Цель: Знакомство учащихся с правилом написания мягкого знака на конце имен существительных(в начальной форме) после букв шипящих, формирование умения распознавать существительные мужского и женского рода.
Задача:
Организовать на уроке работу с правилом написания мягкого знака на конце имен существительных(в начальной форме) после букв шипящих.
Развивать внимания, умение логически рассуждать, делать выводы и обобщать, развивать речь.
3) Воспитывать бережное отношения друг к другу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка Тема: “Снова о мягком знаке”»
Тема: “Снова о мягком знаке” Цель: Знакомство учащихся с правилом написания мягкого знака на конце имен существительных(в начальной форме) после букв шипящих, формирование умения распознавать существительные мужского и женского рода.
Задача:
Организовать на уроке работу с правилом написания мягкого знака на конце имен существительных(в начальной форме) после букв шипящих.
Развивать внимания, умение логически рассуждать, делать выводы и обобщать, развивать речь.
3) Воспитывать бережное отношения друг к другу.
ХОД УРОКА:
I. Минутка вхождения в день
-Настал новый день. Я улыбнулась вам и вы улыбнулись друг другу.
Ребята, посмотрите, как хорошо на улице!
Деревья пробудились от зимнего сна.
Светит яркое солнышко.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
И от этого на сердце становится легко и радостно!
А с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Я очень рада, что у вас прекрасное настроение.
Можно начинать урок!
Объявление темы:
Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. А для этого вам надо быть внимательными и активными. От вашей работы зависит, сумеем ли мы создать картину пробуждения весны.
II. Организационный момент
Урок русского языка
Какое сегодня число? Запишем.
III. Минутка чистописания
- Прочитайте скороговорку.
ШЕСТЬ МЫШАТ В ШАШЛАШЕ ШУРШАТ.
- Какой звук слышится? Дайте характеристику звука [ш]
- Какие ещё знаете шипящие согласные?
- Красиво запишите буквы шипящих звуков.
Ш Щ Ч Ж
IV. Словарная работа. Актуализация знаний об имени существительном
- Найдите в скороговорке слово, которое обозначает постройку из жердей, покрытую ветками, соломой, травой. (шалаш)
- Какой частью речи является слово шалаш?
- Докажите.
- Что вы знаете об имени существительном?
- Чем интересно слово шалаш?
V. Актуализация знаний о мягком знаке
- Отгадайте загадку.
Мягкий голос, мягкий шаг
Это буква…. (мягкий знак)
- Что знаете о букве мягкий знак в словах?
1) Обозначает мягкость согласных звуков.
2) Является разделительным знаком.
3) Указывает на форму слова.
- Распределите слова в 3 столбика.
КАПЕЛЬ, РУЧЬИ, ЛИСТЬЯ, БЕРЕЧЬ, ДЕНЬКИ, МЫШЬ.
- В какой столбик запишем слово мышь?
- Какую работу выполняет в нем мягкий знак?
- Значит не все мы ещё знаем о нем.
- Итак сегодня мягкий знак снова у нас в гостях. Познакомимся ещё с одним его секретом.
VI. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
ГРАЧ, ВЕЩЬ, ДУШ, НОЧЬ, ГЛУШЬ, ПЛАЩ.
- Чем похожи слова?
- Чем отличаются?
- Над какой темой будем работать?
- Какой вопрос возникает?
- Ответ находится в этих словах.
- Главное – внимательно наблюдать.
- Запишите слова в 2 столбика.
Ж.Р М.Р.
Вещь Грач
Ночь Душ
Глушь Плач
- Что объединяет слова каждого столбика и отличает их от слов другого?
- Сделайте вывод.
- Какую функцию выполняет мягкий знак?
- Сверим ваш вывод с правилом в учебнике (учебник с. 180)
VII. Физминутка. Гимнастика для глаз.
VIII. Первичное закрепление. Знакомство с алгоритмом.
а) Как вы будете действовать, чтобы правильно написать имя существительное с шипящим согласным на конце?
1) Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.
2) Если это существительное в начальной форме, определи род.
3) Если слово Ж.Р. – Ъ
М.Р. - - Пользуясь алгоритмом, распределите слова по столбикам.
БРОШЬ, ДИЧЬ, СТРИЧЬ, ЛЕЩ, ОБРУЧ.
б) Самостоятельная работа (дифференцированная, по группам)
I группа“Горицвет”
Тетрадь-задачник с.31 у. 514
- Что такое синонимы? (1 ученик за доской)
II группа“Снежный колокольчик”
- Найти место мягкого знака в тексте “В цирке” (карточки)
III группа“Прострел”
Тетрадь-задачник с.30 у.513
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ. ИТОГ.
в) Работа в парах
Полоски – солнечные лучики.
- Составьте из слов солнышко.
- Мальчики – из существительных мужского рода.
- Девочки – из существительных женского рода.
- Расставьте карточки по порядку номеров.
- Какое слово получилось? УМНИЦА
IX. Самооценка
От солнечного тепла прогревается земля и все лесные полянки покроются разноцветным ковром из подснежников.
- А вот каким будет наш ковёр, зависит от того, как вы оцените свою работу на уроке (прикрепляют подснежники на полянке)