kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая аннотация урока «В мире средств выразительности»

Предмет: русский язык
Класс: 7 класс «В»
Тема: «В мире средств выразительности»
Тип урока: урок-открытие нового знания

Цель: Выявить творческие способности обучающихся в стихосложении.

Задачи:

·        учить опознавать лексические, синтаксические, фонетические средства выразительности;

·        учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;

·        учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение,  звукопись, их выразительное значение, приемы контраста, градации как средств создания картин.

Предметные:

Метапредметные:

Личностные  УУД:

– развивать навыки беглого, выразительного  чтения с постепенным переходом на чтение про себя;

– развивать  словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную  доказательную речь;

– находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.

Регулятивные УУД:

– умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи  и их реализация) и выбирать виды деятельности;

– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД:

– формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;

– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари;

– через  лирическое  произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, градация, оксюморон, антитеза, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение определенных объектов.

Коммуникативные УУД:

– научить определять главную мысль(идею) произведения;

– формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание;

– развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог;

– развивать умение работать в парах, группах.

– проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;

– учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой;

– гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими   на ее территории, их талантом;

– воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации и активности обучающихся при изучении и выявлении средств художественной выразительности речи
Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся
Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Приобретаемые навыки детей:
Когнитивные:

·        Умение использовать основные понятия: анафора, эпифора, антитеза, градация (восходящая, нисходящая), сравнение, метафора, метонимия.

·        Умение анализировать литературные объекты на предмет выявления средств выразительности речи;

Информационные:

·        Умение выстраивать схемы, использовать условные изображения;

·        Умение пользоваться литературными источниками;

Аналитические:

·        Знание элементов анализа литературных произведений;

·        самостоятельно делать выводы по прочитанному.

Нравственный эффект урока предполагает:

·        формирование уважительного отношения к слову в литературе как элементу искусства;

·        формирование чувства эстетичности, норм речи.

Формы организации работы детей на уроке:

·        выполняют задания, выявляют особенности  лирических произведений, стихотворных текстов;

Формы организации работы учителя:

·        сопровождение электронной презентацией;

·        привлечение учащихся к обсуждению особенностей лирических текстов;

·        осуществление контроля знаний учащихся.

Технологические особенности 
- Технические условия: учебный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом
- Используемое оборудование:

·        мультимедийный проектор

·        компьютер

·        экран

·        электронная презентация по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

·        раздаточный материал для обучающихся, инструкция по выполнению группового проекта.

Форма урока:  урок-практикум.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс »

Краткая аннотация урока «В мире средств выразительности»

Предмет: русский язык
Класс: 7 класс
Тема: «В мире средств выразительности»
Тип урока: урок-открытие нового знания

Цель: Выявить творческие способности обучающихся в стихосложении.

Задачи:

  • учить опознавать лексические, синтаксические, фонетические средства выразительности;

  • учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;

  • учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение,  звукопись, их выразительное значение, приемы контраста, градации как средств создания картин.

Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации и активности обучающихся при изучении и выявлении средств художественной выразительности речи
Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся
Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Приобретаемые навыки детей:
Когнитивные:

  • Умение использовать основные понятия: анафора, эпифора, антитеза, градация (восходящая, нисходящая), сравнение, метафора, метонимия.

  • Умение анализировать литературные объекты на предмет выявления средств выразительности речи;

Информационные:

  • Умение выстраивать схемы, использовать условные изображения;

  • Умение пользоваться литературными источниками;

Аналитические:

  • Знание элементов анализа литературных произведений;

  • самостоятельно делать выводы по прочитанному.

Нравственный эффект урока предполагает:

  • формирование уважительного отношения к слову в литературе как элементу искусства;

  • формирование чувства эстетичности, норм речи.

Формы организации работы детей на уроке:

  • выполняют задания, выявляют особенности  лирических произведений, стихотворных текстов;

Формы организации работы учителя:

  • сопровождение электронной презентацией;

  • привлечение учащихся к обсуждению особенностей лирических текстов;

  • осуществление контроля знаний учащихся.

