kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 10 классе: Средства выразительности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дан конспект урока и презентация. Урок - практикум разработан для подготовки к ЕГЭ. Тест используемый в работе поможет закрепить и проверить знания учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«мой урок»

Изобразительно - выразительные средства языка

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторение основных видов изобразительно-выразительных средств языка на основе анализа текста;

  2. подготовка учащихся к выполнению экзаменационного задания 24 на основе комплексного анализа текста и определения изобразительно-выразительных средств языка.

Развивающие:

  1. продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;

  2. дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;

  3. развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

  4. развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений отстаивать своё мнение, объяснять свою точку зрения.

Воспитательные:

формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Ход урока.


1. Организационный момент.

На слайде – изречения М.В. Ломоносова о русском языке.

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». (М. В. Ломоносов)



2. Сообщение темы и целей урока.

Прочитайте предложение, записанное на доске, вставьте подходящее по смыслу определение, сформулируйте тему урока.

Особое звучание художественной речи придают … языка.

Запишите в тетради.

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете?

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи.

— Один очень мудрый человек сказал, что полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. Вот на уроке, как и всегда, мы с вами будем учиться друг у друга, будем повторять то, что изучено ранее.

Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.)

• Повторить термины;

• Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

• Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Сегодня наша работа будет разнообразной : индивидуальной, в парах и групповой. У вас на столе лежит лист само и взаимооценки, после каждого задания вы должны оценить себя и своего одноклассника.

Повторение теоретического материала.

А теперь вспомним подробнее, какие выразительные средства языка нам известны?

Проводится жеребьёвка. Ученик выбирает уровень сложности задания.

1 группа – разгадывает кроссворд.

2 группа – сопоставляет термины и понятия

Кроссворд.

Вопросы по горизонтали: 1.Употребление слов в обратном смысле с целью тонкой или скрытой насмешки. 2.Художественное преувеличение-это… 3.Слова, сходные по звучанию, часто однокоренные, но различные по значению (форум-кворум) 4.Употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии, часто используется в очерках, эссе, зарисовках (шепот листвы). 5.Художественное противопоставление-это…

Вопросы по вертикали:1.Художественное определение-это… 2.Слова, сходные по значению, но различные по написанию-это… 3.Художественное преуменьшение-это…(мальчик с пальчик). 4.Сближение или сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий (Кремль принял решение). 5.Слова, которые часто используются для создания антитезы.





Сопоставьте термины и определения.



1.Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

2.Повторение слова или словосочетания в начале строки.

МЕТОНИМИЯ

3. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

ОКСЮМОРОН

4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.

ГРАДАЦИЯ

5. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

СИНЕКДОХА

6. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.

АНАФОРА

7. Образное определение

АЛЛЕГОРИЯ

8. Сочетание противоположных по значению слов

ЭПТЕТ

9. Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного

ПЕРИФРАЗА



Ответ:



1.Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости.

1.ГРАДАЦИЯ

2.Повторение слова или словосочетания в начале строки.

2.АНАФОРА

3. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

3. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.

4.МЕТОНИМИЯ

5. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

5.ПЕРИФРАЗА

6. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.

6.АЛЛЕГОРИЯ

7. Образное определение

7.ЭПТЕТ

8. Сочетание противоположных по значению слов

8. ОКСЮМОРОН

9. Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного

9. СИНЕКДОХА



Проверка выполненного задания. Самооценка.

- Выставите себе оценку:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

Индивидуальная работа.

Выполните задания.

Работа по карточкам. Проверка и взаимопроверка


Одним из самых распространённых изобразительно-выразительных средств языка является сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. В основе каких тропов лежит сравнение (Метафора и эпитет)

Работа с классом

Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),

Звёзды (слайд),

Солнце (слайд),

Жизнь (слайд),

Любовь (слайд),

Радость (слайд).

Возможные ответы:

Небо как голубое покрывало Вселенной, хрустальный купол

Звёзды как горошины, бриллианты, плевочки

Солнце как огненный шар

Жизнь как необъятный океан, непрочитанная книга

Любовь как сон, цветущая яблоня

Радость как летящие по воздуху звуки музыки, разноцветные воздушные шары

Решение теста

Задания ЕГЭ. Электронный тест.

