Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс
Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс
Краткая аннотация урока «В мире средств выразительности»
Предмет: русский язык
Класс: 7 класс «В»
Тема: «В мире средств выразительности»
Тип урока: урок-открытие нового знания
Цель: Выявить творческие способности обучающихся в стихосложении.
Задачи:
· учить опознавать лексические, синтаксические, фонетические средства выразительности;
· учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
· учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, их выразительное значение, приемы контраста, градации как средств создания картин.
Предметные:
Метапредметные:
Личностные УУД:
– развивать навыки беглого, выразительного чтения с постепенным переходом на чтение про себя;
– находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.
Регулятивные УУД:
– умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация) и выбирать виды деятельности;
– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
– формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари;
– через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, градация, оксюморон, антитеза, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение определенных объектов.
Коммуникативные УУД:
– научить определять главную мысль(идею) произведения;
– формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание;
– развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог;
– развивать умение работать в парах, группах.
– проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
– учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой;
– гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими на ее территории, их талантом;
– воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации и активности обучающихся при изучении и выявлении средств художественной выразительности речи
Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся
Воспитание духовно-нравственных ценностей.
Приобретаемые навыки детей: Когнитивные:
· Умение использовать основные понятия: анафора, эпифора, антитеза, градация (восходящая, нисходящая), сравнение, метафора, метонимия.
· Умение анализировать литературные объекты на предмет выявления средств выразительности речи;
Информационные:
· Умение выстраивать схемы, использовать условные изображения;
· Умение пользоваться литературными источниками;
Аналитические:
· Знание элементов анализа литературных произведений;
· самостоятельно делать выводы по прочитанному.
Нравственный эффект урока предполагает:
· формирование уважительного отношения к слову в литературе как элементу искусства;
· формирование чувства эстетичности, норм речи.
Формы организации работы детей на уроке:
· выполняют задания, выявляют особенности лирических произведений, стихотворных текстов;
Формы организации работы учителя:
· сопровождение электронной презентацией;
· привлечение учащихся к обсуждению особенностей лирических текстов;
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс »
Краткая аннотация урока «В мире средств выразительности»
Предмет: русский язык Класс: 7 класс Тема: «В мире средств выразительности» Тип урока: урок-открытие нового знания
Цель: Выявить творческие способности обучающихся в стихосложении.
Задачи:
учить опознавать лексические, синтаксические, фонетические средства выразительности;
учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, их выразительное значение, приемы контраста, градации как средств создания картин.
Ожидаемые результаты: Повышение мотивации и активности обучающихся при изучении и выявлении средств художественной выразительности речи Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся Воспитание духовно-нравственных ценностей.
Приобретаемые навыки детей: Когнитивные:
Умение использовать основные понятия: анафора, эпифора, антитеза, градация (восходящая, нисходящая), сравнение, метафора, метонимия.
Умение анализировать литературные объекты на предмет выявления средств выразительности речи;
Информационные:
Умение выстраивать схемы, использовать условные изображения;
Умение пользоваться литературными источниками;
Аналитические:
Знание элементов анализа литературных произведений;
самостоятельно делать выводы по прочитанному.
Нравственный эффект урока предполагает:
формирование уважительного отношения к слову в литературе как элементу искусства;
формирование чувства эстетичности, норм речи.
Формы организации работы детей на уроке:
выполняют задания, выявляют особенности лирических произведений, стихотворных текстов;
Формы организации работы учителя:
сопровождение электронной презентацией;
привлечение учащихся к обсуждению особенностей лирических текстов;
электронная презентация по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»
раздаточный материал для обучающихся, инструкция по выполнению группового проекта.
Форма урока: урок-практикум.
Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; изобразительное искусство, литература.
Ресурсы урока: инструкции для команд, поле «заготовок», карточки.
Планируемые результаты:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные УУД:
– развивать навыки беглого, выразительного чтения с постепенным переходом на чтение про себя; – развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь; – находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.
Регулятивные УУД: – умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация) и выбирать виды деятельности; – умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. Познавательные УУД: – формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте; – добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари; – через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию. Коммуникативные УУД: – научить определять главную мысль(идею) произведения; – формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание; – развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог; – развивать умение работать в парах, группах.
– проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов; – учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой; – гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими на ее территории, их талантом; – воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
ХОД УРОКА:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методический комментарий
ФормируемыеУУД
1.Организационный момент
– Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок.
- Язык художественного произведения – это неисчерпаемый источник знаний для нас. Это мир образов и красок, которые наше сознание уникально рисует вслед за авторским пером, когда мы погружаемся в чтение.
Учащиеся выбирают карточку и показывают
Психологический настрой
Личностные УУД Коммуникативные УУД
2. Подготовка к проектировочной фазе
– На уроках литературы мы учимся не только правильно анализировать художественные произведения с точки зрения темы, идеи, авторской позиции, композиционных особенностей, но и с точки зрения ярких образных выражений, которые украшают речь эмоционально.
- Сейчас урок русского языка, мы заглянем в лабораторию художников слова, туда, где слова «превращаются» в метафоры, олицетворения, сравнения, анафоры, эпифоры и другие средства выразительности, которые помогаю сделать речь богатой и образной, привлекательной для внимания читателей. У вас на столах есть большие надписи «Лексические средства выразительности», «Синтаксические средства выразительности», «Фонетические средства выразительности», значит, ваша задача, внимательно прочитать инструкцию и сделать задания.