Технологические особенности 
- Технические условия: учебный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом
- Используемое оборудование:

  • мультимедийный проектор

  • компьютер

  • экран

  • электронная презентация по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

  • раздаточный материал для обучающихся, инструкция по выполнению группового проекта.

Форма урока:  урок-практикум.

Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; изобразительное искусство, литература.

Ресурсы урока: инструкции для команд, поле «заготовок», карточки.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные  УУД:

– развивать навыки беглого, выразительного  чтения с постепенным переходом на чтение про себя;
– развивать  словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную  доказательную речь;
– находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.

Регулятивные УУД:
– умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи  и их реализация) и выбирать виды деятельности;
– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
– формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари;
– через  лирическое  произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию.
Коммуникативные УУД:
– научить определять главную мысль(идею) произведения;
– формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание;
– развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог;
– развивать умение работать в парах, группах.

– проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
– учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой;
– гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими   на ее территории, их талантом;
– воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.









ХОД УРОКА:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический    комментарий

Формируемые УУД

1. Организационный момент

 – Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок.





- Язык художественного произведения – это неисчерпаемый источник знаний для нас. Это мир образов и красок, которые наше сознание уникально рисует вслед за авторским пером, когда мы погружаемся в чтение.

Учащиеся выбирают карточку и показывают

Психологический настрой

Личностные УУД
Коммуникативные УУД

2. Подготовка к проектировочной фазе

– На уроках литературы мы учимся не только правильно анализировать художественные произведения с точки зрения темы, идеи, авторской позиции, композиционных особенностей, но и с точки зрения ярких образных выражений, которые украшают речь эмоционально. 

- Сейчас урок русского языка, мы заглянем в лабораторию художников слова, туда, где слова «превращаются» в метафоры, олицетворения, сравнения, анафоры, эпифоры и другие средства выразительности, которые помогаю сделать речь богатой и образной, привлекательной для внимания читателей.
У вас на столах есть большие надписи «Лексические средства выразительности», «Синтаксические средства выразительности», «Фонетические средства выразительности», значит, ваша задача, внимательно прочитать инструкцию и сделать задания.


Высказывания детей.

 





Правильное чтение инструкции, постановка учебной задачи для групп.

Речевая деятельность: учить правильно управлять дыханием во время разговора.

 

Работа с инструкцией:

Личностные УУД
Коммуникативные УУД

3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

 

Постановка проблемы

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года»
– Ваша задачи:

    1. Сформулировать определения средств выразительности вашей группы.

    2. Подготовить устное высказывание, ввести понятия, показать примеры из художественных произведений (в карточках-нарезках).

    3. Проанализировать, что вы можете сказать об этих терминах и сделать вывод, для чего они нужны в художественном произведении? 
      –  Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? 

    4. Из имеющихся карточек «Копилки», где даны примеры, выбрать примеры средств выразительности, соответствующие названию вашей команды, распределить по терминам.

    5. Раскрасить цветок-картинку (живой стоит на столе), написать миниатюру с применением средств выразительности вашей группы.

    6. Презентовать полученный бюллетень «Лексические средства выразительности», «Синтаксические средства выразительности», «Фонетические средства выразительности», представив свою группу средств выразительности необычным способом.

(Слышали ветер, снег, метель, завывание вьюги).

Высказывания детей.

Предположения учащихся.

 

Работа по карточкам

Мотивация к предстоящей деятельности

Портрет

 

 

 

Работа в парах (по карточкам)

Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Помощь в распределении заданий между членами группы, с учётом возможностей обучающихся

Распределение заданий между членами группы

(Звучит аудиозапись, видеоряд.)

Коммуникативные УУД

6. Физкультминутка

У поэта два секрета: рифмы и слова

Разгадать секреты слова нам-ученым не беда.

Мы фантазии раскроем, правильно их назовём,

Ключ к загадкам поэтическим найдём.

Дети выполняют движения.

 

 

7. Самостоятельное чтение стихотворных текстов из «Копилки», распределение их по номинациям средств выразительности

– При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.

Чтение учащимися про себя.

Самостоятельное чтение.