Домашнее задание:

Составить прозаический или поэтический текст на тему «Красота родного края», используя средства художественной выразительности (10-15 предложений).

Подведение итогов.

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.


Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок»

Урок – практикум по русскому языку 11 класс

Урок – практикум

по

русскому языку

11 класс

« Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен. То, конечно, к тому присовокупил, бы что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в воображении краткость  греческого и латинского языка.»  ( М.В. Ломоносов)

« Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен. То, конечно, к тому присовокупил, бы что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того,

богатство и сильную в воображении краткость

греческого и латинского языка.»

( М.В. Ломоносов)

Особое звучание художественной речи придают … языка

Особое звучание художественной речи придают … языка

Особое звучание художественной речи придают изобразительно – выразительные средства языка.

Особое звучание художественной речи придают изобразительно – выразительные средства языка.

Тема: Изобразительно – выразительные средства  языка.

Тема: Изобразительно – выразительные средства языка.

Цели

Цели

  • Повторение основных видов изобразительно – выразительных средств языка
  • Подготовка обучающихся к выполнению экзаменационного задания на основе комплексного анализа текста
  • Совершенствовать умение определять роль выразительных средств в тексте.
Кроссворд Э С П Г И И П Н Т Р О Е О Р Т Н Н И Б И Я О   М   Л П ы м А н А И А е Н Е Р Т Т Т О а и о   О О Н Н ф   Т е о И А И И з р М м а Ы а И Ы Я  

Кроссворд

Э

С

П

Г

И

И

П

Н

Т

Р

О

Е

О

Р

Т

Н

Н

И

Б

И

Я

О

 

М

 

Л

П

ы

м

А

н

А

И

А

е

Н

Е

Р

Т

Т

Т

О

а

и

о

 

О

О

Н

Н

ф

 

Т

е

о

И

А

И

И

з

р

М

м

а

Ы

а

И

Ы

Я

 

Установите соответствие 1.Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости.  ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ 2.Повторение слова или словосочетания в начале строки.  МЕТОНИМИЯ 3. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки  ОКСЮМОРОН 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.  ГРАДАЦИЯ 5. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты  СИНЕКДОХА 6. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.  АНАФОРА 7. Образное определение  АЛЛЕГОРИЯ 8. Сочетание противоположных по значению слов  ЭПТЕТ 9. Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного  ПЕРИФРАЗА

Установите соответствие

1.Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

2.Повторение слова или словосочетания в начале строки.

МЕТОНИМИЯ

3. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки

ОКСЮМОРОН

4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.

ГРАДАЦИЯ

5. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

СИНЕКДОХА

6. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.

АНАФОРА

7. Образное определение

АЛЛЕГОРИЯ

8. Сочетание противоположных по значению слов

ЭПТЕТ

9. Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного

ПЕРИФРАЗА

Работа  по  карточкам

Работа по карточкам

ВЫПОЛНЯЕМ  тест

ВЫПОЛНЯЕМ тест

Домашнее задание Составить прозаический или поэтический текст на тему: «Красота родного края», используя средства художественной выразительности (10 – 15 предложений) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: 1. Из стихотворений «Как часто пестрою толпою окружен…», «Пророк» выписать все средства выразительности.

Домашнее задание

Составить прозаический или поэтический текст на тему: «Красота родного края», используя средства художественной выразительности (10 – 15 предложений)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Из стихотворений «Как часто пестрою толпою окружен…», «Пророк» выписать все средства выразительности.

Подведем итог

Подведем итог

  • Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока?
  • Что получилось?
  • Что не получилось?
  • Над чем ещё предстоит поработать?
  • Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?
  • Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили ваш эмоциональный отклик?
Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.  

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

 

СПАСИБО ЗА  УРОК

СПАСИБО ЗА УРОК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 10 классе: Средства выразительности.

Автор: Куц Ирина Леонтьевна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
    ["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "113459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410262669"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка в 6 классе  Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания «Зима в Кальтяево» "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-tiema-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-opisaniia-zima-v-kal-tiaievo"
    ["file_id"] => string(6) "153262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420987973"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-sriedstva-vyrazitiel-nosti-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446297125"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "192745"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427518878"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства