чём отличие и сходство данных предложений? Роза решила проверить чувства моряка, и соседка поддержала её идею. Если бы моряк повернулся и ушёл, всё было бы кончено.
Ученики читают учебник,
знакомятся с теорией.
В парах отвечают на вопросы.
Ученики читают предложения и определяют виды сложных предложений.
Ученики читают неполный текст.
Слушают.
Отвечают на вопросы, пробуждают дар воображения.
Слушают.
Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа
Работают в группах.
Оценивают.
Доказывают,находят отличия, сходство данных предложений.
ІІІ. Рефлексия.
9. Заполнение таблицы ЗХУ
Ученики заполняют третью колонку таблицы (выявляется их уровень овладения новым материалом).
ТЕЛЕГРАММА
Каждому ученику предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? Напишите мне об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов».
Ученики оценивают и подводят выводы к уроку.
Домашняя работа:
1) написать эссе на тему «Любовь - это труд души»,
2) выписать из газетных материалов 5 ССП, 5 СПП и 5 БСП.