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД

8. Этап реализации построенного проекта

Отчитывается первая группа: «Фонетические средства выразительности»

Презентация проекта 




Работа над текстом стихотворения

Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

– Какие термины вы нам представите? Почему вы называетесь «Фонетические средства выразительности?»

Ответы учащихся группы

– Представление анафоры, эпифоры, ассонанса и аллитерации (объяснение терминов), приведение примеров

 Славься! Сияй, 

солнечная наша коммуна! 

Я вольный ветер,

Я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы...

Скучно нам слушать осеннюю вьюгу...  

Гром гремит, 

Грохочет…

– Выразительное чтение отрывков, содержащих эти средства выразительности


– Как вы думаете, какую роль играют фонетические средства выразительности?

Мы можем «услышать» посредством звуков и ассоциаций внутренний мир стихотворения

– Какие настроения могут придавать эти средства выразительности?

(Зависит от эмоциональной окраски восприятия звуков)

– Докажите словами из текстов свои предположения о том, что это именно то или иное средство выразительности.

Ответы учащихся группы

– Сложно ли было их определять?

Ответы учащихся группы

– Какое настроение складывается при прочтении строк из «Копилки»?

(Радостное, весёлое.)

– Какие средства выразительности использует автор, чтобы передать состояние природы. 
– Приведите примеры.

 Ответы учащихся.

- Чтение миниатюры о цветке (герань)

  Ответы учащихся.

– Какой вывод можно сделать:

  • Трудно ли было выполнять задания?

  • Что можно выразить при помощи фонетических средств выразительности?

 


Отчитывается первая группа: «Лексические средства выразительности»

Презентация проекта 

Презентация проекта

Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД


– Какие термины вы нам представите? Почему вы называетесь «Лексические средства выразительности?»

Ответы учащихся группы




– Представление олицетворения, метафоры, метонимии, сравнения, эпитета (объяснение терминов), приведение примеров

Море смеялось и плакало;

шёлковые ресницы, тонкий слух;

хрусталь уже на столе;

посмотрит-рублем подарит;

солнце красное, тучи чёрные




– Выразительное чтение отрывков, содержащих эти средства выразительности





– Как вы думаете, какую роль играют лексические средства выразительности?

Мы можем увидеть внутренний мир героя, его описание представить




– Какие настроения могут придавать эти средства выразительности?

(Зависит от эмоциональной окраски восприятия звуков)




– Докажите словами из текстов свои предположения о том, что это именно то или иное средство выразительности.

Ответы учащихся группы




– Сложно ли было их определять?

Ответы учащихся группы




– Какое настроение складывается при прочтении строк из «Копилки»?

(Радостное, весёлое)




– Какие средства выразительности использует автор, чтобы передать состояние героя. 
– Приведите примеры.

 Ответы учащихся.




- Чтение миниатюры о цветке (каланхоэ)

  Ответы учащихся.




– Какой вывод можно сделать:

  • Трудно ли было выполнять задания?

  • Что можно выразить при помощи лексических средств выразительности?

 Ответы учащихся.




Отчитывается первая группа: «Синтаксические средства выразительности»

Презентация проекта 




Работа над текстом стихотворения

Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

– Какие термины вы нам представите? Почему вы называетесь «Синтаксические средства выразительности?»

Ответы учащихся группы

– Представление антитеза, градация (восходящая, нисходящая), оксюморон (объяснение терминов), приведение примеров

 Ученье — свет, а неученье — тьма .

Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю.

Мучительно счастлив (А.Пушкин);  Ей весело грустить

 (А. Ахматова)

– Выразительное чтение отрывков, содержащих эти средства выразительности

Выступление учащихся группы

– Как вы думаете, какую роль играют синтаксические средства выразительности?

Мы можем «услышать» посредством звуков и ассоциаций внутренний мир стихотворения

– Какие настроения могут придавать эти средства выразительности?

(Зависит от приёма построения

– Докажите словами из текстов свои предположения о том, что это именно то или иное средство выразительности.

Ответы учащихся группы

– Сложно ли было их определять?

Ответы учащихся группы

– Какое настроение складывается при прочтении строк из «Копилки»?


