kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме «Пунктуация в простом предложении, осложнённом однородными членами предложения, вводными словами, обращениями».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме

«Пунктуация в простом предложении, осложнённом

однородными членами предложения, вводными словами, обращениями».

Класс: 8

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-практикум)

Цели урока:

  • Образовательные:

1. Систематизировать и обобщить в ходе урока знания по теме” Однородные члены предложения, вводные слова и обращения в простом предложении”.

2. Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме; определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.

  • Развивающие:

1. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.

2. Развивать умение грамотно пользоваться осложняющими синтаксическими конструкциями   в своей устной и письменной речи

3. Развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе

(фронтальная и индивидуальная работа).

4. Формировать умение правильно пользоваться справочными пособиями и раздаточными материалами.

5. Формировать навыки правильного произношения и выразительного чтения.

6. Обогащать активный словарный запас школьников.

7. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при решении сложных орфографических и пунктуационных задач.

  • Воспитывающие.

1. Воспитывать любовь к родному русскому языку.

2. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

Форма урока: урок-практикум.

Структура урока:

I. Приветствие.

II.  Объявление темы и цели урока.

III. Решение тестовых заданий.

IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Анализ текста.

VI. Рефлексия.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, доска, мел, раздаточный материал (карточки с предложениями, карточки с тестом, карточки с текстом), индивидуальный маршрутный лист.

Ход урока.

I. Приветствие.

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня вы будете работать со мной. Меня зовут Ольга Юристовна.

II.  Объявление темы и цели урока.

1. Запись даты, классная работа (1 слайд)

2. Выполнение заданий:

Выполнение заданий карточек с последующей проверкой:

1-ая карточка:

Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.

По земле пробежал солнечный лучик искупался в холодной речке прокатился по крыше дома и заглянул в окошко

(Г. Демыкина)

Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое

2-ая карточка:

Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.

Тайга по-моему красива и величественна во все времена года.

(В. Майоров)

Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое

3-я карточка:

Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.

Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася.

(И Никитин)

Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое …

задание классу:

Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.

Посаженные заботливыми руками деревья тополь акация а также дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.

Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое …

Вследствие нашей работы мы выявили, что простое предложение может быть осложнено (работа со вторым слайдом):

-Именно с этими синтаксическими конструкциями вы совсем недавно познакомились. А тема нашего урока «Пунктуация в простом предложении, осложнённом однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»

Запись темы урока(3 слайд)

Сегодня мы должны систематизировать и обобщить полученные знания по теме и восполнить пробелы.

- Как вы думаете, где в первую очередь нам могут пригодиться знания по этой теме?

(На государственной (итоговой) аттестации)

- (4 слайд) для достижения этих целей нам понадобятся ваши знания, а также схемы-таблицы по пунктуации: знаки препинания между однородными членами предложения, знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах, знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами.

III. Решение тестовых заданий. (5 слайд)

1. Какое предложение является простым? (6 слайд)
   (Знаки препинания в предложениях не расставлены.)

  1. На улице светло солнечно.
  2. Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо.
  3. Ветер принёс в пруды столько воды из океана что в них уснула рыба.
  4. Всё что вы нарисовали прекрасно.

 

2. Выпишите номера предложений, в которых слово кажется будет

    вводным словом (знаки препинания не проставлены). (7 слайд)

  1. Когда наблюдаешь, как ведет себя человек наедине сам с собой, - он кажется безумным.
  2. Кажется шепчут колосья друг другу.
  3. «Что ты? Разве больно? Ну потерпи. Это тебе только кажется».
  4. Здесь столько снега, что он кажется никогда не растает!

 

3. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение

    (знаки препинания не проставлены). (8 слайд)

  1. Что же ты моя старушка приуныла у окна?
  2. Мой край родной Тоцкое.
  3. Привет тебе мой край родной.
  4. Лена собирает тетрадки.

 

4. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при 

    однородных членах  неверно расставлены знаки препинания. (9 слайд)

  1. Лесная ягода: малина и земляника — раньше поспевают на полянах.
  2. На деревьях, стогах, домах везде лежал снег.
  3. Везде: на полях, в лесных просеках — пар поднимался от земли.
  4. Юные деревья ель, сосна, клен, вяз все растут дружно.

 

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте 

    которых в предложении должны стоять запятые. (10 слайд)
    Хорошие книги (1) бесспорно (2) развивают ум (3) помогают (4)

    вырабатывать характер (5) формируют вкус.

  1. 1, 3, 4, 5                         3.   1, 2, 3, 5
  2. 1, 2, 4, 5                         4.   2, 3, 4, 5

IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Анализ текста.

Чтение текста учителем (13 слайд)

(1)Страстным собирателем книг и читателем  был

  А.Пушкин. (2)По воспоминаниям современников,

  умирая, он обратил последние слова к книгам своей библиотеки: «Прощайте, друзья!»

(3)По подсчётам учёных, в библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. (4)Какие книги собирал Пушкин? (5)Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. (6)Во-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков.

(7)Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. (8)Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. (9)Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.

- Определите тему текста? (Книги - наши друзья)

- Основная мысль? (Книги помогают ответить нам на важные жизненные вопросы, помогают пережить горе, разделить с нами счастье)

- Стиль текста? (Художественный)

- Тип текста? (Повествование)

- Выполните следующие задания к тексту:

1. В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. (14 слайд)
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове

Поэтому,(1)естественно,(2)в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы,(3)произведения античных авторов в переводах и оригиналах.



 

2. В10. Среди предложений 3-5 найдите предложение с однородными членами (15 слайд)

(3)По подсчётам учёных, в библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. (4)Какие книги собирал Пушкин? (5)Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой.

3. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую знак препинания при обращении (16 слайд)

(2)По воспоминаниям современников,(1)  умирая, он обратил последние слова книгам своей библиотеки:(2) «(3)Прощайте,(4) друзья!(5)»(6)

4. Найдите среди предложений 7-9 предложение,
которое соответствуют схеме […,+++, = -     .  :    ,     ,     ]. (17 слайд)

(7)Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. (8)Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. (9)Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.

- А теперь я попрошу вас написать мини-сочинение из трёх-четырёх предложений. Если бы у вас была библиотека, какие бы книги вы там хотели видеть и почему?

Выполнение задания  учащимися.

VI. Рефлексия.

- Мы очень хорошо поработали, а теперь проанализируйте свою работу: выберите из ряда предложенных фразеологизмов, подходящие, характеризующие вашу работу на уроке:
 
1.    Блуждать в потёмках
2.    В трёх соснах заблудиться
3.    Засучив рукава
4.    Шевелить мозгами
5.    Не покладая рук
6.    Играть в бирюльки
7.    Из кожи вон лезть
8.    Одним махом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Пунктуация в простом предложении, осложнённом однородными членами предложения, вводными словами, обращениями».»

Урок русского языка по теме

«Пунктуация в простом предложении, осложнённом

однородными членами предложения, вводными словами, обращениями».

Класс: 8

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-практикум)

Цели урока:

  • Образовательные:

1. Систематизировать и обобщить в ходе урока знания по теме” Однородные члены предложения, вводные слова и обращения в простом предложении”.

2. Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме; определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.

  • Развивающие:

1. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.

2. Развивать умение грамотно пользоваться осложняющими синтаксическими конструкциями в своей устной и письменной речи

3. Развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе

(фронтальная и индивидуальная работа).

4. Формировать умение правильно пользоваться справочными пособиями и раздаточными материалами.

5. Формировать навыки правильного произношения и выразительного чтения.

6. Обогащать активный словарный запас школьников.

7. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при решении сложных орфографических и пунктуационных задач.

  • Воспитывающие.

1. Воспитывать любовь к родному русскому языку.

2. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

Форма урока: урок-практикум.

Структура урока:

I. Приветствие.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Решение тестовых заданий.

IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Анализ текста.

VI. Рефлексия.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, доска, мел, раздаточный материал (карточки с предложениями, карточки с тестом, карточки с текстом), индивидуальный маршрутный лист.


Ход урока.


I. Приветствие.

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня вы будете работать со мной. Меня зовут Ольга Юристовна.

II. Объявление темы и цели урока.

1. Запись даты, классная работа (1 слайд)

2. Выполнение заданий:

Выполнение заданий карточек с последующей проверкой:

1-ая карточка:

Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.


По земле пробежал солнечный лучик искупался в холодной речке прокатился по крыше дома и заглянул в окошко

(Г. Демыкина)

Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое


2-ая карточка:

Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.


Тайга по-моему красива и величественна во все времена года.

(В. Майоров)

Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое

3-я карточка:

Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.


Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася.

(И Никитин)

Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое …

задание классу:

Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.


Посаженные заботливыми руками деревья тополь акация а также дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.


Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое …


Вследствие нашей работы мы выявили, что простое предложение может быть осложнено (работа со вторым слайдом):

-Именно с этими синтаксическими конструкциями вы совсем недавно познакомились. А тема нашего урока «Пунктуация в простом предложении, осложнённом однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»

Запись темы урока(3 слайд)

Сегодня мы должны систематизировать и обобщить полученные знания по теме и восполнить пробелы.

- Как вы думаете, где в первую очередь нам могут пригодиться знания по этой теме?

(На государственной (итоговой) аттестации)

- (4 слайд) для достижения этих целей нам понадобятся ваши знания, а также схемы-таблицы по пунктуации: знаки препинания между однородными членами предложения, знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах, знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами.

III. Решение тестовых заданий. (5 слайд)

1. Какое предложение является простым? (6 слайд)
(Знаки препинания в предложениях не расставлены.)

  1. На улице светло солнечно.

  2. Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо.

  3. Ветер принёс в пруды столько воды из океана что в них уснула рыба.

  4. Всё что вы нарисовали прекрасно.


2. Выпишите номера предложений, в которых слово кажется будет

вводным словом (знаки препинания не проставлены). (7 слайд)

  1. Когда наблюдаешь, как ведет себя человек наедине сам с собой, - он кажется безумным.

  2. Кажется шепчут колосья друг другу.

  3. «Что ты? Разве больно? Ну потерпи. Это тебе только кажется».

  4. Здесь столько снега, что он кажется никогда не растает!


3. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение

(знаки препинания не проставлены). (8 слайд)

  1. Что же ты моя старушка приуныла у окна?

  2. Мой край родной Тоцкое.

  3. Привет тебе мой край родной.

  4. Лена собирает тетрадки.


4. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при

однородных членах неверно расставлены знаки препинания. (9 слайд)

  1. Лесная ягода: малина и земляника — раньше поспевают на полянах.

  2. На деревьях, стогах, домах везде лежал снег.

  3. Везде: на полях, в лесных просеках — пар поднимался от земли.

  4. Юные деревья ель, сосна, клен, вяз все растут дружно.


5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые. (10 слайд)
Хорошие книги (1) бесспорно (2) развивают ум (3) помогают (4)

вырабатывать характер (5) формируют вкус.

  1. 1, 3, 4, 5 3. 1, 2, 3, 5

  2. 1, 2, 4, 5 4. 2, 3, 4, 5

IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Анализ текста.

Чтение текста учителем (13 слайд)

(1)Страстным собирателем книг и читателем был

А.Пушкин. (2)По воспоминаниям современников,

умирая, он обратил последние слова к книгам своей библиотеки: «Прощайте, друзья!»

(3)По подсчётам учёных, в библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. (4)Какие книги собирал Пушкин? (5)Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. (6)Во-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков.

(7)Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. (8)Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. (9)Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.

- Определите тему текста? (Книги - наши друзья)

- Основная мысль? (Книги помогают ответить нам на важные жизненные вопросы, помогают пережить горе, разделить с нами счастье)

- Стиль текста? (Художественный)

- Тип текста? (Повествование)

- Выполните следующие задания к тексту:

1. В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. (14 слайд)
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове

Поэтому,(1)естественно,(2)в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы,(3)произведения античных авторов в переводах и оригиналах.


2. В10. Среди предложений 3-5 найдите предложение с однородными членами (15 слайд)

(3)По подсчётам учёных, в библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. (4)Какие книги собирал Пушкин? (5)Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой.


3. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую знак препинания при обращении (16 слайд)

(2)По воспоминаниям современников,(1) умирая, он обратил последние слова книгам своей библиотеки:(2) «(3)Прощайте,(4) друзья!(5)»(6)


4. Найдите среди предложений 7-9 предложение,
которое соответствуют схеме […,+++, = - . : , , ]. (17 слайд)


(7)Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. (8)Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. (9)Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.

- А теперь я попрошу вас написать мини-сочинение из трёх-четырёх предложений. Если бы у вас была библиотека, какие бы книги вы там хотели видеть и почему?

Выполнение задания учащимися.

VI. Рефлексия.

- Мы очень хорошо поработали, а теперь проанализируйте свою работу: выберите из ряда предложенных фразеологизмов, подходящие, характеризующие вашу работу на уроке:
 
1.    Блуждать в потёмках
2.    В трёх соснах заблудиться
3.    Засучив рукава
4.    Шевелить мозгами
5.    Не покладая рук
6.    Играть в бирюльки
7.    Из кожи вон лезть
8.    Одним махом


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Нысанбаева Забира Кумшукбаевна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323240


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства