- Организ. момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок.
Станьте ровно, распрямитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Ребята, сегодня у нас урок русского языка из блока « Правописание». Но урок не простой. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить много заданий. Работать нам нужно дружно, быстро, помогая друг другу. Поэтому предлагаю начать работу с орфографической разминки.
- Орфографическая разминка.
- Запись числа и классной работы.На дополнительной доске написаны слова с пропущенными буквами:
Легкий, солнце, заснул, флаг, тропинка, аллея.
- Запишите слова, обозначьте орфограмму. (самопроверка)
* открываем одну букву.
2. Актуализация знаний
- Для чего мы изучаем русский язык? (это наш родной язык, чтобы грамотно писать, читать, развивать словарный запас).
- А что необходимо нам знать, чтобы грамотно писать? (различные правила).
Формулирование темы урока.
- Сегодня мы будем повторять орфограммы, связанные с написанием только одной части речи.
- Какой, определите, прочитав по буквам, найденных вами орфограмм в словах первой строки.
- Какая тема урока?
- Что мы будем делать на уроке?
- Сформулируйте тему урока(правописание глаголов). Наш урок один из последних, заканчивающих тему "Глагол", через урок - контрольная работа.
- Сформулируем цели.
- Правильно, мы сегодня на уроке будем совершенствовать свои навыки в правописании глаголов, самоорганизации и самоконтроле.
- А зачем нам это нужно? (чтобы правильно, грамотно писать, самому уметь организовывать и контролировать свою работу).
- Какие средства нам помогут? (учебник, тетрадь, компьютер, алгоритмы).
- Состав глагола. Работа в парах.
Я несла на наш урок интересные глаголы, но они у меня все рассыпались. Помогите мне их собрать.( каждая пара собирает пазл-глагол, записывает его в тетрадь и разбирает по составу)
1 пара – перемерзают
2 пара– загрустили
3 пара – находится
4 пара - призадумался
Проверка
5. Стадия осмысления.
- Чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов, поработайте устно с раздаточными карточками в группах.
- Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке.
1группа: Раскрой скобки.
Сформулируй правило о написании не с глаголами.
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.
Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.
2 группа: Выбери нужное окончание.
Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени.
У двери стоял ( о, а, и) маленький ребенок.
В шкафу стоял ( о, а, и) хрустальная посуда.
Среди грядок стоял ( о, а, и) соломенное чучело.
На полке стоял ( о, а, и) разные книги.
3 группа: Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей.
Тише едеш(?) – дальше будеш( ? ).
Нужно береч(?) платье снову, а честь смолоду.
Спряч(?) вещи в шкаф.
4 группа: Вставь пропущенную гласную.
Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов.
Смотр…т, готов…т, мо…т, терп…т, верт…т, успоко…тся,
называ…тся, гон…тся, любу…тся, отреза…т.
4 группа: Вставь пропущенную гласную.
Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов.
Декабрь год конча..т, а зиму начина…т.
Собака помн…т , кто ее корм…т.
5 группа: Сформулируй правило о написании ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах.
Дети пошли купат(?)ся на озеро.
Они веселят(?)ся и громко кричат.
Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать друзья начните.
- Составление опорной схемы по презентации после ответа учащегося от каждой группы. 1Если окончание ударное, спряжение определить легко.
2Если окончание безударное, то образуем форму 3-го лица множественного числа (в этой форме иногда можно ясно услышать окончание: -ут, -ют, или -ат, -ят). или начальную форму
3Если в начальной форме глагол оканчивается на -ить (кроме брить, стелить), то это глагол 2 спряжения.
4Если в начальной форме глагол не оканчивается на -ить и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол 1 спряжения.
хоровое повторение правил.
4.)Самостоятельная работа.
ТЕТРАДЬ
5.) « Найди ошибки».
Февраль. Толстый слой снега покрываит землю. Ветер нераскидывает его, а строет сугробы. Во время сильных холодов нужно береч нос, щёки. Солнце поднимаеца выше и сильнее греит землю.
Тест. (на карточках)
Оценка своей деятельности. МОЛОДЕЦ
Обвести в кружок букву правильного ответа.
1. Ребятишки мастерил… весёлых зверей.
а) -а
б) -о
в)
м) -и
2. Таня усадил… малышей в кружок.
о) -а
м) -о
н)
о) -и
3. Воробей сидел… на ветке.
е) -а
о) -о
л)
у) -и
4. Молоко вскипел… на плите.
з) -а
о) -о
в)
д) -и
5. Ворона каркал… в гнезде.
д) -а
п) -о
р)
с) –и
6. Ученик делал… уроки.
з) -а
и) -о
е)
к) –и
7. Гости пришл… на урок.
з) -а
и) -о
к)
ц) –и
6. Стадия рефлексии.
- Над какой темой сегодня работали на уроке? (Правописание глаголов)
- Какие правила мы повторяли? (Правописание мягкого знака в глаголах;
-Правописание личных безударных окончаний глаголов; Не с глаголами;
-Какие орфограммы вызывают у вас затруднение?
-Что необходимо сделать, чтоб преодолеть эту трудность?
-Какие задания были наиболее интересными?
- Орфограммы какой части речи повторяли?
Самооценка своей деятельности на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, подобрав полоску с определенным цветом.
Красная - я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился правильно определять орфограммы глаголов и могу помочь другим.
Синяя - Я считаю, что могу правильно определять орфограммы глаголов, но мне ещё нужна помощь.
Желтая - Я считаю, что было трудно на уроке.
Домашнее задание.