– Какие средства выразительности использует автор, чтобы передать состояние природы. 
– Приведите примеры.

 Ответы учащихся.

- Чтение миниатюры о цветке (лимон)

  Ответы учащихся.

– Какой вывод можно сделать:

  • Трудно ли было выполнять задания?

  • Что можно выразить при помощи синтаксических средств выразительности?

 

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону



Какие фигуры использованы в следующих строках?

1. Милый друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьет меня. / Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня! (эпифора ). 2. Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым (гра­дация). 3. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (антитеза). 4. В простом углу моем (инверсия), средь медленных трудов, / Одной картины я желал быть вечно зритель (инверсия). 5. Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и мо­гучая, I Ты и бессильная, / Матушка-Русь! (анафора, антитеза). 6.Милая, добрая, ста­рая, нежная, (градация) / С думами грустными (инверсия) ты не дру­жись.























Задание

Тест с теоретическим материалом (подсказками)

Ответы учащихся



Рефлексия

– С какими понятиями мы сегодня познакомились?

– Покажите карточкой, с какое настроение у вас после урока.

 

Оценивание учащихся.









Итог урока

– Помогло ли проектирование познакомиться со сложными понятиями?
– Сможете ли вы ориентироваться в средствах выразительности других групп?




Домашнее задание

Из учебника литературы выписать примеры всех средств выразительности, рассмотренных на уроке.







Карточка-шпаргалка «Средства выразительности»

Прежде чем вы будете выполнять эту контрольную работу, ещё раз повторите теоретический материал по средствам выразительности.

I Фонетические средства (фоника)

1. Аллитерация — повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону:

- Город грабил, грёб, грабастал. (М.)

2. Ассонанс - повторение гласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону:

- Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (H)

3. Звукоподражание - слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер:

- Мяуканье, хихиканье, тараторить, дребезжать,

- Вот дождик вкрадчиво прокапал (Твард.).

4. Интонация - бывает ораторская, эпическая, разговорная,

5. Ритм - создаёт настроение, усиливает эмоциональные средства; ритм может приобретать насмешливую интонацию, имитировать народную песню и т.д.

6. Паузы - бывают: логические — подчеркивают слово в лексике;

- эмоциональные - передают речь неторопливую, взволнованную, объективное повествование.

7. Рифмы - в поэтической речи.

II Лексические средства (тропы)

1. Эпитет — образное, художественное определение предмета, действия (чаще выражается прилагательным; может быть существительным, наречием, глаголом); типы эпитетов; общеязыковые (трескучий мороз); народно-поэтические (красная девица); индивидуально-авторские (мармеладное настроение,- Чехов):

- Золотая роща.

- Заливались весёлые птахи.

- Лазурь небесная смеётся.

- Гордо реет буревестник.

- Поэт - эхо мира.

2. Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого:

- И берёзы стоят, как большие свечки.

- Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста.

- Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена (П.) - (развёрнутое сравнение, т.е. используется сразу два образа)

3. Метафора — слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства:

- Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец (Н.Забол.)

- Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (развёрнутая метафора, т.е. нанизывание метафор).

- Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает.

- Ситец неба голубой.

- Поля шляпы (стёртая метафора)

4. Олицетворение - явления, предметы, изображающиеся как живые существа и наделяемые их свойствами:

- Звезда с звездою говорит.

- Спит черёмуха в белой накидке.

- Время бежит.

5 Метонимия - слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами, явлениями:

- Я три тарелки съел.

- Медь не померкла (доспехи).

- Молчалины блаженствуют на свете (Тр.).

6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот):

- Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

7. Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах)

- Хитрость - в образе лисицы,

- Мужество и сила- в образе Ильи Муромца.

- Красота - в образе Аполлона.

8. Гипербола - преувеличение свойств, качеств:

- Я сто раз говорила.

- Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут

жизни берега (А.К.Т).

9. Литота - преуменьшение свойств, качеств:

- В двух шагах отсюда.

- Ваш шпиц не более напёрстка (Гр.).

10. Перифраза - пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:

- Белокаменная столица (Москва).

- Унылая пора! Очей очарованье (осень).

11. Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии:

- Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для её тряпок - я не в состоянии (П.).

- Мой дорогой, очень дорогой портной (Ч.).

12. Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению; нередко для характеристики персонажа, подчеркивания смысла:

- Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом.

- Потоки патоки.

- Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.)

13. Оксюморон — сочетание логически несовместимых, понятий:

- Убогая роскошь наряда,

- Звонкая тишина.

- «Горячий снег».

14. Синонимы - слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии:

- Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная (контекстуальные синонимы).

- Прошёл месяц. Пробежал второй. Пролетел третий.

15. Устаревшие слова - архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля:

- Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава (П.).

16. Неологизмы - новые слова - общеязыковые или авторские - для создания художественного эффекта:

- Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован (П.).

- Пусть сосны бурей омамаены (Хл.).

17. Просторечная и диалектная лексика - придаёт тексту выразительность, употребляется в речи персонажей:

- А вчерась мне была выволочка (Ч.).

- Пахнет рыхлыми драчёнами, У порога в дежке квас (Ес).

18. Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов; помогают строить текст, придают ему шутливую окраску; средство речевой характеристики персонажа:

- Первый дачный блин вышел, кажется, комом (Ч).

- Дело не в новой метле, а в том, как она метёт

19. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте:

- Ветер, ветер на всём белом свете (Бл.).

- Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный (П.).

20 Крылатые выражения - афоризмы, имеющие авторство:

- Как белка в колесе (Кр.).

- Привычка свыше нам дана, замена счастию она (П.).

21. Пословицы, поговорки;

- Что написано пером, не вырубишь топором.

- Нет худа без добра.

22. Ирония - вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм:

- Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом человеке).

- Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши (Кр.).

23. Парадокс - неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод:

- Тише едешь - дальше будешь.

III Синтаксические средства (стилистические фигуры)

1. Инверсия — изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

- Вывели лошадей. Не понравились они мне.

- Зимы ждала природа.

2. Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:

- Тёркин мой - к огню поближе (Твард.).

- Я за свечку, свечка - в печку (Чук.).

3. Умолчание - незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:

- Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... Уехал... (Ес).

4. Вопросительное предложение - синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт манеру беседы:

- Что же такое эта сигнализация?

- Как выйти из кризиса?

5. Риторический вопрос - вопрос, в котором содержится утверждение:

- Кто же не радовался солнечному лучу?

- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

6.Риторическое обращение-выделение важных смысловых позиций, идей;

- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога (Ес).

7. Риторическое восклицание - для демонстрации высшей точки концентрации чувств:

- О времена, о нравы! (Цицерон).

- Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).

8. Период - синтаксическая структура, в которой 1-ая часть - эпическое повествование, 2-ая — вывод:

- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Каз.).

9. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение;

- Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

- Книга - хранилище знаний, Книга - вместилище всего великого опыта человечества. Книга - неистощимый источник эстетических раздумий.

10. Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:

- Не жалею, не зову, не плачу, ...

- Звериный, чужой, неприглядный мир.

11. Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:

- Глупый осудит, а умный рассудит.

12. Анафора - повтор, повторение начальных слов:

- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (Леонов).

13. Эпифора - повтор, повторение конечных слов:

- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.).

14. Композиционный СТЫК - повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений:

- О весна без конца и без края, без конца и без края мечта (Бл.).

15. Присоединительные конструкции, парцелляция - разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:

- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали

его ждать.

- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала, Бурлила. Требовала простора.

- На дворе осень. Поздняя (Аст.).

16. Именительный представления - изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания усиливает его звучание:

- Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы нашего времени...

17. Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:

- С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.)

- А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленинграду (Непомн).

18. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды однородных членов, вводные структуры и др. - могут быть средством выразительности:

- Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя

- Фёкла, за доктором! (М.Г.).

- К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.).



Карточка-проверка «Cредства выразительности»

Задание 1

1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)


2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)


3. И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком. (С.Есенин)


4. Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте. (Б.Пастернак)


5. Посадили деревья в саду.

Тихо, тихо, чтоб их ободрить,

Шепчет осенний дождь. (Басе)


а) Антитеза; б) градация; в) олицетворение; г) перифраза; д) парцелляция.


Задание 2

1. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек,

Ветер, ветер –

На всем Божьем свете. (А.Блок)


2. Голос безгласия;

Чтоб он молчаньем

Славу пел мою. (К.Бальмонт)


3. Война – жестче нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова. (А.Твардовский)


4. Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)


5. Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)


а) Метонимия; б) олицетворение; в) оксюморон; г) параллелизм, анафора, эпифора, д) гипербола.


Задание 3

1. За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова...

Его товарищи, сыны:

И Шереметьев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин. (А.Пушкин)


2. Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)


3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)


4. Будет льдом покрываться река,

Будут ночью поскрипывать двери,

Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)


5. Мне грустно... оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)


а) Метонимия; б) антитеза; в) оксюморон; г) перифраза; д) анафора.


Задание 4

1. Ты, брат, – это батальон.

Полк. Дивизия. А хочешь –

Фронт. Россия!.. (А.Твардовский)


2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)


3. Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)


4. Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)


5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)


а) Гипербола б) метафора; в) инверсия; г) градация; д) ирония.


Задание 5

1. Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна. (М.Исаковский)


2. Старик с морозца вносит в дом

Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов)


3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,

Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)


4. Собирались на работу ночью. Читали

Донесенья, справки, дела.

Торопливо подписывали приговоры.

Зевали. Пили вино. (М.Волошин)


5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)


а) Парцелляция; б) метафора; в) сравнение; г) лексический повтор; д) эпитет.


Задание 6

1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:

Лета и лица. Мысли. Каждый случай,

Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак)


2. Око зрит – невидимейшую даль,

Сердце зрит – невидимейшую связь.

Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева)


3. Но степь поет. (И.Бунин)


4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)


5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)


а) Метонимия; б) оксюморон; в) сравнение; г) параллелизм; д) парцелляция.


Задание 7

1. Девушка пела в церковном хоре

О всех уставших в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою. (А.Блок)


2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А.Чехов)


3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)


4. Пусть громы небо потрясают,

Злодеи слабых угнетают,

Безумцы хвалят разум свой!

Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин)


5. Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночей, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица. (А.Фет)


а) Градация; б) бессоюзие; в) гипербола; г) антитеза; д) анафора.


Задание 8

1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,

Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,

Если я позову Тебя, стоны услышишь,

А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)


2. Он человек! Им властвует мгновенье,

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)


3. Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)


4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)


5. Вся жизнь, ненужно изжитая.

Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)


а) Перифраза; б) метафора; в) метонимия; г) градация; д) эпифора.


Задание 9

1. Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)


2. О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле. (А.Блок)


3. Шепот ли, шорох иль шелест –

Нежность, как песни Саади. (С.Есенин)


4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)


5. Гремят отдвинутые стулья;

Толпа в гостиную валит;

Так пчел из лакомого улья

На ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)


а) Градация; б) звукопись; в) сравнение; г) метафора; д) парцелляция.


Задание 10

1. Таскали – то кирпичик, то полено,

То бревнышко. И прятались. (А.Блок)


2. Снег, словно мед ноздреватый,

Лег под прямой частокол. (С.Есенин)


3. Двери вдруг заляскали,

будто у гостиницы

не попадает зуб на зуб. (В.Маяковский)


4. Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)


5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)


а) Сравнение; б) парцелляция; в) оксюморон; г) звукопись; д) метонимия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс

Автор: Кудрявцева Татьяна Александровна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246116

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Повторительно-обобщающий урок русского языка в 8 классе на тему «Разделы науки о языке в их связи с выразительными средствами языка». "
    ["seo_title"] => string(150) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-na-tiemu-razdiely-nauki-o-iazykie-v-ikh-sviazi-s-vyrazitiel-nymi-sriedstvami-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "113459"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410262669"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка в 6 классе  Тема: Подготовка к написанию сочинения-описания «Зима в Кальтяево» "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-tiema-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-opisaniia-zima-v-kal-tiaievo"
    ["file_id"] => string(6) "153262"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420987973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства