Урок русского языка по теме
«Пунктуация в простом предложении, осложнённом
однородными членами предложения, вводными словами, обращениями».
Класс: 8
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (урок-практикум)
Цели урока:
- Образовательные:
1. Систематизировать и обобщить в ходе урока знания по теме” Однородные члены предложения, вводные слова и обращения в простом предложении”.
2. Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме; определить и ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.
- Развивающие:
1. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.
2. Развивать умение грамотно пользоваться осложняющими синтаксическими конструкциями в своей устной и письменной речи
3. Развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе
(фронтальная и индивидуальная работа).
4. Формировать умение правильно пользоваться справочными пособиями и раздаточными материалами.
5. Формировать навыки правильного произношения и выразительного чтения.
6. Обогащать активный словарный запас школьников.
7. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при решении сложных орфографических и пунктуационных задач.
- Воспитывающие.
1. Воспитывать любовь к родному русскому языку.
2. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
Форма урока: урок-практикум.
Структура урока:
I. Приветствие.
II. Объявление темы и цели урока.
III. Решение тестовых заданий.
IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Анализ текста.
VI. Рефлексия.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, доска, мел, раздаточный материал (карточки с предложениями, карточки с тестом, карточки с текстом), индивидуальный маршрутный лист.
Ход урока.
I. Приветствие.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня вы будете работать со мной. Меня зовут Ольга Юристовна.
II. Объявление темы и цели урока.
1. Запись даты, классная работа (1 слайд)
2. Выполнение заданий:
Выполнение заданий карточек с последующей проверкой:
1-ая карточка:
Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.
По земле пробежал солнечный лучик искупался в холодной речке прокатился по крыше дома и заглянул в окошко
(Г. Демыкина)
Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое
2-ая карточка:
Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.
Тайга по-моему красива и величественна во все времена года.
(В. Майоров)
Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое
3-я карточка:
Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.
Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася.
(И Никитин)
Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое …
задание классу:
Запишите предложение, расставляя знаки препинания. Графически объясните постановку знаков препинания.
Посаженные заботливыми руками деревья тополь акация а также дикорастущий клён зеленели приветливо и свежо.
Начните свой ответ так: это простое предложение, осложнённое …
Вследствие нашей работы мы выявили, что простое предложение может быть осложнено (работа со вторым слайдом):
-Именно с этими синтаксическими конструкциями вы совсем недавно познакомились. А тема нашего урока «Пунктуация в простом предложении, осложнённом однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»
Запись темы урока(3 слайд)
Сегодня мы должны систематизировать и обобщить полученные знания по теме и восполнить пробелы.
- Как вы думаете, где в первую очередь нам могут пригодиться знания по этой теме?
(На государственной (итоговой) аттестации)
- (4 слайд) для достижения этих целей нам понадобятся ваши знания, а также схемы-таблицы по пунктуации: знаки препинания между однородными членами предложения, знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах, знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами.
III. Решение тестовых заданий. (5 слайд)
1. Какое предложение является простым? (6 слайд)
(Знаки препинания в предложениях не расставлены.)
- На улице светло солнечно.
- Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо.
- Ветер принёс в пруды столько воды из океана что в них уснула рыба.
- Всё что вы нарисовали прекрасно.
2. Выпишите номера предложений, в которых слово кажется будет
вводным словом (знаки препинания не проставлены). (7 слайд)
- Когда наблюдаешь, как ведет себя человек наедине сам с собой, - он кажется безумным.
- Кажется шепчут колосья друг другу.
- «Что ты? Разве больно? Ну потерпи. Это тебе только кажется».
- Здесь столько снега, что он кажется никогда не растает!
3. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение
(знаки препинания не проставлены). (8 слайд)
- Что же ты моя старушка приуныла у окна?
- Мой край родной Тоцкое.
- Привет тебе мой край родной.
- Лена собирает тетрадки.
4. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при
однородных членах неверно расставлены знаки препинания. (9 слайд)
- Лесная ягода: малина и земляника — раньше поспевают на полянах.
- На деревьях, стогах, домах везде лежал снег.
- Везде: на полях, в лесных просеках — пар поднимался от земли.
- Юные деревья ель, сосна, клен, вяз все растут дружно.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложении должны стоять запятые. (10 слайд)
Хорошие книги (1) бесспорно (2) развивают ум (3) помогают (4)
вырабатывать характер (5) формируют вкус.
- 1, 3, 4, 5 3. 1, 2, 3, 5
- 1, 2, 4, 5 4. 2, 3, 4, 5
IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Анализ текста.
Чтение текста учителем (13 слайд)
(1)Страстным собирателем книг и читателем был
А.Пушкин. (2)По воспоминаниям современников,
умирая, он обратил последние слова к книгам своей библиотеки: «Прощайте, друзья!»
(3)По подсчётам учёных, в библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. (4)Какие книги собирал Пушкин? (5)Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. (6)Во-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков.
(7)Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. (8)Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. (9)Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.
- Определите тему текста? (Книги - наши друзья)
- Основная мысль? (Книги помогают ответить нам на важные жизненные вопросы, помогают пережить горе, разделить с нами счастье)
- Стиль текста? (Художественный)
- Тип текста? (Повествование)
- Выполните следующие задания к тексту:
1. В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. (14 слайд)
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове
Поэтому,(1)естественно,(2)в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы,(3)произведения античных авторов в переводах и оригиналах.
2. В10. Среди предложений 3-5 найдите предложение с однородными членами (15 слайд)
(3)По подсчётам учёных, в библиотеке поэта было не менее 10 тысяч книг. (4)Какие книги собирал Пушкин? (5)Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой.
3. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую знак препинания при обращении (16 слайд)
(2)По воспоминаниям современников,(1) умирая, он обратил последние слова книгам своей библиотеки:(2) «(3)Прощайте,(4) друзья!(5)»(6)
4. Найдите среди предложений 7-9 предложение,
которое соответствуют схеме […,+++, = - . : , , ]. (17 слайд)
(7)Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. (8)Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. (9)Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.
- А теперь я попрошу вас написать мини-сочинение из трёх-четырёх предложений. Если бы у вас была библиотека, какие бы книги вы там хотели видеть и почему?
Выполнение задания учащимися.
VI. Рефлексия.
- Мы очень хорошо поработали, а теперь проанализируйте свою работу: выберите из ряда предложенных фразеологизмов, подходящие, характеризующие вашу работу на уроке:
1. Блуждать в потёмках
2. В трёх соснах заблудиться
3. Засучив рукава
4. Шевелить мозгами
5. Не покладая рук
6. Играть в бирюльки
7. Из кожи вон лезть
8. Одним махом