Высказывания детей.
Правильное чтение инструкции, постановка учебной задачи для групп.
Речевая деятельность: учить правильно управлять дыханием во время разговора.
Работа с инструкцией:
Личностные УУД Коммуникативные УУД
3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Постановка проблемы
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» – Ваша задачи:
Сформулировать определения средств выразительности вашей группы.
Подготовить устное высказывание, ввести понятия, показать примеры из художественных произведений (в карточках-нарезках).
Проанализировать, что вы можете сказать об этих терминах и сделать вывод, для чего они нужны в художественном произведении? – Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке?
Из имеющихся карточек «Копилки», где даны примеры, выбрать примеры средств выразительности, соответствующие названию вашей команды, распределить по терминам.
Раскрасить цветок-картинку (живой стоит на столе), написать миниатюру с применением средств выразительности вашей группы.
Презентовать полученный бюллетень «Лексические средства выразительности», «Синтаксические средства выразительности», «Фонетические средства выразительности», представив свою группу средств выразительности необычным способом.
Мучительно счастлив (А.Пушкин); Ей весело грустить
(А. Ахматова)
– Выразительное чтение отрывков, содержащих эти средства выразительности
Выступление учащихся группы
– Как вы думаете, какую роль играют синтаксические средства выразительности?
Мы можем «услышать» посредством звуков и ассоциаций внутренний мир стихотворения
– Какие настроения могут придавать эти средства выразительности?
(Зависит от приёма построения
– Докажите словами из текстов свои предположения о том, что это именно то или иное средство выразительности.
Ответы учащихся группы
– Сложно ли было их определять?
Ответы учащихся группы
– Какое настроение складывается при прочтении строк из «Копилки»?
– Какие средства выразительности использует автор, чтобы передать состояние природы. – Приведите примеры.
Ответы учащихся.
- Чтение миниатюры о цветке (лимон)
Ответы учащихся.
– Какой вывод можно сделать:
Трудно ли было выполнять задания?
Что можно выразить при помощи синтаксических средств выразительности?
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Какие фигуры использованы в следующих строках?
1. Милый друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьет меня. / Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня! (эпифора ). 2.Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (антитеза). 4. В простом углу моем (инверсия), средь медленных трудов, / Одной картины я желал быть вечно зритель (инверсия). 5. Тыиубогая, / Тыиобильная, /Тыимогучая, I Тыибессильная, / Матушка-Русь! (анафора, антитеза). 6.Милая, добрая, старая, нежная, (градация) / С думами грустными (инверсия) ты не дружись.
Задание
Тест с теоретическим материалом (подсказками)
Ответы учащихся
Рефлексия
– С какими понятиями мы сегодня познакомились?
– Покажите карточкой, с какое настроение у вас после урока.
Оценивание учащихся.
Итог урока
– Помогло ли проектирование познакомиться со сложными понятиями? – Сможете ли вы ориентироваться в средствах выразительности других групп?
Домашнее задание
Из учебника литературы выписать примеры всех средств выразительности, рассмотренных на уроке.
Карточка-шпаргалка «Средства выразительности»
Прежде чем вы будете выполнять эту контрольную работу, ещё раз повторите теоретический материал по средствам выразительности.
- Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши (Кр.).
23. Парадокс - неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод:
- Тише едешь - дальше будешь.
III Синтаксические средства (стилистические фигуры)
1. Инверсия — изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:
- Вывели лошадей. Не понравились они мне.
- Зимы ждала природа.
2. Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:
- Тёркин мой - к огню поближе (Твард.).
- Я за свечку, свечка - в печку (Чук.).
3. Умолчание - незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:
- Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... Уехал... (Ес).
4. Вопросительное предложение - синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт манеру беседы:
- Что же такое эта сигнализация?
- Как выйти из кризиса?
5. Риторический вопрос - вопрос, в котором содержится утверждение:
- Кто же не радовался солнечному лучу?
- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
6.Риторическое обращение-выделение важных смысловых позиций, идей;
- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога (Ес).
7. Риторическое восклицание - для демонстрации высшей точки концентрации чувств:
- О времена, о нравы! (Цицерон).
- Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).
8. Период - синтаксическая структура, в которой 1-ая часть - эпическое повествование, 2-ая — вывод:
- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Каз.).
9. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение;
- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (Леонов).
13. Эпифора - повтор, повторение конечных слов:
- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.).
14. Композиционный СТЫК - повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений:
- О весна без конца и без края, без конца и без края мечта (Бл.).
15. Присоединительные конструкции, парцелляция - разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:
- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали
его ждать.
- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала, Бурлила. Требовала простора.
- На дворе осень. Поздняя (Аст.).
16. Именительный представления - изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания усиливает его звучание:
- Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы нашего времени...
17. Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:
- С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.)
- А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду (Непомн).
18. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды однородных членов, вводные структуры и др. - могут быть средством выразительности:
- Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя
- Фёкла, за доктором! (М.Г.).
- К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.).
Карточка-проверка «Cредства выразительности»
Задание 1
1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)
2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)
object(ArrayObject)#887 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
["file_id"] => string(6) "113459"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1410262669"
}
}