Урок русского языка
5 класс
УМК Е.А.Быстровой
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Авторы: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, И.Р.Калмыкова, Е.С.Юрьева. М., «Русское слово». 2012 г.
Тема урока: «Типы речи».
Целеполагание:
1. Углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, повествования, рассуждения.
2. Развивать умение определять типы речи по ряду приёмов, составлять тексты разных типов, выразительно читать художественный текст, анализировать текст.
3. Воспитывать внимательное отношение к разным типам речи, умение общаться в разных ситуациях.
Цели для учащихся:
- Познакомиться с тремя типами русской речи; уметь определять функционально-смысловые типы речи;
- научиться отличать их друг от друга;
- уметь создавать небольшие тексты (описание, повествование, рассуждение)
в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи.
Задачи:
Дидактические: обеспечить в ходе урока усвоение отличительных признаков типов речи, организовать сопутствующее повторение термина «речь».
Воспитательные: обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей (любовь и внимание к животным);
Развивающие: развивать познавательный интерес школьников (проблемные ситуации, проблемный диалог, в домашнем задании – применение полученных знаний при написании сочинений)
Общеучебные умения, формируемые на уроке: слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.
Планируемые результаты:
Личностные:
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Познавательные:
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- строить монологичное высказывание;
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Оборудование: интерактивная доска; раздаточный материал для учащихся (тексты); схема «Типы речи»; карты оценивания; тесты; анкета.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Формы и методы работы: беседа, наблюдение, работа с учебником, учебная дискуссия, индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
II. Актуализация опорных знаний.
- Что такое речь? (Это язык в действии, это использование языка для общения и в процессе общения)
- Что значит «владеть речью»? (Уметь общаться)
- Что имеем в виду, когда говорим «я умею общаться»? (Умею не только говорить, но и умею задавать вопросы собеседнику, прошу его уточнить мысль, высказываю пожелания, просьбу, выражаю своё согласие или несогласие, умею начать разговор, поддержать его, вести диалог в соответствии с ситуацией.)
- Всё это нам, ребята, сегодня пригодится.
III. Мотивация.
- Ребята, послушайте шуточное стихотворение и определите, о чём говорится в начале стихотворения, о чём – дальше и о чём - в конце стихотворения?
В стране Русского языка, в городе Культуры речи на улице Содержания высказывания под деревом сидели трое…
Первый очень странный тип-
Целый день в теньке сидит.
Никого не замечает-
Рассуждает, рассуждает:
Хватит ли до лета дров?
Нужен ли букет цветов?
И зачем соседка Машка
Глазки строит другу Сашке?
И второй тип непростой.
Сообщает день – деньской,
Словно сводка новостей,
Полон всяких он вестей.
Обо всём на свете знает,
Ничего он не скрывает
И расскажет нам чудак
Что, зачем, когда и как.
Третий тип нас не обидит!
Он опишет всё, что видит.
Он расскажет, кто какой –
Птица, рыба, зверь лесной:
Белка – рыжая подружка,
Лапки мягки, как подушка,
Ту зверушку, без проблем,
Ты не спутаешь ни с кем!
Вот цветок на тонкой ножке
Тянет ввысь тычинки – рожки,
Голубые лепестки
Так прозрачны и легки.
Третий тип опишет льдинку,
Камень, снег, в лесу тропинку,
Даже крошечка енот
От него не ускользнёт.
Кто такие здесь сидят?
Каждому помочь хотят
Очень мудрым, умным быть
И красиво говорить!
- Так о чём будем говорить на уроке?
- А зачем это нам нужно?
- Как вы думаете, в каких ситуациях вы будете использовать повествование? Описание? Рассуждение?
- На уроках литературы используем типы речи в разных ситуациях. Например, когда вы пересказываете сюжет произведения, описываете внешность героя, определяете черты его характера.
- А когда рассказываете правило или делаете синтаксический разбор? А в быту, в повседневной жизни, нужно ли нам знать типы речи?
IV. Работа по теме урока. Освоение нового материала.
- Слово учителя.
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
- Внимательно прочитайте теоретический материал параграфа 10 учебника на с.43-44
и составьте по нему схему, таблицу или рисунок на тему «Типы речи». Расскажите, в чём заключается отличие всех типов речи друг от друга.
2. Учитель напоминает о соблюдении правил работы в группе:
· говорить по очереди;
· внимательно слушать друг друга;
· не перебивать;
· коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;
· помогать и просить о помощи;
· давать и просить пояснения;
· принимать групповые решения и приходить к единому мнению;
· соблюдать регламент, дисциплину.
3. Работа в группах:
· «эксперт» — после выполнения задания от имени своей группы зачитывает выполненное задание;
· «секретарь» — записывает задания;
· «оценщик» — наблюдает работу каждого члена своей группы и оценивает по соответствующим критериям, которые заранее отмечает учитель в карте оценивания (учитель раздает каждой группе карты оценивания);
· «хронометражист» — засекает время, отведенное для выполнения каждого задания.
Составление схемы, таблицы, рисунков (по выбору группы).
- Представьте содержание каждого текста в фотографиях. К какому тексту достаточно 1 фотографии? К какому надо несколько? К какому невозможно сделать фотографий?