Организационно-мотивационный этап | Проверит готовность учащихся к уроку Мотивировать учащихся на работу на уроке, побуждать к получению нового знания | Мотивация. Прозвенел опять звонок. Начинается урок. Я тетрадочку открою И как надо положу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь! | Проверяют свою готовность к уроку; Занимают правильную посадку за столом; Настраиваются на предстоящую работу. |
| Повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания. Развитие внимания, мышления, повторение правил проверки орфограмм в корне слова, знаний частей речи. Отработка свободного выполнения соединений букв Повторить знания о предложении и тексте, подготовить к определению темы урока. | Актуализация знаний Работа в тетради. -Откройте тетради, запишите число, классная работа 1.Минутка чистописания На доске написаны слова: ст..рик л…нивый в…сит - Прочитайте слова. Определите, что в них общего? Чем различаются? - Докажите сою точку зрения. - Цепочку для минутки чистописания составим из 3-х букв. Первая – обозначает мягкий согласный звук в имени существительном. Вторая – твердый согласный звук в глаголе. Третья – безударный гласный в имени прилагательном. - Что это за буквы? На доске: Рте Тер Ерт Запишите цепочку в тетрадь, соблюдая закономерность ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика) 2. Работа с предложениями. На доске появляется запись: Вечером поднялась_______. Засвистал в соснах________. Сухой _____ закружился по земле. С неба повалили белые ______. - Прочитайте. Что затрудняет понимание смысла прочитанного? Какого члена предложения не хватает? Предлагаются подлежащие: метель, ветер, хлопья, снег -Добавьте подходящие подлежащие. Запишите предложения. Подчеркните главные члены. - Определите, какие предложения по цели высказывания у вас получились? По интонации? | Приступают к оформлению работы в тетради. Читают слова, определяют, что пропущена орфограмма безударная гласная в корне слов. Доказывают, подбирая проверочные слова, записывают у доски. старик – стар, ленивый – лень, висит-виснет Отмечают, что записаны слова разных частей речи: старик (кто?) – имя существительное ленивый (какой?) – имя прилагательное висит (что делает?) - глагол Ученики определяют, что это буквы р,т,е Ученики выявляют закономерность, красиво и аккуратно прописывают буквы Ученики отмечают, что не понятно о ком и о чем говорится в предложениях. Определяют, что не хватает подлежащих. Записывают получившиеся предложения. Разбирают, указывая главные члены. Анализируя предложения, приходят к выводу, что все предложения по цели высказывания повествовательные, по интонации невосклицательные. |
| Мотивация учащихся к определению темы урока на основе имеющихся знаний | - Можем ли назвать записанные нами предложения текстом? Докажите свою точку зрения. - Какова тема данного текста? - Определите тему нашего урока? Чему будем учиться? Учитель обобщает. Открывает тему урока: «Типы текста». Определяет учебные задачи. - Сегодня продолжим работу с текстом. - Научимся различать разные типы текста по их речевой задаче. ФИЗМИНУТКА (подвижные упражнения) | Ученики высказывают разные точки зрения. Приходят к выводу, что записан текст (несколько предложений связанных между собой по смыслу, все предложения объединены одной темой) - предположения учащихся (будем работать с текстом) |
Операционно-деятельностный этап. | Наблюдение над разными речевыми задачами текстов; учить различать тексты: повествование, рассуждение, описание. Учащиеся учатся наблюдать, рассуждать, выделять главное, делать выводы. | Работа в парах. Учащиеся получают листки с заданиями, на которых написаны три разных текста. Выполняют задания. 1.Прочитайте текст. 2.Что общего в этих рассказах? 3.Чем отличаются? - Прочитайте еще раз первый текст. 1.Мне купили новый большой мяч. Мы с папой встали рано утром и пошли в универмаг за мячом. В универмаге мы сразу нашли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый. -Что мы из него узнали? Этот рассказ даёт ответ на вопрос: «Что произошло?» Это текст повествование. (схема на доске) - Прочитайте второй текст. О чем он? 2.Купили мне большой мяч. Купили потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось купить новый. -Чем этот текст отличается от первого? В этом тексте дается ответ на вопрос: «Почему?». Это текст рассуждение. (схема на доске) - Прочитайте третий текст. Что вы можете о нем сказать? 3.Купили мне новый большой мяч. Он сине-красный с жёлтой полоской посредине. Красивый мяч. В нем много имён прилагательных, описывается новый мяч, даётся ответ на вопрос: «Какой?». Это текст описание. текст На доске схема: Повествование Что произошло? Описание Какой? Рассуждение Почему? Проверьте правильность ваших выводов, прочитав правило в учебнике на стр.78 -Пользуясь схемой, составьте алгоритм, как определить тип текста? Алгоритм. 1.прочитай текст. 2.определить, на какой вопрос дается ответ в тексте. 3. по вопросу и содержанию определить тип текста - Попробуйте определить тип текста, который мы записали в самом начале урока. | Ученики читают тексты. Выслушивают мнение разных групп. Определяют, что все они о мяче. Рассказывается по-разному. Работая в парах, учащиеся определяют, что узнали как папа и сын покупали мяч. В тексте сообщается об этом событии. Работая в парах, определяют, что в данном тексте объясняется, почему купили мяч, раскрываются причины этого действия. Работая в парах, отмечают. Что в тесте описывается новый мяч, отмечают имена прилагательные. Ученики читают и заучивают правило. Работая в парах, ученики предлагают порядок выполнения действий по определению типа текста. Ответы анализируются, выбирают самый подходящий. Результат фиксируется на доске. Определяют, что это текст повествование, так как рассказывается о том, что произошло вечером. |
| Учить определять различные типы текста, применять полученные знания. | Работа с учебником: стр.78-79 - Сейчас постараемся применить свои знания и определить тип текста, работая с упражнениями учебника.. Упр.123 – 1) повествование 2)описание 3) рассуждение (дается ответ на вопрос: «Почему красный сигнал светофора запрещающий?») Упр.124 – Прочитайте. Определите, какой перед вами текст? Докажите. - Спишите, подчеркивая волнистой линией имена прилагательные. Подведём первый итог нашей работы: - Как отличить текст повествование? Описание? Рассуждение? | Читают задание. Определяют тип текста. Читают задание. Определяют тип текста. Доказывают, что это текст-описание, так как используется много имен прилагательных, обозначающих признак предметов, описывающих их свойства. Повторяют правило. |
Итогово-рефлексивный этап. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка | Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения. Сегодня на уроке : Домашнее задание: упр.125 стр.79, выучить правило стр.78 | Учащиеся дают ответ на предложенные вопросы (устно или письменно на листах самооценки) Записывают задание в дневник. |